kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС».

Речь - это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни.

Изучение новой темы на уроках русского языка всегда начинаю с вопросов самих учащихся: « Что я знаю об этом, что хотел бы узнать». Безусловно, вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка, развивают способность отделять известное от неизвестного. Незнание чего-то пробуждает желание узнавать, активизируется мышление, дети глубже проникают в тему. С первого года обучения, с целью лучшего запоминания информации на уроках русского языка ведется «банк правил», своего рода «учебник для себя», в котором тщательно отбирается материал для «сбережения»- сведения, которые необходимо запомнить. Ребята пользуются своими «вкладами» при необходимости на всех видах работ, кроме контрольных. Закрепить написание словарных слов помогает «Словарик - Смешарик», в котором ученики отражают способ запоминания. Эта работа всегда носит творческий характер. Придя в класс, ребята обмениваются этой информацией, что, безусловно, помогает развить память, воображение, мышление, речь и повысить грамотность. Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет подражать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Создание нестандартных ситуаций способствует развитию познавательного интереса к учебному материалу, активности обучающихся и снятию усталости. В 1 и во 2 классах мы с детьми часто отправляемся в уроки- путешествия, где некая история служит сюжетом, который проходит через весь урок. Чтобы привлечь внимание ребят к завершающему этапу урока, я использую опоры на зрительную наглядность, графическую иллюстрацию, зачетную и тестовую формы, таблицы - схемы.

Творчество - это, прежде всего, умение отказаться от стереотипов мышления. В этом отношении большие возможности имеются на уроках литературного чтения. Вопросами взаимосвязи детского мышления с речью занимались Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др. Изучив опыт их работы, на каждом уроке уделяю большое внимание развитию речи школьников и творчеству: учу строить понятные для товарищей ответы, включаю артикуляционные разминки, читаем скороговорки. Для обогащения словарного запаса использую разнообразный литературный материал: сказки, пословицы, частушки, стихотворения и т. д., дети сами создают диафильмы. Для «словесного рисования» нужен жизненный опыт, запас личных переживаний, умение анализировать отношения между людьми. Ребёнок раннего школьного возраста ещё не обладает ни опытом, ни умениями, поэтому правильной речи и творчеству его надо учить. Обогащаю словарный запас учащихся через подбор синонимов, антонимов, осложнение и распространение предложений, разъяснение фразеологизмов. Образовательная деятельность учащихся на уроках литературного чтения осуществляется в разных формах: сочинение, инсценирование, драматизация, театрализованная деятельность, игровое сюжетно-ролевое взаимодействие, учебное проектирование. На уроках и во внеклассной работе использую костюмы, их элементы для обыгрывания сценок, сказок. С детьми распределяем роли, разучиваем их. Стало традицией в моем классе ставить маленькие спектакли, такие как «Репка большая», «В таинственном мире», «Девочки и лисы - все они Алисы», «Как у нашего двора», «В гостях у Мухи - цокотухи» и др.

Для повышения показателей уровня чтения эффективно использую такие приемы, как зрительные диктанты Федоренко, пятиминутки «жужжащего» чтения; дети ведут читательские дневники, где пишут отзывы о прочитанном, рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям. Ведение этих дневничков помогает развивать почерк, повышать грамотность, способствует развитию творческого мышления и детской фантазии, помогает закрепить в памяти прочитанное, улучшить  технику чтения. Повышению интереса к чтению и развитию творчества способствует регулярное посещение школьной и городской библиотек, встречи с детским поэтом - песенником, членом Сибирского Пушкинского объединения Хоренко Е. Г., во время общения с которой ребята обмениваются собственным творчеством.

Мои ученики умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, используя ее для расширения знаний об окружающем мире; с удовольствием работают с различными дополнительными источниками: учебниками, книгами, справочниками, энциклопедиями, Интернет, осуществляют поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, что говорит о сформированности информационной компетенции.

Детям нравится инсценировать, пересказывать тексты художественных произведений, в развернутой форме излагая их содержание; они умеют строить монологические высказывания и участвовать в диалоге на основе изучения литературных произведений и личного опыта; слышать и слушать партнера, научились   уважать   чужое мнение, что говорит о сформированности коммуникативных компетенций.

Систематическая работа по развитию речи и повышению уровня психических процессов положительно влияет на качество выполнения проверочных работ (контрольные, тестовые) по всем основным предметам, наблюдается позитивная динамика учебных достижений.

Этому способствовала выстроенная мною система работы по формированию компонентов учебной деятельности школьников, желания, умения детей  учиться, создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск.  В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях.

Для большей эффективности в обучении использую дифференцированный подход. Стараюсь, чтобы ребенок не чувствовал себя хуже других, не потерял веру в себя. Создаю ситуацию успеха. Для одних детей даю дополнительные или усложнённые задания, а для других задания облегчённого вида или дополнительное время для их выполнения. С большим интересом и желанием ребята работают на всех предметах, охотно приносят дополнительный материал из домашних книг, энциклопедий. Не только изучают правильные написания слов, но и сочиняют с ними рифмы, небольшие рассказы, сказки, небылицы, загадки. Часто пишут сочинения с элементами визуализации, описывают ситуацию с точки зрения оптимиста и пессимиста, вводят персонаж из другого произведения, придумывают загадки, стихотворения, басни, другой конец истории и т. д. Ребята с удовольствием участвуют в творческих конкурсах разного уровня, занимая призовые места.

Понимаю, что есть дети визуалы, аудиалы и кинестетики. После обследования школьным психологом и моих наблюдений выяснилось, что у 12 % моих учеников более развито правое полушарие, у 68% левое, а у 20 % развиты примерно одинаково оба полушария. Поэтому я стараюсь с психологической точки зрения правильно построить урок. На начальном этапе обучения при знакомстве с буквами конструируем их вместе с детьми из проволоки, лепим из теста, пластилина; изображаем телом. Проводя звуковой анализ слов, ученики много раз проговаривают, поют звуки, глядя в зеркало, сравнивают их, доказывают, почему тот или иной звук гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, в какой позиции находится. Во втором классе для лучшего понимания как находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое применяю способ работы с пластилином: каждый компонент и результат действия ученики изображают вылепленными шариками разной величины. На этом примере дети не только наглядно, но и своими руками прорабатывают и выводят правило нахождения неизвестного компонента.

Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Ш. А. Амонашвили утверждает: «У ребенка существует страсть к развитию; развитие опирается на трудность; мудрая трудность - мудрое развитие!». Поэтому я всегда даю детям задания поискового характера, часто создаю проблемную ситуацию, при этом спокойно отношусь к ошибкам и неудачам ребят. Стараюсь быть внимательной к рассуждениям, даю возможность высказаться каждому. Работу веду на разных этапах урока: на этапе знакомства с новым материалом, при первичном закреплении, обобщении знаний, при повторении и систематизации учебного материала.

Контроль за качеством обучения организовываю так, чтобы не только получать обратную связь, но и влиять на мотивацию учения в положительную сторону. При оценивании сравниваю успехи ребёнка с его собственными предыдущими результатами, чтобы каждый ученик видел своё продвижение вперёд. У детей формирую ответственное отношение к учёбе, они активно работают на уроках, умеют слушать учителя и друг друга. У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;научены самостоятельно делать презентации;активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Поведение ребят на моих уроках естественное, но при этом не допускаю беспорядка культуры труда и общения. Стараюсь, чтобы дети не чувствовали себя обделёнными в ласке и заботе, осторожно отношусь к их собственному внутреннему миру. Однако школьники знают, что я умею не только сопереживать, уступать, прощать, помогать, но и требую от учеников контроля за своим поведением, учу их сдерживать  импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. В каком бы состоянии не был класс к началу урока, всегда стараюсь установить с детьми контакт, даю возможность расслабиться или сосредоточиться, корректирую как план урока, так и своё поведение, а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству и сотворчеству.

Мне нравится работать с детьми младшего школьного возраста, я уважаю их мысли и чувства, а ошибки и неудачи рассматриваю как вопросы для дальнейшей работы. Стараюсь быть внимательной ко всем ребятам, поддержать, одобрить, но разумно; даю возможность высказаться каждому. На уроке могу отдать инициативу детям, тогда они выступают в роли учителя или равного собеседника.

Считаю, главное качество  современного учителя –  любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  Значимыми  качествами  учителя считаю: ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, увлеченность, креативность, профессионализм.

          Таким образом, я пришла к выводу, что регулярное применение разнообразных приемов развития речи младших школьников на уроках и во внеурочное время является важнейшим условием формирования личности; эффективным средством для понимания, усвоения, закрепления изучаемого материала, для повышения уровня интеллектуального развития и сохранениякачества знаний, для формирования основных компетенций младших школьников.

Девиз моей педагогической деятельности — «Хотеть, знать, уметь, делать!».  В работе стараюсь придерживаться этого принципа, постоянно повышая уровень своих знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». »


«Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС».

Стремительные изменения в социально - экономических и научно-технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка. Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень обеспечивает готовность и способность учащихся к сотрудничеству, формирует основные правила поведения. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя результат, отличающиеся мобильностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Цель моей педагогической деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю - создание условий для достижения нового качества образования, для развития потребности личности к самореализации и саморазвитию на основе учета индивидуально-психологических и социально-педагогических особенностей, воспитание ученика, умеющего думать, размышлять, доказывать, самостоятельно учиться, ученика пытливого, любознательного, ответственного за свои действия, умеющего сопереживать и преодолевать трудности.

Для осуществления поставленной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  1. сохранить в ребенке природное стремление к знаниям, развить это стремление, превратив в привычку;

  2. научить самостоятельно мыслить; побудить познавательный интерес к предметам, повышая уровень развития психических процессов;

  3. обеспечить усвоение содержания учебного материала, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика;

  4. вовлечь учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, активизируя процесс познания;

  5. развить способности ориентироваться в реальном мире, в природных и социальных явлениях;

  6. организовать так учебный процесс, чтобы сохранять и укреплять здоровье учащихся;

  7. научить младших школьников управлять своим поведением, привить коммуникативные качества, развивая чувство товарищества, чуткое отношение к окружающим, уважение к старшим, патриотизм;

  1. изучить литературу по интересующим меня вопросам.

Основой моей деятельности являются следующие педагогические принципы:

приоритетность личности - смысловой сферы ребенка (он сам, с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами), организация рефлексивного управления учебным процессом.


В своей работе опираюсь на идеи и методику почетного члена Российской Академии Образования профессора Шалвы Александровича Амонашвили. Согласна с его мнением, что «...гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть; соглашается с его природой...». Поэтому я стараюсь строить отношения с детьми, опираясь на принципы «педагогики сотрудничества». Опыт показывает - огромную побудительную силу в учебной деятельности учащихся имеет проживание успеха. Успех - самое главное подкрепление мотивов обучения. Поэтому я стараюсь поддерживать мажорный настрой и настроение ребят, формирую и поддерживаю у них познавательный интерес, потребность в знаниях. Как писал Ш.А.Амонашвили: «Надо так организовать пространство школы, чтобы ребенку хотелось там жить. Есть доверие, будет творчество; есть творчество, будет поиск; есть поиск, будет развитие...». Стараюсь создать в классе положительный микроклимат, чтобы все дети раскрылись, чтобы все захотели отвечать и узнавать что-то новое; стимулирую проявление инициативы, подкрепляя деятельность ребят поощрением, одобрением. Веду от успеха к успеху, от радости к радости. Будет успех, будут и знания. Я помогаю ученикам, и мы вместе выполняем работу.


Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.


Ребята приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Знакомство с будущими первоклассниками начинаю еще летом, проводя во время собрания анкетирование родителей с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также стиля воспитания в семье. Данные анкет не самоцель, а средство прогнозирования поведения ребенка, оптимизация самочувствия и оказание поддержки. При поступлении в первый класс дети проходят психологическое обследование. Школьный логопед и психолог (при помощи методик – М. Р. Гинзбурга, Г. А. Урунтаевой, С Кооса, М. Люшера, «Лесенка» В.Г.Щур, анкета Н. Г. Лускановой, Н. Я Семаго и др.) выяснили уровень развития психических процессов у моих первоклассников. Результаты говорят о недостаточном уровне развития психических процессов (прил. 1,2,5).

Развитие речи: высокий уровень- 3 ч., средний уровень- 16 ч., низкий уровень- 9 ч. С логопедическими проблемами- 10 ч. В начале года определились ребята «группы риска», у которых возникли трудности в адаптации к учебному процессу. Причем: 9 ч. с хроническим тонзиллитом, 6 ч. с проблемами зрения, 4 ч. стоят на учете у психоневролога. Данные свидетельствуют о слабом состоянии здоровья детей и о проблемах развития речи. Это подтверждалось наблюдением за детьми на уроках и во внеурочной деятельности: одни были возбуждены, беспокойны, плаксивы; другие, наоборот, робкие, неуверенные, задания выполняли без желания, задавали много вопросов. Сделала вывод, что необходимо работать над повышением уровня развития психических процессов и над развитием речи обучающихся.

Поэтому я глубоко и серьезно работаю над темой: «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». Актуальность данного вопроса подтверждается «Законом об образовании» и «Концепцией развития школы», где насущной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого ученика активной жизненной позиции, развитие речи в условиях индивидуализации обучения и воспитание патриотизма через любовь и интерес к родному языку.


Речь - это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни.

Важнейшим условием развития речи детей является потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства, что требует определенной организации коммуникативно- деятельностного подхода к обучению. Второе условие - наличие содержательной основы для высказывания, когда ребенок не только хочет говорить, но и может о чем- то сказать. «Родной язык,- писал Я. Корчак,- это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа. Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять - и нужно лелеять эту способность его души...». Для этого я постоянно провожу работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей и т. д.

Коммуникативный подход к работе по развитию речи предполагает введение обучающихся в речевую ситуацию и умение ориентироваться в ней. Таким образом, говоря словами В. И. Капинос, чтобы общаться, ребенок должен уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, правильно спланировать свою речь, найти адекватные средства для передачи мысли, уметь обеспечить обратную связь. Поэтому в уроки математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира я систематически включаю задания на развитие речи младших школьников: формирование умений, связанных с пониманием речевого сообщения, с построением текста, с использованием языковых средств, с умением прогнозировать трудности при решении речевой задачи и намечать пути их преодоления, а также с умением организовывать индивидуальную, парную, групповую работу.

Например, на уроках математики часты разноплановые задания, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, кругозора, мышления и речи: на построение верных и неверных высказываний, умозаключений, на отыскивание ошибок, установление отношений между родовыми и видовыми понятиями, на построение схем, алгоритмов, что формирует учебно-познавательные компетенции учащихся. Ребятам нравится исследовать несложные практические ситуации, описывать результаты работ. Они умеют наблюдать, измерять, разделять процесс на этапы, выделять признаки и свойства математических объектов; выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимости между ними; строить рассуждения, доказывать, делать выводы. Дети выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; понимают значения величин и способы их измерения; умеют решать текстовые задачи и придумывать свои. Мои ученики уверенно работают с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших геометрических построений, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; проводят простейшие измерения разными способами. Всегда в урок включаю упражнения на развитие речи, которые вызывают всплеск активности и заставляют задуматься. Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, я часто использую сведения этнического характера в виде присказок, поговорок, считалок и, особенно, сказок, отражающих многовековую мудрость народа, его быт, обычаи. Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения, что позволяет осуществлять связь с изучением окружающего мира. Материал для составления задач ребята также получают при изучении объектов природы во время экскурсий, при измерении длины тропинки, глубины оврага, высоты холма. Они с удовольствием придумывают задания творческого характера: назовите как можно больше математических слов на букву «м», составьте слова и исключите лишнее, запомните цепочку выражений и т. д. Ученики выпустили сборник задач со сказочными сюжетами. Использование заданий на развитие речи, разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов, метограмм помогло мне разнообразить урок, привить детям умение логически мыслить, быть собранными, внимательными; показать красоту науки математики. После подобных видов деятельности у детей повышается интерес к изучению предмета и уровень выполнения проверочных работ. Ребята понимают роль математики в жизни, признают ценность математического знания для повседневной деятельности, что говорит о формировании социокультурной компетенции. Благодаря разноплановым заданиям наблюдается динамика уровня развития психических процессов у детей.

Изучение новой темы на уроках русского языка всегда начинаю с вопросов самих учащихся: « Что я знаю об этом, что хотел бы узнать». Безусловно, вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка, развивают способность отделять известное от неизвестного. Незнание чего-то пробуждает желание узнавать, активизируется мышление, дети глубже проникают в тему. С первого года обучения, с целью лучшего запоминания информации на уроках русского языка ведется «банк правил», своего рода «учебник для себя», в котором тщательно отбирается материал для «сбережения»- сведения, которые необходимо запомнить. Ребята пользуются своими «вкладами» при необходимости на всех видах работ, кроме контрольных. Закрепить написание словарных слов помогает «Словарик - Смешарик», в котором ученики отражают способ запоминания. Эта работа всегда носит творческий характер. Придя в класс, ребята обмениваются этой информацией, что, безусловно, помогает развить память, воображение, мышление, речь и повысить грамотность. Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет подражать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Создание нестандартных ситуаций способствует развитию познавательного интереса к учебному материалу, активности обучающихся и снятию усталости. В 1 и во 2 классах мы с детьми часто отправляемся в уроки- путешествия, где некая история служит сюжетом, который проходит через весь урок. Чтобы привлечь внимание ребят к завершающему этапу урока, я использую опоры на зрительную наглядность, графическую иллюстрацию, зачетную и тестовую формы, таблицы - схемы.

На уроках русского языка особое внимание уделяю сочинению- форме выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, душевного отклика на события его собственной жизни. Кроме того, сочинение оказывает психотерапевтический эффект, снимает тревожность, неуверенность в себе, повышает самооценку. Но только при одном условии, если это настоящее, свободное творчество. В основе любой деятельности - мотивация. Мотивацией на уроках русского языка в начальной школе может быть потребность рассказать о любом событии: посещении библиотеки, чтении книг, поездке в театр, встрече с интересным человеком, подарках, необычной игрушке и т.д. Главное, тема сочинения не навязывается мною, а выбирается ребенком. Он сам решает, о чем ему писать. Я решила отказаться от стереотипов и шаблонов; непредсказуемость творческого действия и свобода воображения стали главными принципами моделирования уроков творчества. Для того чтобы процесс не приобрел стихийный характер, отдаю предпочтение коллективным формам работы над сочинением. Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества. Задавая вопросы детям, я обращаю внимание на эмоциональное состояние класса, воздействую на общее настроение (оно должно быть позитивным). Результаты анализа уровня развития речевых умений в 1 классе показали, что умеют строить описание 24 % класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал- 32%, а использовать прилагательные в описательном тексте - 24%. Работа по теме «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС» дает хорошие результаты, показывая динамику развития навыков чтения.

На уроках окружающего мира ребята часто сами готовят вопросы по прочитанному материалу, работая самостоятельно и в группах; предполагают, о чем пойдет речь на уроке. Ищут, отбирают информацию, сохраняют и передают ее; работают со словарями и справочниками в поиске терминов; делают сообщения, передавая содержание в сжатом или развернутом виде. Эта деятельность направлена на формирование информационных компетенций. Ребята часто проводят уроки сами, выступая в роли учителя. Мои ученики серьезно занимаются исследовательской деятельностью. Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие младших школьников и личностный рост ребёнка. Исследовательская деятельность учащихся дала следующие результаты: умение работать с информацией, опыт целеполагания, опыт планирования, расширение кругозора, развитие психических процессов, речи, развитие эмоциональной сферы, умение в создании слайдов, опыт публичного выступления.

Чтобы помочь детям участвовать в дискуссии, в обсуждении, развить речь и научить давать полный ответ, вывешиваю словесные конструкции: «Я думаю», «Мне кажется», «Я готов поспорить», «По моему мнению» и т. д. Элементы занимательности и неожиданности формируют прочные знания, умения, направлены на снижение усталости и развитие речи школьников. Часто на уроках дети работают в группах, сформированных по интересам или в зависимости от уровня развития психических процессов («Читатели», «Исследователи», «Художники»), что помогает развивать коммуникативные компетенции.

Творчество - это, прежде всего, умение отказаться от стереотипов мышления. В этом отношении большие возможности имеются на уроках литературного чтения. Вопросами взаимосвязи детского мышления с речью занимались Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др. Изучив опыт их работы, на каждом уроке уделяю большое внимание развитию речи школьников и творчеству: учу строить понятные для товарищей ответы, включаю артикуляционные разминки, читаем скороговорки. Для обогащения словарного запаса использую разнообразный литературный материал: сказки, пословицы, частушки, стихотворения и т. д., дети сами создают диафильмы. Для «словесного рисования» нужен жизненный опыт, запас личных переживаний, умение анализировать отношения между людьми. Ребёнок раннего школьного возраста ещё не обладает ни опытом, ни умениями, поэтому правильной речи и творчеству его надо учить. Обогащаю словарный запас учащихся через подбор синонимов, антонимов, осложнение и распространение предложений, разъяснение фразеологизмов. Образовательная деятельность учащихся на уроках литературного чтения осуществляется в разных формах: сочинение, инсценирование, драматизация, театрализованная деятельность, игровое сюжетно-ролевое взаимодействие, учебное проектирование. На уроках и во внеклассной работе использую костюмы, их элементы для обыгрывания сценок, сказок. С детьми распределяем роли, разучиваем их. Стало традицией в моем классе ставить маленькие спектакли, такие как «Репка большая», «В таинственном мире», «Девочки и лисы - все они Алисы», «Как у нашего двора», «В гостях у Мухи - цокотухи» и др.

Часто я предлагаю детям тексты, которые ненавязчиво привлекают ребят к чтению, ученики становятся участниками событий и растет уровень творческих способностей: дополните, измените, предположите, придумайте, нарисуйте, найдите, разыграйте. Например, при знакомстве с произведением Н. С Булгакова «Анна, не грусти!», работая в группах, ученики спорят, предполагают, сомневаются, ведут дискуссию, ищут ответы в дополнительных источниках, выполняют задания на развитие воображения, фантазии, проводят информационно-смысловой анализ текста.

Для повышения показателей уровня чтения эффективно использую такие приемы, как зрительные диктанты Федоренко, пятиминутки «жужжащего» чтения; дети ведут читательские дневники, где пишут отзывы о прочитанном, рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям. Ведение этих дневничков помогает развивать почерк, повышать грамотность, способствует развитию творческого мышления и детской фантазии, помогает закрепить в памяти прочитанное, улучшить технику чтения. Повышению интереса к чтению и развитию творчества способствует регулярное посещение школьной и городской библиотек, встречи с детским поэтом - песенником, членом Сибирского Пушкинского объединения Хоренко Е. Г., во время общения с которой ребята обмениваются собственным творчеством.

Мои ученики умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, используя ее для расширения знаний об окружающем мире; с удовольствием работают с различными дополнительными источниками: учебниками, книгами, справочниками, энциклопедиями, Интернет, осуществляют поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, что говорит о сформированности информационной компетенции.

Детям нравится инсценировать, пересказывать тексты художественных произведений, в развернутой форме излагая их содержание; они умеют строить монологические высказывания и участвовать в диалоге на основе изучения литературных произведений и личного опыта; слышать и слушать партнера, научились уважать чужое мнение, что говорит о сформированности коммуникативных компетенций.

Для лучшего усвоения программы использую межпредметные связи. Например, на уроках математики часто проверяем написание слов, придумываем задачи с сюжетами из сказок; на литературном чтении имеем дело с числами; на уроке окружающего мира не только проводим опыты по выращиванию семян и получаем экологические знания, но и слушаем музыку, рассматриваем репродукции картин. Благодаря включению в процесс интегрированных уроков снижается утомляемость учеников, повышается темп изложения материала, что влияет на познавательную активность. Практикую групповую учебную деятельность или работу в паре, что развивает у детей самостоятельность и повышает самооценку.

Информацию для детей часто стараюсь подавать на 4 кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном, что увеличивает пропускную способность мозга.

Систематическая работа по развитию речи и повышению уровня психических процессов положительно влияет на качество выполнения проверочных работ (контрольные, тестовые) по всем основным предметам, наблюдается позитивная динамика учебных достижений.

Этому способствовала выстроенная мною система работы по формированию компонентов учебной деятельности школьников, желания, умения детей учиться, создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях.

Для большей эффективности в обучении использую дифференцированный подход. Стараюсь, чтобы ребенок не чувствовал себя хуже других, не потерял веру в себя. Создаю ситуацию успеха. Для одних детей даю дополнительные или усложнённые задания, а для других задания облегчённого вида или дополнительное время для их выполнения. С большим интересом и желанием ребята работают на всех предметах, охотно приносят дополнительный материал из домашних книг, энциклопедий. Не только изучают правильные написания слов, но и сочиняют с ними рифмы, небольшие рассказы, сказки, небылицы, загадки. Часто пишут сочинения с элементами визуализации, описывают ситуацию с точки зрения оптимиста и пессимиста, вводят персонаж из другого произведения, придумывают загадки, стихотворения, басни, другой конец истории и т. д. Ребята с удовольствием участвуют в творческих конкурсах разного уровня, занимая призовые места.

Как средство активизации учебной деятельности использую на уроках игровые ситуации, занимательный материал, дидактические игры, что позволяет осуществлять формирование необходимых учебных навыков, которое происходит в деятельности путём систематического повторения и тренировки. Весёлые задачи, правила в стихах, разгадывание ребусов, кроссвордов создают благоприятный эмоциональный фон. Младший школьник запоминает прежде всего то, что ему интересно. Значит, обучение должно быть эмоционально окрашенным. Считаю, что использование игровых приёмов повышает интерес к учёбе.

Я поддерживаю творческие попытки детей: хвалю их стремление что-то придумывать, восхищаюсь, восторгаюсь их рисунками, наблюдениями, открытиями. Стараюсь разбудить душу ребёнка, его чувства, учу сопереживать, понимать, что в жизни не бывает мелочей, что всё имеет своё объяснение, и каждый ребёнок имеет право на своё мнение. Всегда радуюсь, когда ученик может интересно выразить свои мысли, когда становится внимательнее к окружающим, добрее и духовно богаче.

Понимаю, что есть дети визуалы, аудиалы и кинестетики. После обследования школьным психологом и моих наблюдений выяснилось, что у 12 % моих учеников более развито правое полушарие, у 68% левое, а у 20 % развиты примерно одинаково оба полушария. Поэтому я стараюсь с психологической точки зрения правильно построить урок. На начальном этапе обучения при знакомстве с буквами конструируем их вместе с детьми из проволоки, лепим из теста, пластилина; изображаем телом. Проводя звуковой анализ слов, ученики много раз проговаривают, поют звуки, глядя в зеркало, сравнивают их, доказывают, почему тот или иной звук гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, в какой позиции находится. Во втором классе для лучшего понимания как находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое применяю способ работы с пластилином: каждый компонент и результат действия ученики изображают вылепленными шариками разной величины. На этом примере дети не только наглядно, но и своими руками прорабатывают и выводят правило нахождения неизвестного компонента.

Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Ш. А. Амонашвили утверждает: «У ребенка существует страсть к развитию; развитие опирается на трудность; мудрая трудность - мудрое развитие!». Поэтому я всегда даю детям задания поискового характера, часто создаю проблемную ситуацию, при этом спокойно отношусь к ошибкам и неудачам ребят. Стараюсь быть внимательной к рассуждениям, даю возможность высказаться каждому. Работу веду на разных этапах урока: на этапе знакомства с новым материалом, при первичном закреплении, обобщении знаний, при повторении и систематизации учебного материала.

Устойчивый интерес к учению помогает поддерживать использование различных по форме и содержанию уроков: урок-путешествие, урок-сюрприз, урок-игра, урок-сказка, урок - экскурсия, урок-зачет, урок-дискуссия, где ребята спорят, доказывают, советуются, приходят к самостоятельным выводам. Для большей эффективности процесса обучения часто провожу уроки с использованием ИКТ, задача которых не только получение знаний, но и повышение умения использовать знания самостоятельно, делать выводы. Такое сочетание видов работ позволяет конкретизировать материал, поднять учащихся в их мыслительной деятельности. Школьники полюбили интеллектуальный поиск и труд.

Широко использую дополнительный материал для общей осведомленности школьников (энциклопедии, словари, журнал «Начальная школа», газеты, Интернет).

Контроль за качеством обучения организовываю так, чтобы не только получать обратную связь, но и влиять на мотивацию учения в положительную сторону. При оценивании сравниваю успехи ребёнка с его собственными предыдущими результатами, чтобы каждый ученик видел своё продвижение вперёд. У детей формирую ответственное отношение к учёбе, они активно работают на уроках, умеют слушать учителя и друг друга. У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию: они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; научены самостоятельно делать презентации; активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Поведение ребят на моих уроках естественное, но при этом не допускаю беспорядка культуры труда и общения. Стараюсь, чтобы дети не чувствовали себя обделёнными в ласке и заботе, осторожно отношусь к их собственному внутреннему миру. Однако школьники знают, что я умею не только сопереживать, уступать, прощать, помогать, но и требую от учеников контроля за своим поведением, учу их сдерживать импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. В каком бы состоянии не был класс к началу урока, всегда стараюсь установить с детьми контакт, даю возможность расслабиться или сосредоточиться, корректирую как план урока, так и своё поведение, а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству и сотворчеству.

Стараюсь всегда организовывать рефлексивное управление учебным процессом, целью которого является осмысление целесообразности проведенного занятия, при этом используя шкалу оценок и методики цветосимволов:

  • как чувствовал себя Я;

  • как работали МЫ;

  • на что надо обратить внимание;

  • кому можешь сказать «спасибо»;

  • где и как можешь использовать приобретенные знания.

Мне нравится работать с детьми младшего школьного возраста, я уважаю их мысли и чувства, а ошибки и неудачи рассматриваю как вопросы для дальнейшей работы. Стараюсь быть внимательной ко всем ребятам, поддержать, одобрить, но разумно; даю возможность высказаться каждому. На уроке могу отдать инициативу детям, тогда они выступают в роли учителя или равного собеседника.

Считаю, главное качество современного учителя – любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам. Значимыми качествами учителя считаю: ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, увлеченность, креативность, профессионализм.

Таким образом, я пришла к выводу, что регулярное применение разнообразных приемов развития речи младших школьников на уроках и во внеурочное время является важнейшим условием формирования личности; эффективным средством для понимания, усвоения, закрепления изучаемого материала, для повышения уровня интеллектуального развития и сохранения качества знаний, для формирования основных компетенций младших школьников.

Девиз моей педагогической деятельности — «Хотеть, знать, уметь, делать!». В работе стараюсь придерживаться этого принципа, постоянно повышая уровень своих знаний.



Ольга Владимировна Казак























4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казак Ольга Владимировна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174217

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства