Календарно - тематическое планирование по музыке 5 класс
Календарно - тематическое планирование по музыке 5 класс
Календарно-тематическое планирование составлена по ФГОС второго поколения. В нем имеются Тема урока, количество часов, домашние задание, дата проведения уроков. Также рекомендации к каждому разделу, что учащийся должен знать и уметь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по музыке 5 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: [email protected]
Рассмотрено
на заседании ПМЛ
протокол № 1 от «___» ________ 2018г.
руководитель ____
Кобзева О.Н.
Согласовано
заместитель директора по УВР
«____» __________ 2018г.
__________ Н.А. Иукова
Утверждаю
директор МАОУ СШ №17
_________ Ю.А. Цеподой
приказ №______
«____» __________ 2018г.
Рабочая программа по музыке
для 5А, 5Б, 5В, 5Г классов
2018 - 2019 учебный год
Кобзева Оксана Николаевна,
учитель музыки,
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 5А, 5Б, 5В, 5Г классов составлена на основе нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Приказа министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Примерная программа по музыке. Основная школа.«Музыка» для 5-8 классов, рабочие программы по учебникам Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э Кашековой / авторы - составители: А.П. Сигаева, Е.Н. Малых. – М.: «Учитель», 2012.).
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) групповых занятий МАОУ СШ № 17 от 07.04.2016 г. (протокол № 6 педагогического совета).
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ № 7 на 2016-2021 годы.
Учебного плана МАОУ СШ № 17 на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа согласно учебному плану, рассчитана на 34 часа в год (1 час в
неделю), из них:
контрольных работ – 1
тестов – 1
При реализации рабочей программы используется учебник: «Музыка» 5 класс, Г.П.
Сергеева, Е.Д. Критская. Москва. «Просвещение» 2016 г.
Содержание учебного предмета
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. (17 часов).
Тема. Что роднит музыку с литературой.(1 час).
Познакомится с понятиями: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка. Научатся выявлять связи музыки и литературы.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Вокальная музыка.(3 час).
Познакомятся с отличиями музыкальной речи от речи литературной. Научатся: называть основные жанры русских народных песен, определять значение песен в жизни общества, отличать романс от песни.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Фольклор в музыке русских композиторов. (2 часа).
Познакомится с понятием программная музыка. Научатся анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. (1 час).
Познакомится с понятиями: вокальная, инструментальная музыка. Научатся называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. (1 час).
Познакомится с понятиями: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация. Научится определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. «Всю жизнь мою несу родину в душе…». Перезвоны. (1 час).
Познакомится с понятиями: симфония-действо. Научится выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповой.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание музыки, хоровое пение.
Тема. «Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» (1 час).
Познакомится с понятиями: зерно интонации, струнные инструменты. Научится выявлять родственные средства выразительности музыки и литературы.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (2 часа).
Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с основными событиями из жизни и творчества композиторов, с понятием реквием.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (1 час).
Познакомится с сюжетом (либретто) оперы «Садко»; с историей развития оперного искусства; с понятиями: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Научится приводить примеры к понятиям.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема.Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (1 чач).
Познакомится с историей развития балетного искусства; с понятиями: балет, солист-танцор, кордебалет. Научится анализировать составляющие средства музыкальной выразительности.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Музыка в театре, кино, на телевидении. (1 час).
Познакомится с ролью литературного сценария и значением музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Научится участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. (1 час).
Познакомится с понятиям: мюзикла, историей возникновения мюзикла. Узнают, чем мюзикл отличается от оперы. Научатся называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Мир композитора. (1 час).
Познакомится со взаимодействием музыки; с именами выдающихся русских и зарубежных композиторов. Научится передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. (17 часов).
Тема. Что роднит музыку с изобразительным искусством? (1 час).
Узнают, что роднит музыку и изобразительное искусство, со средствами выразительности музыки. Научатся выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. «Небесное и земное» в звуках и красках. (1 час).
Познакомятся с общностью языка различных видов искусства. Научатся выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Звать через прошлое к настоящему. (2 часа).
Познакомится с общими чертами художественных и музыкальных образов, с основными чертами кантаты, с богатством музыкальных образов и особенностями их драматургического развития.
Научатся сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Музыкальная живопись и живописная музыка. (2 часа).
Познакомятся с выразительными возможностями музыки и её изобразительности, с выдающимися русскими и зарубежными композиторами: С. Рахманиновым, Ф. Шубертом, их творчеством.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. (1 час).
Познакомится с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали… (1 час).
Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Портреты и автопортреты великих художников.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира. (1 час).
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра. Их выразительная роль. Известные дирижеры.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! (1 час).
Жизнь и творчество Людвига ванн Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Застывшая музыка. Содружество муз в храме. (1 час).
Познакомятся с отличием католической и православной музыкальной культуры; с понятием акапелла. Научатся сопоставлять музыку и памятники архитектуры.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Полифония в музыке и живописи. (1 час).
Продолжение знакомства с творчеством С.-С. Баха. Освоение понятий: полифония, фуга. Светская и духовная музыка. Любимый инструмент Баха – орган. Ведущие органисты мира. Органисты мастера.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Музыка на мольберте. Композитор – художник… Вселенная представляется мне большой симфонией… (1 час).
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе… (1 час).
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Творческая биография композиторов-импрессионистов.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. «О доблестях, о подвигах, о славе...». (1 час).
Итоговое тестирование.
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Поэтические произведения о войне. «Реквием» Р. Рождественского.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. «В каждой мимолетности вижу я миры…». (1 час).
Обзорный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие творчества обоих композиторов. Сравнение музыкальных зарисовок С. С. Прокофьева с картинами В. Кандинского, определение замысла и его воплощения в произведениях.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Тема. Мир композитора. С веком наравне. (1 час).
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов. Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные виды учебной деятельности: слушание музыки, выявление средств музыкальной выразительности, рассуждение, определение формы музыкального произведения, хоровое пение.
Планируемые предметные результаты
Учащиеся 5 класса научатся:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Количество часов
Домашнее задание
Дата проведения уроков
план
факт
1.
Что роднит музыку с литературой.
1
Подобрать стихи известных авторов, ставшие текстами песен.
5А 5Б 03.09.
5В 5Г 01.09.
2.
Вокальная музыка.
1
Записать названия известных народных песен, любимых в семье.
5А 5Б 10.09.
5В 5Г 06.09.
3.
Вокальная музыка.
Русские народные песни.
1
Записать названия известных народных песен, любимых в семье.
5А 5Б 17.09.
5В 5Г 13.09.
4.
Вокальная музыка. Романс.
1
Записать названия известных народных песен, любимых в семье.
5А 5Б 24.09.
5В 5Г 20.09.
5.
Фольклор в музыке русских композиторов.
1
Нарисовать героя из народной сказки, запомнившегося больше всего.
5А 5Б 01.10.
5В 5Г 27.09.
6.
Фольклор в музыке русских композиторов.
Тест по теме: Фольклор в музыке русских композиторов.
1
Нарисовать героя из народной сказки, запомнившегося больше всего.
5А 5Б 15.10.
5В 5Г 04.10.
7.
Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость.
1
Послушать музыкальный цикл П.И. Чайковского «Времена года».
5А 5Б 22.10.
5В 5Г 18.10.
8.
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.
1
Выписать название музыкальных коллективов, работающих в жанре этнической музыки.
5А 5Б 29.10.
5В 5Г 25.10.
9.
« Всю жизнь мою несу родину в душе….». Перезвоны.
1
Подобрать произведения. Близкие по настроению.
5А 5Б 05.11.
5В 5Г 01.11.
10.
«Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
1
Сообщение про творчество писателя В. Шукшина, Б. Пастернака.
5А 5Б 12.11.
5В 5Г 08.11.
11.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
1
Выучить определения: музыкальный размер, стихотворный размер.
5А 5Б 19.11.
5В 5Г 22.11.
12.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
1
Выучить определения: музыкальный размер, стихотворный размер.
5А 5Б 26.11.
5В 5Г 29.11.
13.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
1
Подготовить пересказ либретто оперы «Садко».
5А 5Б 03.12.
5В 5Г 06.12.
14.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Контрольная работа по теме: музыка и литература.
1
Подготовить пересказ содержания сказки «Щелкунчик и мышиный король».
5А 5Б 10.12.
5В 5Г 13.12.
15.
Музыка в театре, кино, на телевидении.
1
Послушать музыку к современным детским музыкальным фильмам.
5А 5Б 17.12.
5В 5Г 20.12.
16.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
1
Выполнить рисунки к одному из полюбившихся музыкальных сочинений.