Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 -го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2016года, примерной программы начального общего образования на основе авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2016.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2016
Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
Методэмоциональнойдраматургии;
Методсоздания «композиций»;
Методигры;
Методхудожественногоконтекста.
Общая характеристика учебного предмета.
Музыка в начальной школе является одним из основныхпредметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.
Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенноеэмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями инавыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.
В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняютпроизведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок). В результате освоения предметного содержания курса ушкольников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыкиколлективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенциймладшего школьника.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие вимпровизации, музыкально - пластическое движение, участие в музыкально - драматических спектаклях);
* умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений,представленных в учебнике для 1 класса;
* владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно),динамики (громко - тихо);
* узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
* проявление навыков вокальнохоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение,уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко иясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
Метапредметные результаты:
умение строить речевые высказывания о музыке(музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально - образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкальнослуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокальнохоровых умений и навыков для передачи музыкально - исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование.Коллективноемузицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкальнопластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуальноличностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкальнопластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкальнотворческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации.
Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций ( музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании
Это рабочая программа направлена на самопознания, саморазвития ребенка.
1 ступень Зарождение - дается установка на позитивную работу, на взаимопонимание, совместную работу, динамические игры упражнения (организационный момент урока) вход под музыку, музыкальные приветствия, начало совместной деятельности и тд.
2 ступень Знакомство – идёт самопознание ребёнка: Какой я? Что я могу? Что я умею? Что я хочу? Что я должен? (повторения пройденного материла) развить мотивы музыкально-учебной деятельности; сформироваться эмоциональное отношение к искусству и эмоциональная отзывчивость на музыку
3 ступень Проблема – проблемная среда, где ребёнок познает свои возможности к действию.(новая тема) Столкновение с неизвестным. Осознание своего неумения петь, незнания . Ставит цель к достижению.
4 ступень Управление - среда для самоопределение ребёнка.(закрепление)
5 ступень Хлопоты – среда для развития определённой деятельности(самостоятельная работа)Ищет пути к познанию неизвестного. Различным методом находит свой путь к решению данной задачи.
6 ступень Помощь - среда для совершенствования мыследеятельности ребёнка, для мотивации ребёнка к творчеству(самостоятельная работа)Если сам не справится, ищет помощь на стороне: учителя, родителей, библиотеки. Находит разные пути помощи.
7 ступень Постоянные занятия – среда для организации индивидуальной деятельности ( домашние задание) Расширяет свой кругозор, сочиняет небольшие попевки, ребусы, викторины, рефераты, развивает способность.
8 ступень Успешность – среда для достижения положительных результатов(проверка самостоятельной работы)прививая разные умения, выполняет поставленную цель.
9 ступень Процветание – среда для самореализации, проявления личной инициативы в творческой деятельности(итог)Участвуя в различных конкурсах, концертах, смотрах. Это приносит удовольствия.
Содержание программного материала
Тема раздела: «Россия – Родина моя»
Песенность, как отличительная черта русской музыки.Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий»
Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева.Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России.Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
Тема раздела: «В музыкальном театре»
Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Тема раздела: «В концертном зале »
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Тема раздела:«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского
Календарно-тематическоепланирование -2кл
№ -
| Дата | Темаурока. Типурока. | Цель. Задачи. | Содержание | Основныевидыучебнойдеятельности | Планируемыерезультаты | Текущий и промежут. контроль |
Предметные | Метапредметные, личностные |
-
| -
| Раздел 1 Родинамоя (9 ч ) | -
|
1 | 05.09 | Мелодия. -
Повторение основных музыкальных понятий. -
Вводный урок. | Осознание мелодии как основы музыкального произведения. 1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений. 2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. 3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение. | Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал: .«Рассвет на Москве -реке» из о. «Хованщина Мусоргского; 2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой; | Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. -
| Научатся правилам поведения на уроке музыки, правилам пения, определять общий характер музыки -
| продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; Отклик на звучащую на уроке музыку. Заинтересованность; Участие в коллективной работе. | наблюдение |
2 | 12.09 | Здравствуй, Родина моя! Освоение нового материала. Урок-концерт | Познакомить детей с песнями о Родине. 1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала». 3.Побудить к выразительномуисполнению. | Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал: .«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков; 2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой | Размышлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. | Научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения, выполнять задания творческого характера, узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, распознавать особенности народных песен. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -Понимание смысла духовного праздника. - Освоить детский фольклор. | наблюдение |
3 | 19.09 | Гимн России. Закрепление нового материала. Урок-размышление | Осознание гимна как главной песни страны. 1.Понять значение гимна для страны. 2.Воспитание чувства патриотизма. 3.Накопление слушательского опыта. | . Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал: «Гимн России»; 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки; 3. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой | Знать особенности исполнения Гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. -
| Учащиеся научатся понимать особенности вокальной и инструментальной музыки, выявлять характерные особенности гимна, использовать различные приёмы вокального исполнения. -
| продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; -
| наблюдение |
II Раздел «День, полный событий» |
4 | 26.09 | Музыкальные инструменты. Освоение нового материала. | Роль фортепиано в музыке. 1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева. 2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотногослушателя. | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано. Природа и музыка. Музыкальный материал: «Вальс»; 2.«Марш» Чайковского; 3. «Вальс»; 4. «Марш» Прокофьева | Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. -
| .Умение сравнивать музыку; 2.Принимать участие в пластическом интонировании; 3.Слышать настроениезвучащеймузыки.. | эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; -
| наблюдение; выбор движений для пластического интонирования |
5 | 03.10 | Природа и музыка. Расширение знаний Урок-путешествие | Значение выразительных средств в музыке. 1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки. 2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал: «Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева; 3 «Прогулка» Мусоргского; 4 «Прогулка» Прокофьева | Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений. | Научатся выделять характерные особенности марша, понимать термин «регистр» и определять, в каком регистре звучит музыкальный отрывок. Понимание значения регистра в музыке , исполнять песни, понимать термин «увертюра», узнавать на слух основную тему увертюры, выполнять задания творческого характера. | чувства, характер и мысли человека; Отклик на звучащую на уроке музыку -
| Наблюдение; Выбор наиболее удачных сочинений. |
6 | 10.10 | Танцы, танцы, танцы Расширение знаний. Урок-концерт | Знакомство с танцевальными жанрами 1.Развивать ритмический слух. 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии. 3.Выявить характерныеособенности в прослушанноймузыке. | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал: «Вальс»; 2.«Полька»; 3.«Русская пляска»; 4.«Мазурка» Чайковский; 5«Тарантелла» Прокофьев | 1.Отличать танцевальныежанры. | Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять и инсценировать песни Музицирование; 2.Выбор характерных движений для танцев. -
| взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; -
| .слушание; 2.Поиск нужных танцевальных движений. |
7 | 17.10 | Эти разные марши. Расширение знаний. | Умение находить отличия в музыке для ходьбы. 1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы. 2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта. 3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева. | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал: . «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш» Чайковского; 3. «Ходит месяц над лугами» Прокофьева; 4. «Вальсы» Чайковского, Прокофьева. | Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | Определять своеобразие маршевой музыки. Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки. | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -
| .наблюдение; 2.рассуждение |
8 | 24.10 | Расскажи сказку. Колыбельная. Мама. Изучение нового материала. Урок-путешествиепошколе. | Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. 1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения. 2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. | . Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал: «Нянина сказка» Чайковский; 2.«Сказочка» Прокофьев; 3. «Спят усталые игрушки» А. Островский; 4. «Соннаяпесня» Р. Паулс | Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений. | Сопоставлять музыку, находить общие черты и различия. Сочинить сказку. 2. Выбор характерных движений для музыки. 3. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. | Отклик на звучащую на уроке музыку. охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -
| Контроль за выразительностью интонирования и фразировки. 2.Выбор наиболее удачных сказок и движений |
-
| -
| III Раздел «О России петь – что стремиться в храм» 2 четверть (10) |
1 2 | 07.11 14.11 | Великий колокольный звон. Изучение нового материала. Урок-обращение к духовной музыке. | Вводный урок в тему духовной музыки. 1.Рассказать о значении духовной музыки. 2.Расширять слуховой опыт учащихся. 3.Воспитание любви к Родине, ее истории. | Колокольные звоны России. Музыкальный материал: Звучание колоколов из пролога о. «Б.Годунов»; 2.«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»; 3. «Вечерний звон» р.н.п.; 4.«Богатырские ворота» Мусоргского; 5.«Вставайте, люди русские» Прокофьев | Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. | Принятие духовной музыки как части музыкальной культуры страны. 2.Понимать новые слова. Уметь слышать звучание колоколов в имитации на других инструментах.. | Отклик на звучащую на уроке музыку, -
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -
| Наблюдение. |
3 | 21.11 | Святые земли Русской. Князь А. Невский. С.Радонежский. Расширение знаний. Урок-путешествие | Образы героев в музыке и церкви. 1.Рассказать о национальных героях страны. 2.Развивать эмоционально-образное чувство детей. 3.Расширять слушательскийопыт. | Святые земли Русской. Музыкальный материал: .«Песня об А. Невском» Прокофьев; 2.Песнопение о Сергее Радонежском; 3.«О, Преславногочудесе» напев Оптиной пустыни. | Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи -
| 1.Отклик на звучащую на уроке музыку. 2.Называть характерные особенности духовной музыки. Определение на слух духовной и композиторской музыки | Отклик на звучащую на уроке музыку продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; -
| Наблюдение за эмоциональным откликом на музыку. |
4 | 28.11 | «Утренняя молитва». «В церкви». Расширение знаний. | Церковная музыка для детей. 1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей. 2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского. 3.Сравнительный интонационныйанализ 2 пьес. | Молитва. Хорал. Музыкальный материал: 1.«Утренняя молитва»; 2 «В церкви» Чайковский; 3. «О, Преславногочудесе» напев Оптиной пустыни | Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование и др.) -
| 1. Знать правила поведения в церкви. 2.Уметь проводить сравнительный анализ муз.произведений | Отклик на звучащую на уроке музыку охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -
| Наблюдение. |
5 | 05.12 | «С Рождеством Христовым!» Закрепление знаний. Урок-концерт | Познакомить с двунадесятым праздником Русской православной церкви – Рождеством Христовым. 1.Вспомнить историю праздника. 2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику. 3.Развивать исполнительскиекачества. | Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Музыкальный материал: 1.«Тихая ночь» Грубер; 2.«Колыбельная» польская н.п; 3.новогодние песни | Исполнять рождественские песни. Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений. -
| 1.Совместно исполнять песни. 2.Уметь находить верные пластические движения под музыку -
| Отклик на звучащую на уроке музыку | Совместноепение; Слуховойконтроль. |
6 | 12.12 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Расширение знаний. Урок-игра -
| Значение фольклора в жизни каждого народа. 1.Развивать исполнительское качество. 2.Научить определять голоса музыкальных инструментов. 3.Воспитывать любовь к народной музыке. | Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.«Выходили красны девицы»; 4. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п. | Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. -
| Уметь совместно исполнять песни; Понимать графическое изображение мелодии. Придумывать свои движения при исполнении песен. 2.Нарисовать инструменты. | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; Отклик на звучащую на уроке музыку | Совместное пение и разыгрывание р.н. песен. Наблюдение. |
7 | 19.12 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Углублениезнаний. Урок-импровизация. -
| Приобщить детей к культуре и обычаям народов через лучшие образцы народного муз.фольклора и композиторского творчества. 1.Сопоставить композиторскую музыку с народной. 2. Разучить народные песенки-прибаутки. 3.Воспитывать уважение к народным традициям. | Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Музыкальный материал: 1.«Мужик на гармонике играет»; 2.«Русская песня»; 3.«Камаринская» Чайковский; 4. «Ходит месяц над лугами»; 5. Вечер»С.Прокофьев; 6. песни-прибаутки | Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. -
| 1.Понимание смысла духовного праздника. 2. Освоить детский фольклор. 3.Умение передавать в песнях настроение и характер. | Отклик на звучащую на уроке музыку, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; -
| 1.Совместное пение. 2.Слуховой контроль. 3.Наблюдение. |
8 | 26.12 | Обобщающий урок четверти. Закрепление знаний. Урок – концерт | Закрепить знания и навыки, полученные в 2 четверти. 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. | Музыкаповыборудетей. | -
| 1.Желание принимать участие в играх, песнях, танцах. 2. Умение определять музыку композиторов 3.Эмоционально откликаться на музыку. -
| Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -
| Наблюдениезаэмоциональнымфоном. |
-
| -
| 3 четверть |
1 | 10.01 | Проводы зимы. Расширение знаний Урок-игра | Познакомить детей с приметами народных праздников 1.Рассказать о народных праздниках и их приметах. 2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. 3. Воспитывать уважение к народным традициям. | Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Музыкальный материал: 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.масленичные песни; 4. весенние заклички; 5.импровизации | Знать особенности традиционных народных праздников. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. | 1.Исполнение в характере. 2.Умение высказываться о музыке. 3.Знать масленичные песни. 4.Музицирование. .Изобразительное и прикладное творчество-отклик на урок. | Понять связь между речью музыкальной и разговорной передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; | 1.Выразительное исполнение. 2. Наблюдение, эмоциональный отклик детей. |
2 | 23.01 | Встреча весны. Углубление знаний. Урок-концерт. | Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь 1.Формировать знания о значении музыки в жизни человека 2.Развивать исполнительские качества, творческие способности. | Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Музыкальный материал: 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.масленичные песни; 4. весенние заклички; 5.игры; 6.импровизации | Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать впроцессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. Знать особенности традиционных народных праздников. | 1.Исполнение в характере. 2.Умение высказываться о музыке. 3.Знать масленичные песни. 4.Музицирование. .Изобразительное и прикладное творчество-отклик на урок. 2.Предлагать своивесенниеигры. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -
| 1.Слуховой контроль; 2.наблюдение; 3.эмоциональный отклик детей. |
3 4 | 30.01 06.02 -
| Сказка будет впереди. Детский муз.театр. Опера. Балет. Расширение знаний. Традиционный, с элементами игры. | Заинтересовать детей произведениями крупных муз.жанров. 1.Учить детей понимать муз.драматургию произведения. 2.Развивать творческие способности детей. 3.Воспитывать любовь к прекрасному. | Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал:«Песня-спор» Г. Гладкова;2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля;3.«Вальс» из б. «Золушка» Прокофьева | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов | 1.Иметь представление о крупных музыкальных жанрах. 2.Понять связь между речью музыкальной и разговорной. 3.Выразительно исполнятьпесню-спор. | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; Отклик на звучащую на уроке музыку -
| 1.Пластическое интонирование; 2. Контроль за выразительностью исполнения. |
5 6 | 13.02 20.02 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Углубление знаний. Традиционный, с элементами игры. | Заинтересовать детей произведениями крупных муз.жанров. 1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева. 2.Уметь определять характер и настроение музыки. 3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение. | Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал: 1.«Марш» из «Щелкунчик» П.И. Чайковского; 2. «Марш» из о. «Любовь к 3апельсинам» С. С. Прокофьева; 3. «Марш Черномора» М.Глинки; 4. «Песня-спор» Г. Гладкова. | Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. -
| 1.Характеризовать музыкальные образы. 2.Принимать участие в играх, пластическом интонировании. | Знать правила поведения в церкви охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -
-
| .Пластическое интонирование. 2.Работа с учебником. |
7 | 27.02 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал. Углублениезнаний. традиционный -
| Познакомить с фрагментами оперы. 1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний. 2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. | Песенность, танцевальность, маршевость в опере . Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал: 1.Увертюра; 2. Финал. 7 урок: 1.«Первая песня Баяна» 2. хор «Лель таинственный»; 3. «Марш Черномора». | Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. -
| 1.Уметь определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику. Принимать участие в различных формах музицирования на уроке. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -
| 1.Пластическое интонирование с элементами инсценировки. 2.Работа с учебником. 3.Имитация игры на гуслях. |
8 | 06.03 | Симфоническая сказка. Расширения знаний. Традиционный. | Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой. 1.Расширять знания детей о многообразии муз.жанров. 2.Равивать способность сопереживания муз.образам. 3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим». | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: Темы из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. -
| 1.Уметь определять по характеру музыки героев. 2. Знать тембровое звучание инструментов. 3. Знать состав симфонического оркестра | Отклик на звучащую на уроке музыку, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; -
| 1.Слуховой контроль; 2.Наблюдение; 3.Работа с учебником. |
9 | 13.03 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Углублениезнаний. Урок-экскурсия | Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского. 1.Развивать эмоциональное восприятие музыки. 2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям. 3.Воспитание в атмосфере добра, любви. | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: 1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»; 3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского. | Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. -
| 1.Назвать понравившиеся пьесы, звучащие на уроке и объяснить свой выбор. 2.Узнавать пьесы. Изобразитьвпечатленияотмузыки в цвете, рисунках. | воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, -
| 1.Наблюдение; 2.Работа с учебником. |
10 | 20.03 | Обобщающий урок 3четверти. Закрепление знаний. Урок – концерт | Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти. 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальныйматериал: Произведения, звучащие в 3 четверти. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | 1.Уметь выражать себя в разнообразных формах деятельности. 2.Музицировать на уроке. .Анализировать муз.произведения, определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем. 2.Закрепление муз.понятий, умение оперировать ими на уроке. | воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, Отклик на звучащую на уроке музыку -
| 1.Викторина; 2. Письменноетестирование. |
-
| 4 четверть |
1 -
2 | 03.04 10.04 -
-
| «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Расширение знаний. Урок – цирковое представление. | Познакомить детей с музыкой Моцарта 1.Продолжить знакомство детей со звучанием симф. оркестра. 2.Показать значение муз.средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей. Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века? | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: Урок 1: симфония №40 экспозиция 1 часть. Урок 2: 1.Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»; 2.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки | Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. -
| .Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке. 2.Уметь определять национальную принадлежность музыки., Определить настроение музыки и передать ее особенности через словесные характеристики. 2.Рассказать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. | передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; -
| 1.Пластическое интонирование; 2.Наблюдение. |
3 | 17.04 | Волшебный цветик-семицветик. И все это – Бах. Музыкальные инструменты (орган). Расширение знаний. Урок – путешествие. | Познакомить детей с органной музыкой. 1.Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности. 2. Познакомить с музыкой Баха. 3.Воспитание грамотного слушателя. Где мы встречаемся с музыкой? | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы. Музыкальный материал: 1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт» А. М. Бах. | Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. -
| .Назвать произведения, которые понравились и объяснить свой выбор. 2.Различать мелодию и аккомпанемент. 3. Узнаватьзвучаниеоргана. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -
| Слуховой контроль; 2. Наблюдение; 3.Устный опрос. |
4 | 24.04 | Все в движении. Попутная песня. Закреплениезнаний. Урок – путешествие. | Изобразительная сила музыки. 1.Учить понимать изобразительный язык музыки. 2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет. 3.Воспитывать грамотногослушателя. | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: 1.«Тройка» Свиридов; 2. «Попутная песня» Глинки; 3.«Карусель» Кабалевский | . Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. -
| .Уметь определять характер музыки. 2. Уметь подбирать цветовой фон. 3. Выражать стремление к осмысленному общению с музыкой. | Отклик на звучащую на уроке музыку, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; -
| .Конкурс на лучший цветовой фон, подходящий по настроению каждой части «Попутной песни»; 2.Пластическое интонирование. |
5 | 08.05 | Музыка учит людей понимать друг друга. Закреплениеумений. Урок-импровизация. | Музыка – язык понятный всем. .Раскрыть слушательские и исполнительские качества детей. 2.Формировать слушательский опыт детей. 3.Включить детей в осмысленную певческую деятельность. У музыки есть свой язык? | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Кавалерийская»; 2. «Клоуны»; 3. «Карусель». Составление композиций, в котором сочетаются пение, пластическое интонирование, музицирование.. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | .Уважительно относиться к творчеству своих товарищей. 2. Владеть приемом соучастия в сочинении | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -
| Ролевые игра «Карусель»; 2.Наблюдение; 3.Слушание |
6 | 15.05 | Два лада. Природа и музыка. Расширениезнаний. традиционный -
| Выразительность лада в музыке. .Учить детей различать музыкальные лады. 2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать. 3.Воспитывать грамотныхслушателей. | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Рассвет на Москве-реке»; 2.«Вальс» из б. «Золушка»; 3.«Весна. Осень» Свиридов; 4. Конкурс любимой песни. | Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. | Научатся различным приёмам дирижирования, давать определения характера музыки. Выполнять задания творческого характера. | Отклик на звучащую на уроке музыку, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; | 1.Наблюдение; 2.Слушание; 3.Контроль за выбором цветового фона в («Весна.Осень»). |
7 | 22.05 | Печаль моя светла. Первый. Закрепление знаний Традиционный. -
-
| Лирическая музыка в творчестве композиторов. .Закрепить знания детей. 2.Познакомить с новым произведением Чайковского. 3.Воспитывать грамотных слушателей. Нужна ли лирическая музыка? | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Жаворонок» Глинки; 2.«Весенняя песня» Моцарта; 3.Мелодия 1ч. Концерта; 4.Музыка на выбор учителя. | Узнавать изученные на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. -
| .Узнавать знакомую музыку. 2.Уметь рассуждать о знакомой музыке. -
-
| охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -
| .Наблюдение; 2.Слушание. |
8 | 29.05 | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок Закрепление знаний. Урок – концерт. | Обобщение музыкального стиля. Определение уровня музыкальной культуры. .Повторить изученную ранее музыку. 2.Учить детей выражать собственное отношение к музыке. 3. Воспитание грамотного слушателя. Не иссякнет ли музыка? | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: Пьесы из «Детского альбома». 2.Пьесы из «Детской музыки». 3. Конкурслюбимойпесни. | Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта -
| Через различные формы деятельности показать свои знания и умения .Заинтересованное отношение к музыке. 2. Запас музыкальных впечатлений. 3. Знаниепонятий, терминов. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; Отклик на звучащую на уроке музыку | Конкурс: 1.Исполнение любимых песен. 2.Наблюдение. |
-
-