kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кто в г. Алфавите живет?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Обобщить знания по теме «Фонетика, графика, орфоэпия»; работать над умением отличать звук и букву, умением пользоваться алфавитом, закрепить навыки произношения.

Орг.момент: настрой детей, пожелание.

  1. Проверка домашнего задания

- Чтение наизусть скороговорок

- Конкурс «Кто быстрее, лучше?»

  1. Объяснение нового материала

Слово учителя:

Нас 33, нас 33,

Нас целая семья,

Веселых, дружных, озорных,

От А до Я.

- О какой семье идет речь, о чем мы сегодня будем говорить? (Вывешиваю таблицу «Алфавит»)

- Что такое алфавит?

Запишите тему урока в тетрадях.

- Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит, или азбуку. Слово «алфавит» состоит из названия двух первых букв греческого алфавита – альфа и вита, а слово «азбука» - из двух первых букв старого русского алфавита – аз и буки.

- Сегодня мы не только научимся правильно называть буквы русского алфавита, но и узнаем, как ими пользоваться.

33 родных сестрички,

Писаных красавиц,

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

                              (заранее написать на доске)

- О необходимости знания порядка букв в алфавите

- Ребята, вы когда-нибудь задумывались, в каком порядке размещаются слова в словарях, справочниках?

- Почему мы в библиотеке нашей можем быстро найти нужную книгу?

  1. Проверка домашнего задания

Чтение алфавита по памяти (2-3 ученика)

  1. Закрепление темы

- Подумайте и ответьте: где еще требуется знание алфавита? Зачем нужно знать алфавит?

- Посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.

- Задание 1: распределите города нашей страны по алфавиту (заранее выписать на доске) – Астана, Алматы, Актобе, Актау, Атырау

- Что делать, если в словах совпадают первые буквы? В каком порядке вы их напишете?

- Задание 2: первая группа составит список своего ряда по алфавиту. Аналогичное задание и второй группе.

- А теперь чья группа быстрее построится по алфавиту?

- Игра «Дежурная буква»

У нас сегодня дежурная буква – А, она стоит на первом месте.

А как лесенка стоит

Перед входом в Алфавит.

Кто напишет больше слов на букву А? Давайте проверим.

- Как вы думаете, все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщения ваших одноклассников (материал для сообщения прилагается).

 

Мы продолжаем наше знакомство с жителями г. Алфавита.

Вывешиваю таблицу «Буквы русского алфавита»

- Конкурс «Самый зоркий», «Кто отлично знает алфавит?»

Задание: рассмотрев приводимую ниже таблицу, быстро и правильно назвать буквы по алфавиту, одновременно показывая их на таблице

?- Почему таблица названа «Буквы русского алфавита», а не алфавит?

- Что такое алфавит?

- Игра «Шифровальщик»

Прочитайте и запишите зашифрованные слова (заранее написать на доске)

1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 (алфавит)

2, 21, 12, 3, 29 (буквы)

22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1 (фонетика)

 

- Работа со словарем.

У вас на партах лежат орфографические словари. Найдите 5 хороших слов, запишите в алфавитном порядке, а потом прочитаете и подарите друг другу слово с пожеланием.

- Самостоятельная работа «Допиши предложение» по учебнику «Русский язык». Практика

Упражнение №321 (с последующей проверкой)

  1. Итог урока

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Для чего нужно хорошо знать алфавит?

- Откройте учебник на стр.89. Еще раз прочитайте определение алфавита, посмотрите табличку.

  1. Д/з. Параграф 30 (знать определения, повторить алфавит). Письменно по алфавиту составьте список домочадцев (можно всех родственников)
  2. Рефлексия.

- Ваше мнение о сегодняшнем уроке?

- Как вы оцениваете свое участие в удачно проведенном уроке? Откройте дневники, поставьте себе оценку.

Я благодарю вас за участие, за помощь. Желаю хорошего дня и дарю 5 хороших слов из словаря: добро, здоровье, радость, счастье, удача.

Приложение

Буква ё – самая молодая буква в русском алфавите. Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», в 1997 году ей исполнилось 200 лет. В 1797 году писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах стихов «Аониды», в котором впервые использовал букву ё. до этого для обозначения ударного [о] после мягких согласных использовали диграф io, введенный в 1735 году, например, слioзы, всio. А еще раньше, в древнерусском языке, звук [о] после мягких согласных вообще не употреблялся. Вместо мёд, слёзы, нёс, Пётр произносили мед, слезы, нес, Петр с [э]. в XVIII и в начале XIX в. Такое произношение было свойственно высокому стилю. Вот, например, рифмы Гаврилы Романовича Державина: течет – нет, пчелку – стрелку, в издевку – девку, от весел – был весел. Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зное раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Просмотр содержимого документа
«Кто в г. Алфавите живет? »

Кто в г. Алфавите живет?

Цель урока:

Обобщить знания по теме «Фонетика, графика, орфоэпия»; работать над умением отличать звук и букву, умением пользоваться алфавитом, закрепить навыки произношения.

Орг.момент: настрой детей, пожелание.

  1. Проверка домашнего задания

- Чтение наизусть скороговорок

- Конкурс «Кто быстрее, лучше?»

