- Можно ли назвать алфавитом ряд букв а,с,п,и,т,о,р,ф,ы,в?
- Почему эти буквы нельзя назвать алфавитом?
Ученики делают вывод – алфавит – совокупность букв, расположенных в
Происхождение слов алфавит, азбука
Алфавит, азбука – эти два слова разные только на первый взгляд, а они не только называют одно и то же, но и будто копируют друг друга. Смотрите сами. Алфавит – альфа и вита (так назывались первые две буквы в греческом языке). Интересно зачем было буквы как-то называть? Говорят, так их легче было запоминать. Также было и у финикийцев, у них первая буква была похожа на голову быка и называлась «алеф» (в переводе значит «бык»), а вторая - была «бет» (дом). Это значительно упрощало финикийским детям изучать буквы. Азбука – аз и буки – первые буквы славянского алфавита. Отсюда и берут начало эти два известных нам слова.
Знакомство с историей создания алфавита;
СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ!
- Знаете ли вы, как возникла русская письменность?
- Чем отличается азбука от алфавита?
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).
Как же они создали азбуку?
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. V. Словарный диктант с фонетико-орфографическим заданием:
Записать слова в два столбика в 1 – слова, в которых количество букв и звуков совпадает; во 2 - слова, в которых букв больше, чем звуков.
Ученики получают карточки со своими именами и по команде выстраиваются в алфавитном порядке)
V II. Работу в группах.
Учащимся раздаются карточки по числу групп. В столбик записаны буквы, каждый ученик по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.
V III. Отгадайте загадки.
1.Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться -
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит! (Ь - Ъ)
2. В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)
3.Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной! (Е - Ё)
4.Ею можем обозначить
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на все иначе,
В ней увидим просто крестик! (Х)
5.Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»! (Ж)
6.Взяли «эн» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «о»-
Ну, и что произошло? (Ю)
7.«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить! (Н)
(А. Хребтюгов )
IХ. Практическое значение алфавита
1. - Ребята, а каково практическое значение имеет знание алфавита?
- В каких сферах деятельности человека необходимо это знание?
2. Словарная работа
Составить список фамилий русских классиков в алфавитном порядке
- Можно ли назвать алфавитом ряд букв а,с,п,и,т,о,р,ф,ы,в?
- Почему эти буквы нельзя назвать алфавитом?
Ученики делают вывод – алфавит – совокупность букв, расположенных в
Происхождение слов алфавит,азбука
Алфавит,азбука– эти два слова разные только на первый взгляд, а они не только называют одно и то же, но и будто копируют друг друга. Смотрите сами. Алфавит – альфа и вита (так назывались первые две буквы в греческом языке).Интересно зачем было буквы как-то называть? Говорят, так их легче было запоминать. Также было и у финикийцев, у них первая буква была похожа на голову быка и называлась «алеф» (в переводе значит «бык»), а вторая - была «бет» (дом). Это значительно упрощало финикийским детям изучать буквы. Азбука – аз и буки – первые буквы славянского алфавита. Отсюда и берут начало эти два известных нам слова.
Знакомство с историей создания алфавита;
СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ! - Знаете ли вы, как возникла русская письменность?
- Чем отличается азбука от алфавита? Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции) , жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их) . И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) . Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. V. Словарный диктант с фонетико-орфографическим заданием:
Записать слова в два столбика в 1 – слова, в которых количество букв и звуков совпадает; во 2 - слова, в которых букв больше, чем звуков .
Ученики получают карточки со своими именами и по команде выстраиваются в алфавитном порядке)
V II. Работу в группах.
Учащимся раздаются карточки по числу групп. В столбик записаны буквы, каждый ученик по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.
V III. Отгадайте загадки.
1.Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться -
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит! (Ь - Ъ)
2. В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)
3.Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной! (Е - Ё)
4.Ею можем обозначить
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на все иначе,
В ней увидим просто крестик! (Х)
5.Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»! (Ж)
6.Взяли «эн» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «о»-
Ну, и что произошло? (Ю)
7.«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить! (Н)
(А. Хребтюгов )
IХ. Практическое значение алфавита
1. - Ребята, а каково практическое значение имеет знание алфавита?
- В каких сферах деятельности человека необходимо это знание?
2. Словарная работа
Составить список фамилий русских классиков в алфавитном порядке