kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе на тему "Алфавит. Произношение названий букв"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                          Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Алфавит. Произношение названий букв»

Задачи:

  1. Повторить алфавит русского языка,  формировать умения использовать алфавит на практике.
  2. Развивать  умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.
  3. Воспитывать коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

Оборудование: интерактивная доска, учебники, раздаточный материал.

                                         Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка  задач урока.
  3. Актуализация знаний

- Можно ли назвать алфавитом ряд букв а,с,п,и,т,о,р,ф,ы,в? 

- Почему эти буквы нельзя назвать алфавитом?

Ученики делают вывод – алфавит – совокупность букв, расположенных в

Происхождение слов алфавитазбука 

Алфавитазбука – эти два слова разные только на первый взгляд, а они не только называют одно и то же, но и будто копируют друг друга. Смотрите сами. Алфавит – альфа и вита (так назывались первые две буквы в греческом языке). Интересно зачем было буквы как-то называть? Говорят, так их легче было запоминать. Также было и у финикийцев, у них первая буква была похожа на голову быка и называлась «алеф» (в переводе значит «бык»), а вторая - была «бет» (дом). Это значительно упрощало финикийским детям изучать буквы. Азбука – аз и буки – первые буквы славянского алфавита. Отсюда и берут начало эти два известных нам слова.

  1. Знакомство с историей создания алфавита;

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ!
 - Знаете ли вы, как возникла русская письменность?

 -  Чем  отличается азбука от алфавита?
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).
Как же они создали азбуку?
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
       V.  Словарный диктант с фонетико-орфографическим заданием:

Записать слова в два столбика  в 1 – слова, в которых количество букв и звуков совпадает; во 2 - слова, в которых  букв больше,  чем  звуков.

Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, конь, ученик, пенал.

  1. Игра «Встань в порядке алфавита»

 Ученики получают карточки со своими именами и по команде выстраиваются в алфавитном порядке)

      V II. Работу в  группах. 

Учащимся раздаются карточки по числу групп. В столбик записаны буквы, каждый ученик по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.

        V III. Отгадайте загадки.

1.Быть нам рядом не годится!

Можешь в этом убедиться -

Посмотри на алфавит,

Между нами «ы» стоит! (Ь - Ъ)

2. В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась! (О)

3.Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной! (Е - Ё)

4.Ею можем обозначить

Что в задачке неизвестно,

А взглянув на все иначе,

В ней увидим просто крестик! (Х)

5.Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»! (Ж)

6.Взяли «эн» и справа ножку

Растянули мы немножко,

Да свернули буквой «о»-

Ну, и что произошло? (Ю)

7.«Пэ» в другую букву можно

Очень быстро превратить -

Перекладинку немножко

Надо только опустить! (Н)

                                   (А. Хребтюгов )

IХ. Практическое значение алфавита

1. - Ребята, а каково практическое значение имеет знание алфавита?

 - В каких сферах деятельности человека необходимо это знание?

2. Словарная работа 

Составить список фамилий русских классиков в алфавитном порядке

Пушкин,  Грибоедов, Достоевский, Гоголь, Есенин, Жуковский, Лермонтов, Блок, Некрасов, Тургенев, Толстой, Чехов, Вяземский, Маяковский, Цветаева

3.Работа по таблице

- Почему таблица называется «Буквы русского алфавита», а не алфавит ?

Устное упражнение «Кто зоркий?  Кто твёрдо знает алфавит?»

Рассмотрев таблицу, быстро и правильно назвать буквы по алфавиту, одновременно показывая их на таблице.

Х. Домашнее задание

ХI. Рефлексия 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему "Алфавит. Произношение названий букв"»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Алфавит. Произношение названий букв»

Задачи:

  1. Повторить алфавит русского языка,  формировать умения использовать алфавит на практике.

  2. Развивать умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

  3. Воспитывать коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

Оборудование: интерактивная доска, учебники, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка задач урока.

  3. Актуализация знаний

- Можно ли назвать алфавитом ряд букв а,с,п,и,т,о,р,ф,ы,в?

- Почему эти буквы нельзя назвать алфавитом?

Ученики делают вывод – алфавит – совокупность букв, расположенных в

Происхождение слов алфавит, азбука 

Алфавит, азбука – эти два слова разные только на первый взгляд, а они не только называют одно и то же, но и будто копируют друг друга. Смотрите сами. Алфавит – альфа и вита (так назывались первые две буквы в греческом языке). Интересно зачем было буквы как-то называть? Говорят, так их легче было запоминать. Также было и у финикийцев, у них первая буква была похожа на голову быка и называлась «алеф» (в переводе значит «бык»), а вторая - была «бет» (дом). Это значительно упрощало финикийским детям изучать буквы. Азбука – аз и буки – первые буквы славянского алфавита. Отсюда и берут начало эти два известных нам слова.

  1. Знакомство с историей создания алфавита;

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ!
- Знаете ли вы, как возникла русская письменность?

- Чем отличается азбука от алфавита?
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции) , жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их) .
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл) .
Как же они создали азбуку?
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
V. Словарный диктант с фонетико-орфографическим заданием:

Записать слова в два столбика в 1 – слова, в которых количество букв и звуков совпадает; во 2 - слова, в которых букв больше, чем звуков .

Капитан, корабль, ручьи, долина , речь, калач, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, конь, ученик, пенал.

  1. Игра «Встань в порядке алфавита»

Ученики получают карточки со своими именами и по команде выстраиваются в алфавитном порядке)

V II. Работу в группах. 

Учащимся раздаются карточки по числу групп. В столбик записаны буквы, каждый ученик по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.



V III. Отгадайте загадки.



1.Быть нам рядом не годится!

Можешь в этом убедиться -

Посмотри на алфавит,

Между нами «ы» стоит! (Ь - Ъ)

2. В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась! (О)

3.Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной! (Е - Ё)

4.Ею можем обозначить

Что в задачке неизвестно,

А взглянув на все иначе,

В ней увидим просто крестик! (Х)

5.Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»! (Ж)

6.Взяли «эн» и справа ножку

Растянули мы немножко,

Да свернули буквой «о»-

Ну, и что произошло? (Ю)

7.«Пэ» в другую букву можно

Очень быстро превратить -

Перекладинку немножко

Надо только опустить! (Н)

(А. Хребтюгов )

IХ. Практическое значение алфавита

1. - Ребята, а каково практическое значение имеет знание алфавита?

- В каких сферах деятельности человека необходимо это знание?

2. Словарная работа 

Составить список фамилий русских классиков в алфавитном порядке

Пушкин, Грибоедов, Достоевский, Гоголь, Есенин, Жуковский, Лермонтов, Блок, Некрасов, Тургенев, Толстой, Чехов, Вяземский, Маяковский, Цветаева

3.Работа по таблице

в

б

ё

е

й

з

л

а

г

д

ж

и

к

М

н

п


т


х

Ч

о

р

с

у

ф

ц

Ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я



- Почему таблица называется «Буквы русского алфавита», а не алфавит ?

Устное упражнение «Кто зоркий? Кто твёрдо знает алфавит?»

Рассмотрев таблицу, быстро и правильно назвать буквы по алфавиту, одновременно показывая их на таблице.

Х. Домашнее задание

ХI. Рефлексия


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5 классе на тему "Алфавит. Произношение названий букв"

Автор: Рябова Ольга Павловна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к уроку русского языка во 2 классе на тему "Гласные и согласные звуки""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykavo2klassienatiemuglasnyieisoghlasnyiezvuki"
    ["file_id"] => string(6) "283013"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453754511"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Русский язык. 1класс. Тема: Гласные, согласные буквы и звуки "
    ["seo_title"] => string(61) "russkii-iazyk-1klass-tiema-glasnyie-soghlasnyie-bukvy-i-zvuki"
    ["file_id"] => string(6) "118453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413136434"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Русский язык.  «Фонетика» "
    ["seo_title"] => string(23) "russkii-iazyk-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "200281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428768787"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Русский язык. "Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(25) "russkii-iazyk-fonietika-1"
    ["file_id"] => string(6) "200282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769458"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Внеурочное занятие кружка «Загадки русского языка». «Путешествие по страницам словарей»"
    ["seo_title"] => string(88) "vnieurochnoiezaniatiiekruzhkazaghadkirusskoghoiazykaputieshiestviiepostranitsamslovariei"
    ["file_id"] => string(6) "261284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449089297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства