Предмет: Литературное чтение Класс: 1
Учитель: Гришина Елена Анатольевна
Тема: Мягкий согласный звук ч, буквы Ч, ч.
Тип: Решение учебной задачи.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления с согласным звуком ч, буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные:
- устанавливают, что звук ч всегда мягкий, глухой;
- читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
- владеют навыками правописания ча,чу;
- раскрывают значение многозначных слов.
Метапредметные:
- планируют решение учебной задачи под руководством учителя;
- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- характеризуют согласный звук ч ;
- составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования.
Личностные:
- проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.
Ресурсы урока:
Для учителя:
- Рабочая программа.
Для учащихся:
- Учебник «Азбука», часть 2, с. 4-7.
- Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого.
- Презентация к уроку.
Ход урока
Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности обучающихся:
Организация начала урока
Звенит звонок весёлый,
Раскрой скорей тетрадь.
Пришли с тобой мы в школу,
Чтоб буквы изучать.
- Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Актуализация необходимых знаний
Игра «Кто какой голос подаёт?»
- Кто какой голос подаёт?
- У кого кто?
У зайца…
У кролика…
У белки…
У галки…
Отвечают на вопросы учителя.
Организация познавательной деятельности
- Выделение звука ч (учебник, часть 2, с.5).
- Что изображено на рисунках?
- Найдите на с. 5 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов мяч, ручка.
2. Охарактеризуйте звук ч.
- В русском языке он всегда мягкий, твёрдым он не бывает.
3. Дидактическая игра «Кто больше?»
- Придумайте слова, где звук ч в конце.
4. Знакомство с буквой Ч.
- Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Сделайте букву Ч из счётных палочек.
5. Чтение слогов и слов.
6. Физкультминутка.
- Представим, что мы в саду будем сажать деревья. Я буду называть названия деревьев. Если в них есть звук ч , вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук ч отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.
7. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4-5).
- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?
- Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы.
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Составьте схему слова–отгадки.
- Найдите в тексте загадки букву Ч.
- Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- Какие бывают часы?
- Подумайте, где можно найти сведения о часах. Составьте о них свой рассказ.
8. Правописание ча, чу.
- Прочитайте правило.
- Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после Ч?
9. Физкультминутка.
Руки положите на парту и сожмите кулачки.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
(раскрываем пальчики),
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(шевелят пальчиками).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают
(вращение кистями рук).
10. Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 6).
- Прочитайте слова в столбиках.
- Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?
11. Многозначные слова (учебник, с. 6).
- Прочитайте стихотворение «Лисички».
- О каких лисичках идёт речь?
- Какое ещё имеет значение слово лисички?
- Прочитайте предложения «Ручки».
- Перечислите значения слова ручки.
Рассматривают рисунки.
Выполняют слого-звуковой анализ слов.
Называют слова.
Находят букву Ч на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
Из счётных палочек делают букву Ч.
Хором читают слоги-слияния и слова.
Выполняют правила, предложенные учителем.
Рассматривают иллюстрацию. Часы.
Выполняют задание в паре.
Составляют схему слова часы.
Находят букву Ч в загадке.
Читают текст. Озаглавливают: «Часы».
Перечисляют, какие бывают часы.
Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу.
Выполняют движения по тексту.
Читают слова.
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Определяют значения многозначных слов.
Подведение итогов
- Что нового вы узнали?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы учителя.