АЛФАВИТ
Цели деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке; учить определять положение заданной буквы в алфавите.
Планируемые результаты: личностные: соотносят нравственные нормы с поступками собственными и поступками окружающих людей; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать звуки, буквы; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте палиндромы, которые вы записали. (Дом мод. Он ест сено. Моток с котом.) Кто вам помогал выполнить задание?
II. Актуализация опорных знаний.
– Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай.
(Библиотека.)
– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в библиотеке.
– Отгадайте загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Азбука. Алфавит.)
– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)
– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)
– Прочитайте алфавит. (2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.)
– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.
– Почему нужно знать алфавит?
– Когда люди пользуются алфавитом?
III. Введение в тему.
– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
(Айболит.)
Я – героиня книжки.
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я … (Белоснежка).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка.)
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?
(Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ей дали от слова «зола».
(Золушка.)
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(«Азбука», Буратино.)
•ullet Коллективная работа.
– Кого напишете первым?
– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – б. Что же делать? (Ответы учащихся.)
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (упражнения 11–16).
В красном переплёте –
Самая красивая.
В синем переплёте –
Самая весёлая.
Книжка в жёлтом переплёте –
Самая забавная,
А совсем без переплёта –
Самая любимая.
Мне читать её охота –
Хоть она без переплёта.
Р. Сеф
– Расскажите о своих любимых книгах. О чём они? Кто автор?
– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять? (У друзей, в библиотеке.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике и сделайте вывод, как знание алфавита помогает человеку в жизни.
– Проверьте друг друга на знание алфавита.
– Выполните задания в парах (упражнение 12).
– Какие группы букв можно выделить? Назовите.
А, е, ё, и, о, у, ы, ю, я, э – гласные.
Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – согласные.
Ь, ъ – не обозначают звука.
Е, ё, ю, я – обозначают два звука.
Ж, ш, ц – всегда твёрдые.
Ч, щ, й – всегда мягкие.
Й, м, н, р, л – звонкие непарные и т. д.
2. Самостоятельная работа (упражнение 14).
– Запишите словарные слова по алфавиту. (Берёза, девочка, медведь, ребята, собака, тетрадь, фамилия. Ветер, воробей, ворона.)
– Прочитайте, как называется раздел науки о языке, в котором изучают буквы, их начертание. (Графика.)
3. Работа по осуществлению поиска информации (упражнение 15).
− Как объясните значение слов «скейт-парк», «роллер», «скейтборд»? (Предположения учащихся. Ученик читает объяснение в словаре.)
− Какие слова, относящиеся к виду спорта, вы знаете и можете объяснить их значение? (Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и объясняя значения слов.)
4. Рубрика «Интеллектуальный марафон» (упражнение 16).
V. Обобщение изученного материала.
– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.) Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: м в алфавите стоит раньше, чем т.)
VI. Рефлексия деятельности.
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.