Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 3 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. основой является рабочая программа курса «Музыка» автора Т.И.Бакланова. Примерной программы по музыке (сборник «Программы общеобразовательных учреждений», Просвещение, серия «Стандарты второго поколения») с учетом требований государственного образовательного стандарта для начальной школы. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа 1 класс. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник].М.:АСТ:Астрель,2014 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации
В планировании уделено внимание реализации таких требований стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования. Особое внимание уделено повышению роли музыкального образования в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Выдвигаются задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.
Ядро культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.
Ориентация данной программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной культуры личности с учетом ее музыкальной направленности, музыкальных, творческих и духовно-нравственных способностей позволяет эффективно достигать основных целей изучения музыки в начальной школе
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвертые классы в общей учебно-игровой форме – воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
«Где музыка берет начало?» путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс)
«Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с ее создателями и исполнителями (2 класс)
«Где живет музыка?» путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс)
Музыкальная жизнь разных стран и народов»:музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс)
Благодаря такой структуре программы ее содержание логично и последовательно развертывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них – к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно – информационном пространстве, а также с воплощенными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценностям семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.) Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов- классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествие по миру.
Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание музыкально – образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевтическом.
«Где музыка берет начало?» путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с ее создателями и исполнителями
Концертное исполнение произведений древнерусского церковнопевческого искусства
фрагмент «Всенощного бдения» П.И. Чайковского.
Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
Хор Н.А. Римского-Корсакова «На севере диком»
Четвёртая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»).
А. Варламов «Белеет парус одинокий»
А. Алябьев «Соловей»
А. Рыбников «Романс черепахи Тортиллы»
А. Лядов «Бирюльки», «Про старину»
Л.В. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»).
Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества».
П. Чайковский. Симфония № 1 (Зимние грёзы) — фрагмент.
А. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская») — фрагменты.
А. Лядов «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра (фрагменты).
А. Лядов «Баба яга» ,
А. Лядов «Волшебное озеро»
М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки «Песни Бояна»,
М.И. Глинки «Каватины Людмилы»,
М.И. Глинки «Арии Руслана»,
М.И. Глинки «Рондо Фарлафа»,
М.И. Глинки «Марша Черномора»,
М.И. Глинки хора «Лель таинственный»,
Старинные русские народные свадебные песни.
Фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»:
Н. Римского-Корсакова «Песня и пляска птиц»,
Н. Римского-Корсакова ария Снегурочки (из Пролога),
Н. Римского-Корсакова песни Леля,
Н. Римского-Корсакова хоры «Ай, во поле липенька»
Н. Римского-Корсакова «А мы просо сеяли».
Русский и неаполитанский танцы из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
И. Стравинский к балету «Петрушка».
И. Стравинский к балету «Летучая мышь»
И. Стравинский к балету «Принцесса цирка»
Записи звучания старинных музыкальных инструментов.
Звучание механического пианино и других старинных механических музыкальных устройств
А. Лядов «Музыкальная табакерка».
П. Чайковский «Шарманщик поёт».
№ | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | репертуар | дата |
план | факт |
"В концертном зале» (14 ч.) |
1 | Концертныезалы.С. 6–7 | Формирование представлений о концертах как одной из наиболее распространённых форм публичных выступлений музыкантов. Знакомство с историей концертов и знаменитыми концертными залами России и зарубежных стран. Развитие культуры восприятия музыки и музыкально-исполнительской деятельности. Формирование у учащихся установки на посещение концертных залов. Основные понятия: Концерт. Концертный зал. Знаменитые концертные залы. Афиша и программа концерта. Правила поведения в концертном зале. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; | Слушать знакомые произведения классической музыки или их фрагменты в концертном исполнении (просмотр видеозаписей). Исполнять песни из программы для 2 класса. Д/З повторение пройденного материала, рисунки концертного зала | 02.09. | |
2 | Концерт хоровой музыки.С. 8–9 | Развитие культуры восприятия музыки, вокально-хоровых умений и навыков учащихся. Воспитание интереса к хоровому пению. Музыкально-этическое воспитание учащихся. Формирование у учащихся установки на посещение концертов хоровых коллективов. Основные понятия: Хор. Виды хоровых коллективов. Известные российские хоры. Правила поведения хора на сцене. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Слушать фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, академического хора, церковного хора, детского хора). Исполнять в хоровом исполнении песню «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) — повторение. Д/З рисунки хоровых коллективов (детский, народный, академический, церковный) | 09.09. | |
3 | Концерт хоровой музыки: гимн.С. 10–13 | Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации, с историей гимнов нашей страны. Дальнейшее развитие культуры музыкального воспрития, вокально-хоровых умений и навыков учащихся. Патриотическое воспитание. Основные понятия: Гимн. Виды гимнов. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л: эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:исполнять Государственный гимн Российской Федерации; М:планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); вносить коррективы в свою работу; | Слушать и исполнять Государственный гимн Российской Федерации (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова); песню «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна) Д/З сочинение гимна своей школы, класса или семьи | 16.09. | |
| Концерт хоровой музыки: церковное песнопение.С. 14–17 | Знакомство учащихся с православным церковно-певческим искусством как одним из важных пластов традиционной отечественной музыкальной культуры. Дальнейшее развитие умений и навыков хорового пения. Воспитание уважительного отношения к религиозному искусству. Духовно-нравственное воспитание. Основные понятия: Церковный хор. Знаменный распев. Концерты церковных хоров. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); | Слушать знаменный распев; «Всенощное бдение» П.И. Чайковского (фрагмент). Исполнять обиходные церковные песнопения (например, фрагмент Символа Веры, тропарь Рождеству Христову, просительную ектению). Д/З | | |
4 | Концерт хоровой музыки: хор.С. 18–19 | Продолжение знакомства учащихся с различными жанрами хоровой музыки и её художественно-образным содержанием. Дальнейшее знакомство с творчеством композиторов П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Дальнейшее формирование представлений учащихся о связи русской классической музыки с литературой и поэзией (на материале произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). Развитие интереса к хоровой классической музыке как важной части культурного наследия России. Основные понятия: Хор как хоровое произведение. Хоры русских Композиторов-классиков. Хоровые «краски». | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; различать, группировать виды хоров (народный, академический, церковный) | Слушать и исполнять хор девушек из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (первую фразу); хор «На севере диком» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. М.Ю. Лермонтова). исполнять на музыкальных инструментах импровизации на темы «Девицы-красавицы», «Чудесный сон». Дополнительные виды учебной деятельности Д/З Рисовать на темы «Девица-красавица», «Чудесный сон». | 23.09. | |
5 | Концерт хоровой музыки: кантатаС. 20-23 | Знакомство с кантатой как одним из жанров музыки. Развитие представлений о взаимосвязи музыки с историей нашей страны, с другими видами искусства. Патриотическое воспитание. Основные понятия: Кантата. Композитор С.С. Прокофьев. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; Л:понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Слушать и исполнять кантату «Александр Невский С.С. Прокофьева (фрагменты различных частей); «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева). Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу»; песню «Родина моя» (муз. Ю. Гурьева, сл. С. Виноградовой). Д/З рисунки Александра Невского, повторение пройденного материала | 30.09 | |
6 | Концерт камерной музыки.С. 24–25 | Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальными жанрами. Развитие музыкального восприятия, художественно-эстетического вкуса и потребности в посещении концертов классической музыки в концертных залах. Формирование установки на посещение концертов камерной музыки. Основные понятия: Камерная музыка. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Малые музыкальные формы. Знаменитые музыканты-исполнители. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), | Слушать записи концертов камерной музыки (фрагменты): произведений камерной музыки в исполнении знаменитых музыкантов. Исполнять камерные вокальные произведения композиторов-классиков для детей (повторение). Д/З повторение пройденного материала | 07.10. | |
7 | Концерт камерной музыки: романсС.26-29 | Формирование у учащихся представлений о романсе. Знакомство с композиторами — авторами знаменитых романсов. Развитие музыкального восприятия и вокальных способностей учащихся. Основные понятия: Романс. Музыкальные «краски» и образы романсов. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Слушать романсы: «Белеет парус одинокий» (муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова, сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино»(муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Исполнять мелодекламации текстов романсов.Дополнительные виды учебной деятельности упражнения арт-терапи: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение). Д/З послушать концерт русского романса, рисунки к прослушанным романсам | 14.10. | |
8 | Концерт камерной музыки: пьесаС.30-31 | Формирование у учащихся представлений о пьесе как одном из жанров камерной инструментальной музыки. Развитие музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся. Дальнейшее формирование представлении учащихся о связи русской классической музыки с народной культурой и историей нашей страны. Основные понятия: Пьеса. Композитор А. Лядов и его пьесы для фортепьяно. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; М:планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); вносить коррективы в свою работу; различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), | Слушать пьесы из цикла «Бирюльки» А. Лядова; «Про старину» А. Лядова. Исполнять старинные русские народные песни (повторение). исполнять на музыкальных инструментах музыкально-инструментальные импровизации на тему «Бирюльки» («Бирюлька-юла», «Бирюлька — пирамидка», «Бирюлька-самовар» и др.) на игрушечных музыкальных инструментах. Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнения арт-терапии «Зеркало», «Юла» (повторение). Д/ЗРисовать под музыку миниатюры на тему«Русская старина». Фантастический рассказ на тему:»Приключения маленькой пьесы в большом Музыкальном городе» | 21.10. | |
9 | Концерт камерной музыки: соната.С. 32–33 | Знакомство учащихся с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки, формирование у них первоначальных представлений о сонатной форме. Развитие представлений о взаимосвязях художественно-образного содержания музыки и изобразительного искусства. Художественно-эстетическое воспитание. Основные понятия: Соната. Композитор Л.В. Бетховен и его сонаты. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; решать творческие задачи, используя известные средства; объяснять, как строилась работа в паре, в группе; различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), | Слушать сонату № 14 («Лунная») Л.В. Бетховена. Исполнять песню «Сурок» (муз. Л.В.Бетховена, русский текст Н. Райковского). исполнять на музыкальных инструментах музыкальную картину на тему одной из картин М. Чюрлёниса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звёздная соната»); музыкальную импровизацию «Мелодия лунной ночи». Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с картинами М. Чюрлёниса, в названиях которых встречается слово «соната». Д/З сочинениемузыкальных картин на основе живописных образов М. Чюрлёниса | 28.10 | |
10 | Концерт симфоническоймузыки.С. 36–37 | Развитие представлений учащихся о симфонической музыке, симфоническом оркестре и его составе. Развитие культуры восприятия музыки и интереса к музыкально-исполнительской деятельности. Формирование у учащихся установки на посещение концертов симфонической музыки. Основные понятия: Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Знаменитые симфонические оркестры. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л: эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:исполнять Государственный гимн Российской Федерации; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); | Слушать «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена. Повторять исполнение под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму) Гимна РФ. исполнять на музыкальных инструментах имитацию игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»). Д/З рисунки симф. оркестра | 11.11. | |
11 | Концерт симфоническоймузыки: симфония.С. 38–39 | Знакомство учащихся с симфонией как крупной музыкальной формой. Дальнейшее знакомство с образами природы в музыке. Развитие представлений учащихся о взаимосвязи классической и народной музыки, музыки, поэзии и других видов искусства. Развитие творческого воображения. Основные понятия: Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Знаменитые симфонические оркестры. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; | Слушать симфонию №1 (Зимние грёзы) П. Чайковского. (фрагмент). Исполнять романс «Зимний вечер» (муз. М. Яковлева, сл. А. Пушкина); мелодекламацию стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»; русскую народную песню «Цвели цветики». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковые картины, ритмические и мелодические импровизации на темы: «Музыка зимы», «Зимние грёзы». Дополнительные виды учебной деятельности Д/З Рисовать фантазию на тему «Зимние грёзы». | 18.11. | |
12 | Концерт симфоническоймузыки:А. Бородин.Симфония№2 «Богатырская».С. 42–43 | Развитие творческого воображения. Основные понятия: Симфония. Композитор А. Бородин. Героические музыкальные образы. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; Л:понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Слушать симфонию № 2 («Богатырская») А. Бородина(экспозиция). Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу» (повторение). исполнять на музыкальных инструментах две контрастные «богатырские» мелодии (музыкальные темы). Разучить мелодии русского плясового наигрыша на игрушечной гармонике или гуслях. Дополнительные виды учебной деятельности Сочинить две контрастные «богатырские» мелодии (музыкальные темы). Д/З рисунок на тему «Богатырь» | 25.11. | |
13 | Концерт симфоническоймузыки: симфоническаякартина.С. 44–45 | Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки и творчеством композитора А. Лядова. Основные понятия: Симфоническая картина. Сказочные музыкальные образы. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки; М:планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); вносить коррективы в свою работу; решать творческие задачи, используя известные средства; объяснять, как строилась работа в паре, в группе; различать, группировать виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); | Слушать симфонические картины А. Лядова «Баба-яга» (фрагменты); «Волшебное озеро» (фрагменты). Исполнять песни о сказочных персонажах (например, игровую русскую народную песню «Баба-яга», «Песенка Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина). исполнять на музыкальных инструментах ритмическую импровизацию на тему «Баба-яга, костяная нога» (на любых народных музыкальных инструментах). Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнение арт-терапии «Звуковые волны». Д/З рисунок на тему: «Несуществующее животное, обитающее в волшебном озере» | 02.12. | |
14 | Концерт симфоническоймузыки: симфоническаясюита.С. 48–49 | Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки. Продолжение формирования у учащихся представлений о взаимосвязи русской классической и народной музыки. Актуализация знаний о жанрах русских народных песен. Сравнение музыкальных «красок» (средств художественной выразительности) симфонической и народной музыки. Этнокультурное воспитание. Основные понятия: Симфоническая сюита. Музыкальные образы русской старины. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Слушать симфоническую сюиту А.К. Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра» (фрагменты). Исполнять русские народные песни «Я с комариком плясала», «Как у наших у ворот»; Д/З повторить русские народные песни различных жанров (шуточные, колыбельные, хороводные, плясовые). | 09.12. | |
"В музыкальном театре» (13 ч.) |
15 | Музыкальные театры.С. 58–59 | Формирование у учащихся представлений о музыкальном театре и его устройстве. Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами разных стран. Формирование у учащихся установки на посещение музыкальных театров. Знакомство с основами театрального этикета, воспитание культуры поведения. Основные понятия: Музыкальный театр. Виды музыкальных театров. Знаменитые музыкальные театры. Правила поведения в театре. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; Л:понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); вносить коррективы в свою работу; | Слушать фрагменты музыкальных спектаклей. Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, «Хора девушек» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки). Д/З рисунок музыкального театра | 16.12. | |
16 | Опера.С. 60–65 | Формирование у учащихся первоначальных представлений об опере как о крупном музыкально-сценическом произведении. Развитие представлений о взаимосвязи в оперном спектакле различных видов искусства. Формирование установки на посещение оперных спектаклей. Полихудожественное воспитание. Основные понятия: Опера. Виды искусства, объединённые в оперном спектакле. История возникновения оперы. Либретто. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова. | Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору учителя). Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», хора «Девицы-красавицы» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»). Д/З повторение пройденного материала | 23.12. | |
17 18 | М. Глинка.Опера «Руслан и Людмила».С. 66–69 | Создание у учащихся целостного представления об опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» как шедевре классической музыки. Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были созданы композитором. Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание. Основные понятия: Русская классическая опера. Реальные и фантастические музыкально-поэтические образы. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки. различать, группировать виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), | Слушать хор «Лель таинственный, упоительный» (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); старинные народные свадебные песни; песню Бояна, каватину Людмилы, арию Руслана, рондо Фарлафа, марш Черномора, музыку к танцам разных народов (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Исполнять русские народные песни (например, «Бояре»). Д/З Представитьинсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора). Рисунки героев оперы: Черномор, Руслан, Людмила, Фарлаф | 13.01. 20.01. | |
19 20 | Н.А. Римский-Корсаков. Опера«Снегурочка» (весенняя сказка).С. 70–75 | Создание у учащихся целостного представления об опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» как шедевре классической музыки. Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были созданы композитором. Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание. Основные понятия: Русская классическая опера. Музыкальные образы древнерусской мифологии и традиционной народной культуры. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки М:планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); вносить коррективы в свою работу; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов Н.А. Римского - Корсакова. | Слушать фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», арию Снегурочки (из Пролога), песни Леля, песню слепцов-гусляров, хоры «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли». Исполнять русские народные песни «Прощай, Масленица», «А мы просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». исполнять на музыкальных инструментах озвучивание эскиза декорации к опере «Снегурочка»; музыкальную картину-импровизацию «Весенний лес в Стране берендеев»; озвучивание рисунка на тему «Ярилина долина». Создавать пластические импровизации на темы: «Шествие царя Берендея», «Пляска скоморохов». Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнения арт-терапии «Перекличка птиц» и «Лесное эхо» (повторение). Д/З Рисовать пейзаж «Ярилина долина». Эскизы декораций к опере «Снегурочка» | 27.01. 03.02. | |
21 | Оперы для детей.С. 76–79 | Знакомство учащихся с оперными спектаклями для детей и детским музыкальным театром им. Н. Сац. Развитие музыкально-слуховых представлений о современном музыкальном языке. Дальнейшее формирование установки на посещение оперных спектаклей. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание. Основные понятия: Детский музыкальный театр. Оперы современных композиторов для детей. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; | Слушать фрагменты детских опер. Исполнять фрагмент оперы А. Зарубы «Репка». исполнять на музыкальных инструментах озвучивание одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Репке»). Инсценировать «Песенку весёлых козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Д/З Рисовать эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Репке»). | 10.02. | |
22 | Балет. П.И.Чайковский.Балет «Лебединое озеро».С. 80–83 | Формирование у учащихся первоначальных представлений о балете как крупном музыкально-сценическом произведении. Развитие представлений о взаимосвязи в балетном спектакле различных видов искусства. Формирование у учащихся целостного представления о балете П.Чайковского «Лебединое озеро» как шедевре классической музыки. Формирование представлений о музыкально-хореографических образах природы и сказочных героев. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание. Основные понятия: Балет. Виды искусства, объединённые в балетном спектакле. История возникновения балета. Музыкально-хореографические образы природы и сказочных героев. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); характеризовать образцы творчества крупнейших русских композитора П.И. Чайковского | Слушать фрагменты балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»: «Русский танец», «Неаполитанский танец». Исполнять характерные движения одного из старинных бальных (придворных) танцев, пластическую импровизацию «Музыкальные волны» под музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Д/З Рисовать эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские темы или балета-фантазии. | 17.02. | |
23 | Балет. П.И.Чайковсий.Балет «Спящая красавица».С.84–85 | Формирование у учащихся целостного представления о балете П.И. Чайковского «Спящая красавица» как шедевре русской классической музыки. Дальнейшее формирование представлений о Музыкально-хореографических образах сказочных героев. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание. Основные понятия: Музыкально-хореографические образы красавицы, принца и других сказочных персонажей | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов П.И. Чайковского; различать, группировать виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); | Слушать и исполнять начало мелодии (на звук «А») вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». исполнять на музыкальных инструментах озвучивание рисунка «Красавица» или «Принц». Представлять музыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского к балету «Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и белая кошечка», «Красная Шапочка и волк», «Фея Сирени и фея Карабос»; исполнять танцевальные движения вальса. Д/З рисунки на тему: "Красавица» и "Принц» | 24.02. | |
24 | Балет.И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».С. 86–89 | Первоначальное знакомство с историей «Русских сезонов» в Париже. Формирование у учащихся целостного представления о балете И. Стравинского «Петрушка» как шедевре русской музыки ХХ века. Знакомство с музыкально-хореографическими образами народа и народных праздничных увеселений. Художественно-эстетическое и этнокультурное воспитание. Основные понятия: Музыкально-хореографические образы. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; М:решать творческие задачи, используя известные средства; объяснять, как строилась работа в паре, в группе; различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), | Слушать фрагменты балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Исполнять песни «Петрушка» (муз. И. Арсеевой, сл. Н. Френкеля); «Петрушка» (муз. И. Брамса, сл. неизвестного автора). Создавать танцевальную импровизацию под музыку «Русская» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Инсценировать «Народные гулянья на масляной» (по либретто оперы И.Ф. Стравинского Д/Зрисунки на тему:«Петрушка» и «Балерина» | 03.03. | |
25 | Балет: В детском музыкальном театре.С. 90–91 | Продолжение знакомства учащихся с детским музыкальным театром. Развитие интереса к балетному искусству. Дальнейшее формирование представлений об особенностях современной музыки и хореографии. Основные понятия: Детский музыкальный театр. Детские оперные спектакли. Сказочные музыкально-хореографические образы. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства; М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; решать творческие задачи, используя известные средства; объяснять, как строилась работа в паре, в группе; различать, группировать виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), | Слушать фрагменты детских балетных спектаклей. Исполнять на звук «А» музыкальные темы из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (повторение). исполнять на музыкальных инструментах музыкальные «портреты» персонажей детских балетных спектаклей с помощью любых музыкальных инструментов. Инсценировать одну из сцен балета С.С. Прокофьева «Золушка» (проектная деятельность). Д/З Рисовать эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок; макет декорации для одного из детских балетов; гримировать одного из персонажей сказочного балета. | 10.03. | |
26 | Оперетта.С. 92–93 | Первоначальное знакомство учащихся с опереттой и с известными театрами оперетты. Сравнительный анализ оперетты с другими видами музыкально-сценического искусства. Знакомство с постановками оперетт в Детском музыкальном театре им. Н. Сац. Формирование интереса к жанру оперетты и установки на посещение театра оперетты. Музыкально-эстетическое и полихудожественное воспитание. Основные понятия: Оперетта. Театры оперетты. Детские оперетты. Сказочные образы в опереттах. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), | Слушать фрагменты известных оперетт (например, «Летучая мышь» (муз. И. Штрауса), «Принцесса цирка» и «Королева чардаша» (муз. И. Кальмана). Исполнять фрагмент одной из детских оперет исполнять на музыкальных инструментах импровизацию на тему «Песенка Кота в сапогах» «Танец Кота в сапогах» (любой музыкальный инструмент). Подготовить постановку фрагментов детской оперетты (например, «Репка» П. Адоницкого) (проектная деятельность). Д/З импровизация на тему: «Танец Кота в сапогах» | 17.03. | |
27 | Мюзикл.С. 94–95 | Формирование у учащихся первоначальных представлений о мюзикле как крупном музыкально-сценическом произведении. Сравнительный анализ мюзикла с другими видами музыкально-сценического искусства. Развитие представлений о современном языке музыкально-сценического искусства. Развитие музыкально-познавательных интересов учащихся. Формирование у них установки на посещение мюзиклов. Основные понятия: Мюзикл и его происхождение. Мюзиклы зарубежных и российских композиторов. Детские мюзиклы. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительная мотивация к прослушиванию «живой» музыки, к посещению музыкальных театров; П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), | Слушать фрагменты известных зарубежных мюзиклов («Ветсайдская история», «Кошки»), мюзиклов для детей. Исполнять фрагмент одного из детских мюзиклов. Участвовать в постановке фрагментов детского мюзикла (например, «Принц и нищий» А. Журбина) (проектная деятельность). Д/З рисунки фрагментов детских мюзиклов | 07.04. | |
28 | Музыкальные музеи: путешествие помузеям мира.С. 102–105 | Формирование у учащихся представлений о музыкальных музеях, их видах, экспонатах и музыкально-просветительной деятельности. Формирование у учащихся средствами музейной педагогики потребности в творческом освоении предметного мира музыкальной культуры, в его изучении и сохранении. Развитие у учащихся интереса к отечественному и мировому музыкальному наследию. Воспитание уважительного отношения к собирателям и хранителям этого наследия. Основные понятия: Музыкальный музей. Виды музыкальных музеев. Музыкальный экспонат. Музыкальное наследие, его сохранение и развитие. Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (г. Москва). Дом-музей П.И. Чайковского (г. Клин). | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; | Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского. Исполнение песни П.И. Чайковского (из цикла «16 песен для детей»). Д/З сообщение о муз. Музее мира | 14.04. | |
29 | Музыкальные инструменты.С. 106–111 | Формирование у учащихся представлений о богатстве и разнообразии музыкальных инструментов разных времён, стран и народов. Формирование установки на знакомство с музыкальными инструментами-экспонатами музыкальных музеев. Развитие музыкально-познавательных интересов и музыкально-исполнительских потребностей учащихся. Основные понятия: Экспонаты музыкальных музеев. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; решать творческие задачи, используя известные средства; объяснять, как строилась работа в паре, в группе; различать, группировать виды оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); | Слушать записи звучания старинных клавишных и духовых музыкальных инструментов; записи звучания старинной скрипки и других струнных музыкальных инструментов. Исполнять русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных инструментах (например, «На зелёном лугу», «Заиграй, моя волынка»); песню «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы). Создавать ритмо-пластические импровизации на одну из следующих тем: «Ритмы жаркой Африки», «Русские ложкари», «Тарантелла». Д/З рисунки старинных муз. инструментов | 21.04. | |
30 | Музыка итехника.С. 112–113 | Развитие представлений учащихся о взаимосвязи музыки и техники. Формирование интереса к изучению различных музыкальных устройств, многообразных способов записи и воспроизведения звуков. Сравнительный анализ «живой» и «механической» музыки. Развитие умственных способностей и музыкально-познавательных интересов учащихся. Основные понятия: Экспонаты музыкальных музеев старинные музыкальные автоматы. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; | Слушать пьесу «Музыкальная табакерка» А. Лядова; пьесу «Шарманщик поёт» П.И. Чайковского; звучание механического пианино (в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств; звучание виниловых пластинок. Исполнять музыкальную игру «Граммофон». исполнять на музыкальных инструментах песню Л.В. Бетховена «Сурок» (повторение). Д/З рисунки различных механических муз. инструментов | 28.04. | |
31 | Музыка иизобразительное искусство.С. 114–117 | Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, дальнейшее формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств. Основные понятия: Экспонаты музыкальных музеев. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки; понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); | Слушать записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества. Исполнять «Песню о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). Д/Знайти картины художников на которых изображены музыканты и муз. инструменты | 05.05. | |
32 | Музыка икниги.С. 118–119 | Развитие представлений детей о роли нотных изданий и книг о музыке в музыкальном мире. Основные понятия: Экспонаты музыкальных музеев. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | П:использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки М:выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; | Повторение исполнения песен, сопровождавших воображаемые экскурсии по музыкальному музею (например, «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы) и «Песня о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). Д/З повторить слова песен | 12.05. | |
33 | Школа Скрипичного ключа: урокисольфеджио.Урок 1. Мажор и минор.С. 124–125 | Формирование у учащихся первоначальных представлений о сольфеджио как учебной дисциплине, которую изучают в детских музыкальных школах и студиях. Дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений о мажорном и минорном ладах как важных музыкальных «красках». Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю. Основные понятия: Сольфеджио. Лад. Мажор и минор. Диез и бемоль. Тональность. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты; М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); решать творческие задачи, используя известные средства; объяснять, как строилась работа в паре, в группе; | Слушать музыкальные произведения из программы для 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах. Исполнять песни, написанные в разных тональностях (например, «Наш весёлый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка»; песни Л.М. Абелян «Про диез» и «Про бемоль». Д/З мажорные и минорные рисунки | 19.05. | |
34 | Школа Скрипичного ключа: урокисольфеджио.Урок 2. Интервалы.С. 126–127 | Формирование у детей знаний и слуховых представлений об интервалах. Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю. Основные понятия: интервалы | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | Л:положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты; мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности; М:планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); вносить коррективы в свою работу; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; | Слушать звучания различных интервалов. Исполнять пение по нотам различных интервалов; песню «Интервалы» (муз. О. Мандичевского, русский текст К. Алемасовой). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах различные интервалы на фортепиано, детском синтезаторе или других музыкальных инструментах. Дополнительные виды учебной деятельности Сочинять и выполнять нотную запись мелодии и аккордов, состоящих из малых интервалов (от примы до терции). Д/З Рисовать на тему «Дружная семья интервалов». | 26.05. | |
| Школа Скрипичного ключа: хоровойкласс.С. 128–129 | Дальнейшее формирование у детей представлений о хоровом пении и об обучении ему в детских музыкальных школах и студиях. Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю. | Слушание, музицирование, исполнение, выполнение упражнений арт-терапии. Работа с учебником, импровизация | П:различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль); М:определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); | Исполнять упражнения на распевание; песню Л.М. Абелян «Петь приятно и удобно»; повторять хоровые произведения из программы по музыке для 3 класса. | | |