kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС».

Речь - это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни.

Изучение новой темы на уроках русского языка всегда начинаю с вопросов самих учащихся: « Что я знаю об этом, что хотел бы узнать». Безусловно, вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка, развивают способность отделять известное от неизвестного. Незнание чего-то пробуждает желание узнавать, активизируется мышление, дети глубже проникают в тему. С первого года обучения, с целью лучшего запоминания информации на уроках русского языка ведется «банк правил», своего рода «учебник для себя», в котором тщательно отбирается материал для «сбережения»- сведения, которые необходимо запомнить. Ребята пользуются своими «вкладами» при необходимости на всех видах работ, кроме контрольных. Закрепить написание словарных слов помогает «Словарик - Смешарик», в котором ученики отражают способ запоминания. Эта работа всегда носит творческий характер. Придя в класс, ребята обмениваются этой информацией, что, безусловно, помогает развить память, воображение, мышление, речь и повысить грамотность. Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет подражать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Создание нестандартных ситуаций способствует развитию познавательного интереса к учебному материалу, активности обучающихся и снятию усталости. В 1 и во 2 классах мы с детьми часто отправляемся в уроки- путешествия, где некая история служит сюжетом, который проходит через весь урок. Чтобы привлечь внимание ребят к завершающему этапу урока, я использую опоры на зрительную наглядность, графическую иллюстрацию, зачетную и тестовую формы, таблицы - схемы.

Творчество - это, прежде всего, умение отказаться от стереотипов мышления. В этом отношении большие возможности имеются на уроках литературного чтения. Вопросами взаимосвязи детского мышления с речью занимались Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др. Изучив опыт их работы, на каждом уроке уделяю большое внимание развитию речи школьников и творчеству: учу строить понятные для товарищей ответы, включаю артикуляционные разминки, читаем скороговорки. Для обогащения словарного запаса использую разнообразный литературный материал: сказки, пословицы, частушки, стихотворения и т. д., дети сами создают диафильмы. Для «словесного рисования» нужен жизненный опыт, запас личных переживаний, умение анализировать отношения между людьми. Ребёнок раннего школьного возраста ещё не обладает ни опытом, ни умениями, поэтому правильной речи и творчеству его надо учить. Обогащаю словарный запас учащихся через подбор синонимов, антонимов, осложнение и распространение предложений, разъяснение фразеологизмов. Образовательная деятельность учащихся на уроках литературного чтения осуществляется в разных формах: сочинение, инсценирование, драматизация, театрализованная деятельность, игровое сюжетно-ролевое взаимодействие, учебное проектирование. На уроках и во внеклассной работе использую костюмы, их элементы для обыгрывания сценок, сказок. С детьми распределяем роли, разучиваем их. Стало традицией в моем классе ставить маленькие спектакли, такие как «Репка большая», «В таинственном мире», «Девочки и лисы - все они Алисы», «Как у нашего двора», «В гостях у Мухи - цокотухи» и др.

Для повышения показателей уровня чтения эффективно использую такие приемы, как зрительные диктанты Федоренко, пятиминутки «жужжащего» чтения; дети ведут читательские дневники, где пишут отзывы о прочитанном, рисуют иллюстрации к понравившимся произведениям. Ведение этих дневничков помогает развивать почерк, повышать грамотность, способствует развитию творческого мышления и детской фантазии, помогает закрепить в памяти прочитанное, улучшить  технику чтения. Повышению интереса к чтению и развитию творчества способствует регулярное посещение школьной и городской библиотек, встречи с детским поэтом - песенником, членом Сибирского Пушкинского объединения Хоренко Е. Г., во время общения с которой ребята обмениваются собственным творчеством.

Мои ученики умеют работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, используя ее для расширения знаний об окружающем мире; с удовольствием работают с различными дополнительными источниками: учебниками, книгами, справочниками, энциклопедиями, Интернет, осуществляют поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, что говорит о сформированности информационной компетенции.

Детям нравится инсценировать, пересказывать тексты художественных произведений, в развернутой форме излагая их содержание; они умеют строить монологические высказывания и участвовать в диалоге на основе изучения литературных произведений и личного опыта; слышать и слушать партнера, научились   уважать   чужое мнение, что говорит о сформированности коммуникативных компетенций.

Систематическая работа по развитию речи и повышению уровня психических процессов положительно влияет на качество выполнения проверочных работ (контрольные, тестовые) по всем основным предметам, наблюдается позитивная динамика учебных достижений.

Этому способствовала выстроенная мною система работы по формированию компонентов учебной деятельности школьников, желания, умения детей  учиться, создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск.  В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях.

Для большей эффективности в обучении использую дифференцированный подход. Стараюсь, чтобы ребенок не чувствовал себя хуже других, не потерял веру в себя. Создаю ситуацию успеха. Для одних детей даю дополнительные или усложнённые задания, а для других задания облегчённого вида или дополнительное время для их выполнения. С большим интересом и желанием ребята работают на всех предметах, охотно приносят дополнительный материал из домашних книг, энциклопедий. Не только изучают правильные написания слов, но и сочиняют с ними рифмы, небольшие рассказы, сказки, небылицы, загадки. Часто пишут сочинения с элементами визуализации, описывают ситуацию с точки зрения оптимиста и пессимиста, вводят персонаж из другого произведения, придумывают загадки, стихотворения, басни, другой конец истории и т. д. Ребята с удовольствием участвуют в творческих конкурсах разного уровня, занимая призовые места.

Понимаю, что есть дети визуалы, аудиалы и кинестетики. После обследования школьным психологом и моих наблюдений выяснилось, что у 12 % моих учеников более развито правое полушарие, у 68% левое, а у 20 % развиты примерно одинаково оба полушария. Поэтому я стараюсь с психологической точки зрения правильно построить урок. На начальном этапе обучения при знакомстве с буквами конструируем их вместе с детьми из проволоки, лепим из теста, пластилина; изображаем телом. Проводя звуковой анализ слов, ученики много раз проговаривают, поют звуки, глядя в зеркало, сравнивают их, доказывают, почему тот или иной звук гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, в какой позиции находится. Во втором классе для лучшего понимания как находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое применяю способ работы с пластилином: каждый компонент и результат действия ученики изображают вылепленными шариками разной величины. На этом примере дети не только наглядно, но и своими руками прорабатывают и выводят правило нахождения неизвестного компонента.

Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Ш. А. Амонашвили утверждает: «У ребенка существует страсть к развитию; развитие опирается на трудность; мудрая трудность - мудрое развитие!». Поэтому я всегда даю детям задания поискового характера, часто создаю проблемную ситуацию, при этом спокойно отношусь к ошибкам и неудачам ребят. Стараюсь быть внимательной к рассуждениям, даю возможность высказаться каждому. Работу веду на разных этапах урока: на этапе знакомства с новым материалом, при первичном закреплении, обобщении знаний, при повторении и систематизации учебного материала.

Контроль за качеством обучения организовываю так, чтобы не только получать обратную связь, но и влиять на мотивацию учения в положительную сторону. При оценивании сравниваю успехи ребёнка с его собственными предыдущими результатами, чтобы каждый ученик видел своё продвижение вперёд. У детей формирую ответственное отношение к учёбе, они активно работают на уроках, умеют слушать учителя и друг друга. У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;научены самостоятельно делать презентации;активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Поведение ребят на моих уроках естественное, но при этом не допускаю беспорядка культуры труда и общения. Стараюсь, чтобы дети не чувствовали себя обделёнными в ласке и заботе, осторожно отношусь к их собственному внутреннему миру. Однако школьники знают, что я умею не только сопереживать, уступать, прощать, помогать, но и требую от учеников контроля за своим поведением, учу их сдерживать  импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. В каком бы состоянии не был класс к началу урока, всегда стараюсь установить с детьми контакт, даю возможность расслабиться или сосредоточиться, корректирую как план урока, так и своё поведение, а оно должно быть выразительным, понятным для учеников, располагающим к сотрудничеству и сотворчеству.

Мне нравится работать с детьми младшего школьного возраста, я уважаю их мысли и чувства, а ошибки и неудачи рассматриваю как вопросы для дальнейшей работы. Стараюсь быть внимательной ко всем ребятам, поддержать, одобрить, но разумно; даю возможность высказаться каждому. На уроке могу отдать инициативу детям, тогда они выступают в роли учителя или равного собеседника.

Считаю, главное качество  современного учителя –  любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  Значимыми  качествами  учителя считаю: ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, увлеченность, креативность, профессионализм.

          Таким образом, я пришла к выводу, что регулярное применение разнообразных приемов развития речи младших школьников на уроках и во внеурочное время является важнейшим условием формирования личности; эффективным средством для понимания, усвоения, закрепления изучаемого материала, для повышения уровня интеллектуального развития и сохранениякачества знаний, для формирования основных компетенций младших школьников.

Девиз моей педагогической деятельности — «Хотеть, знать, уметь, делать!».  В работе стараюсь придерживаться этого принципа, постоянно повышая уровень своих знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Казак Ольга Владимировна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174217

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства