kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" разработана для 5 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс»

Пояснительная записка


Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

Программа «Музыка 5 класс.» Г. П. Серге­ева, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2014 год.

4. Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 5 класс. : «Просвещение», 2014 г. Рабочая программа «Музыка» в 5классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Программа «Музыка 5 класс.» Г.П. Серге­евой, Е. Д. Критской используется в данной рабочей программе без изменений.


Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:


1) Учебник «Музыка» для 5 класса.

(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Москва. «Просвещение» 2014 г.)


Общая характеристика учебного предмета


Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.


Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.



Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий принцип. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (литературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на выявление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического наследия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилистические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая проблематика концентрируется вокруг художественно-педагогической идеи — содержательного стержня урока музыки.

Основные виды контроля при организации работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.


Основные виды учебной деятельности обучающихся

На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся – слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений – добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге – полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Кроме того, УМК содержит проблемные, дискуссионные, «открытые» вопросы и разноуровневые задания, предполагающие аргументацию и личностную оценку учащегося, поддерживающие состояние творческого поиска детей и учителя. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в исследовательской проектной деятельности. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.


Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и двухголосном исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведений. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).

Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении народной музыки, классических и современных музыкальных произведений разных форм и жанров. Инструментальная импровизация и сочинение в процессе индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.

Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.

В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.


Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа(сообщения, рефераты)

- творческая работа(презентации, исследовательские проекты)


Национально-региональный Компонент:

- Изучение музыкального краеведческого материала в рамках введения НРК в тематическое планирование уроков музыки знакомит учащихся с музыкальными традициями Курской области: песнями, праздниками и обычаями народов родного края, известными композиторами, коллективами и исполнителями. На реализацию НРК отводится 10% учебного времени, что составляет – 4 часа в год. Введение НРК в тематическое планирование по предмету «Музыка» обусловлено следующими содержательными линиями: Детский музыкальный фольклор и сочинения Курских композиторов для детей (урок 3-4); Музыкальное прошлое родного края (урок 9-10).


Содержание программы «Музыка 5 класс»

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.


Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественны­ми образами других искусств — литературы (прозы и поэ­зии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литера­тура» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деле­ние учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.


Тема 1-го полугодия: “Музыка и литература” (16часов)

Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирование и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2-го полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Тема второго полугодия: строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.


Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.





Требования к результатам обучения учащихся 5 класса

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;

  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;

  • умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:

  • целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;

  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Формирование ИКТ - компетентности обучающихся 5 класса:


  • Научиться использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством; научиться проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки.

  • Создавать и заполнять различные определители.

  • Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

  • Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения;

  • Цитировать фрагменты сообщения, избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации, взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики).

  • Участвовать в форумах в социальных образовательных сетях; взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

  • Выступать с аудио и видеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета.

  • Использовать возможности электронной почты для информационного обмена; вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета.

  • Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио).

  • Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

  • Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.

  • Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

  • Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.

  • Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители.

  • Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.


































п/п



Наименование разделов и тем

Сроки

план.факт.






Основные понятия


Формитование информационной компетентности

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности


Предметные УУД

Метапредметные


Личностные

УУД


















1

2

3

4

5 7

6

7

8

9

10


Iчетверть ( 9 учебных недель. 9 уроков)


Тема 1-го полугодия: “Музыка и литература” (16часов)







1

Что роднит музыку с литературой.



03.09

Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке. 
Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем. М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,

П.Чайковский. Симфония №4;

Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее.


Эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки и литературы.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.



2

Песня-душа народа.

10.09

Характерные музыкальные особенности жанров русских народных песен.

Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картины.

Дискуссия по теме: «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе» (Д.Лихачев).Русские народные песни:

«А мы просо сеяли»,

«Бояре, а мы…»,

«Уж ты, поле мое»;

Мир искусства. Художник. Поэт. Писатель. Композитор. Пейзаж.

формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения

Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.

Уметь: разучивать и исполнять образцы музыкально_- поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений.

Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.


Воплощение художественно – образного содержания музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизация в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.


3

Вокальная музыка.

17.09

Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете».
Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного».Жанры вокальной музыки – песня.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;

Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические,заклички.

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска

Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.


Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.


Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.



4

Романс.

24.09

Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов.
Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Романс



использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.


Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


Поиск жанровых параллелей между музыкой и другими видами искусства.

Творческая интерпретация содержания музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.


5

Фольклор в музыке русских композиторов

01.10

Определение симфонической миниатюры. Народное сказание – литературная первооснова произведения. Изобразительные импровизации главных персонажей сказания.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов.

«Колыбельная» А. Лядов.

Симфоническая миниатюра





создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.


Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.


Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю .


Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определение специфики деятельности композитора, поэта и писателя.

Определение характерных признаков музыки и литературы.



6

Программная музыка.

08.10

Характерные особенности программной музыки.
Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения.
Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Симфоническая сюита



.

избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.


Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Импровизация в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке.



7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.


15.10

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».Вокализ. С. Рахманинов.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь).

Вокализ, песня без слов, баркарола



осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.


Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах.

Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

Определение характерных черт музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.

Участие в коллективной исполнительской деятельности



8

Вторая жизнь песни.


22.10

Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора.

Джазовые обработки классической музыки.Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация.

использовать возможности электронной почты для информационного обмена




Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.


Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства.

Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов.

Исполнение народных песен, песен о родном крае современных композиторов; понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке.


9

Всю жизнь мою несу родину в душе…


29.10

Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста». 
Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Симфония-действо.

Кантата

искать информацию в различных базах данных

Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.



Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.
Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности;















размышлять о знакомом музыкальном произведении, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

Устно - сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, выделять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.


Итого за Iчетверть: 9 уроков



II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)



10

Гармонии задумчивый поэт.

Ф.Шопен

12.11

Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста». 

Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.

Интонационно-образный анализ по вопросам учебника. «Этюд №12» Ф.Шопен

«Прелюдия№7» Ф.Шопен

«Прелюдия№20» Ф.Шопен

«Вальс №7» Ф.Шопен


Зерно-интонация




использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.


Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.


11

В.А.Моцарт

19.11

Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема».

Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста».

Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена». Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Прелюдия. Этюд.

осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком


создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни.


Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Поиск жанровых параллелей между музыкой и другими видами искусства.

Творческая интерпретация содержания музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.



12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.



26.11

Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев. 
Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин.
Определить музыкальные портреты каждого гостя, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Канон

создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: особенности оперного жанра;

знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.


Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной

музыки.

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определение специфики деятельности композитора, поэта и писателя.

Определение характерных признаков музыки и литературы.



13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


03.12

Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».
Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами.

Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.


Увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль

Музыкальный портрет


избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.


наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании);

Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.

Импровизация в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке.


14

Музыка в театре, кино, на телевидении.


10.12

Музыка – неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза.Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

Развитие музыки. Симфоническое развитие.

Образ танца

создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.


Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнитель ской деятельно­сти.

Определение характерных черт музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.

Участие в коллективной исполнительской деятельности



15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.


17.12

Знакомство с либретто мюзикла.

Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.


Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов.

Исполнение народных песен, песен о родном крае современных композиторов; понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке.


16

Мир композитора.

24.12

Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы.
Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».




Речитатив. Ария. Хор.

создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.




Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.



Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.


Итого за II четверть:7 уроков


III-я четверть (10 учебных недель, 10 уроков)



Тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”-18ч.



17

Что роднит музыку с изобразительным искусством?


14.01.

Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма – композиция, гармония, тембр – цвет, колорит, гамма, тон; фактура – штрих, мазок; темп – статика-динамика.
Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д.
Сопоставление музыкальных и художественных образов.
Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В.Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Живописная музыка.

Музыкальная живопись. Интонация.

Звуковая палитра. Цветовая гамма.

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.


Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Участие в коллективной исполнительской деятельности.




18

Небесное и земное в звуках и красках.


21.01.

Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа.
Сопоставление музыкальных и художественных образов.Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

«Ave Maria» Дж. Каччини

«Ave Maria» Ф. Шуберт

Песенность

Солист, орган.

использовать возможности электронной почты для информационного обмена

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Соотношение художественно – образного содержания музыкального произведения с формой его воплощения.

Поиск и нахождение ассоциативных связей между художественными образами и изобразительного искусства.



19

Звать через прошлое к настоящему.


28.01

Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы.

Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты.

Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции. 

«Песня об Александре Невском»

хор «Вставайте, люди русские»

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст, набат.

выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.


Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Наблюдение за процессом и результатом музыкального развития, выявление сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавание художественного смысла различных форм построения музыки.



20


Кантата «Александр Невский».

04.02

Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем.

Метод «сочинение сочиненного»: самостоятельный отбор музыкальных тем для финала кантаты.

Дискуссия на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему?»Ледовое побоище»

«Мертвое поле»

«Въезд Александра во Псков»

Хор. Тенора. Басы. Сопрано. Альты

Выразительность

Изобразительность Контраст

осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.


Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Определение взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, ИЗО, театра, кино и др.)

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям.


21

Музыкальная живопись и живописная музыка.


11.02

Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников?

Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам.

Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения.

Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В.
Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения.
Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер».
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью

Знать/понимать: Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного, общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.


Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Анализ и обобщение многообразия связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощение художественно – образного содержания музыки и изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизация в пении, игре, пластике.





22

Выразительные возможности музыки и живописи

18.02

Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы. «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова

«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

Мелодия-линия, ритм в музыке – ритм в картине, лад – цветовая гамма, форма музыки – композиция картины.

соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Знать/понимать: Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.


Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного, общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.


Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Формирование личной фонотеки, библиотеки, видеотеки, коллекции произведений изобразительного искусства.

Осуществление поиска музыкально – образовательной информации в сети Интернет.


23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.


25.02

Определение жанра концертной симфонии. 

Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.


Сюита – фантазия.

использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг

Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова.


Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.



24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве (продолжение)


04.03

Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента.

Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке.Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта

формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения

формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете

Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки.


Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее.

Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.


Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотношение художественно – образного содержания музыкального произведения с формой его воплощения.



25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


11.03

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки.
Каприс 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

«Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Скрипка соло

Интерпретация, трактовка, версия, обработка

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Знать/понимать: Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Определение взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, ИЗО, театра, кино и др.)

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.


26

Волшебная палочка дирижера.


18.03

Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов.

Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности.

Интонационно-образный анализ произведений. «Музыкант» Б. Окуджава

Симфонический оркестр.

создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.


Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.


Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.



Итого за III четверть:10 уроков


IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)


27

Образы борьбы и победы в искусстве.


08.04

Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки.

Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся Симфония 5 (фрагменты). Л. Бетховен

Полифония. Фуга

использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Самостоятельная работа с обучающими образовательными программами.

Оценивание собственной музыкально – творческой деятельности и деятельности своих сверстников.

Защита творческих исследовательских проектов.


28

Застывшая музыка.


15.04

Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произведений с произведениями других видов искусств.

.Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах

Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах

«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Гармония. Органная музыка, хор а капелла, полифония.

выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения; понятие – полифония.


Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

.



29

Полифония в музыке и живописи.


22.04

Определение «полифония», «токката», «фуга».
Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.
Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения)?И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),

Аве Мария.

М.К. Чюрленис. Фуга.

Полифония. Фуга

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.


Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Наблюдение за процессом и результатом музыкального развития, выявление сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавание художественного смысла различных форм построения музыки.



30

Музыка на мольберте.


29.04

Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса.
Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.
М.Чюрлениса. М.К. Чюрленис. Фуга.

М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Образы живописные и музыкальные

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.


Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.


Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Различение видов оркестра и групп музыкальных инструментов.

Анализ и обобщение многообразия связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощение художественно – образного содержания музыки и изобразительного искусства в драматизации.


31

Импрессионизм в музыке и живописи.


06.05

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.


Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева. «Детский уголок» К.Дебюсси

«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси

«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Импрессионизм

использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.


Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Наблюдение за процессом и результатом музыкального развития, выявление сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавание художественного смысла различных форм построения музыки.


32

О подвигах, о доблести и славе...


13.05

Знакомство с жанром реквиема.

Интонационно-образный анализ.

Анализ композиции, образов, формулирование основной идеи.
«Помните»

«Наши дети»

«Реквием» стихи Р. Рождественского.

Реквием

искать информацию в различных базах данных

Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Участие в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследование интонационно – образной природы музыкального искусства.



33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»


20.05

Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева.
Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.
Сравнение различных исполнительских трактовок.С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

-«Балет невылупившихся птенцов»


Цикл фортепианных миниатюр.

Музыкальный пейзаж.

Сказочный портрет.

соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.


Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Определение взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, ИЗО, театра, кино и др.)

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы


34

Мир композитора. «С веком наравне».


27.05

Взаимодействие изобразительного искусства и музыки на основе стилевого сходства и различия.

Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха, М.Чюрлениса, Н.А.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси.Слушание и исполнение произведений по желанию детей.


выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать/понимать: знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.


Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Самостоятельный подбор сходных или контрастных произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.


Итого за IV четверть: 8 уроков

Итого за год: 34 урока






























57



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класс

Автор: Сивцева Александра Петровна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по музыке для 3 класса УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_proghramma_po_muzykie_dlia_3_klassa_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "366486"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481030842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа по музыке для первых классов "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-piervykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "165997"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422893721"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по музыке для 2  классов. "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-2-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "165998"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422893848"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по музыке для 3  классов. "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "166000"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422893924"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по музыке для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "273173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452165191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства