kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды". По рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5б классе по теме:    «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».

 Проблема____________________________ по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно).

Цель урока: формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.

Задачи урока:

Обучающая:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л.Улицкой;

- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;

- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»

Развивающая:

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;

- развивать самостоятельную деятельность;

- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;

-развивать умение оценивать художественное произведение;

- развивать критическое мышление у учащихся.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению;

-формировать умения работать в коллективе;

-уметь четко и логично излагать свою точку зрения.

-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом

Тип урока: –урок изучения нового материала.

Формы работы с учащимися: фронтальная.

Технологическое оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии. 

Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику),  использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.

Планируемый результат

Предметные умения:

-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;

-самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

 Личностные УУД:

1.Уметь интерпретировать текст.

2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.

3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.

4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.

Регулятивные УУД:

1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.

2.Осуществлять самопроверку

Познавательные УУД:

1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения;

2. Уметь выделять существенную информацию.

3.Уметь осуществлять сравнение.

4. Прогнозировать содержание художественного произведения.

5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

Коммуникативные УУД:

1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение

2. Выражать свои мысли и идеи

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

 Сегодня мы на уроке будем знакомиться с произведением Л.Улицкой. Тексты я подготовила заранее, они лежат у вас на партах.

2.Стадия вызова.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?

(Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.)

Учитель: Обратите внимание на словосочетание (слайд №  ) «Бумажная победа». Какие ассоциации оно  у вас вызывает?

Ученики (примерные ответы):

С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и предстоит сегодня познакомиться. (Слайд №  ) запись темы урока. Проблему учащиеся выводят самостоятельно в конце урока.

О чем будет это произведение, как вы думаете?

 Но прежде чем я его прочту, несколько слов об авторе (слайд №   ).

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др. С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает  цикл произведений «Детство-49».  Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».      Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: «Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».

3.Изучение нового материала.

Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1.

Л.Е.Улицкая рассказ  «Бумажная победа»

Часть1.

  • Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков? Чем интересна его фамилия? 
  • Почему он был «несчастным человеком»?

Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.

Часть 2.

  • Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)
  • Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)
  • Найдите в 1 и 2 частях текста слова, характеризующие героев: Геню и ребят со двора. (слайд№   ). Какой литературный прием использует автор? Проверьте (слайд№    )
  • С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь
  • Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?

А теперь узнаем подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.

Часть 3.

  • Как вы считаете правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?( Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно).
  • И в 1, и во2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (слайд№  Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли;  наступила спокойная и нежная весна.  Высохла  грязь.Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда  в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…)
  • Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?

Узнаем, о чем повествует часть 4.

Часть 4.

  • Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, маска немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)
  • Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?

Продолжаем чтение с остановками.

Часть5.

Послушайте композицию.

(Слайд№    ) звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени.

  • Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).
  • Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное)
  • Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
  • Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента)
  • Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)
  • Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?

Что нам раскроет 6 часть.

Часть6

Какое же открытие ожидало гостей ?

  • С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения)
  • Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули  к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили)
  • А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому)
  •  Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене? ( наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил)
  • А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.

С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана  Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.

Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает  проблему толерантного отношения друг другу. (слайд №   ) Вспомним, что такое толерантность.Учитель дописывает проблему на доске.

Толерантность – это  (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

  • Что вам больше всего понравилось в рассказе?

4.Домашнее задание.

Заполнение двухчастного дневника (слайд ).

5. Рефлексия.

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________

  1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен
  3. Рассказ мне______________________, потому что

___________________________________.

4)Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)

Оценки за работу на уроке.

А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы  о встрече:

  - Я пришел в этот мир

  - не для того, чтобы оправдать твои надежды,

  - не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

  - не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.

  - И ты пришел в этот мир

  - не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

  - не для того, чтобы отвечать моим интересам,

  - не для того, чтобы оправдать мои надежды.

  - Потому что я – это я, а ты – это ты.

  - Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно      

 

Просмотр содержимого документа
«"Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды". По рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа" »

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5б классе по теме: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».

Тема урока: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» Проблема____________________________ по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно).

Автор учебника: В.Я. Коровин, «Литература 5 класс», Москва «Просвещение».

Цель урока: формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.

Задачи урока:

Обучающая:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора: Л.Улицкой;

- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;

- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»

Развивающая:

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;

- развивать самостоятельную деятельность;

- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;

-развивать умение оценивать художественное произведение;

- развивать критическое мышление у учащихся.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению;

-формировать умения работать в коллективе;

-уметь четко и логично излагать свою точку зрения.

-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом

Тип урока:урок изучения нового материала.

Формы работы с учащимися: фронтальная.

Технологическое оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.

Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику), использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.

Планируемый результат

Предметные умения:


-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;

-самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.












Личностные УУД:

1.Уметь интерпретировать текст.

2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.

3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.

4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.

Регулятивные УУД:

1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.

2.Осуществлять самопроверку

Познавательные УУД:

1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения;

2. Уметь выделять существенную информацию.

3.Уметь осуществлять сравнение.

4. Прогнозировать содержание художественного произведения.

5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

Коммуникативные УУД:

1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение

2. Выражать свои мысли и идеи











Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы на уроке будем знакомиться с произведением Л.Улицкой. Тексты я подготовила заранее, они лежат у вас на партах.

2.Стадия вызова.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?

(Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.)

Учитель: Обратите внимание на словосочетание (слайд № ) «Бумажная победа». Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Ученики (примерные ответы):

-название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага-непрочный материал; победа-это успех в борьбе за что-нибудь)

- это какая-то ненастоящая победа;

- игра в морской бой;

-игра в карты;

- писатель какой-нибудь дописал свое произведение;

-это игра какая-то между командами;

-получил грамоту;

-выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги.

С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и предстоит сегодня познакомиться. (Слайд № ) запись темы урока. Проблему учащиеся выводят самостоятельно в конце урока.

О чем будет это произведение, как вы думаете?

Но прежде чем я его прочту, несколько слов об авторе (слайд № ).

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др.

С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает цикл произведений «Детство-49». Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».

Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: «Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».

3.Изучение нового материала.

Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1.

Л.Е.Улицкая рассказ «Бумажная победа»

Часть1.

1. Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.


  • Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков? Чем интересна его фамилия? (Переплетчик - тот кто переплетает книги (Даль). 

  • Почему он был «несчастным человеком»?

Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.

Часть 2.

2. Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля — все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

— Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери — с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

…Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

— Почему? Почему они его всегда обижают? — горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.


  • Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)

  • Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)

  • Найдите в 1 и 2 частях текста слова, характеризующие героев: Геню и ребят со двора. (слайд№ ). Какой литературный прием использует автор? Проверьте (слайд№ )

  • С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь?

(возможно, богатырь. Действительно, в словаре Даля есть слово батырь-богатырь, силач)

  • Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?


А теперь узнаем подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.


Часть 3.


3. — Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, — ответила мать.

— Ты с ума сошла, — испугалась бабушка, — это же не дети, это бандиты.

— Я не вижу другого выхода, — хмуро отозвалась мать. — Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

— Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут, — сопротивлялась бабушка.

— У тебя есть что красть? — холодно спросила мать.

Старушка промолчала.

— Твои старые ботики никому не нужны.

— При чем тут ботики?.. — тоскливо вздохнула бабушка. — Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами — это «разбойники», убегая от «казаков», оставляли свои знаки.

Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо — боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.

— Я никого не хочу. Не надо, мама, — попросил Геня.

— Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.



  • Как вы считаете правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?( Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно).

  • И в 1, и во2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (слайд№ Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли; наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь.Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…)


  • Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?

Узнаем, о чем повествует часть 4.

Часть 4.

4. Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

— И ты, Женя, приходи.

Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

— А что? Я приду, — спокойно ответил Айтыр.

И мать пошла ставить тесто.

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино — такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке — это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: «А это твой дедушка? Или папа?»

Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

— Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница… — И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…

К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги… Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась «Веселый час», написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей — некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно способным к этой бумажной игре и придумал многое такое, что Гершензону и не снилось… Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.



  • Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, маска немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)

  • Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?

Продолжаем чтение с остановками.

Часть5.

5. Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Белесые сестрички, самые младшие из гостей, поднесли большой букет желтых одуванчиков. Прочие пришли без подарков.

Все чинно расселись вокруг стола, мать разлила по стаканам самодельную шипучку с коричневыми вишенками и сказала:

— Давайте выпьем за Геню — у него сегодня день рождения.

Все взяли стаканы, чокнулись, а мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла «Турецкий марш». Сестрички завороженно смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.

Невозмутимый Айтыр ел винегрет с пирожком, а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки.

Мать играла песни Шуберта. Это была невообразимая картина: человек двенадцать плохо одетых, но умытых и причесанных детей, в полном молчании поедавших угощение, и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки.

Хозяин праздника, с потными ладонями, устремил глаза в тарелку. Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и, помедлив, тоже уплыли вслед за остальными.

— Генечка, — вдруг сладким голосом сказала бабушка, — может, тоже поиграешь?

Мать бросила на бабушку тревожный взгляд. Генино сердце едва не остановилось: они ненавидят его за дурацкую фамилию, за прыгающую походку, за длинный шарф, за бабушку, которая водит его гулять. Играть при них на пианино!

Мать увидела его побледневшее лицо, догадалась и спасла:

— В другой раз. Геня сыграет в другой раз.

Бойкая Боброва Валька недоверчиво и почти восхищенно произнесла:

— А он умеет?

…Мать принесла сладкий пирог. По чашкам разлили чай. В круглой вазочке лежали какие угодно конфеты: и подушечки, и карамель, и в бумажках. Колька жрал без зазрения совести и в карман успел засунуть. Сестрички сосали подушечки и наперед загадывали, какую еще взять. Боброва Валька разглаживала на острой коленке серебряную фольгу. Айтыр самым бесстыжим образом разглядывал комнату. Он все шарил и шарил глазами и, наконец, указывая на маску, спросил:

— Теть Мусь! А этот кто? Пушкин?

Мать улыбнулась и ласково ответила:

— Это Бетховен, Женя. Был такой немецкий композитор. Он был глухой, но все равно сочинял прекрасную музыку.

— Немецкий? — бдительно переспросил Айтыр.

Но мама поспешила снять с Бетховена подозрения:

— Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма.

Бабушка уже открыла рот, чтобы рассказать, что эту маску подарила тете Мусе ее учительница, но мать строго взглянула на бабушку, и та закрыла рот.

— Хотите, я поиграю вам Бетховена? — спросила мать.

— Давайте, — согласился Айтыр, и мать снова выдвинула табурет, крутанула его и заиграла любимую Генину песню про сурка, которого почему-то всегда жалко.

Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором все это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеется, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки. Мать кончила играть.



Послушайте композицию.

(Слайд№ ) звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени.

  • Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).

  • Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное)

  • Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)

  • Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента)

  • Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)

  • Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?

Что нам раскроет 6 часть.

Часть6

6. — Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть?

— Можно в карты, — простодушно сказал Колюня.

— Давайте в фанты, — предложила мать.

Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Лилька, девочка со сложно заплетенными косичками, всегда носила в кармане гребенку, но отдать ее не решилась — а вдруг пропадет? Айтыр положил на стол кораблик и сказал:

— Это будет мой фант.

Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

— Геня, сделай девочкам фанты, — попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…

Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.

— И мне, и мне сделай!

— Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!

— Генечка, пожалуйста, мне стакан!

— Человечка, Геня, сделай мне человечка!

Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек… рубашка… собака…

Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Он, сам того не замечая, вынул из кармана платок, утер нос — и никто не обратил на это внимания, даже он сам.

Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…

Айтыр на подоконнике крутил газетный лист, он распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, он подошел к Гене, тронул его за плечо и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:

— Гень, посмотри-ка, а дальше как…

Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слезы в мыльную воду.

Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…



  • Какое же открытие ожидало гостей ?

  • С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения)

  • Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили)

  • А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому)

  • Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене? ( наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил)

  • А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется ? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.

С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.

Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает проблему толерантного отношения друг другу. (слайд № ) Вспомним, что такое толерантность.Учитель дописывает проблему на доске.

Толерантность – это  (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

  • Что вам больше всего понравилось в рассказе?

4.Домашнее задание.

Заполнение двухчастного дневника (слайд 10).



Цитата

Мое отношение

1.Геня вздрогнул-брызги тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину… Вдогонку,как звонкое копьё, летел самодельный стишок:

-Генька хромой, сопли рекой!


2.-Я думаю надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.


3.Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.


4.Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он был счастлив.








5. Рефлексия.

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________

  1. На уроке я работал(а) активно/пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен

  3. Рассказ мне______________________, потому что

___________________________________.

4)Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)

Оценки за работу на уроке.



А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы о встрече:

- Я пришел в этот мир

- не для того, чтобы оправдать твои надежды,

- не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

- не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.

- И ты пришел в этот мир

- не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

- не для того, чтобы отвечать моим интересам,

- не для того, чтобы оправдать мои надежды.

- Потому что я – это я, а ты – это ты.

- Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Олейникова Алёна Викторовна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147644

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства