Настоящая рабочая программа предмета «Музыка» для начальной школы 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы » под редакцией В.О.Усачевой и Л.В.Школяр (научный руководитель Д.Б. Кабалевский) в рамках образовательной Программы «2100». В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие общие цели и задачи образования – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач: индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 2 классов. »
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 2 классов.
Настоящая рабочая программа предмета «Музыка» для начальной школы 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы » под редакцией В.О.Усачевой и Л.В.Школяр (научный руководитель Д.Б. Кабалевский) в рамках образовательной Программы «2100». В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие общие цели и задачи образования – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач: индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной. Каждый предмет имеет свою специфику, и очень важную роль в процессе воспитания и развития личности ребенка играет предмет «Музыка», так как он направлен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению слышать и видеть прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формировать свое мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (индивидуальной и коллективной). Эти навыки и умения обогащают внутренних мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
На уроках музыки при реализации компетентного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода, решаются ряд следующих задач:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражение в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, в опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
-формирование у учащихся опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения, а также системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к
сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии,
особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве
отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности:
слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании,
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному
искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному
общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и
исполнительской культуры учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа предназначена для обучающихся 1 – 4 классов общеобразовательной средней школы (ОС «Школа 2100») и реализуется в начальной школе в течение 4 лет.
Продолжительность изучения курса во 2 классе составляет 34 часа, таким образом, урок музыки проводится 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества через обращение к народному музыкальному наследию и композиторской музыке,
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа, при знакомстве с музыкой разных народов и композиторов разных стран;
формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
- разнообразных видов исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность),
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи ткем, кто в ней нуждается во время театрализации вокальных произведений, совместной импровизации и других видов музыкальной деятельности;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, учителя, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников творческой группы на уроке, проекта, исследовательской группы;
развитие ценносто - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с шедеврами мировой и отечественной музыкальной культуры, эмоциональному отклику на музыку, ее образное восприятие в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской,
- формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков,
- переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких музыкально-познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества,
- формирование способности к организации своей учебной деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- развитие готовности к самостоятельным творческим действиям, ответственности за их результаты,
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении творческих целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты. В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-эстетической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе, включающую сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности:
- укрепление культурной, этнической, и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа,
- формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека,
- развитие Я- -концепции и самооценки личности,
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимидействие) со сверстниками при решении различных творческих задач в том числе и музыкальных,
- формирование моральной самооценки,
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Предметные результаты
Владение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; владение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Способность творчески реализовать себя в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении музыкального искусства универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Это:
- умение наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макро социума (группы, класса, школы, города, региона) и др. к
- способность к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
- умение применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства .
- умение планировать, контролировать и анализировать собственные учебные действия, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия. - навыки совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромисса, распределение функций и ролей.
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Содержание учебного курса «Музыка» во 2 классе
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.
Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции.
Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы:
«Три кита» в музыке – песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».
«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.
«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.
«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия.
Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
Краткая характеристика форм и методов работы, в том числе с одаренными, слабоуспевающими, отстающими учащими.
Высоко значение применения учителем на уроках «активных методов» обучения.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Организации релаксации и подведения итогов.
Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, и др.
Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
Реализация личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Метод драматургии урока музыки как урока искусства.
Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения).
Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств.
Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.
Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам).
Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей.
Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника.
Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.
Моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
Сочинение сочинённого» и импровизация музыки (В.О. Усачёва);
Содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).
Формы и методы создания здоровье сберегающей среды на уроках, а также формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Вокалотерапия, оказывает благотворное воздействие на весь организм, помогает снять напряжение и раздражительность (дыхательные и голосовые упражнения; звуковой массаж; пение вокализов, направленных на формирование навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире; исполнение песен различного характера; "двигательных" песенок, направленных на то, чтобы школьники не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела).
Инструментальная терапия, включающая в себя не только игру на инструментах детского оркестра, но и ассоциативные игры с тембрами инструментов (тембр – "генеральное свойство звучащего источника…Тембр выступает в ансамбле всех проявлений звука") Музыка "вбирает в себя весь слышимый мир, опирается на гигантский круг звуковых ассоциаций" и такие ассоциативные игры позволяют школьникам оценить свое внутреннее состояние, познать внутреннее "Я".
Изотерапия в сочетании с музыкой – не только средство выражения состояния учащихся, но и пример успокаивающей деятельности, в процессе которой снимается напряжение, развиваются фантазия и воображение. Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. Звук – ассоциант – порождает комплекс представлений о цвете, о тех значениях, эмоциях, которые он несет, в звуке с наибольшей определенностью и весомостью проявляет себя материальное звено, значащее, стимулирующее фантазию, вытягивающее за собой ассоциативную цепочку.
Музыка и пение оказывают значимую помощь и при изучении предметов гуманитарного цикла.
В результате арт-терапевтической деятельности у 90% учащихся отмечается повышение эмоциональной стабильности, снижение уровня тревожности и физического утомления. А о том, какую радость принесли встречи с музыкальным искусством, говорят высказывания детей: "Музыка-это радость!", "С музыкой становится легче на душе", "Музыка-самое лучшее, что есть на свете", "Я люблю музыку»
Тематическое планирование для 2 классов
Название темы, раздела,
кол-во часов по теме.
Сроки про-ведения (неделя)
После
довательность уроков в теме, разделе, № урока.
Вид урока. Минимум содержания, основные понятия темы, раздела, виды контроля.
Уровни усвоения ЗУН и формирования УУД 9 по разделам и темам).
Кор-
ректировка
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться:
Три кита в музыке – песня, танец, марш
1
Композитор, исполнитель, слушатель
1
Урок – введение в тему. Композитор, исполнитель, слушатель
Оперировать понятиями, музыкальными терминами, выступать в качестве исполнителя и слушателя
постигать искусство и расширять ценностную сферу в процессе общения с музыкой;
приобретать навыки социокультурной адаптации в современном мире и позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности
2
Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки
2
Урок – углубление в тему.
Основные музыкальные жанры. «Марш» С. Прокофьев, «Итальянская полька» С. Рахманинов, «Колыбельная» («Котенька-коток») А.Лядов, сл. нар. «Во поле береза стояла», «Песня о школе» Д.Кабалевского.
Древняя легенда «про 3 китов
Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш), сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).
Комментировать жизненные ситуации, где звучит марш.
мотивировать собственную музыкально-учебную деятельность и реализовывать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных, наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие, участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, находить компромиссы, распределять функции и роли
Основные характеристики марша, как музыкального жанра.
«Три варианта марша» Кабалевский, «Марш» Шостакович, «Песня о школе» Д.Кабалевский, «Уж, как шла лиса», «Песенка кота Леопольда» муз. Савельева.
5
Танец в жизни. Разнообразие танцев
5
Урок – углубление в тему.
«Вальс» из балета «Спящая красавица», «Итальянская полька» С. Рахманинаов в ансамбле с учителем. «Песенка кота Леопольда» муз. Савельева, «Веселый музыкант» Филиппенко,
«Вальс-шутка» Шостакович, «Танец бегемота». Кабалевский, «Камаринская» рус. нар. исп. в ансамбле с учит. «Песенка кота Леопольда» муз. Савельев, «Веселый музыкант» Филиппенко
Урок – углубление в тему.
Определять жанры танца, обстоятельствами, при которых звучит танцевальная музыка. Овладеет способами отличия танцевальной музыки от другой музыки.
мотивировать собственную музыкально-учебную деятельность и реализовывать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных, наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие, участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, находить компромиссы, распределять функции и роли
Объяснять смысл понятий: «композитор» «исполнитель», «слушатель». Уметь исполнять в хоре одноголосные вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения
воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности
8
Знакомство с понятием
Мелодия
8
Урок – углубление в тему.
«Полька» П. И. Чайковский, «Менуэт» Бах, «Веселый музыкант», «Песня о школе» Кабалевский.
Вокально-хоровая работа.
названия изученных жанров и форм музыки,
передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении. Рассказывать о разнообразии типов развития мелодии. Выразительно исполнять вокально-хоровые произведения
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, овладевать способами реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, осуществлять выбор способов решения проблем поискового характера
9
«Киты» встречаются вместе» - контрольная работа
9
Урок – обобщения знаний.
Игра «Угадай мелодию».
О чём говорит музыка
10
Музыка выражает настроение и чувства
10
Урок – введение и углубления в тему.
«Слушать» и «слышать» музыку.
«Танец с кубками» Чайковский, «Камаринская» исп. в ансамбле с учителем.
Глубже и тоньше чувствовать жизнь, внутренний мир человека, воплощенный в музыке Л. Бетховена, П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и др., объяснять, как музыка выражает различные черты человеческого характера, выражать в собственном исполнении те или иные чувства, настроения и характеры
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.), использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах
11
Музыка выражает различные черты характера
11
12
Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей
12
13
Музыка изображает различные состояния и картины природы
13
Урок – углубление в тему.
«Утро в лесу», «Вечер» Сламонов, имитация природных шумов в хоровых упражнениях, « «Веселый колокольчик» Никита, «Зеленый мир» муз. Парцхаладзе.»
Глубже и тоньше чувствовать жизнь, явления природы, внутренний мир человека, воплощенный в музыке
Называть средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр),
16
Обобщение. «О чём говорит музыка?» - контрольная работа
16
Урок – обобщения знаний.
Игра «Угадай мелодию» - контрольное исполнение пройденного материала.
Вокально-хоровая работа.
Узнавать названия изученных жанров и форм музыки,
передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении.
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности
Куда ведут нас «три кита»
17
Куда ведут нас «три кита»?»
17
Урок – введение и углубления нового знания.
Опера. Музыкальная форма.
«Муха-цокотуха» опера Красева, «Волк и семеро козлят» из оперы Коваля (тема мамы козы), «Уж как по мосту-мосточку» р .н. п., тема Всезнайки, Болтушки из оперы «Волк и семеро козлят».
Узнавать изученные жанры музыки. Определять и сравнивать характер музыкальных произведений. Слушать оперу.
участвовать в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнять вокально-хоровые произведения, импровизировать, принимать участие в театральных спектаклях, музыкальных фестивалях и конкурсах и др.
18
Песня ведет в оперу
18
19
Песня ведёт в симфонию
19
Урок – углубление в тему.
Симфонический оркестр. Музыкальная форма.
«Во поле береза стояла» р. н. п., финал симфонии № 4 Чайковский.
Различать группы инструментов симфонического оркестра. Правильно вести себя в театре.
культурно, этнически и граждански идентифицировать себя в соответствии с духовными традициями семьи и народа
20
Песня ведёт в концерт
20
Урок – углубление в тему.
Концерт. Музыкальная форма.
Концерт № 3 Кабалевский.
Вокально-хоровая работа.
Объяснять, как простая песня привела в богатый и сложный мир симфонической музыки, ориентироваться в музыкальных терминах, использовать их в размышлениях о музыке
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, складывать собственное представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных музыкальных традиций
21
Танец ведёт в балет
21
Урок – углубление в тему.
Балет. Музыкальная форма.
«Неополитанский танец», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» Чайковский, «Уж как по мосту-мосточку» р н. п. «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьев.
Узнавать изученные жанры музыки. Определять и сравнивать характер музыкальных произведений.
22
Марш ведёт в оперу
22
Урок – углубление в тему.
«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Бизе, «Марш», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» Чайковский.
Вальс «Полночь» из балета «Золушка» Прокофьев.
«Уж как по мосту мосточку » хор из оперы «Евгений Онегин» Чайковский.
Узнавать изученные жанры музыки. Определять и сравнивать характер музыкальных произведений. Слышать звучание марша в опере, балете; выявлять различный характер марша.
оценивать роль музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, понимать основные закономерности музыкального искусства, развивать художественный вкус, интересоваться музыкальным искусством и различными видами музыкально-творческой деятельности
23
Марш ведёт в балет
23
24
«Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят»
24
Урок – спектакль.
Мини постановка оперы «Волк и семеро козлят».
Вокально-хоровая работа.
Называть изученные жанры и формы музыки, передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении.
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности
25
Профессиональная музыка о родном крае
25
Урок – углубление в тему.
Примеры профессиональной музыки о родном крае русских и удмуртских композиторов
Называть изученные жанры и формы музыки, передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении. Называть особенности музыкального языка русского и удмуртского народов
культурно, этнически и граждански идентифицировать себя в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относиться к искусству, иметь собственный взгляд на мир, с точки зрения этнической принадлежности, в его целостности, художественном и самобытном разнообразии
26
Обобщение по теме. «Куда ведут нас «три кита»?» - контрольная работа
26
Урок – обобщения знаний.
Делать обобщение собственных знаний, творчески воплощать свои артистические возможности.
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности
Что такое музыкальная речь
27
Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему
27
Урок – введение в тему.
Мелодия, гармония, виды темпа, динамика.
«Веселая, грустная » Бетховен, «Кот в сапогах и белая кошечка» Чайковский.
Вокально-хоровая работа.
Различать средства музыкальной выразительности. Видеть связь средств музыкальной выразительности с содержанием произведения.
приобретать навыки социокультурной адаптации в современном мире и позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности, мотивировать собственную музыкально-учебную деятельность и реализовывать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования
28
Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков
28
29,30,31
Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма.
Ориентироваться в разнообразии музыкальных форм. Наблюдать за развитием музыки.
применять знаково-символические и речевые средства при решения коммуникативных и познавательных задач, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах
32
Выразительные возможности русских народных инструментов
32
Урок – углубление в тему.
Оркестр русских народных инструментов
Называть русские народные инструменты, узнавать их тембры, играть на простейших инструментах
культурно, этнически и граждански идентифицировать себя в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относиться к искусству, иметь собственный взгляд на мир, с точки зрения этнической принадлежности, в его целостности, художественном и самобытном разнообразии
33
Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра
33
Урок – обобщения знаний. Симфонический оркестр
Называть инструменты симфонического оркестра, узнавать тембры инструментов, рассказывать о значении тембра в воплощении того или иного музыкального образа
постигать искусство и расширять ценностную сферу в процессе общения с музыкой, воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии
34
Резервный урок
34
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:
1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации « Об Образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)
3. Авторская программа «Музыкальное искусство - концепция «Школа 2100»,
( авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.)
4. Примерная программа начального общего образования по музыке, созданная на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования начальной школы.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях , реализующих программы начального общего образования в 2014-2015 учебном году.
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС
7. Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и требованиям к минимуму содержания образования программы «Музыкальное искусство - концепция «Школа 2100»,
( авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.)
Музыка: 2 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций/В.О.Усачева, Л.В.Школяр
8. Интернет-ресурсы
Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru
Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru
9.Звуковые пособия:
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Музыкальные инструменты (фортепиано, демонстрационные балалайки, домры, гитары, деревянные ложки и др.)
Персональный компьютер, ж.к. экран, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, видеоматериалы, презентации.