  1. Объяснение нового материала

Слово учителя:

Нас 33, нас 33,

Нас целая семья,

Веселых, дружных, озорных,

От А до Я.

- О какой семье идет речь, о чем мы сегодня будем говорить? (Вывешиваю таблицу «Алфавит»)

- Что такое алфавит?

Запишите тему урока в тетрадях.

- Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит, или азбуку. Слово «алфавит» состоит из названия двух первых букв греческого алфавита – альфа и вита, а слово «азбука» - из двух первых букв старого русского алфавита – аз и буки.

- Сегодня мы не только научимся правильно называть буквы русского алфавита, но и узнаем, как ими пользоваться.

33 родных сестрички,

Писаных красавиц,

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

(заранее написать на доске)

- О необходимости знания порядка букв в алфавите

- Ребята, вы когда-нибудь задумывались, в каком порядке размещаются слова в словарях, справочниках?

- Почему мы в библиотеке нашей можем быстро найти нужную книгу?

  1. Проверка домашнего задания

Чтение алфавита по памяти (2-3 ученика)

  1. Закрепление темы

- Подумайте и ответьте: где еще требуется знание алфавита? Зачем нужно знать алфавит?

- Посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.

- Задание 1: распределите города нашей страны по алфавиту (заранее выписать на доске) – Астана, Алматы, Актобе, Актау, Атырау

- Что делать, если в словах совпадают первые буквы? В каком порядке вы их напишете?

- Задание 2: первая группа составит список своего ряда по алфавиту. Аналогичное задание и второй группе.

- А теперь чья группа быстрее построится по алфавиту?

- Игра «Дежурная буква»

У нас сегодня дежурная буква – А, она стоит на первом месте.

А как лесенка стоит

Перед входом в Алфавит.

Кто напишет больше слов на букву А? Давайте проверим.

- Как вы думаете, все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщения ваших одноклассников (материал для сообщения прилагается).



Мы продолжаем наше знакомство с жителями г. Алфавита.

Вывешиваю таблицу «Буквы русского алфавита»

- Конкурс «Самый зоркий», «Кто отлично знает алфавит?»

Задание: рассмотрев приводимую ниже таблицу, быстро и правильно назвать буквы по алфавиту, одновременно показывая их на таблице



В

Б

Ё

Е

Й

З

Л

А

Г

Д

Ж

И

К

М

Н

П


Т


Х

Ч

О

Р

С

У

Ф

Ц

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я



- Почему таблица названа «Буквы русского алфавита», а не алфавит?

- Что такое алфавит?



- Игра «Шифровальщик»

Прочитайте и запишите зашифрованные слова (заранее написать на доске)

1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 (алфавит)

2, 21, 12, 3, 29 (буквы)

22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1 (фонетика)



- Работа со словарем.

У вас на партах лежат орфографические словари. Найдите 5 хороших слов, запишите в алфавитном порядке, а потом прочитаете и подарите друг другу слово с пожеланием.



- Самостоятельная работа «Допиши предложение» по учебнику «Русский язык». Практика

Упражнение №321 (с последующей проверкой)

  1. Итог урока

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Для чего нужно хорошо знать алфавит?

- Откройте учебник на стр.89. Еще раз прочитайте определение алфавита, посмотрите табличку.

  1. Д/з. Параграф 30 (знать определения, повторить алфавит). Письменно по алфавиту составьте список домочадцев (можно всех родственников)

  2. Рефлексия.

- Ваше мнение о сегодняшнем уроке?

- Как вы оцениваете свое участие в удачно проведенном уроке? Откройте дневники, поставьте себе оценку.

Я благодарю вас за участие, за помощь. Желаю хорошего дня и дарю 5 хороших слов из словаря: добро, здоровье, радость, счастье, удача.



Приложение

Буква ё – самая молодая буква в русском алфавите. Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», в 1997 году ей исполнилось 200 лет. В 1797 году писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах стихов «Аониды», в котором впервые использовал букву ё. до этого для обозначения ударного [о] после мягких согласных использовали диграф io, введенный в 1735 году, например, слioзы, всio. А еще раньше, в древнерусском языке, звук [о] после мягких согласных вообще не употреблялся. Вместо мёд, слёзы, нёс, Пётр произносили мед, слезы, нес, Петр с [э]. в XVIII и в начале XIX в. Такое произношение было свойственно высокому стилю. Вот, например, рифмы Гаврилы Романовича Державина: течет – нет, пчелку – стрелку, в издевку – девку, от весел – был весел. Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зное раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Кто в г. Алфавите живет?

Автор: Мухаметжанова Гульбаршин Рахимовна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Лес - дом птиц"
    ["seo_title"] => string(14) "lies_dom_ptits"
    ["file_id"] => string(6) "411007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492941769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка во 2 классе "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "128378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415476418"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Сценарий мероприятия "Праздник алфавита" "
    ["seo_title"] => string(43) "stsienarii-mieropriiatiia-prazdnik-alfavita"
    ["file_id"] => string(6) "199120"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428513552"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Классный час  " Что такое доброта?" "
    ["seo_title"] => string(33) "klassnyi-chas-chto-takoie-dobrota"
    ["file_id"] => string(6) "137103"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417270733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока, презентация  по окружающему миру "В парке" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-parkie"
    ["file_id"] => string(6) "200625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428867348"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства