Настоящая рабочая программа предмета «Музыка» для начальной школы 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы » под редакцией В.О.Усачевой и Л.В.Школяр (научный руководитель Д.Б. Кабалевский) в рамках образовательной Программы «2100». В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие общие цели и задачи образования – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач: индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для первых классов »
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке для первых классов.
Настоящая рабочая программа предмета «Музыка» для начальной школы 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы » под редакцией В.О.Усачевой и Л.В.Школяр (научный руководитель Д.Б. Кабалевский) в рамках образовательной Программы «2100». В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие общие цели и задачи образования – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач: индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной. Каждый предмет имеет свою специфику, и очень важную роль в процессе воспитания и развития личности ребенка играет предмет «Музыка», так как он направлен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению слышать и видеть прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формировать свое мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (индивидуальной и коллективной). Эти навыки и умения обогащают внутренних мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
На уроках музыки при реализации компетентного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода, решаются ряд следующих задач:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражение в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, в опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
-формирование у учащихся опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения, а также системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к
сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии,
особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве
отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности:
слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании,
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному
искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному
общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и
исполнительской культуры учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа предназначена для обучающихся 1 – 4 классов общеобразовательной средней школы (ОС «Школа 2100») и реализуется в начальной школе в течение 4 лет.
Продолжительность изучения курса в 1 классе составляет 33 часа, таким образом, урок музыки проводится 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества через обращение к народному музыкальному наследию и композиторской музыке,
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа, при знакомстве с музыкой разных народов и композиторов разных стран;
формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:
- разнообразных видов исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность),
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи ткем, кто в ней нуждается во время театрализации вокальных произведений, совместной импровизации и других видов музыкальной деятельности;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, учителя, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников творческой группы на уроке, проекта, исследовательской группы;
развитие ценносто - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с шедеврами мировой и отечественной музыкальной культуры, эмоциональному отклику на музыку, ее образное восприятие в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской,
- формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков,
- переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких музыкально-познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества,
- формирование способности к организации своей учебной деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- развитие готовности к самостоятельным творческим действиям, ответственности за их результаты,
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении творческих целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты. В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-эстетической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе, включающую сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности:
- укрепление культурной, этнической, и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа,
- формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека,
- развитие Я- -концепции и самооценки личности,
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимидействие) со сверстниками при решении различных творческих задач в том числе и музыкальных,
- формирование моральной самооценки,
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Предметные результаты
Владение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; владение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Способность творчески реализовать себя в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении музыкального искусства универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Это:
- умение наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макро социума (группы, класса, школы, города, региона) и др. к
- способность к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
- умение применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства .
- умение планировать, контролировать и анализировать собственные учебные действия, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия. - навыки совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромисса, распределение функций и ролей.
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Содержание учебного курса «Музыка» в 1 классе
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.
Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции.
Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе. Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего
предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
1)музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
2) учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально - смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего
школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского,
М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое
заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей
перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм,
инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной
композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в доне11ени музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний
проводится в виде уроков – концертов.
Краткая характеристика форм и методов работы, в том числе с одаренными, слабоуспевающими, отстающими учащими.
Высоко значение применения учителем на уроках «активных методов» обучения.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Организации релаксации и подведения итогов.
Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, и др.
Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
Реализация личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Метод драматургии урока музыки как урока искусства.
Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения).
Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств.
Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.
Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам).
Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей.
Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника.
Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.
Моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
Сочинение сочинённого» и импровизация музыки (В.О. Усачёва);
Содержательный анализ музыки (В.А. Школяр).
Метод моделирования художественно-творческого процесса, в противовес словесно-информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях, призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Здесь многое зависит от постановки учебной задачи: её
надо сформулировать так, чтобы учащемуся был ясен её подлинный смысл. Это значит, что решение задачи должно потребовать от школьников мысленного экспериментирования с материалом, выявления в произведении внутренних интонационно-образных связей, чтобы
они могли теоретически обосновать закономерность рождения данного художественного явления, конкретного произведения именно в таком единстве содержания, формы и выразительных средств. Применение этого метода позволяет поставить школьника на место творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново созидающего произведение искусства, обеспечивает ребёнку проживание знания и понимание смысла своей деятельности. Моделирование художественно-творческого процесса — это по сути и есть прохождение пути рождения музыки, воссоздания её как бы изнутри и проживание самого этого момента. Это особенно важно при освоении детьми крупных классических сочинений, которые всегда были предназначены только для слушания. Это важно и для освоения фольклора, когда школьники погружаются в стихию рождения и естественного бытования музыки, сами складывают и сказывают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины. Это важно и для освоения (разучивания) любой песни, и для инструментального музицирования. Этот универсальный для всех видов искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (при прохождении пути композитора они не отчуждаются от ребёнка); творчества (школьник, опираясь на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создаёт и т. д,); развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Метод «сочинение сочинённого» и импровизация музыки выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочинённый») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочинённого.
Так и с миром музыкальных абстракций: осваивая их интеллектуальное пространство и изучая конкретные произведения, ученик вновь идёт тем же путём сочинения, что и автор, т.е. содержательный анализ изучаемого произведения происходит не параллельно слушанию, не после знакомства с автором и произведением, а словно предвосхищая его. Суть метода — в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной
ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего её рассмотрения, развития и обобщения — вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения. Процесс представляет собой особого рода музыкальную рефлексию ученика (или класса), он проницательно и гибко регулируется педагогом так, что
сама совокупность возникающих содержательных элементов образа органично ведёт по пути авторской концепции. Источником творческой рефлексии ученика (как и самого авторского замысла) может явиться и слово, и визуальный ряд, и движение, и впечатление. Важен факт перерождения, переосмысления, переплавки первичного импульса в музыку — в музыкальную интонацию и далее в говорящую, развивающуюся мыслеформу, пусть самую простейшую логически завершённую вопросно-ответную фразу, небольшое размышление, наблюдение, которые, как малое в большом, будут «отражаться» и «узнаваться» в прослушиваемых (после рефлексии) композиторских произведениях. Идти путём «сочинения сочинённого» не означает подражать известному, повторять знакомое. Здесь важны тонкие, подчас потаённые, сокровенные «механизмы», как
работающие в процессе рождения образа — схватывание, видение идеи, её рассматривание и продумывание музыкой, так и лежащие в истоках самого процесса музыкального образования. Импровизация музыки на уроках может рассматриваться и как частный случай процесса рефлексии в методе «сочинение сочинённого», и как самостоятельная творческая деятельность, когда на уроках совместно с учителем ученики пробуют создавать музыкальные композиции, связанные с собственными творческими потребностями и идеями. Здесь также важно использование синкретики в поисках адекватных музыкальных средств выражения и освоении жанрового разнообразия.
Суть метода содержательного анализа музыки состоит в следующем. Анализ произведения начинается с выдвижения (на базе одной из трёх философских «формул» развития) содержательного положения (гипотезы, художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне — как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер. Содержательный анализ протекает как слежение за становлением конкретной формы в развитии, понимаемом как воплощение логики процессуального раскрытия философско-художественного смысла произведения. При этом выявляется, как художественная идея (содержательное положение) определяет организацию всего комплекса средств выразительности на каждом этапе своего развёртывания. В качестве основы ассоциативно-образной деятельности школьников в содержательном анализе выступает сложность духовного мира человека. Сама музыкальная драматургия
(логика взаимодействия музыкальных смыслов как образов-оценок) становится процессом выражения диалектичности человеческих чувств.
В качестве видов музыкальной деятельности в традиционной музыкальной педагогике выделяют слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, драматизацию музыкальных произведений, сочинение и импровизацию. В системе развивающего музыкального образования (т. е. в данной программе) эти видырассматриваются как формы приобщения к музыке, многие из которых являются лишь частным случаем по отношению, например, к исполнительству как категории более общего порядка (вокальное, инструментальное, художественное движение, театрализация и т. д.). В качестве истинных видов музыкальной деятельности, которую учащиеся осуществляют
на уроке музыки, правомерно рассматривать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Они неразрывно связаны, объединены восприятием музыки и отражают три необходимых условия существования самой музыки. Могут измениться условия звучания,
инструментарий, жанры, формы, средства выразительности и пр. — но ни одна из этих позиций триединства не исчезнет никогда, ибо указанные виды деятельности есть условия и форма существования музыки вообще.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры. Метод драматургии урока музыки как урока искусства.
Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения).
Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств.
Метод размышления о музыке. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
Метод интонационно-образного постижения музыки. Направлен на раскрытие учащимися жанровых, стилевых основ музыки, специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей.
Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника.
Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы, выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
На уроках: урок - путешествие, урок - концерт, урок - размышление, урок - репортаж и другие, используются разнообразные формы работы, такие как совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах , индивидуально, в парахи самостоятельная работа детей.
Формы и методы создания здоровье сберегающей среды на уроках, а также формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Вокалотерапия, оказывает благотворное воздействие на весь организм, помогает снять напряжение и раздражительность (дыхательные и голосовые упражнения; звуковой массаж; пение вокализов, направленных на формирование навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире; исполнение песен различного характера; "двигательных" песенок, направленных на то, чтобы школьники не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела).
Инструментальная терапия, включающая в себя не только игру на инструментах детского оркестра, но и ассоциативные игры с тембрами инструментов (тембр – "генеральное свойство звучащего источника…Тембр выступает в ансамбле всех проявлений звука") Музыка "вбирает в себя весь слышимый мир, опирается на гигантский круг звуковых ассоциаций" и такие ассоциативные игры позволяют школьникам оценить свое внутреннее состояние, познать внутреннее "Я".
Изотерапия в сочетании с музыкой – не только средство выражения состояния учащихся, но и пример успокаивающей деятельности, в процессе которой снимается напряжение, развиваются фантазия и воображение. Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. Звук – ассоциант – порождает комплекс представлений о цвете, о тех значениях, эмоциях, которые он несет, в звуке с наибольшей определенностью и весомостью проявляет себя материальное звено, значащее, стимулирующее фантазию, вытягивающее за собой ассоциативную цепочку.
Музыка и пение оказывают значимую помощь и при изучении предметов гуманитарного цикла.
В результате арт-терапевтической деятельности у 90% учащихся отмечается повышение эмоциональной стабильности, снижение уровня тревожности и физического утомления. А о том, какую радость принесли встречи с музыкальным искусством, говорят высказывания детей: "Музыка-это радость!", "С музыкой становится легче на душе", "Музыка-самое лучшее, что есть на свете", "Я люблю музыку»
Тематическое планирование для 1 классов
Название темы, раздела,
кол-во часов по теме.
Сроки про-ведения (неделя)
После
довательность уроков в теме, разделе, № урока.
Вид урока. Минимум содержания, основные понятия темы, раздела, виды контроля.
Уровни усвоения ЗУН и формирования УУД 9 по разделам и темам).
Кор-
ректировка
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Внутренняя музыка
1
Колыбельная песня
1
Урок – введение в тему.
Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни.
эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью , определять и
сравнивать
характер,
настроение в
музыкальных
фрагментах,
передавать
настроение
музыки в пении,
музыкально-
пластическом
движении
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие
2
Сказку складываем, музыкой сказываем
2
Урок – углубление в тему.
Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования . А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок». Сказка – начало
познания музыки и
жизни
выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).
Представлять сферу народного и композиторского музицирования, воссоздавать процесс создания произведений народного творчества.
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера, продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных
3,4
Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра. Играем вместе.
3,4
Урок – углубление в тему.
Хороводы, заклички, прибаутки.
«Арина грибы мариновала»
Муз. В. Усачевой.
«По-за городу гуляет»
Музыкально-ритмическая игра
«Дед и репка» муз. В. Яновской
определять характер героев, обыгрывать героев, опираясь на образную природу музыки. Понимать специфику музыки.
Уметь образно ее воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности
культурно, этнически и граждански идентифицировать себя в соответствии с духовными традициями семьи и народа, мотивировать собственную музыкально-учебную деятельность и реализовывать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных, применять знаково-символические и речевые средства при решения коммуникативных и познавательных задач
Родная речь
5
Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги.
5
Урок- путешествие. «Музыкальная табакерка», Г.
Струве, сл. Н. Соловьёвой
«Пестрый колпачок».
.Б.Кабалевский «Кавалерийская»
А.Филиппенко, cтихи
В.Кукловской, перевод
Т.Волгиной «Мы на луг
ходили…», мелодия,
аккомпанемент,
принципы игры
на шумовых
инструментах
эмоционально
воспринимать образы
родной природы,
отраженные в
музыке;
определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности, импровизировать, различать динамические оттенки, применять знаково-символические и речевые средства при решения коммуникативных и познавательных задач, представлять многообразие музыкальных образов и способов их развития
6
Общее представление об интонации: изображение окружающего мира
интонировать и озвучивать народные загадки, cкороговорки, заклички, проговаривать скороговорки в быстром темпе, отличать разные певческие исполнительские стили,
9
Портреты заговорили и запели
9
Урок изучения и первичного усвоения знаний.
Р. Шуман. Весёлый крестьянин
Р.н.п.
сопоставлять живопись и музыку, сравнивать музыкальные и художественные произведения, отличать разные певческие исполнительские стили, сопоставлять цвета и музыку
логически действовать : анализировать, сравнивать , обобщать , классифицировать по стилям и жанрам музыкального искусства
10
Детские годы
10
Урок изучения и первичного усвоения знаний.
«Детский альбом»: Детская песенка, Колыбельная песня. Баба-яга, Вальс и др.
Композитор. Музыкант. Музыкальное произведение. В гостях у Чайковского.
рассказывать о Чайковском, вдумчиво слушать музыку. Находить интонации для характеристики слов и выражений.
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты, развивать художественный вкус, интересоваться музыкальным искусством и различными видами музыкально-творческой деятельности
11
Здесь живет музыка Чайковского
11
Урок изучения и первичного усвоения знаний.
Балет «Щелкунчик»
Балет. Композитор. Музы-кант. Музыкальное произведение. В гостях у Чайковского.
рассказывать о Чайковском, вдумчиво слушать музыку. Находить интонации для характеристики слов и выражений, называть музыкальные произведения Чайковского, понимать настроение композитора.
развивать художественный вкус, интересоваться музыкальным искусством и различными видами музыкально-творческой деятельности
12
Волшебный тот цветок
12
Урок изучения и первичного усвоения знаний.
Хор менестрелей из оперы «Орлеанская дева»
Композитор. Музыкант. Музыкальное произведение. В гостях у Чайковского. Черты личности музыканта, мысли о музыке.
рассказывать о Чайковском, вдумчиво слушать музыку. Находить интонации для характеристики слов и выражений, называть музыкальные произведения Чайковского, понимать настроение композитора.
постигать искусство и расширять ценностную сферу в процессе общения с музыкой
13
Детские годы М. Глинки
13
Урок изучения и первичного усвоения знаний.
Мазурки
Черты личности музыканта, мысли о музыке. Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины. Опера, былина, гусли. сказание, эпос.
рассказывать жизни и творчестве М.И. Глинки. Определять жизненную основу его музыкальных произведений. Знать основные темы оперы, уметь отличить их от других опер, пересказывать содержание оперы
постигать искусство и расширять ценностную сферу в процессе общения с музыкой, художественно воспринимать, оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека, строить речевое высказывание
14,15
Опера «Руслан и Людмила»
14,15
Урок – углубление в тему.
Опера «Руслан и Людмила»
Первая песня Баяна, Ария Руслана из 3 действия, Заключительный хор.
Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.
Ария, монолог, речитатив
16
Заветное слово. Мелодия
16
Урок – углубление в тему.
В. Усачёва. Жила-была работа.
Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.
работать с текстом, понимать и объяснять неразрывную связь музыки и литературы, существующую в интонации слова и мелодии, единых темах и образах
строить речевое высказывание, участвовать в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнять вокально-хоровые произведения, участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества
17
Как начинается музыка?
17
Урок изучения и первичного усвоения знаний.
В. Усачёва. Жила-была работа.
Жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства
18
Вольфганг Амадей Моцарт
18
Урок изучения и первичного усвоения знаний.
Хор из оперы «Волшебная флейта»
Музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.
называть основные произведения В.А. Моцарта и уметь их отличать от других, рассказывать жизни композитора, о его детских годах, рассказывать
обогащать собственные духовно-нравственные и этические чувства, эмоционально откликаться, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традициям других народов
19
Моцарт сочиняет
19
Урок – углубление в тему.
В. Моцарт. Менуэт.
Обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.
20
Детство композитора
20
Урок – углубление в тему.
Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
Для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.
сравнивать и отличать стиль Чайковского и Прокофьева, анализировать музыкальные и стихотворные произведения, эмоционально откликаться на выразительные особенности стихов и музыки,
рассказывать о композиторе, эмоционально проникаться музыкой
логически действовать : анализировать, сравнивать , обобщать , классифицировать по стилям и жанрам музыкального искусства, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, развивать художественный вкус, интересоваться музыкальным искусством и различными видами музыкально-творческой деятельности
21
Симфоническая сказка для детей
21
Урок изучения и первичного усвоения знаний.
Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»
Музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.
22
Музыка для детей С. Прокофьева
22
Урок – углубление в тему.
Балет «Золушка»
Музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.
23
Тренируем свою «внутреннюю музыку»
23
Урок – углубление в тему.
Р.н.п. Вот уж зимушка проходит.
Обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.
участвовать в выполнении творческих заданий. Называть традиции празднования Масленицы и встречи весны, исполнять масленичные песни и заклички в народном стиле, передать свои впечатления и чувства в танце, выразительном пении и рисунке
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участвовать в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнять вокально-хоровые произведения, импровизировать, принимать участие в театральных спектаклях, музыкальных фестивалях и конкурсах и др
24
Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу
обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.
Тембры народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).
25
Тренируем свою «внутреннюю музыку"
25
Урок – углубление в тему.
Музыкальные фрагменты к сказке А. Островского «Снегурочка»
рассказывать о творчестве композиторов, о роли народной музыки в профессиональной композиторской музыке
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, мотивировать собственную музыкально-учебную деятельность и реализовывать свой творческий потенциал
26
Две песни. Сочиняем песенку
26
Урок – углубление в тему.
Музыкальная игра «Полевая берёзка»
импровизировать, использовать народные песенные мотивы в создании своих сочинений
мотивировать собственную музыкально-учебную деятельность и реализовывать свой творческий потенциал, культурно, этнически и граждански идентифицировать себя в соответствии с духовными традициями семьи и народа, продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных
27
Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички
27
Урок- путешествие.
Весенние заклички.
Фольклор, разновидности народных песен.Тембры народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).
участвовать в выполнении творческих заданий. Называть традиции встречи весны, исполнять песни и заклички в народном стиле, передать свои впечатления и чувства в танце, выразительном пении и рисунке
28
Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли
28
Урок – путешествие.
И. С. Бах. За рекою старый дом.
Жизнь хороша.
Композитор, исполнитель, слушатель.
называть имена композиторов и художников: И.С. Бах, Дж. Верди, А. Дюрер, Л. Да Винчи, Паганини, Карузо и других, объяснять назначение нотной грамоты
обогащать собственные духовно-нравственные и этические чувства, эмоционально откликаться, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традициям других народов
29
Идём за Синей птицей
29
Урок – углубление в тему.
Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица»
Г. Струве. Музыка
Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.
называть музыкальные понятия, писать элементы нотной грамоты, называть ноты и показывать их расположение на нотной линейке и на клавиатуре
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, применять знаково-символические и речевые средства при решения коммуникативных и познавательных задач
30
Тренируем свою «внутреннюю музыку»
30
31
Музыка для детей
31
Урок – углубление в тему.
И. Ярмак. Дождь на лугах. Весенняя песенка.
Музыкальный язык - характер, темп, мелодия, ритм.
32
Итоговое повторение. Урок – концерт
32
Урок закрепления и повторения знаний.
выполнять творческие задания, исполнять любимые песни
участвовать в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнять вокально-хоровые произведения, импровизировать, принимать участие в театральных спектаклях, музыкальных фестивалях и конкурсах и др.
33
Резервный урок
33
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:
Авторская программа «Музыкальное искусство - концепция «Школа 2100»,
( авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.)
Примерная программа начального общего образования по музыке, созданная на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования начальной школы.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях , реализующих программы начального общего образования в 2014-2015 учебном году.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и требованиям к минимуму содержания образования программы «Музыкальное искусство - концепция «Школа 2100»,
( авторы Усачёва В.О. , Школяр Л.В., Школяр В.А.)
Музыка: 1 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций/В.О.Усачева, Л.В.Школяр
Интернет-ресурсы
Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru
Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru
Звуковые пособия:
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Музыкальные инструменты (фортепиано, демонстрационные балалайки, домры, гитары, деревянные ложки и др.)
Персональный компьютер, ж.к. экран, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке, видеоматериалы, презентации.