Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с требованиями Примерной основной образовательной программы НОО, с учетом возможностей учебно-методических систем «Школа России».
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.
Тематическое планирование | Кол-во контрольных работ | Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных) |
Основное содержание по темам | Кол-во часов |
Россия - Родина моя 5 ч - |
Мелодия – душа музыки Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4) | | | Выявить настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») | | |
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке. | | |
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева | | |
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы. | | |
День, полный событий 4 ч - |
С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ) | | | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») | | |
Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки») и П. Чайковского («Детский альбом») | | |
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | | |
«О России петь – что стремиться в храм» 4 ч - |
Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф. Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова) | | | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов Образ матери в современном искусстве. | | |
Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. | | |
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч 1 |
Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе | | | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля | | |
Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Итоговое тестирование. | | |
Обобщение и закрепление . | | |
«В музыкальном театре» 6 ч - |
Опера «Руслан и Людмила»М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.. | | | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.). Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. |
Опера «Руслан и Людмила»М.Глинки. Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. | | |
Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия). | | |
Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н. Римского-Корсакова | | |
«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П. Чайковского | | |
Мюзиклы: «Звуки музыки» Р. Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова | | |
«В концертном зале » 6 ч - |
Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте. | | | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. |
Музыкальные инструменты :флейта, скрипка. Звучащие картины.Образы музыкантов в произведениях живописи. | | |
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» | | |
Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части). Особенности интонационно-образного развития образов. | | |
Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения) | | |
Обобщение по темам « В музыкальном театре» , «В концертном зале». | | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье 5 ч 1 |
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. | | | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композиторов. | | |
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40») | | |
Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). | | |
Обобщение изученного. Итоговое тестирование. | | |
№п/п | Дата план. | Дата фактич. | Тема урока | Кол-во часов |
Россия - Родина моя (5 ч) |
1 | 2.09 | | Мелодия – душа музыки. Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4) | 1 |
2 | 9.09 | | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») | 1 |
3 | 16.09 | | Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке. | 1 |
4 | 23.09 | | Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева | 1 |
5 | 30.09 | | Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы. | 1 |
День, полный событий (4 ч) |
6 | 7.10 | | С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ) | 1 |
7 | 14.10 | | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») | 1 |
8 | 21.10 | | Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом») | 1 |
9 | 28.10 | | Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | 1 |
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч) |
10 | 11.11 | | Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова) | 1 |
11 | 18.11 | | Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Образ матери в современном искусстве. | 1 |
12 | 25.11 | | Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) .Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. | 1 |
13 | 2.12 | | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч) |
14 | 9.12 | | Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе. | 1 |
15 | 16.12 | | Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля | 1 |
16 | 23.12 | | Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова Итоговое тестирование. | 1 |
17 | 13.01 | | Обобщение и закрепление . | 1 |
В музыкальном театре ( 6 ч) |
18 | 20.01 | | Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. | 1 |
19 | 27.01 | | Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. | 1 |
20 | 3.02 | | Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия). | 1 |
21 | 10.02 | | Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова | 1 |
22 | 17.02 | | «Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского | 1 |
23 | 24.02 | | Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова | 1 |
В концертном зале ( 6 ч) |
24 | 3.03 | | Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте. | 1 |
25 | 10.03 | | Музыкальные инструменты :флейта, скрипка. Звучащие картины.Образы музыкантов в произведениях живописи. | 1 |
26 | 17.03 | | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» | 1 |
27 | 31.03 | | Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части). Особенности интонационно-образного развития образов. | 1 |
28 | 7.04 | | Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения) | 1 |
29 | 14.04 | | Обобщение по темам « В музыкальном театре» , «В концертном зале». | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 5 ч) |
30 | 21.04 | | Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. | 1 |
31 | 28.04 | | Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композиторов. | 1 |
32 | 5.05 | | Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40») | 1 |
33 | 12.05 | | Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). | 1 |
34 | 19.05 | | Обобщение изученного. Итоговое тестирование. | 1 |