В данной презентации представлен опыт работы учителя начальных классов по формированию читательской активности у обучающихся (с 1 по 4 класc) средствами внеурочной работы. Кратко представлена программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию, где чтению и книге принадлежит одна из ведущих ролей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Читательский дневник. Из опыта работы. »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №3 Ленинский район г.Екатеринбурга 4 класс «Г»
Читательский дневник класса
(2010-2014 годы)
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В.А. Сухомлинский
Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни,
надо ввести его в мир книг.
В.А.Сухомлинский
В связи с этим нами была разработана программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию, где чтению и книге принадлежит одна из ведущих ролей.
В первом классе начали работу со сказов «детского тома» П.П.Бажова, так как творчество Бажова отвечает естественному желанию человека знать традиции, нормы поведения, практику ведения хозяйства, особенности человечества: общение в той социальной среде, которую называют «родной край»
Знакомство началось со сказа «Серебряное копытце». Однако, многие дети знают сказ по мультфильмам Свердловской киностудии (1978 г.) и Союзмультфильм (1977 г.)
После прочтения сказа и просмотра мультфильмов, дети сравнивали услышанное и увиденное, отвечая на вопрос: «Что интереснее – читать (слушать) или видеть и почему?».
Иллюстрировали сказ рисунками и поделками.
Большинство детей ответили, что читать интереснее, так как «… много нового узнаёшь…». Вот некоторые ответы ребят:
«…Из сказа узнал, как плохо быть сиротой и жить среди чужих людей…»
(Кубланов Матвей)
«…В мультфильме Дарёнка какая-то бездельница, а в сказе хлопотунья: кашу варит, прибирает в избушке…»
(Койкова Кристина)
Итогом работы над сказом стал кроссворд «Серебряное копытце»
По вертикали:
1. Представитель владельца на заводе, главное лицо. 2. Бедняк, испытывающий чувство горести. 3.Временная легкая деревянная постройка, сарай. 4. Крытая лавка с подъемной крышкой около печки, где делается вход в подполье (уменьшительное). 5. Мелкое имущество, домашние вещи.
6. Помощник. 7. Чудесный персонаж в сказе «Серебряное копытце».
п
п
о
г
х
д
ж
о
б
а
л
и
е
л
р
б
р
т
е
б
а
к
ч
з
к
г
о
и
н
и
у
а
к
к
н
о
п
м
а
х
в
р
н
с
а
и
п
и
и
к
н
з
г
ц
о
я
а
м
л
л
о
с
у
з
л
р
о
о
р
ч
н
и
ю
б
ж
т
н
е
и
н
о
н
н
к
к
и
а
к
о
а
з
е
л
По горизонтали:
1.Драгоценный камень. 2. Главная героиня сказа «Серебряное копытце». 3. То же, что и умница. 4. Жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. 5. Засоленное мясо. 6. Широкий и длинный овраг (уменьшительное). 7. Главный герой сказа. 8. Кошка.
После посещения Дома-музея П.П.Бажова и прочтения других сказов («Огневушка поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец») в классе была проведена игра «Умники и умницы» по прочитанным сказам П.П.Бажова.
Всем ребятам запомнился праздник «В мире сказов П.П.Бажова» . В постановке принимали участие сами дети и старшеклассники. Вот что получилось:
Танцы с Огневушкой поскакушкой…
Хозяйка медной горы…
Наша Дарёнка…
2011-2012 год. Во втором классе ребята продолжили знакомство со сказами П.П.Бажова «о тайной силе». Это такие сказы как «Хозяйка медной горы», «Великий Полоз». После прочтения дети разгадывали ребусы и решали кроссворды:
1. Дополни название сказа: "Серебряное....."
2. Ценный камень уральских гор
3. Прозвище старика, взявшего на воспитание сироту.
4. Как звали эту сиротку?
5. "Где козлик скакал, люди камешки находить стали....." Какие?
6. Дополни название сказа: " ... змейка."
7. Дополни название сказа: "Таюткино ..."
8. Уральские горы богаты рудой, из которой выплавляют...
Что?
9. Гигантский змей, хранитель золота.
10. Что мечтал сделать из камня Данила?
Сказы П.П.Бажова
3
2
1
5
4
6
7
9
8
10
Знакомство со сказами П.П.Бажова закончили произведениями о мастерах: «Железковы покрышки», «Иванко-крылатко», «Чугунная бабушка», «Живинка в деле». Итогом работы стал
большой кроссворд «Мастера в сказах Бажова»
2012-2013 год. В третьем классе ребята продолжили знакомство с произведениями уральских писателей. Они познакомились с произведениями Д.Н.Мамина-Сибиряка:
Прочитав «Серая шейка», «Алёнушкины сказки» ребята составляли и решали кроссворд.
Прочитав рассказы «Приёмыш», «Зимовье на Студёной», «Богач и Ерёмка», «Емеля-охотник» выполняли такое задание:
«Составь пары так, чтобы каждому охотнику (сторожу) соответствовала его собака:
Соболько
Тарас
Музгарко
Емеля
Елеска
Ерёмка
Богач
Лыско
По прочитанным произведениям писали сочинения на тему «Какая собака из рассказов Д.Н.Мамина-Сибиряка мне нравится?»
На этом знакомство с уральскими писателями
не закончилось…
Читая книги Светланы Аркадьевны Лавровой «Потешные прогулки по Уралу», «Удивительный Урал», открыли для себя много неизвестного о родном крае…
Особенно запомнилась встреча с писательницей в Камерном театре. Ребята задавали вопросы по произведениям Лавровой и не только…
Бумеранг чтения, запущенный Светланой Лавровой, поймали наши девочки Ульяна и Лиза. В подарок ребята получили книгу с
автографом писательницы…
2013-2014 г. В четвёртом классе в круг нашего чтения вошли повести из списка «100 книг по истории и литературе народов Российской Федерации, рекомендованных школьникам к самостоятельному прочтению».
А.Н.Рыбаков «Кортик». После чтения ребята с помощью литореи (тайнописи, о которой узнали из повести) отвечали на вопросы: «Какие книги ты любишь читать?» Одни из ребят использовали простую литорею, когда алфавит используется без букв ё, й, щ, записывается в две строки. Буквы из первой строки заменяются буквами из второй строки и наоборот.
а
р
б
с
в
г
т
д
у
ф
е
х
ж
ц
з
ч
и
ш
к
л
ъ
м
ы
н
ь
э
о
ю
п
я
А.
Л-
Б ..
Х₀
М - -
В …
Ц ₀ ₀
Н - - -
Ч ₀ ₀ ₀
В мудрой литорее первые 10 букв обозначаются точками, второй десяток – чёрточками, а третий – кружочками.
Особый интерес четвероклассники проявили к повести А.А.Лиханова «Последние холода», так как книга эта – об их ровесниках – ребятах тылового города в самом конце Великой Отечественной войны.
Отзывы на книгу:
«…Книга А.Лиханова написана так трогательно, проникновенно, убедительно, что невольно при её чтении я с трудом сдерживала слёзы. Я представляла тот холодный, голодный апрель 1945 года, когда все готовились к счастью и миру, голодуха отступала медленнее, чем враг…».
«…Эта книга о том, как ребёнок становится взрослым не тогда, когда достигает совершеннолетия, а тогда, когда принимает на себя ответственность за других, как Вадим за свою сестру Марию…»
Ученики нашего класса приняли участие в районном конкурсе «Любители чтения». Там они представили своего ГЕРОЯ…
Мы сказ вам свой хотим представить,
Про мальчика, что всех приятней.
Ведь равнодушным не оставит,
Сюжет о жизни непростой.
Любимый наш герой – мальчишка,
Живёт он в этой детской книжке,
Среди других, как он ребят,
Не зная устали, готовый помогать.
Ведь он запал нам сразу в душу,
Красивый, сильный и надёжный,
Он смелый, чуткий, самый лучший,
На нас, немножечко, похожий.
Он статный, с выправкой отличной,
В красивой форме без изъяна,
Интеллигентный и приличный
Он волевой и постоянный.
Коль нужно, может всем помочь он
Друзей не бросит, остальным – подскажет...
Как создал дружную команду,
Она - на самом деле - класная!
Вот перед вами мы стоим,
Такие же, как та команда.
В мечту поверили свою,
Простую, светлую, без фальши.
( В неё и буду верить дальше!)
Так пусть же чудеса заполнят,
Сегодня каждого сердца,
И все мы лучшее лишь вспомним,
Не будет радости конца!
А.П.Гайдар «Тимур и его команда».
О несомненном стойком интересе к чтению учащихся нашего класса свидетельствует то, что за 2013-2014 учебный год из школьной библиотеки было нами взято 237 книг: В.Крапивина, В.Бианки, А.Сент-Экзюпери, Э.Успенского, Л.Кэррола, Р.Киплинга, В.Драгунского, Л.Лагина, В.Чаплиной, С.Лагерлёв и многих других авторов. Провели множество литературных уроков, посетили Американский Информационный Центр…
Хочется надеяться, что и впредь эти ребята останутся верными друзьями книги…
Когда читаешь книгу по страницам,Когда читаешь книгу по словам,Ты открываешь в разум свой дорогу птицам…Тем белым самым умным голубям…