kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по музыке для 3 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая  программа предмета «Музыка»  для начальной школы 1-4  классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы » под редакцией В.О.Усачевой и Л.В.Школяр (научный руководитель Д.Б. Кабалевский)  в рамках  образовательной  Программы «2100». В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие общие цели и задачи образования – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться  - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач: индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 3 классов. »

Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для третьих классов.

Настоящая рабочая программа предмета «Музыка» для начальной школы 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы » под редакцией В.О.Усачевой и Л.В.Школяр (научный руководитель Д.Б. Кабалевский) в рамках образовательной Программы «2100». В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие общие цели и задачи образования – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач: индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной. Каждый предмет имеет свою специфику, и очень важную роль в процессе воспитания и развития личности ребенка играет предмет «Музыка», так как он направлен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению слышать и видеть прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формировать свое мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (индивидуальной и коллективной). Эти навыки и умения обогащают внутренних мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.


Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.


На уроках музыки при реализации компетентного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода, решаются ряд следующих задач:

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражение в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, в опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

-формирование у учащихся опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения, а также системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане


Данная программа предназначена для обучающихся 1 – 4 классов общеобразовательной средней школы (ОС «Школа 2100») и реализуется в начальной школе в течение 4 лет.

Продолжительность изучения курса в 3 классе составляет 34 часа, таким образом, урок музыки проводится 1 раз в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества через обращение к народному музыкальному наследию и композиторской музыке,

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа, при знакомстве с музыкой разных народов и композиторов разных стран;

  • формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:

- разнообразных видов исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность),

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи ткем, кто в ней нуждается во время театрализации вокальных произведений, совместной импровизации и других видов музыкальной деятельности;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, учителя, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников творческой группы на уроке, проекта, исследовательской группы;

развитие ценносто - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с шедеврами мировой и отечественной музыкальной культуры, эмоциональному отклику на музыку, ее образное восприятие в про­цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской,

- формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков,

- переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни;


  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких музыкально-познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества,

- формирование способности к организации своей учебной деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- развитие готовности к самостоятельным творческим действиям, ответственности за их результаты,

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении творческих целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»


Личностные результаты. В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-эстетической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе, включающую сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности:

- укрепление культурной, этнической, и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа,

- формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека,

- развитие Я- -концепции и самооценки личности,

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимидействие) со сверстниками при решении различных творческих задач в том числе и музыкальных,

- формирование моральной самооценки,

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.


Предметные результаты

Владение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; владение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Способность творчески реализовать себя в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью



К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении музыкального искусства универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Это:

- умение наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макро социума (группы, класса, школы, города, региона) и др. к

- способность к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

- умение применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства .

- умение планировать, контролировать и анализировать собственные учебные действия, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия. - навыки совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромисса, распределение функций и ролей.

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.



Содержание учебного курса «Музыка» в третьем классе

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.


Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции.

Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная

природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник

музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.


Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.




Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.

Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации.

Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация».

Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические).

Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.

Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому.

Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития.

Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.

Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.


Краткая характеристика форм и методов работы, в том числе с одаренными, слабоуспевающими, отстающими учащими.

Высоко значение применения учителем на уроках «активных методов» обучения.

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

Организации релаксации и подведения итогов.

 Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, и др.

 Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

Реализация личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

 Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).  



Методы, используемые в работе по программе:

Метод драматургии урока музыки как урока искусства.

Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения).

Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств.

Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.

Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам).

Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей.

Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника.

Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

Сочинение сочинённого» и импровизация музыки (В.О. Усачёва);

Содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).



Формы и методы создания здоровье сберегающей среды на уроках, а также формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Вокалотерапия, оказывает благотворное воздействие на весь организм, помогает снять напряжение и раздражительность (дыхательные и голосовые упражнения; звуковой массаж; пение вокализов, направленных на формирование навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире; исполнение песен различного характера; "двигательных" песенок, направленных на то, чтобы школьники не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела).



Инструментальная терапия, включающая в себя не только игру на инструментах детского оркестра, но и ассоциативные игры с тембрами инструментов (тембр – "генеральное свойство звучащего источника…Тембр выступает в ансамбле всех проявлений звука") Музыка "вбирает в себя весь слышимый мир, опирается на гигантский круг звуковых ассоциаций" и такие ассоциативные игры позволяют школьникам оценить свое внутреннее состояние, познать внутреннее "Я".



Изотерапия в сочетании с музыкой – не только средство выражения состояния учащихся, но и пример успокаивающей деятельности, в процессе которой снимается напряжение, развиваются фантазия и воображение. Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. Звук – ассоциант – порождает комплекс представлений о цвете, о тех значениях, эмоциях, которые он несет, в звуке с наибольшей определенностью и весомостью проявляет себя материальное звено, значащее, стимулирующее фантазию, вытягивающее за собой ассоциативную цепочку.

Музыка и пение оказывают значимую помощь и при изучении предметов гуманитарного цикла.

В результате арт-терапевтической деятельности у 90% учащихся отмечается повышение эмоциональной стабильности, снижение уровня тревожности и физического утомления. А о том, какую радость принесли встречи с музыкальным искусством, говорят высказывания детей: "Музыка-это радость!", "С музыкой становится легче на душе", "Музыка-самое лучшее, что есть на свете", "Я люблю музыку»





























Тематическое планирование для 3 классов

Название темы, раздела,

кол-во часов по теме.

Сроки про-ведения (неделя)

После

довательность уроков в теме, разделе, № урока.


Вид урока. Минимум содержания, основные понятия темы, раздела, виды контроля.

Уровни усвоения ЗУН и формирования УУД 9 по разделам и темам).

Кор-

ректировка

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость


1

Песня, танец, марш (как три коренные основы всей музыки)

1

Урок - повторение пройденного материала.


Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш), называть их характерные черты, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности песни, танца и марша (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).


постигать искусство и расширять ценностную сферу в процессе общения с музыкой, продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах




2


Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость

2

Урок – введение в тему.

Песенность, танцевальность, маршевость. Вокальная музыка, инструментальная музыка.

Увертюра к опере «Кармен» Ж.Бизе,

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета Р. Щедрина, «Конек – Горбунок, «Зеленый мир» Парцхаладзе, «Полонез» Ф. Шопен.

Использовать понятия

песенность, танцевальность, маршевость в рассказах о особенностях музыкальных произведений. Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах), выполнять творческие задания в группах

развивать художественный вкус, интересоваться музыкальным искусством и различными видами музыкально-творческой деятельности, участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, находить компромиссы, распределять функции и роли




3

Углубление понятия песенность

3

Урок – введение в тему.

«Ночь» Щедрин, «Утро» Григ, «Зеленый мир» Парцхаладзе. «Жаворонок» М. Глинка; «однозвучно гремит колокольчик» Гурилёв, «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинка, «Мы – третьеклассники», «Скворушка прощается» Т. Попатенко

Определять элементы песенности как качества музыки: (протяжность, напевность, мелодичность и т.д.). узнавать песенный характер музыки в произведениях разных композиторов.

наблюдать за различными явлениями жизни и искус­ства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их спе­цифику и эстетическое многообразие, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии




4

Песенность в вокальной и инструментальной музыке

4

Урок – введение в тему.

Херувимская песня №7 Бортнянский; «Аве Мария» Шуберт.

Вдумчиво слушать музыку, понимать её настроение и замысел.

Постигать искусство и расширять ценностную сферу в процессе общения с музыкой

обогащать собственные духовно-нравственные и этические чувства, эмо­ционально откликаться, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традициям дру­гих народов




5

Углубление понятия маршевость

5

Урок – введение в тему.

Маршевость.

Мелодия из 3 ч. Пятой симфонии Л. Бетховен, «Царь Горох» из балета Р. Щедрина «Конек – Горбунок», «Песня Бременских музыкантов» муз. Г. Гладков. «Неоконченая симфония» Ф. Шуберт.

Называть основные характеристики маршевости. Объяснять роль маршевости в воплощении того или иного музыкального образа в произведениях разных композиторов.

приобретать навыки социокультурной адап­тации в современном мире и позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности, наблюдать за различными явлениями жизни и искус­ства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их спе­цифику и эстетическое многообразие




6

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке

6

Урок – введение в тему.

Танцевальность.

«Золотые рыбки» из балета Р. Щедрина, главная мелодия «Арагонской хоты» М.И. Глинка, «Веселый зоопарк» муз. Птичкина.

Отличать «танцеваль

ность», называть элементы «танцевальнос

ти» как качества музыки: (лёгкость, подвижность, акцентированность мелодии и т.д.), объяснять роль танцевальности в воплощении того или иного музыкального образа, выполнять творческие задания в группе

овладевать способами реализации собственных твор­ческих замыслов через понимание целей, осуществлять выбор способов ре­шения проблем поискового характера, развивать художественный вкус, интересоваться музыкальным искусством и различными видами музыкально-творческой деятельности




7

Углубление понятия танцевальность

7

Урок – введение в тему.

«Арагонская хота» (фр.) – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. «Золотые рыбки» Р. Щедрин; Сцена из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», «Мазурка» Ф. Шопен, «Гавот» из балета «Золушка» С. Прокофьев, «Танцуйте сидя» Б. Савельев,

«Мы-девочки» Д.Б. Кабалевский



8


Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении

8

Урок – углубление в тему.

Прелюдия № 7 и № 20 Ф. Шопен, Мелодия из 3 ч. Пятой симфонии Л. Бетховен, «Песня Бременских музыкантов» муз. Г. Гладков

Передавать настроение музыки и его настроение в пении и музыкально-пластическом движении. Использовать понятия

песенность, танцевальность, маршевость в рассказах о особенностях музыкальных произведений. Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах), выполнять творческие задания в группах

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, художественно воспринимать, оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека




9

Обобщающий урок. Контрольная работа «Песня, Танец, Марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость.»


9

Урок – обобщения полученных знаний по теме.

Песня, танец, марш (как три коренные основы всей музыки),

Песенность, танцевальность, маршевость. Вокальная музыка, инструментальная музыка.


Использовать понятия

песенность, танцевальность, маршевость в рассказах о особенностях музыкальных произведений. Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах)

строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы





Интонация

10


Интонационное богатство музыкального мира

10

Урок – введение и углубление в тему.

Интонация. Изобразительные и выразительные интонации.

«Болтунья» С. Прокофьев, «Барабан», «Кто дежурные» Кабалевский.

Объяснять сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

Использовать знания о разнообразии интонации в рассуждениях о характере, настроении того или иного музыкального произведения

оценивать роль музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, понимать основные закономерности музыкального искусства, использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности




11

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи

11



12


Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

12

Урок – углубление в тему.

«Зерно интонации».

«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка»,) «Кузнец» Арсеева «Кукушка» ш. н. п.

Выделять зерно интонации. Объяснять, как при помощи интонации композитор выражает различные черты человеческого характера в своем произведении. Понимать, что интонация воплощает самые яркие характерные грани образов.

строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, развивать художественный вкус, интересоваться музыкальным искусством и различными видами музыкально-творческой деятельности




13


Выразительные и изобразительные интонации

13

Урок – углубление в тему.

Примеры выразительных и изобразительных интонаций ч4, б2, м2. «Кукушка» ш.н.п. «Кузнец» Арсеев, барабан; фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева; «Колыбельная П.Чайковского.

К.Жанекен «Пение птиц»

Объяснять значение тембра - как выразительной краски в музыке, влияющей на яркость интонации. Понимать, что интонация воплощает самые яркие характерные грани образов. Выполнять творческие задания в группах и индивидуально.

воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии, использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности




14

Выразительные и изобразительные интонации

14




15

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение

15

Урок – углубление в тему. Тема

царя Додона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римский – Корсаков, «Кукушка»,

«Котенок и щенок». Попатенко.



Объяснять роль интонации в выразительности мелодии музыкального произведения. Сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).

использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности




16

«Интонация – основа музыки» - Контрольная работа. Обобщение

16

Урок – обобщения полученных знаний по теме.


Объяснять сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

Использовать знания о разнообразии интонации в рассуждениях о характере, настроении того или иного музыкального произведения,

строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы



Развитие музыки


17

Знакомство с понятием развитие музыки

17

Урок – введение и углубление в тему.

Темп. Музыкальное развитие.

«Почему медведь зимой спит» Книпера, «Марш» Ф. Шуберт.

Динамическое, регистровое развитие.

«Игра в слова», «Петя и волк» С. Прокофьев (развитие темы Пети, птички, утки)

Объяснять суть понятия «музыкальное развитие». Прослеживать развитие того или иного музыкального произведения.

Называть динамическое, регистровое, темповое развитие. развитие в музыке. Осуществлять развитие музыки в собственном музицировании.

овладевать способами реализации собственных твор­ческих замыслов через понимание целей, осуществлять выбор способов ре­шения проблем поискового характера,

создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать




18

19


Композиторское и исполнительское развитие музыки

18

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки

19





20

Развитие музыки в процессе работы над каноном

20

Урок – углубление в тему. Р.н.п. по выбору учащихся. Канон

Следить за развитием в народной песне и классической музыке. Исполнять канон.

продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных, мотивировать собственную музыкально-учебную деятельность и реализовывать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования




21

Знакомство с понятием кульминация

21

Урок – углубление в тему.

Кульминация. «Во поле береза стояла» р. н. п., «Тихо – громко» Арсеев, «Во поле береза стояла», финал четвертой симфонии П.И. Чайковского «Купание в котлах» сцена из балета Р. Щедрина «Конек горбунок», «Синичка» Красев. Песня пастушков «Жарко пахать»


Выделять в музыке: вариационность, слышать и выделять в музыке кульминацию.
Понимать и объяснять, что такое образный контраст.



22


Интонационно-мелодическое развитие музыки

22

Урок –углубление в тему.

Прелюдия № 7,  № 20 Ф. Шопен, «Со вьюном я хожу», «Любитель – рыболов»  муз. Старакодомского

Динамика. Лад.

«Игра в слова

Слышать ладовое развитие в музыке и передавать его в хоровом исполнении.


продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных, художественно воспринимать, оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека




23

Ладово-гармоническое развитие музыки

23




24,25

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига

24,25

Урок – углубление в тему.

«Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры» Э. Григ


Слышать в музыке: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя. Выделять в музыке зерно интонации и следить за его развитием.

обогащать собственные духовно-нравственные и этические чувства, эмо­ционально откликаться, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традициям дру­гих народов




26

Обобщение по теме. Контрольная работа «Развитие музыки»

26

Урок – обобщения полученных знаний по теме.


Объяснять суть понятия «музыкальное развитие». Прослеживать развитие того или иного музыкального произведения.

Называть динамическое, регистровое, темповое и др. развитие. развитие в музыке. Осуществлять развитие музыки в собственном музицировании.

строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы



Построение (формы) музыки


27

Одночастная форма произведения

27

Урок – введение и углубление в тему.

Музыкальная форма. Одночастная форма.

Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Григ, «Пастушья песня». Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод) П.И. Чайковский, «Фермер Джон». О. Юдахина.

Определять простейшие музыкальные формы:

I – частная,

II – частная,

III – частная.

Определять одночастную форму, рассказывать о ее структуре (делении на фразы). Выполнять творческие задания в группах.

логически действовать: анализировать, сравнивать, участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, находить компромиссы, распределять функции и роли, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах





28

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения

28

Урок – углубление в тему.

Двухчастная и трехчастная форма.

«Песня Сольвейг» Э. Григ, «Пастушья песня», «Ария Сусанина» М. Глинка.

Определять простейшие музыкальные формы:

I – частная,

II – частная,

III – частная.

Определять двух- и трёхчастную форму, рассказывать о ее структуре, изображать схематически




29

Знакомство с формой рондо

29

Урок – углубление в тему.

Рондо.

«Пастушья песня», «Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Спящая княжна» А. Бородин.

Определять форму рондо, рассказывать о ее структуре, изображать схематически




30

Вариационная форма построения музыки

30

Урок – углубление в тему.

Вариации.

«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ, «Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Со вьюном я хожу», «Крокодил и чебурашка».

Определять форму вариаций, , рассказывать о ее структуре, изображать схематически




31,32

Средства построения музыки – повторение и контраст

31,32

Урок – углубление в тему.

«Песенка о капитане» М. Дунаевский, увертюра Дунаевского к к\ф «Дети капитана Гранта

Ориентироваться в многообразии музыкальных форм.





33

Обобщение по темам года. Музыкальная угадайка.

33

Урок – обобщения полученных знаний по темам года.


применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности

строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы




34


Резервный урок

34








Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:

1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации « Об Образовании»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)

3. Авторская программа «Музыкальное искусство - концепция «Школа 2100»,

( авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.)

4. Примерная программа начального общего образования по музыке, созданная на основе федерального компонента

государственного стандарта начального общего образования начальной школы.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в

образовательных учреждениях , реализующих программы начального общего образования в 2014-2015 учебном году.

6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС

7. Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и требованиям к минимуму содержания образования программы «Музыкальное искусство - концепция «Школа 2100»,

( авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.)

Музыка: 3 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций/В.О.Усачева, Л.В.Школяр

8. Интернет-ресурсы

Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru

9.Звуковые пособия:

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Музыкальные инструменты (фортепиано, демонстрационные балалайки, домры, гитары, деревянные ложки и др.)

Персональный компьютер, ж.к. экран, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, видеоматериалы, презентации.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по музыке для 3 классов.

Автор: Туктарева Татьяна Владимировна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Рабочая программа. Музыка."
    ["seo_title"] => string(25) "rabochaiaproghrammamuzyka"
    ["file_id"] => string(6) "302888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340896"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Рабочая программа (музыка 1 класс)"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia_programma_muzyka_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "535705"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579003099"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-muzyka-i-pieniie-i-v-ievtushienko-dlia-5-klass-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "224819"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439202189"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа и планирование. Музыка. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(41) "proghramma_i_planirovaniie_muzyka_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "431955"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1507742614"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Рабочая программа " Музыка специального (коррекционного) образования VIII вид 7 класс" "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-muzyka-spietsial-nogho-korriektsionnogho-obrazovaniia-viii-vid-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234256"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443380344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства