Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и программой «Музыка. 5-8 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 6 класс» (М.: Просвещение, 2014).
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на казачьей земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 6 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Удивительный мир музыкальных образов»; «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»; «Народное искусство Древней Руси».
При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса. Обучение музыкальному искусству в 6 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная);
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
— совершенствовать умения и навыки самообразования.
Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Художественно-педагогические идеи (решаемые проблемы, задачи) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Основные виды учебной деятельности |
Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты |
учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность научиться |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 01.09. | Удивительный мир музыкальных образов | Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация). Мелодия – душа музыки. Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка. | Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | - Наблюдать жизненные явления. - Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. - Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса. | выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина; Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой , театром; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их |
2. | 08.09. | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова; Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина. | Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | - Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез. - Умение задавать вопросы. - Умение отвечать на вопросы. - формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; | Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. Развивать интерес к художественной деятельности | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; эстетически воспринимать произведения искусства; Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить |
3 | 15.09. | Два музыкальных посвящения. Песня- романс | Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки. | Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки. | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; | Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; формировать собственное мнение; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях. Ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира; |
4 | 22.09. | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений. | Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки. | Использование разных источников информации, ИКТ; Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; | Уважение к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве. | Проявляют интерес к предмету. Вступать в коллективное учебное сотрудничество; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса. |
5 | 29.09. | «Уноси моё сердце в звенящую даль...» | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Милая моя». | Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Вступать в коллективное учебное сотрудничество; объединение произведений по видовым и жанровым признакам; Выдвижение гипотез и их обоснование |
6 | 06.10. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. И. Шаляпин | Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин». | Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто. Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности. Осваивать навыки вокально-хоровой работы. | Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных | Совершенствование художественного вкуса. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. | Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Выдвижение гипотез и их обоснование |
7 | 13.10. | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. | Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; | Размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; Выдвижение гипотез и их обоснование; Адекватно использовать речь; |
8 | 20.10. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки. М.И.Глинка «Венецианская ночь», Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня). | Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто. Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений; Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы; Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | Предвосхищать результат; Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что ещё неизвестно Формировать собственное мнение. |
9 | 27.10. | Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь» | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. | Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада. Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; - определять приёмы развития музыкального произведения; - выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; - сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений. | Определять жизненно-образное содежание музыкальных произведений разных жанров; Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. | Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; Самостоятельная работа в рабочих тетрадях; | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении | Уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Эмоционально- ценностно относятся к искусству; |
10 | 10.11. | Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки | Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши». | Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи; Уметь называть народные музыкальные инструменты. | Разыгрывать народные песни. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. | Эстетически воспринимают произведение искусства. Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве; Интересно рассказывать о своих впечатлениях. |
11 | 17.11. | Русская духовная музыка. Духовный концерт | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. | Знать: основные этапы развития духовной музыки; - понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт, фреска, орнамент. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения; Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира | Обладают способностью к творческому развитию; Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве; Рассуждать о содержании |
12 | 24.11. | В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской» | Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов. Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира | Рассуждать о содержании. Активно слушать учителя Адекватно использовать речь; |
13 | 01.12. | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны». | Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата. | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении | Адекватно использовать речь; демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, по теме |
14 | 08.12. | «Небесное и земное» в музыке И.-С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал | | Знать понятия: кантата, реквием, полифония; Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу. | Участие в музыкальной жизни класса, школы Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета; | Бережное отношение к родной земле и своему народу. Уважение к защитникам Родины. | Рассуждать о содержании. Активно слушать учителя. Адекватно использовать речь; демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, по теме ; |
15 | 15.12. | Образы скорби и печали | Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.) | Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Приводить примеры преобразующего влияния музыки; Наблюдать за развитием музыкальных образов. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | рассуждение о связи музыки и литературы; Подведение под понятие, выведение следствий; уметь строить понятное монологическое высказывание. |
16 | 22.12. | «Фортуна правит миром...». «Кармина Бурана» | Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» | Знать: - особенности творчества К.Орфа; -понятие фортуна ;-кто такие ваганты. | Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки; Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | Активно слушать учителя ; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях |
17 | 12.01. | Авторская песня: прошлое и настоящее | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. | Знать: - историю развития авторской песни; -особенности и жанры авторской песни; - имена авторов бардовской пени. | Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл; Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы; Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. | Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире; Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. | размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства |
18 | 19.01. | Джаз - искусство XX века | История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) | Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки; Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет. | Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран | эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; Формировать собственное мнение |
19 | 26.01. | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. | Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; - основные принципы развития музыкального произведения. | Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности. | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. |
20 | 02.02. | Могучее царство Ф. Шопена | Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. | Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; - различные жанры фортепианной миниатюры | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. | Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа; Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена; Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ. | Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого | Активно слушать учителя ; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; уметь строить понятное монологическое высказывание, |
21 | 09.02. | Ночной пейзаж | Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «Ночной музыки». Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2. | Знать понятие ноктюрн. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; -выявлять средства художественной выразительности. | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. | Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна. | Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов. | Активно слушать учителя ; Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя. |
22 | 16.02. | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И.-С. Баха | Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко. | Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко; Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; -определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке; Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной); | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. | уметь строить понятное монологическое высказывание эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; |
23 | 23.02. | Космический пейзаж | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». | Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа; Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная. | Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной); | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран; Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира. | эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; уметь строить понятное монологическое высказывание, Формировать собственное мнение |
24 25 26 | 02.03. 09.03 16.03 | Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель» | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание». | Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; - определять форму, приемы развития музыки, тембры; - выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; - применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. | Осознание русской природы музыки Г.Свиридова; Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. | Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира; Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений | Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки; Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор; развитие патриотических чувств учащихся | Выдвижение гипотез и их обоснование; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях; |
27 | 23.03. | Симфоническое развитие музыкальных образов | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. В. А. Моцарт «Симфония № 40». П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. | Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка. Уметь: - называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский; - проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; - определять тембры музыкальных инструментов. Знать: - понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения. Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития. | Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов; Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез; Оценивать свои возможности в решении творческих задач. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Активно слушать учителя ; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства; Анализ и сравнение произведений искусства; Осуществление анализа образа. |
28 | 06.04. | Программная увертюра Л. ван Бетховена «Эгмонт» | Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт». | Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры; Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития. | Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете. | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | |
29 | 13.04 | Увертюра- фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» | Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | Знать: -понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора. | Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности; Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность; Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории; Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства. | Выдвижение гипотез и их обоснование; выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами; эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства |
30 31 32 | 20.04.27.04. 04.05. | Мир музыкаль ного театра. Балет. Мюзикл. Рок-опера | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику». Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика». | Знать: -понятия: увертюра, программная музыка; - строение сонатной формы; - имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов; Выразительно исполнять песни. | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории; Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства. | умение структурировать знания Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой ; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; |
33 | 11.05. | Образы кино- музыки | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе. | Знать: -понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты; - имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения; Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки. | Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная; Выразительно исполнять песни; Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. | Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений; Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог; Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта». | Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом; Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | осуществлять поиск и выделение необходимой информации; осуществление качественной характеристики произведения ; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; |
34 | 18.05. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года. | Знать: -понятия: вокальная и инструментальная музыка; - имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения; Проводить интонационно-образный анализ; Определять форму музыкального произведения. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; Защищать творческий исследовательские проекты. | Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | Подведение под понятие, выведение следствий; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; |
Всего: | 34 урока |