Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Цель урока:
Обобщить знания по теме «Фонетика, графика, орфоэпия»; работать над умением отличать звук и букву, умением пользоваться алфавитом, закрепить навыки произношения.
Орг.момент: настрой детей, пожелание.
- Чтение наизусть скороговорок
- Конкурс «Кто быстрее, лучше?»
Слово учителя:
Нас 33, нас 33,
Нас целая семья,
Веселых, дружных, озорных,
От А до Я.
- О какой семье идет речь, о чем мы сегодня будем говорить? (Вывешиваю таблицу «Алфавит»)
- Что такое алфавит?
Запишите тему урока в тетрадях.
- Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит, или азбуку. Слово «алфавит» состоит из названия двух первых букв греческого алфавита – альфа и вита, а слово «азбука» - из двух первых букв старого русского алфавита – аз и буки.
- Сегодня мы не только научимся правильно называть буквы русского алфавита, но и узнаем, как ими пользоваться.
33 родных сестрички,
Писаных красавиц,
На одной живут страничке,
А повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
(заранее написать на доске)
- О необходимости знания порядка букв в алфавите
- Ребята, вы когда-нибудь задумывались, в каком порядке размещаются слова в словарях, справочниках?
- Почему мы в библиотеке нашей можем быстро найти нужную книгу?
Чтение алфавита по памяти (2-3 ученика)
- Подумайте и ответьте: где еще требуется знание алфавита? Зачем нужно знать алфавит?
- Посмотрим, как вы умеете пользоваться алфавитом.
- Задание 1: распределите города нашей страны по алфавиту (заранее выписать на доске) – Астана, Алматы, Актобе, Актау, Атырау
- Что делать, если в словах совпадают первые буквы? В каком порядке вы их напишете?
- Задание 2: первая группа составит список своего ряда по алфавиту. Аналогичное задание и второй группе.
- А теперь чья группа быстрее построится по алфавиту?
- Игра «Дежурная буква»
У нас сегодня дежурная буква – А, она стоит на первом месте.
А как лесенка стоит
Перед входом в Алфавит.
Кто напишет больше слов на букву А? Давайте проверим.
- Как вы думаете, все ли буквы русского алфавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая? Послушайте сообщения ваших одноклассников (материал для сообщения прилагается).
Мы продолжаем наше знакомство с жителями г. Алфавита.
Вывешиваю таблицу «Буквы русского алфавита»
- Конкурс «Самый зоркий», «Кто отлично знает алфавит?»
Задание: рассмотрев приводимую ниже таблицу, быстро и правильно назвать буквы по алфавиту, одновременно показывая их на таблице
?- Почему таблица названа «Буквы русского алфавита», а не алфавит?
- Что такое алфавит?
- Игра «Шифровальщик»
Прочитайте и запишите зашифрованные слова (заранее написать на доске)
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 (алфавит)
2, 21, 12, 3, 29 (буквы)
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1 (фонетика)
- Работа со словарем.
У вас на партах лежат орфографические словари. Найдите 5 хороших слов, запишите в алфавитном порядке, а потом прочитаете и подарите друг другу слово с пожеланием.
- Самостоятельная работа «Допиши предложение» по учебнику «Русский язык». Практика
Упражнение №321 (с последующей проверкой)
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Для чего нужно хорошо знать алфавит?
- Откройте учебник на стр.89. Еще раз прочитайте определение алфавита, посмотрите табличку.
- Ваше мнение о сегодняшнем уроке?
- Как вы оцениваете свое участие в удачно проведенном уроке? Откройте дневники, поставьте себе оценку.
Я благодарю вас за участие, за помощь. Желаю хорошего дня и дарю 5 хороших слов из словаря: добро, здоровье, радость, счастье, удача.
Приложение
Буква ё – самая молодая буква в русском алфавите. Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», в 1997 году ей исполнилось 200 лет. В 1797 году писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах стихов «Аониды», в котором впервые использовал букву ё. до этого для обозначения ударного [о] после мягких согласных использовали диграф io, введенный в 1735 году, например, слioзы, всio. А еще раньше, в древнерусском языке, звук [о] после мягких согласных вообще не употреблялся. Вместо мёд, слёзы, нёс, Пётр произносили мед, слезы, нес, Петр с [э]. в XVIII и в начале XIX в. Такое произношение было свойственно высокому стилю. Вот, например, рифмы Гаврилы Романовича Державина: течет – нет, пчелку – стрелку, в издевку – девку, от весел – был весел. Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зное раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт