| № урока | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Предметные результаты | УУД | Домашнее задание | 
  | Музыка и литература (16 часов) | 
  | 1 четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»   2 четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»   | 
  | 1 | 
 | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы | Рахманинов «Вокализ» | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы.   | Личностные: Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности. Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности. 
 Регулятивные: Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопросы: «что я знаю и умею?» «чему мне необходимо научиться?») Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира. Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины. Анализировать  собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвя-зи с жизнью и другими видами искусства. 
 Познавательные: Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.   Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 
 Коммуникативные: Развивать умение «слышать другого». Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. 
 | Выучить значение понятий «вокализ», «сопрано». Биография С.В.Рахманинова (кратко) | 
  | 2 | 
 | Взаимодействие музыкальной и литературной основы в песенном жанре.   | Глинка «Жаворонок», Глинка-Балакирев «Жаворонок» Чайковский «Грустная песенка» | Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.   Уметь определять лад, характер, настроение муз.произведения. Знать биографические сведения о жизни М.Глинки. | Ответить на вопрос: «Чем отличается музыкальная речь от литературной?» | 
  | 3 | 
 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Свиридов «Романс» Чайковский «Барка-рола»; Мендельсон «Песня венецианс-кого гондольера» Глинка «Венецианс-кая ночь» | Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола | Подобрать стихотворение к любому из прозвучавших на уроке произведений. | 
  | 4 | 
 | Путешествие в музыкальный театр. Литературная основа оперы. | Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко», Чайковский Адажио из балета «Лебединое озеро» | История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение. Знать, что такое либретто, его значение в оперной музыке. 
 | Выучить основные понятия и термины. Познакомиться с кратким содержанием летописи «Слово о полку Игореве» | 
  | 5 | 
 | Летопись в основе оперы | Бородин «Князь Игорь» (ария Игоря, Половецкие пляски, хор девушек «Улетай…») | Вспомнить сюжет поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | 
  | 6 | 
 | Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и опера М.И.Глинки | Глинка «Руслан и Людмила», фрагменты оперы | Подготовить краткое сообщение о музыкальном театре (на выбор) | 
  | 7 | 
 | Путешествие в музыкальный театр. Балет. | Балеты П.Чайковского и С.Прокофьева | История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. | Выучить основные понятия и термины | 
  | 8 | 
 | Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Э.Л.Уэббер «Кошки» | Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «лёгкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы | Выучить основные понятия и термины | 
  | 9 | 
 | Фольклор в музыке русских композиторов | Лядов «Кикимора» | Уяснить понятие программная музыка. Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников   | Нарисовать героев народного сказания | 
  | 10 | 
 | Поэзия – основа произведений кантатно-ораториального жанра | Свиридов «Поет зима…» | Сопоставление поэтического и музыкального образов, национальное своеобразие музыки Г. Свиридова | Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению | 
  | 11 | 
 | Музыка в сказках и баснях | Бородин Квартет №2, А.Аладов «Мелодия» | Знать, что создание музыки – огромный труд. Стать настоящим музыкантом очень сложный и долгий путь. Уметь распознавать благозвучие и хаос в музыке. | Вспомнить сказки, в которых звучит музыка | 
  | 12 | 
 | Музыка в произведениях К.Паустовского | Моцарт Симфония №41 «Юпитер» | На примерах рассказов Паустовского показать воздействие музыки на человека. Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы, заворожить, околдовать, пробудить далекие воспоминания. | Прочитать рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 
  | 13 | 
 | Э.Григ Концерт №1 для ф-но с оркестром | Выразительное чтение стихотворе-ния М.Ю.Лермон-това «Горные вершины» | 
  | 14 | 
 | Сравнение разных музыкальных произведений на один текст | А.Варламов «Горные вершины», Н.Рубинштейн «Горные вершины»   | Умение давать сравнительную характеристику музыкальным произведениям, написанным на один текст | Посмотреть к/фильм «Звуки музыки» | 
  | 15 | 
 | Музыка в кино, мультфильмах, на телевидении | М.Мусоргский «Картинки с выстав-ки», Г.Гладков «Бре-менские музыкан-ты», Е.Крылатов «Крылатые качели» | Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в кино, на телевидении | Выучить наизусть стихотворение о музыке или музыкантах (на выбор) | 
  | 16 | 
 | Музыка и поэзия | Стихи о музыке и музыкантах | Знать имена известных поэтов, уметь проследить за эмоциональной отзывчивостью авторов. | Нарисовать рисунок на сюжет понравившегося стихотворения о музыке.   Как вариант: Выучить наизусть стихотворение о музыке, музыкантах. | 
  | Музыка и изобразительное искусство (18 часов) | 
  | 3 четверть «Можем ли мы увидеть музыку» 4 четверть «Можем ли мы услышать живопись» | 
  | 17 | 
 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? Можем ли мы увидеть музыку? | Френкель «Последний бой» Свиридов «Тройка» | Знать, что жизнь – единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусство. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Личностные: Проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности. Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.   Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности. На основе изучения патриотических муз.произведений русских композиторов, изучения русской истории воспитают в себе чувство патриотизма – любви и уважения к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах. 
 Регулятивные: Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.   Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины; соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого. Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства 
 Познавательные: Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Находить и выделять необходимую информацию, умение находить главные идеи в текстовом материале. Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Коммуникативные: Развивать умения «слышать другого». Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями Участвовать в коллективном или ансамблевом пении. Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. | Подготовить краткую информа-цию о творческом объединении рус-ских композиторов «Могучая кучка» | 
  | 18 | 
 | Портрет в музыке и в живописи | Мусоргский «Борис Годунов», песня Варлаама; Паганини Каприс №24; Рахма-нинов «Рапсодия на тему Паганини» | Уметь выделять взаимосвязи музыки и живописи и их тесную связь с жизнью. | Подготовить краткий рассказ о Ф.И.Шаляпине. Как вариант: Ф.И.Шаляпин на КМВ | 
  | 19 | 
 | Воплощение жизненного содержания в музыке и изобразительном искусстве | Рнп «Дубинушка», «Эй, ухнем» | Расширение представлений о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства и литературы | Повторить стихот-ворение М.Лермон-това «Бородино», вспомнить, что известно о собы-тиях Отечествен-ной войны 1812 года. | 
  | 20   | 
 | Образы борьбы и победы в искусстве | С.Прокофьев «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс) | Творческий процесс сочинения музыки композитором | Биография С.Прокофьева (кратко) | 
  | 21 | 
 | Богатырская тема в русском искусстве. «Моя земля, мое Отечество» | Бородин Симфония №2 | Жизнь и творчество А.Бородина. Образный строй Симфонии № 2. Творческий процесс сочинения музыки композитором | Прочитать о подвигах А.Невского   | 
  | 22 | 
 | «Звать через прошлое к настоящему» | Прокофьев Кантата «Александр Невский» | Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства   | Выучить основные понятия и термины | 
  | 23 | 
 | «Лики святых не могут молчать. Они рождены, чтоб вечно звучать…» | Бах-Гуно «Аве Мария»   Шуберт «Аве Мария» | Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства | Выучить основные понятия и термины | 
  | 24 | 
 | Рахманинов Концерт №3 молитва «Богороди-це Дево», «Херувим-ская» | Выучить основные понятия и термины | 
  | 25 | 
 | Можем ли мы услышать живопись? | Военные сигналы; Свиридов «Военный марш»; Равель «Хабанера» | Общность выразительных средств музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи.   Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? | Ответить на вопрос: «Что общего в выразительных средствах музыки и живописи?» | 
  | 26 | 
 | От зрительного образа к музыкальному | Готье «Гавот» Морозов «Малиновый звон» | Подготовить сообщение о старинных музыкальных инструментах. Как вариант: Найти репродукции картин, на которых изображены старинные муз.инструменты | 
  | 27 | 
 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | Рнп «Вниз по матушке по Волге», «Вечерний звон» Ростовские звоны Гаврилин «Вечерняя музыка» | Место и значение колокольных звонов в жизни человека. Народные истоки в профессиональной музыке. | Подготовить рассказ о колоколах (кратко) Как вариант: история храмов г.Минеральные Воды | 
  | 28 | 
 | Музыкальный жанр «ноктюрн» | Филд «Ноктюрн» Глинка «Разлука» Шопен «Ноктюрн» | Знакомство с музыкальным жанром «ноктюрн», его образами.   | Выполнить иллюстрацию к любому произведению (из прослушанных на уроке). | 
  | 29 | 
 | Импрессионизм в музыке и в живописи | Дебюсси «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна» | Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. | Выучить основные понятия и термины | 
  | 30 | 
 | Картины природы в музыке | Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» | Образный мир произведений Мусоргского, своеобразие его творчества | Нарисовать рисунок на тему музыки М.Мусоргского | 
  | 31 | 
 | «О подвигах, о доблести, о славе…» | Песни времен Великой Отечественной войны | Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства | Выучить тексты песен | 
  | 32 | 
 | «Когда картины зазвучат и на полотна лягут звуки» | Обобщение и оптимизация полученных знаний. Представление проектов в виде презентаций. | Иметь общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности. | Подготовить сообщение о творчестве А.Пахмутовой, Ю.Чичкова, Е.Крылатова, Г.Гладкова (на выбор) Как вариант: Назовите современных композиторов – авторов песен для детей. | 
  | 33 | 
 | Мир песен | Песни советских и современных композиторов о детстве. Песни минераловодского композитора А.Журавлева | Тема детства в музыке, живописи, литературе | Выучить текст песен | 
  | 34 | 
 | Обобщающий урок | Слушание произведений и исполнение песен по выбору учащихся | Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов | Ответить на вопрос: «Что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство?» | 
  | 
 | 
 | Резервный урок | 
 | 
 | 
 |