№ п/п | Тема | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
| 17 часов | Музыка и литература | |
1 (1) | Что роднит музыку с литературой… | Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, вздохи) Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия»; А.Александров «Гимн России» М.И.Глинка «Патриотическая песня» | Устный опрос. Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
2 (2) | Вокальная музыка. Что я знаю о песне? | Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Ц.Кюи «Осень»; Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия»; П.Чайковский «Осень». С.В.Рахманинов «Вокализ»; | Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
3 (3) | Вокальная музыка. Романс. | Романс – лирическое стихотворение, положенное на музыку. М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»; муз.В.Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России». | Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
4 (4) | Может ли любое стихотворение стать романсом? | Роль поэтического слова в песне и романсе. Отличие песни от романса. М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»; Чайковский «Благословляю, вас, леса…». муз.В.Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России»; | Устный опрос. Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
5 (5) | Фольклор в музыке русских композиторов | Связь музыки с литературой. Произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников. П.И. Чайковский «Камаринская», И Стравинский «Петрушка» | Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
6 (6) | Программная музыка. Стучит, гремит Кикимора… | Связь музыки с литературой. Произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников. А.Лядов «Кикимора» (сказание для симфонического оркестра, фрагмент); | Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
7 (7) | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Вокальная и инструментальная музыка. Особенности инструментальной музыки. Многообразие жанров. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»; П.И.Чайковский «Баркарола» | Устный опрос. Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
8 (8) | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством. Римский –Корсаков «Снегурочка» - проводы Масленицы; П.И.Чайковский «Евгений Онегин» - «На море утушка купалася» р.н.п. | Устный опрос. Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
9 (9) | « Всю жизнь мою несу родину в душе…." Перезвоны | Колокольные звоны в музыке. Звучащие картины. Духовная музыка в творчестве композиторов. П.И.Чайковский«В церкви»; С.В.Рахманинов «Светлый праздник»; В.Гаврилин «Перезвоны»; | Устный опрос. Слушание и хоровое пение. Интонационный анализ музыки. |
10 (10) | « Всю жизнь мою несу родину в душе…." Кантата. | Определение кантаты. Звучащие картины. Взаимодействие музыки и литературы. С.С.Прокофьев кантаты «Александр Невский» (фрагменты) | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. Беседа. |
11 (11) | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве Георгия Свиридова Г.В.Свиридов «Снег идет» (1-я часть). Бородин «Квартет»; Крылов басня «Квартет» | Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений |
12 (12) | «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. Чтение и анализ рассказа Паустовского «Старый повар». В.А.Моцарт Симфония №40 (фрагмент); | Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений |
13 (13) | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств в опере. В основе оперы – литературное произведение. Римский-Корсаков опера «Садко». | Интонационно-образный анализ музыки. |
14 (14) | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. П.И.Чайковский «Щелкунчик»;«Спящая красавица». | Устный опрос. Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. |
15 (15) | Музыка в театре, кино, на телевидении. | Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Носов «Незнайка на луне», Сен-Санс «Пляска смерти» в м/ф «Незнайка на луне» | Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия. |
16 (16) | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Расширение представлений о жанре мюзикл. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Р.Роджерс «Звуки музыки»; Э.-Л.Уэббер «Кошки» (фрагменты) | Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия. |
17 (17) | Мир композитора | Обобщение представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос. |
17 часов Что роднит музыку и изобразительное искусство . |
1 (18) | Что роднит музыку и изобразительное искусство? | Связь музыки и изобразительного искусства. Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Общее в средствах выразительности музыки и ИЗО. Г.Свиридов музыка к повести А.С.Пушкина «Метель» | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос. |
2 (19) | Небесное и земное в звуках и в красках. | Отношение композиторов и художников к духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства. Д.Качини, Ф.Шуберт, И.Бах – Ш.Гуно «Ave,Maria». Мадонны Рафаэля, Рублев «Троица». | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос. |
3 (20) | «Звать через прошлое к настоящему» «А. Невский» | Более глубокое изучение кантаты С.Прокофьева «Александр Невский». Сопоставление героических образов музыки с образами ИЗО. С.С.Прокофбев «Ледовое побоище» (№5) из кантаты «Александр Невский». Корин «Александр Невский» | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос. |
4 (21) | За отчий дом, за русский край… | Богатырские образы в искусстве. Юные богатыри – пионеры-герои ВОВ. Васнецов «Богатыри», Бородин симфония «Богатырская» , С.Никитин “Песня о маленьком трубаче” | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. |
5 (22) | Музыкальная живопись и живописная музыка | Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Островок С. Рахманинов, слова К. Бальмонта; Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф.Тютчева. «Форель». Ф.Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Просмотр репродукций. |
6 (23) | Когда музыку называют живописной? | .Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» C.В.Рахманинов “Островок», «Весенние воды», Прелюдии. | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Просмотр репродукций. |
7 (24) | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. | В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. С.Рахманинов сюита для двух фортепиано; В.Кикта «Фрески Софии Киевской» (концертная симфония для арфы с оркестром, фрагмены). | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос. |
8 (25) | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Выразительные возможности скрипки, ее создатели, исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н.Паганини. Н. Паганини Каприс № 24.. С.Рахманинов Рапсодия на тему Паганини В. Мигуля «Скрипка Паганини». | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос. |
9 (26) | Волшебная палочка дирижера | Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении музыки оркестром. Симфония № 5 (фрагменты) Л. Бетхове | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос. |
10 (27) | Застывшая музыка | Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков. Содружество муз в храме. Органная музыка A capella (православная музыка) | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Просмотр репродукций. |
11 (28) | Полифония в музыке и живописи. | В музыке Баха слышатся мелодии космоса. Освоение понятий: полифония, фуга. Орган. И.С.Бах Ave Maria, Маленькая прелюдия и фуга для органа,Чакона. | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос |
12 (29) | Музыка на мольберте | Знакомство с творчеством литовского композитора М.К.Чурлёниса. Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. М.Чюрлёнис Прелюдия | Интонационно-образный анализ музыки. Просмотр репродукций. |
13 (30) | Звучащие картины | Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Н.А Римский-Корсаков «Океан – море синее»; «Сказка о царе Салтане» фрагменты из оперы; А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Просмотр репродукций. |
14 (31) | Импрессионизм в музыке и живописи. | Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи. К.Дебюсси «Лунный свет». «Кукольный кэк-уок» (из фортепианной сюиты «Детский уголок» | Интонационно-образный анализ музыки. Просмотр репродукций. |
15 (32) | О подвигах, о доблести, о славе… | Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Д.Б. Кабалевский «Наши дети» (хор из «Реквиема» | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос |
16 (33) | «В каждой мимолетности вижу я миры» | Образный мир произведений С.С.Прокофьева. С.Прокофьев Мимолетности № 1, 7, 10 | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос |
17 (34) | Мир композитора. С веком наравне | Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие. М.Мусоргский «Картинки с выставки»; М.Равель оркестровое переложение «Картинок с выставки» | Слушание и хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки. Устный опрос |