Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.
Задачи:
Обучающие: систематизировать знания учащихся об алфавите; повторить написание ранее изученных букв; продолжить формирование понятия «звук-буква».
Развивающие: развивать фонематический слух; развивать у учащихся умение выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер, проектор
Дидактический материал учителя: Авторская презентация в программе PowerPoint.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
поисково-исследовательский.
Предполагаемые результаты:
1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:
2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый год копилку знаний,
Непременно пополнять.
-У нас сегодня необычный урок .Мы с вами отправимся в путешествие по большой стране, которая называется « Букваринск ».
II. Актуализация знаний. Станция «Вспоминай»
1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд )
- Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).
- Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не встречает преграду).
-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
-Какие буквы могут обозначать два звука? ( Е, Ё,Ю,Я)
-Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е, Ё, Ю, Я,И,Ь)
-Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ , Й)
- Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)
III. Изучение нового материала.
- Ребята, следующая станция «Подумай». Нам нужно собрать слово. (Алфавит)
1) Как образовалось слово «алфавит».
2) Для чего нужен алфавит?
3) Где применяют алфавит?
Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». А обозначает оно то, что все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.
Работа с учебником .Чтение букв Алфавита .
- Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).
Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).
- Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).
-При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. (Слайды )
Чтение стихотворения в учебнике.
IV. Закрепление.
1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки. (Слайд )
3. Парная работа. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. (Слайд).
VI. Контроль усвоенных знаний. (Самостоятельная работа).
Записать по алфавиту слова. (Слайды )
Игра «Волшебный мешочек»
Из букв собрать слово. (Родина)
Звуко – буквенный анализ слова Родина. (сигнальные карточки)
VII. Итог урока. Рефлексия.
Что нового узнали?
-Что такое алфавит?
Чем занимались на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Выучить алфавит.