kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Хор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

 по предмету

«Хор»

преп. Бочковой О. В.

г. Димитровград

2012

Рабочая программа по предмету «Хор».

Программа рассчитана на 7 лет обучения для детей 6-15 лет.

  1. Пояснительная записка.

Хоровое пение - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для   музыкально-эстетического самовыражения учащихся. Однако все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение. За время обучения по программе «Хор»,  дети, разучивая и исполняя хоровые произведения,   знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того,  приобретают опыт сценического выступления. Участвуют в хоровых фестивалях и конкурсах.

  • предмета «Хор» является - развитие слуха, музыкальности детей, необходимых для овладения исполнительским искусством.

Задачи:

1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, 2-х- и 3-хголосного исполнения песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Это 1.5 часа в неделю сольфеджио, рассчитано на 7 лет обучения. Слушание музыки 1-3- годы обучения, музыкальная литература 4-7 год обучения.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений, а так же игра на инструменте по выбору. Обычно это фортепиано, баян, скрипка по 2 часа в неделю с отчётностью 2 раза в год.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках деятельности студии. Имеет место варьирование.

  • руководителя хора - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом, коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Срок реализации программы рассчитан на 7 лет обучения. На протяжении 7 лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Отбирая репертуар, педагог помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально - художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение мощное средство патриотического, идейно - эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями российских композиторов и народными песнями разных жанров. 

Основная часть отобранных для разучивания сочинений должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива, другая - опережать их, а третья - быть легче достигнутого уровня. 

Только в этом случае руководить сможет во время занятий переключать внимание детей от сложного к простому и наоборот. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формы всего произведения, умения почувствовать, и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей. Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. 

Принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приёмов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания.  Опираясь на него можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержании песни. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки.

Домашним заданием является умение играть свою хоровую партию на инструменте (фортепиано, скрипка, баян) и пение её. Для старших классов (5-7 класс) – игра всей хоровой партитуры и пение своей хоровой партии.

Ожидаемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (хоровое пение, пение соло, ансамблем,  участие в концертах); 
  • владение основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; 
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); 
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; 
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; 
  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также элементы 2х- и 3-хголосия. 
  • пение a'capella на 2 голоса.

Учёт успеваемости учащихся по хоровому пению проводится преподавателем на основе текущей успеваемости, индивидуальной и групповой проверке знаний хоровых партий.  

В конце каждого учебного года контрольный дифференцированный урок, включающий, следующие компоненты.

1. Элементы вокально - хоровых упражнений.

2. Навыки работы с хоровой партитурой.

3. Исполнение произведения ансамблями (дуэтами, терцетами,)

4. Исполнение произведения по выбору учащихся из годовой учебной программы с учётом всех исполнительских целей и задач (артистический потенциал учащихся).

В оценке учащегося должно быть учтено также его участие в отчётных выступлениях хорового коллектива.

?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по предмету "Хор" »











Рабочая программа

по предмету

«Хор»





преп. Бочковой О. В.





















г. Димитровград

2012

Рабочая программа по предмету «Хор».

Программа рассчитана на 7 лет обучения для детей 6-15 лет.



  1. Пояснительная записка.

Хоровое пение - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения учащихся. Однако все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение. За время обучения по программе «Хор», дети, разучивая и исполняя хоровые произведения, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления. Участвуют в хоровых фестивалях и конкурсах.

Целью предмета «Хор» является - развитие слуха, музыкальности детей, необходимых для овладения исполнительским искусством.

Задачи:

1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, 2-х- и 3-хголосного исполнения песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.



Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Это 1.5 часа в неделю сольфеджио, рассчитано на 7 лет обучения. Слушание музыки 1-3- годы обучения, музыкальная литература 4-7 год обучения.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений, а так же игра на инструменте по выбору. Обычно это фортепиано, баян, скрипка по 2 часа в неделю с отчётностью 2 раза в год.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках деятельности студии. Имеет место варьирование.



Задачи руководителя хора - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом, коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.



В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.



1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.



3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.



Срок реализации программы рассчитан на 7 лет обучения. На протяжении 7 лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Отбирая репертуар, педагог помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально - художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение мощное средство патриотического, идейно - эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями российских композиторов и народными песнями разных жанров. 

Основная часть отобранных для разучивания сочинений должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива, другая - опережать их, а третья - быть легче достигнутого уровня. 

Только в этом случае руководить сможет во время занятий переключать внимание детей от сложного к простому и наоборот. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формы всего произведения, умения почувствовать, и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей. Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. 

Принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приёмов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания.  Опираясь на него можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержании песни. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки.

Домашним заданием является умение играть свою хоровую партию на инструменте (фортепиано, скрипка, баян) и пение её. Для старших классов (5-7 класс) – игра всей хоровой партитуры и пение своей хоровой партии.

Ожидаемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (хоровое пение, пение соло, ансамблем, участие в концертах); 

  • владение основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; 

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); 

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; 

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; 

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также элементы 2х- и 3-хголосия. 

  • пение a'capella на 2 голоса.

Учёт успеваемости учащихся по хоровому пению проводится преподавателем на основе текущей успеваемости, индивидуальной и групповой проверке знаний хоровых партий.

В конце каждого учебного года контрольный дифференцированный урок, включающий, следующие компоненты.



1. Элементы вокально - хоровых упражнений.

2. Навыки работы с хоровой партитурой.

3. Исполнение произведения ансамблями (дуэтами, терцетами,)

4. Исполнение произведения по выбору учащихся из годовой учебной программы с учётом всех исполнительских целей и задач (артистический потенциал учащихся).

В оценке учащегося должно быть учтено также его участие в отчётных выступлениях хорового коллектива.



  1. Методические указания по классам.

Певческая установка. Дыхание.

1-4 классы: посадка хорового певца. Положение корпуса. Головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.  Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных)

Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном « дыхании)

5-6 классы: закрепление навыков, полученных в младшей группе. 
Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведений целиком на «цепном» дыхании.

Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокально – хоровых навыков необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы он держались свободно, не напряжённо.  При пении стоя или сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят.  Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, так как гортань при этом будет располагаться как бы по прямой оси.

При пении сидя, ноги всей ступнёй стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя, руки спокойно опущены. На правильную певческую установку следует обращать внимание постоянно, так как от неё во многом зависит успех вокальной работы. Певческая установка организует сам процесс пения, и прежде всего дыхания. 

Дыхание в пении умеет исключительное значение – это источник энергии для возникновения звука. Как дети, так и взрослые, пользуются при пении, так называемом, смешанным дыханием, с преобладанием то грудного, то брюшного типа. При этом дыхании в той или иной мере участвуют все отделы дыхательного аппарата. Следует указать, что певческого дыхание вырабатывается только в процессе активного усвоения репертуара. Самым верным критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения. Красивый полётный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием – есть результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании.

Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха.  Оба эти моменты теснейшим образом связаны, и оказывают взаимное влияние друг на друга. Вдох должен быть активным, но спокойным (без шума). После вдоха нужно на мгновение задержать дыхание.  Именно в этот момент произойдёт смыкание голосовых связок, которые преградят путь выдыхаемому воздуху. Мгновенная задержка дыхания способствует плавному выдоху, что позволит хору одновременно начать исполнение. Продолжительный и плавный выдох есть результат умелого расходования дыхания.  Спокойное естественное дыхание при пении создаёт условия для «опёртого» звука («опёртый» звук - следствие акустического сопротивления, возникающего от сужения входа в гортань при пении).  Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный. Следует подчеркнуть что красивый, полный звук получается только при правильной координации всех компонентов, участвующих в голосообразовании в процессе самого пения.

Руководитель обязан выработать необходимый коллективный навык – «цепное» дыхание, при котором участники хора возобновляют запас воздуха не одновременно с рядом поющим. Такой приём обеспечивает непрерывное звучание хора в течение продолжительного времени, успешное исполнение произведений протяжного, раздольного характера, а также исполнение на одном дыхании не только отдельных частей но и хоровых сочинений целиком.

Таким образом, дыхание является важным выразительным фактором в пении. Большое влияние оказывает дыхание на тембр звука. Поэтому уже в младшем школьном возрасте важно развивать у детей умение регулировать своё дыхание, исходя из характера того или иного произведения. Так, в одних случаях требуется дыхание короткое, расходуемое затем с напором, в других случаях - мягкое, расходуемое затем спокойно. Этот момент связан в основном с атакой звука (степень и характер включения в работу в начале пения голосовых связок). 

В пении употребляется два вида атаки: мягкая, и твёрдая. Ограниченная сила звука детского голоса как бы сама требует мягкой атаки. При мягкой атаке, голосовые связки смыкаются не плотно и только в момент начала звука, что обеспечивает спокойный звук, интонационную точность и наилучший тембр.  Однако у детей имеющих склонность к вялости, инертности часто мягкая атака приводит к значительной утечке воздуха при пении и плохому звукообразованию. Поэтому именно у таких детей следует активизировать весь процесс голосообразования, используя твёрдую атаку.

При твёрдой атаке - голосовая щель плотно замыкается перед 
началом звука, поэтому звук при ней получается весьма громкий, 
яркий и интонационно чистый. Но так как для детского пения громкий 
звук не типичен, то твёрдая атака должна применяться ограниченно, 
чаще как педагогический приём, способствующий активизации процесса голосообразования. Обычно этот вид атаки применяется только эпизодически в тех случаях, когда требуется добиться необходимой выразительности в связи с содержанием произведения или как особый педагогический приём.

Помощь в приобретении правильного певческого дыхания оказывает упражнение. Эти упражнения должны исполняться в удобной тесситуре (высотное положение звука в произведении по отношению к диапазону), состоять из отдельных звуков, фраз (небольших, а затем и значительных по размерам). 

Большую роль в организации певческого дыхания играет рука дирижёра.





Звуковедение и дикция.

1-4 классы: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных: способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение non legato и legato. Нюансы (mf, mp, f, p).Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.


5-7 классы: закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и чёткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах.  Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp. 

В пении очень важную роль играет артикуляция и дикция. Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при чёткой и ясной дикции и правильной артикуляции.  Так как пение осуществляется только на гласных, то именно из них вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника.  Особая роль здесь принадлежит упражнениям, связанных с вокализацией мелодии на отдельные гласные и с чередованием гласных, сначала на примарных звуках, а затем и на всём диапазоне.  Естественно, красивое формирование гласных безусловно поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания. Согласные в пении должны произноситься предельно кратко, так как многие из них для своего образования требуют значительного выдоха или слишком активного движения языка. Именно эти причины и указывают на краткость и чёткость произношения согласных.

Итак, гласные должны звучать полно, широко, а согласные чётко, энергично, коротко. Умелое и правильное формирование гласных и согласных поможет добиться в хоре подлинной кантилены, широкой и свободной напевности, которая должна быть свойственна всем формам звуковедения от legato до staccato. Характер же звуковедения целиком зависит от характера произведения. 

Период мутации. Серьёзное вокально - хоровое воспитание обязательно основывается на знание руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у более старших детей. В младшем возрасте детскому голосу свойственен так называемый фальцет, при котором происходит неполное смыкание голосовой щели, таким образом, вибрируют только края голосовых связок. Такое голосообразование определяется отсутствием голосовой мышцы, которая оформляется только к 11-12 годам.  И хотя дети, особенно мальчики, могут иметь при фальцетном пении большую звонкость, но своего расцвета детский голос достигает лишь тогда, когда появляется у них грудной регистр. Этот регистр получается при полном смыкании голосовой щели и вибрации всей массы связок.

Регулярные вокальные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации. Но в этот период нужно ограничить время вокальных занятий, при первых же признаках переутомления их необходимо вообще прекратить.

С особым вниманием должен руководитель подходить в этот период к мальчикам. Регулярно прослушивать их индивидуально с тем, чтобы вовремя определить наступление мутации. Если до 11 лет в механизме звукообразования у мальчиков девочек нет никакой разницы, то в более старшем возрасте, уже намечаются достаточно ярко противоположные признаки. Так в голосе девочек основную часть диапазона составляет так называемый центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования, а чисто грудное и головное звучание прослушивается только на крайних нотах диапазона. 

У мальчиков же смешанное звучание получается искусственным путём. Так как при пении они пользуются одним регистром, чаще грудным.  Грудной регистр должен использоваться крайне ограниченно, так как часто ведёт к крикливому звуку. Только смешанный тип звукообразования даёт возможность спокойно переходить от регистра к регистру и одинаково красиво петь все звуки диапазона. Руководителю следует помнить, что сила детского голоса, как в начальный период, так и в период его становления весьма ограничена, ибо основная красота детского пения заключается в его особой звонкости лёгкости, непосредственности и эмоциональности.

Однако, следует помнить, что охрана детского голоса является самой важной задачей хормейстера. Можно активно заниматься с детьми, но не утомлять их голоса. Особенно внимательно нужно относиться к тесситурным условиям и диапазону исполняемых произведений.

Ансамбль и строй.

1-4 классы: Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произношении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведения в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

5-7 классы: закрепление навыков, полученных в младшей группе.  Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка.  Выработка чистой интонации при двух и трёхголосном пении.  Владение навыками пения без сопровождения.  Для подвинутых групп – более сложные навыки многоголосия. Ансамбль в хоре- это прежде всего полная согласованность в исполнении между всеми участниками коллектива на основе активного, творческого донесения идейно-художественного замысла сочинения.  Для достижения полноценного ансамбля – единой, целеустремлённой гармоничной хоровой звучности необходимо постоянно совершенствовать вокально - хоровую культуру участников хора (добиваться от них пения с одинаковой силой, следить за тембровой слитностью звучания и чёткостью ритмического строя, чистой интонации по вертикали и по горизонтали). 

Основное правило настоящего ансамбля – это умение певца подчинить свою индивидуальность задачам коллектива. 

Руководителю следует добиться в хоре ритмического и динамического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать его частей, одновременное и одинаковое произношение слов, возобновление дыхания в указанных местах совместный переход к изменениям темпа. Под динамическим ансамблем - умение петь одинаково громко, или одинаково тихо в соответствии содержания данного произведения.

 В хоре различаются:

Мелодический строй (горизонтальный).

Умение хористов чисто интонировать ступени лада, интервалы, аккорды, взятые в мелодическом изложении.

Гармонический строй (вертикальный)

Умение певцов выстраивать интервалы и аккорды, в одновременном звучании. В улучшении мелодического и гармонического строя особая роль отводится воспитанию развитию активного музыкального слуха детей.  Стройному пению способствует осознание лада во всех его проявлениях, глубокие музыкальные знания.

 Многоголосие и пение без сопровождения. 

Под хоровым пением подразумевается, прежде всего, пение многоголосное. Поэтому, одной из главных задач является воспитание именно этого навыка. Развитие многоголосия должно опираться на музыкальный слух (интонационный, гармонический, внутренний, вокальный), вокальные навыки, музыкальную грамотность и т. д.  Все эти компоненты взаимно связаны, и взаимно обусловлены. 

Работу над многоголосием следует начинать с организационного момента: разделить хор по голосам на партии, равноценные по составу (имеется в виду качественная и количественная стороны). Большая роль в развитии навыка многоголосного пения принадлежит упражнениям и репертуару.  Упражнения песни должны быть просты по музыкальному языку, ограниченны по диапазону, и удобны по тесситуре.  Наиболее хороши в этом плане русские народные песни, в которых встречаются подголоски, «педаль» и эпизодическое разделение голосов. Также большую пользу принесёт пение канонов, пение с относительной самостоятельностью голосоведения. Постепенное включение в работу произведений с различными видами соединения голосов при последовательном усложнении репертуара даст возможность овладеть многоголосием.

Всё вышеизложенное следует отнести к пению без сопровождения, то есть a'capella.  Этот вид хорового исполнительства является наиболее трудным, но вместе с тем чрезвычайно важным и интересным, т. к. красота и богатство человеческого голоса представлены в нём в наиболее полном виде.

Пение без сопровождения, a'capella, требует развитого чувства певцов ко всем сторонам хоровой звучности.  Этот вид исполнительства, если ему уделять должное внимание, окажет благотворное влияние на весь ход воспитания хорового коллектива.



Работа над формированием исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его сопровождения. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонии произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трёхчастная, рондо и пр.). Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения - динамического и агогического. Различные виды динамики.  Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: 

  • пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов 
    (медленный и быстрый);

  • замедление в конце произведений; 

  • замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста. 

В младших группах - элементарные требования. Указания дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения; понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений. 

В старших группах - сознательное отношение ко всем указаниям дирижёра, касающимся художественно-исполнительского плана произведения. 



1 класс: учащиеся учатся петь в унисон, при помощи руки, изучаем звуковысотность.

2 класс: продолжаем интонировать в унисон, сольфеджировать мелодию по хоровым партиям. Звуковысотность.

3 класс: введение элементов 2-хголосия. Пение по партиям сольфеджио. Терцовая втора. Пение в октаву. Игра на инструменте партий.

4 класс: интонирование в хоровой партии. Пение на 2 голоса. Пение по партиям сольфеджио. Игра партий на инструменте и пение её. Р.н.п. a'capella.

5 класс: введение элементов 3-хголосия. Интонирование в партиях. Устойчивое пение на 2 голоса (дуэт). Игра хоровой партитуры на инструменте и пение своей партии. Р.н.п. a'capella 2-хголосие.

6 класс: пение 2-хголосия с элементами 3-хголосия. Сольфеджирование и интонирование своей партии. Игра хоровых партитур на инструменте. Р.н.п. a'capella 2-хголосие.

7 класс: пение 3-хголосных произведений с аккомпанементом. Игра хоровых партитур. Пение свое партии и игра другой партии. Р.н.п. a'capella 2-хголосие.

Одним из условий успешного выполнения программы «Хор» является объединение классов. Например: 1-4 классы – младший хор, 5-7 классы – старший хор. Такая система позволяет показывать лучший результат в концертной деятельности хорового класса. Объединяя классы, дети получают возможность быстрее состояться как профессиональные хористы, учатся навыкам многоголосного пения, ориентируясь на старшие классы. Программа подбирается с учётом возрастных особенностей младших и старших школьников.











3.ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

40

10

30

Сольфеджирование и пение с листа

30

5

25

Воспитание чувства метроритма

10

2

8

Музыкальная форма, динамика, темп;

10

2

8

Воспитание творческих навыков

5

1

4

Теоретические сведения

7

3

4

Итого:

102

23

79


Общие задачи:

  • заинтересовать детей занятиями

  • накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально-художественного вкуса

  • выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей

  • развитие в ребенке восприимчивости, творческой активности, умения дисциплинированно участвовать в процессе обучения

  • формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков

  • приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте


Задачи по видам работы:

формирование вокально-интонационных навыков

  • умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;

  • пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;

  • пение вокальных упражнений, ступеней, мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

  • мажорного и минорного трезвучия от звуков;

  • пение в унисон;

сольфеджирование и пение с листа:

  • пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;

  • транспонирование песенок от разных звуков;

  • пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы; скачки на тонику и опевание;

  • ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾;

  • целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;

  • затакт: четверть, две восьмые;

воспитание чувства метроритма:

  • ощущение равномерности пульсирующих долей;

  • осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;

  • повторение ритмического рисунка;

  • навыки тактирования, дирижирования;

  • сольмизация муз. примеров;

  • исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;

  • исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;

  • узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

воспитание музыкальной формы, темпа, динамики:

  • рассказ о форме: что такое форма, виды формы;

  • что такое темп, медленные, средние и быстрые темпы;

  • понятия «f» и «p», «крещендо» и «диминуэндо»

воспитание творческих навыков:

  • допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;

  • сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм и текст;

  • сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;

  • подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;

  • рисунки к прослушиваемым произведениям.

Методы реализации этих задач:

  • метод развивающего обучения;

  • проблемно-поисковый метод;

  • метод игровой мотивации;

  • наглядный метод;

  • концентрический метод изучения теоретических сведений.


Прогнозируемый результат.

По окончании первого класса, обучающийся должен уметь:

  • узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;

  • петь любую из выученных песен с текстом или нотами;

  • интонировать хоровые распевки;

  • интонационно чисто петь выученные хоровые произведения;

  • знать необходимый теоретический материал;

  • прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии;

  • читать с листа сольфеджио легкие муз. произведения.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

I четверть 8-9 уроков

  • Дыхательная гимнастика

  • знакомство с простейшими хоровыми произведениями;

  • разучивание мажора и минора;

  • пение мажорного звукоряда;

  • простейшие попевки, скороговорки.



II четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • подготовка к новогодним праздникам;

  • выучивание соответствующего муз. материала.

III четверть 9-10 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию;

  • интонирование примарной зоны;

  • знакомство с куплетной формой;

  • динамика и темп;

  • выучивание произведений к праздникам.

IV четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • интонирование б.2, м.2, б. 3, м.3.;

  • крещендо и диминуэндо в пении

  • подготовка к отчётному концерту класса.

4. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

40

10

30

Сольфеджирование и пение с листа

30

5

25

Воспитание чувства метроритма

10

2

8

Музыкальная форма, динамика, темп;

10

2

8

Воспитание творческих навыков

5

1

4

Теоретические сведения

7

3

4

Итого:

102

23

79


Общие задачи:

  • на основе выработанных во 1 классе умений и навыков вести дальнейшую работу над формированием музыкального мышления, развитием музыкального слуха, музыкальной памяти, закреплением усвоенных понятий и терминов, накопление музыкально-хорового багажа;

  • продолжить изучение новых хоровых произведений;

  • расширять творческие приемы развития слуха;

  • интонировать звуки в объёме октавы.





Задачи по видам работы:

формирование вокально-интонационных навыков:

  • пение гамм и упражнений ,ступеней или отдельных мелодических попевок , тетрахордов;

  • пение тона и полутона на слог и названием звуков;

  • пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;

  • пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков.

сольфеджирование и пение с листа:

  • пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;

  • пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с дирижированием или тактированием;

  • транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;

  • пение нотных примеров с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;

  • чередование пения вслух и « про себя»;

  • ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾ и новые: четверть с точкой и восьмая;

  • целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;

  • затакт: четверть, две восьмые.

воспитание чувства метроритма:

  • повторение ритмического рисунка ритмослогами;

  • выстукивание ритмического рисунка нотного примера;

  • узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

  • дирижирование в размерах 2/4, 3/4 , 4/4;

  • сольмизация музыкальных примеров;

  • ритмическое остинато, ритмический канон;

  • ритмический ансамбль.


воспитание музыкального восприятия:

  • определение на слух и осознание : характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;

  • отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;

  • анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;

  • пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.

воспитание творческих навыков:

  • допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;

  • импровизация мелодии на заданный ритм и текст;

  • сочинение мелодических вариантов фразы;

  • подбор баса к выученным мелодиям;

  • рисунки к прослушиваемым произведениям.



Прогнозируемый результат.

По окончании второго класса, обучающийся должен уметь:

  • узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;

  • петь любую из выученных песен с текстом или нотами;

  • интонационно чисто петь пройденные примеры и упражнения

  • знать необходимый теоретический материал;

  • прохлопать ритмический рисунок в короткой мелодии;

  • определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾

  • петь отдельные звуки в интервале;

  • читать с листа несложные музыкальные примеры;

  • пополнить свой музыкально-хоровой багаж.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

I четверть 8-9 уроков

  • повторение основного материала, изученного в 1 классе;

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • введение элементов двухголосия;

  • переменный мажоро-минор;

  • пение мажорного и минорного звукоряда;

  • упражнения на дыхание и дикцию.

II четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • подготовка к новогодним праздникам;

  • подготовка к отчётному концерту I полугодия;

  • разучивание произведений на новогоднюю тематику.

III четверть 9-10 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию;

  • интонирование семиступенных ладов;

  • подготовка к праздничным мероприятиям;

  • выучивание определённой хоровой программы;

  • динамика и темп в произведениях.

IV четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • интонирование б.2, м.2, б. 3, м.3., ч.4, ч. 5;

  • крещендо и диминуэндо в пении, агогика;

  • подготовка к отчётному концерту II полугодия.



5. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

40

10

30

Сольфеджирование и пение с листа

30

5

25

Воспитание чувства метроритма

10

2

8

Музыкальная форма, динамика, темп;

10

2

8

Воспитание творческих навыков

5

1

4

Теоретические сведения

7

3

4

Итого:

102

23

79


Общие задачи:

  • закрепление и углубление знаний и навыков, полученных во 2 класс, дальнейшее развитие музыкального слуха, укрепление вокально- интонационных навыков;

  • закрепление изученных и освоение новых практических и теоретических навыков;

  • дальнейшее развитие творческих способностей.


Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков

пение:

- мажорных и минорных гамм (3 вида);

- тонических трезвучий и их обращений в контексте произведения;

- пройденных интервалов в тональности и вне лада;

- упражнений в переменном ладу;

- интервалов двухголосно;

- трезвучий трехголосно;

- упражнений на обращение трезвучий.

сольфеджирование и пение с листа

  • более сложных песен, выученных на слух и по нотам;

  • с листа мелодию программного произведения;

  • разучивание 2-хголосных произведений;

  • играть на фортепиано и петь свою хоровую партию;

  • транспонирование.



воспитание чувства ритма

  • упражнения с использованием пройденных длительностей;

  • ритмическое остинато, ритмический канон;

  • исполнение ритмических партитур двумя руками и в ансамбле.

воспитание музыкального восприятия

  • определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада. количества фраз, размера, интервалов и аккордов. ритмических особенностей, темпа, динамических оттенков;

  • мелодических оборотов, включающих движение по тоническому трезвучию и его обращениям;

  • трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре.

воспитание творческих навыков

  • импровизация на заданный ритм и текст;

  • подбор аккомпанимента разучиваемого произведения;

  • запись сочиненных мелодий.


Прогнозируемый результат.

По окончании третьего класса обучающийся должен:

  • интонационно чисто петь пройденные хоровые произведения;

  • знать необходимый теоретический материал;

  • играть на фортепиано свою хоровую партию;

  • держать в 2-хголосном пении свою хоровую партию;

- выполнять все виды работ, которые предусмотрены программными требованиями.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

I четверть 8-9 уроков

  • повторение основного материала, изученного в 2 классе;

  • комплекс распевок;

  • дыхательная гимнастика

  • знакомство с новыми хоровыми произведениями;

  • введение элементов 2-хголосия;

  • пение мажорного звукоряда;

  • упражнения на дикцию.

II четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • разучивание программных произведений одно- и двухголосных;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • подготовка к новогодним праздникам.



III четверть 9-10 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию;

  • интонирование мажорного и минорного лада;

  • динамика и темп;

  • выучивание произведений к праздникам.

IV четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • интонирование широких интервалов;

  • подготовка к отчётному концерту класса.



6. ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

40

10

30

Сольфеджирование и пение с листа

30

5

25

Воспитание чувства метроритма

10

2

8

Музыкальная форма, динамика, темп;

10

2

8

Воспитание творческих навыков

5

1

4

Теоретические сведения

7

3

4

Итого:

102

23

79




Общие задачи:

  • дальнейшее развитие мелодического и гармонического слуха;

  • укрепление вокальных навыков;

  • ритмическое воспитание;

  • укрепление техники и качества чтения хоровых партий;

  • выучивание нового хорового материала;

  • участие в хоровых конкурсах и фестивалях;

  • подготовка к праздникам.


Задачи по видам работы:

формирование вокально-интонационных навыков

- укрепление ладотонального слуха, дыхания:

  • пение с закрытым ртом «ре» первой октавы;

  • пение секвенций, то есть комплекса распевок;

  • пение 2-хголосных упражнений;

  • укрепление дыхания. Цепное дыхание.



сольфеджирование и пение с листа

  • выработка техники и качества чтения с листа;

  • сольмизация программных хоровых партий;

  • пение наизусть и с транспонированием;

  • двухголосных канонов и мелодий.

воспитание чувства метроритма

  • освоение ритмических групп: пунктирный ритм, синкопа, триоль;

  • закрепление техники дирижирования, ауфтакт;

  • ритмические упражнения.

воспитание музыкального восприятия

  • определение на слух и осознание в произведении его жанровых особенностей, характера формы, лада, размера, темпа, ритма, интервалов и аккордов;

  • анализ интервалов и аккордов в ладу и взятых изолированно;

  • рассказ о композиторах.

музыкальный материал:

- по выбору педагога

воспитание творческих навыков:

  • концертный выступления;

  • подбор басового голоса;

  • пение мелодий с собственным аккомпанементом;

  • запись сочиненных мелодий.


Прогнозируемый результат.

По окончании четвертого класса обучающийся должен:

  • уверенно и чисто интонировать пройденные хоровые произведения;

  • знать композиторов, произведения которых выучил;

  • знать весь пройденный теоретический материал;

  • анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

I четверть 8-9 уроков

  • повторение основного материала, изученного в 3 классе;

  • комплекс распевок;

  • дыхательная гимнастика

  • знакомство с новыми хоровыми произведениями;

  • биография композиторов разучиваемых произведений;

  • одно- и двухголосные произведения;

  • упражнения на дикцию.

II четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • разучивание программных произведений одно- и двухголосных;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • упражнения на дыхание, «цепное» дыхание;

  • подготовка к новогодним праздникам.

III четверть 9-10 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию;

  • постановка голоса, мимика;

  • пение a capella;

  • динамика и темп;

  • выучивание произведений к праздникам.

IV четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • подготовка к отчётному концерту класса.




7. ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

40

10

30

Сольфеджирование и пение с листа

30

5

25

Воспитание чувства метроритма

10

2

8

Музыкальная форма, динамика, темп;

10

2

8

Воспитание творческих навыков

5

1

4

Теоретические сведения

7

3

4

Итого:

102

23

79


Общие задачи:

  • дальнейшее развитие мелодического, гармонического и ладофункционального слуха;

  • проработка пройденных и усвоение новых теоретических знаний;

  • постепенное усложнение музыкально-дидактического материала;

  • укрепление музыкальной памяти, ритмического слуха, постановка голоса;

  • дыхание: грудное, брюшное, грудо-брюшное;

  • концертная деятельность.

Задачи по видам работы:

формирование вокально-интонационных навыков

пение:

  • с закрытым ртом «ре», выработка устойчивого слухового восприятия;

  • мажорного и минорного лада;

  • интонирование узких и широких интервалов.

сольфеджирование и пение с листа
пение:

  • мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами,элементами хроматизма и модуляции;

  • играть 2 голоса на фортепиано и петь свой.


воспитание чувства метроритма

  • ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей;

  • скороговорки;

  • переменный размер;

  • ритмический ансамбль.

воспитание музыкального восприятия

  • определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада, формы количества фраз, размера, темпа , динамических оттенков, ритмических особенностей;

  • слушание разучиваемых произведений в записи;

  • сравнивание прослушанных вариантов произведения;

  • анализ программных произведений.

музыкальный материал:

- предусмотренный программой по выбору преподавателя

воспитание творческих навыков

  • концертная деятельность;

  • умение держаться на сцене;

  • сочинение мелодии на выбранную тему.



Прогнозируемый результат.

По окончании пятого класса обучающийся должен:

  • уверенно владеть приобретенными умениями и навыками;

  • осознанно петь выученные программные произведения;

  • использовать полученные теоретические знания в практике;

  • интонационно чисто петь музыкальные примеры, в том числе и с листа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

I четверть 8-9 уроков

  • повторение основного материала, изученного в 4 классе;

  • комплекс распевок;

  • дыхательная гимнастика;

  • знакомство с новыми хоровыми произведениями;

  • введение элементов 2-х – и 3-хголосия;

  • вокальные упражнения;

  • упражнения на дикцию.

II четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • «терцовая втора», устойчивое пение в терцию;

  • двухголосная полифония;

  • подготовка к новогодним праздникам.

III четверть 9-10 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию;

  • интонирование одноголосных попевок, унисон;

  • пение a capella;

  • динамика и темп;

  • выучивание произведений к праздникам.

IV четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • пение a capella;

  • подготовка к отчётному концерту класса.















8. ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ




Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

40

10

30

Сольфеджирование и пение с листа

30

5

25

Воспитание чувства метроритма

10

2

8

Музыкальная форма, динамика, темп;

10

2

8

Воспитание творческих навыков

5

1

4

Теоретические сведения

7

3

4

Итого:

102

23

79




Общие задачи:

  • дальнейшее развитие мелодического, ладо-функционального слуха;

  • проработка пройденных и усвоение новых теоретических знаний;

  • введение более сложного музыкально-дидактического материала;

  • укрепление музыкальной памяти и мышления;

  • концертная деятельность;

  • накопление хорового репертуара.

Задачи по видам работы:

формирование вокально-интонационных навыков

пение:

- укрепление ладотонального слуха, дыхания:

  • пение с закрытым ртом «ре» первой октавы на «цепном» дыхание;

  • пение секвенций, то есть комплекса распевок;

  • пение 2-хголосных упражнений;

  • укрепление дыхания.

сольфеджирование и пение с листа

пение:

  • хоровой партии с фортепиано сольфеджио и со словами;

  • в 2-хголосии играть 2 голоса - свой петь;

  • в 2-хголосии играть не свой голос – петь свою партию.



воспитание чувства метроритма

  • ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в том числе и переменном размере;

  • ритмический ансамбль.

воспитание музыкального восприятия

  • определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада, формы количества фраз, размера, темпа , динамических оттенков, ритмических особенностей;

  • слушание разучиваемых произведений в записи;

  • сравнивание прослушанных вариантов произведения;

  • анализ программных произведений.

музыкальный материал:

- предусмотренный программой по выбору преподавателя

воспитание творческих навыков

  • концертная деятельность;

  • сольные выступления;

  • умение держаться на сцене;

  • сочинение мелодии на выбранную тему.


Прогнозируемый результат.

По окончании шестого класса обучающийся должен:

  • приобрести устойчивые навыки и умения по всем видам работ на уроках сольфеджио;

  • иметь достаточный уровень слуховых представлений;

  • знать необходимый теоретический материал;

  • применять свои знания и умения в практике;



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

I четверть 8-9 уроков

  • повторение основного материала, изученного в 5 классе;

  • комплекс распевок;

  • дыхательная гимнастика

  • знакомство с новыми хоровыми произведениями;

  • двухголосие в р.н.п.;

  • введение элементов 3-хголосия;

  • упражнения на дыхание и дикцию.

II четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • разучивание программных произведений;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • упражнение на развитие дыхания;

  • подготовка к новогодним праздникам.



III четверть 9-10 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию;

  • разучивание программных двухголосных произведений;

  • подготовка к концертной деятельности;

  • разучивание песен под фонограму.

IV четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, скороговорки;

  • пение 3-хголосных аккордов в мелодическом и гармоническом варианте;

  • подготовка к отчётному концерту класса



9. СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

40

10

30

Сольфеджирование и пение с листа

30

5

25

Воспитание чувства метроритма

10

2

8

Музыкальная форма, динамика, темп;

10

2

8

Воспитание творческих навыков

5

1

4

Теоретические сведения

7

3

4

Итого:

102

23

79



Общие задачи:

  • закрепление полученных знаний и навыков;

  • обобщение всего пройденного материала;

  • углубление знания теоретических и практических знаний;

  • концертная деятельность;

  • подготовка к итоговому хоровому выступлению.



Задачи по видам работ:


формирование вокально-интонационных навыков

пение:

  • укрепление ладотонального слуха, дыхания:

  • пение с закрытым ртом «ре» первой октавы на «цепном» дыхание;

  • пение секвенций, то есть комплекса распевок;

  • пение 2-хголосных упражнений;

  • укрепление дыхания.

сольфеджирование и пение с листа

пение:

  • хоровой партии с фортепиано сольфеджио и со словами;

  • в 2-хголосии играть 2 голоса - свой петь;

  • в 2-хголосии играть не свой голос – петь свою партию;

  • петь свою партию «a capella».



воспитание чувства метроритма

  • ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей,

  • ритмический ансамбль.



воспитание музыкального восприятия

  • определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада, формы количества фраз, размера, темпа , динамических оттенков, ритмических особенностей;

  • слушание разучиваемых произведений в записи;

  • сравнивание прослушанных вариантов произведения;

  • анализ программных произведений.

музыкальный материал:

- предусмотренный программой по выбору преподавателя


музыкальный материал:

  • предусмотренный программой по выбору преподавателя



воспитание творческих навыков

  • все формы творческих заданий ,выполняемых в течение 7 лет;

  • применение теоретических знаний на практике;

  • активная концертная деятельность.



Прогнозируемый результат.

По окончании седьмого класса обучающийся должен:

  • уметь правильно, интонационно точно петь выученную хоровую партию нотами и со словами;

  • сольфеджировать один из голосов двухголосного произведения;

  • подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент;

  • уметь держаться на сцене;

- знать основные теоретические сведения, предусмотренные программой.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

I четверть 8-9 уроков

  • повторение основного материала, изученного в 6 классе;

  • комплекс распевок;

  • дыхательная гимнастика

  • знакомство с новыми хоровыми произведениями;

  • двух- и трёхголосие в произведениях;

  • вокальные и дыхательные упражнения;

  • упражнения на дикцию.

II четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • разучивание программных произведений;

  • подготовка к новогодним праздникам.

III четверть 9-10 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию и дыхание;

  • интонирование в унисон в двухголосии;

  • концертная деятельность;

  • выучивание произведений к праздникам.

IV четверть 7-8 уроков

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс распевок;

  • упражнения на дикцию, дыхание;

  • подготовка к выпускному концерту.










10. Рекомендуемые учебники и методические пособия

1. Программа специального хорового класса хоровых отделений детских музыкальных школ РСФСР, М-1974 г.

2. Школа хорового пения, составитель В. Попов, Л. Тихеева, Выпуск №1,М-1986г.

3.Школа хорового пения. Составитель В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян, выпуск №2, М-1974 г.

4. Хоровой класс. Учебное пособие для педагогических институтов. Составитель Г.П. Стулова

5. Огородов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в
общеобразовательной школе. Методическое пособие 1972 г.

6. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе : М., Просвещение 1987 г.

7. Соколов В. Работа с детским хором: М., Музыка 1981 г.

8. Струве Г. Хоровое сольфеджио: М., 1988 г.

9. Немов Р. С. Психология: учебник, кн. 2. Психология образования М.,1998г.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология: М., 1996 г.

11. Выготский Л. С. Психология искусства: М., 1968 г.

12. Хоровые сборники классической музыки (И.С. Бах, Ф. Мендельсон и т.д.)

13. Хоровые сборники русской музыки (П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков и т.д.)

14 Хоровые сборники современных авторов (А. Петров, Е. Крылатов и т.д.)

.




31



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
рабочая программа по предмету "Хор"

Автор: Бочкова Ольга Валерьевна

Дата: 09.06.2015

Номер свидетельства: 218545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школоведение" для  1 класса (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shkoloviedieniie-dlia-1-klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245624"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446152128"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Английский язык в первом классе. Рабочая программа "
    ["seo_title"] => string(56) "anghliiskii-iazyk-v-piervom-klassie-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "133936"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416602186"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по литературному чтению "Мягкий согласный звук ч, буквы Ч, ч (1 класс)". "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-miaghkii-soghlasnyi-zvuk-ch-bukvy-ch-ch-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "226437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440269125"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока  ритмики(партер) 2 класс коррекционной школы "Хорошее настроение""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-ritmiki-partier-2-klass-korriektsionnoi-shkoly-khoroshieie-nastroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "251416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447241887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства