kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка. Рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

         Данная  рабочая  учебная программа  и календарно-тематическое планирование по музыке разработаны для обучения в 7-м классе на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы», авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, М., Просвещение, 2012. (Данная программа имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации») и в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1.  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004г. №1089).
  2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.06.2011г. № 04-997);
  3.   «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).

 

    Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
  2. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. №1403).

 

          В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится  34ч. в год: 1 час в неделю.

Содержательный стержень программы – «Классика и современность» Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

 

          Цель программыразвитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

            В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

          - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

- выработка необходимых знаний, умений и навыков в постижении специфического языка разных видов искусства;

- активизация способности художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.

 

 Отличительные особенности программы

 Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобра-

зуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир обра­зов народной, религиозной, классической и современной му­зыки. Музыка в семье искусств.

 Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

 

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- виртуальное путешествие

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

-экспресс-опрос

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест. 

 

Календарно – тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Основная школа»  и с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в основной школе в учебных часах по годам обучения, опубликованного в  сборнике «Программы общеобразовательных учреждений». Авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М., «Просвещение», 2007.

Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем.

В рабочей программе учтён национальный региональный компонент, который предусматривает продолжение знакомства семиклассников с челябинскими  музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами, и составляет 10% учебного времени, а именно уроки №9, №12, №16, №29.

Требования   к   уровню  подготовки   учащихся 7 класса:

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить уча­щимся возможность:

  • понимать роль музыки в жизни человека;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;
  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;
  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования.
  •  

В результате изучения музыки обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;
  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и исполнителей.

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

 

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

 

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

         Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка. Рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. »

Пояснительная записка


Данная рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование по музыке разработаны для обучения в 7-м классе на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы», авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, М., Просвещение, 2012. (Данная программа имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации») и в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004г. №1089).

  2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.06.2011г. № 04-997);

  3. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).


Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

  2. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. №1403).


В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34ч. в год: 1 час в неделю.

Содержательный стержень программы – «Классика и современность» Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.


Цель программыразвитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

- выработка необходимых знаний, умений и навыков в постижении специфического языка разных видов искусства;

- активизация способности художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.


Отличительные особенности программы

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобра-

зуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир обра­зов народной, религиозной, классической и современной му­зыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.


Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- виртуальное путешествие

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

-экспресс-опрос

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест.


Календарно – тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Основная школа» и с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в основной школе в учебных часах по годам обучения, опубликованного в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений». Авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М., «Просвещение», 2007.

Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем.

В рабочей программе учтён национальный региональный компонент, который предусматривает продолжение знакомства семиклассников с челябинскими музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами, и составляет 10% учебного времени, а именно уроки №9, №12, №16, №29.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить уча­щимся возможность:

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

В результате изучения музыки обучающиеся должны:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей.

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.


Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

7 класс

по программе:34 часа

1 час в неделю


Программа

Дидактические материалы

Методические материалы

«Музыка» 7 класс;

Сергеева Г.П.,

Критская Е.Д.







Москва «Просвещение», 2007.

Учебник «Музыка» 7 класс;

Автор: Сергеева Г.П. ,

Критская Е.Д.


«Творческая тетрадь» 7 класс;

Сергеева Г.П.,

Критская Е.Д.



Москва «Просвещение», 2011;

Нотная хрестоматия,

фонохрестоматия музыкального материала

«Музыка 7 класс»;


Методическое пособие для учителя

«Уроки музыки 7 класс»;

Сергеева Г.П.,

Критская Е.Д.


Москва «Просвещение» 2007-2012.



Цели уроков музыки в 7 классе: Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся. Помочь им осознать, что

встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Познакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов. Помочь понять и составить более целостное представление о музыкальной драматургии сценической музыки. Развивать ассоциативно- образное мышление. Формировать устойчивое понимание музыки как части жизни

Раздел

Задачи

(по теме раздела)

Тема урока

Дата

Ча

сы

Форма занятий

Вид и форма контроля

НРК

VII вид

Приме-чания



1



Раздел:

Особен­ности драматур­гии сцениче­ской

музыки.




«…духовный багаж, в отличие от обыч­ного багажа, обла­дает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти по дорогам жизни».

Д.Б.Кабалевский.











Раздел:

Особен­ности драматур­гии сцениче­ской

музыки.





























Актуализировать жизненно-музы­кальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музы­кальными произведе­ниями является прикос­нове­нием к духовному опыту поко­лений.


Углубить знания уча­щихся об оперном спек­такле, помочь понять его драматур­гию на основе взаимозависи­мости и взаи­модействия про­исходящих в нём явлений и событий, переданных интона­цион­ным языком му­зыки.



Обобщить представления учащихся о жанре эпичес­кой оперы на примере фрагмен­тов из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».





Помочь усвоить принципы драматур­гиче­ского развития на основе знакомства с музыкаль­ными характеристиками её героев (сольными и хоро­вы-ми).




Актуализировать знания уча­щихся о балете на знако­мом им музыкальном материале;

Раскрыть осо­бенности драма­тур-гиче­ского развития обра­зов на основе контраста, сопоставления.

Обобщить особенности дра­матургии разных жан­ров му­зыки героико-патрио­тиче­ского, эпичес­кого характера.

Развивать ассоциативно-образ­ное мышление уча­щихся, актуа­лизи-ровать их зна­ния о том, как историче­ское прошлое Родины нахо­дит отражение в худо­жествен­ных образах му­зыки, литературы, живо­писи, скульптуры, архитек­туры.

Расширить представления учащихся об оперном искус­стве зарубежных ком­позито­ров.

Выявить особен­ности драма­тургии классической оперы и со­временной рок-оперы.

Актуализировать музыкаль­ный опыт семиклассников, связан­ный с образами духов­ной му­зыки на примере во­кально-драма­тических произ­ведений русских и зарубеж­ных композито­ров.

1 четверть

1

Классика и современность. Эпиграф: «Классика-

это вершина мастерства»

Стр: 6-7


1

Вводный урок.

Экспресс-опрос.


Работа на уроках музыки направлена на: Восполнение пробелов предшествующего обучения,

-преодоле-ние негативных особенностей эмоционально-личностной сферы,


Нормали-зацию и совершенствование учебной деятельности учщих-ся, повыше-ние их работоспособности,


активиза-цию позна-вательной деятельности.


На каждом уроке необ-ходима смена видов деятельнос-ти, проведение физ. минуток разной направленнос-ти,примене-ние здоровьесберегающих техноло-гий: уровневая дифферен-циация и индивиду-ализация; систем-ность; по-этапность; конкрет-ные, дос-тупные для выполне-ния задачи; соотноше-ние статического и динамического компонента урока









2

В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин».

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.


Стр: 8-15; (5 класс: 48-50)


1

Комбинированный урок.




3

Опера «Иван Сусанин».

Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская Земля.

Стр: 16-17; (4 кл: 94-99; 3 кл: 18-21)


1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



4

Русская эпическая опера.

«Князь Игорь» опера А.П.Бородина.

Ария князя Игоря.

Стр: 18-21


1

Комбинированный урок.




5

Опера «Князь Игорь».

Портрет половцев. Плач Ярославны.

Эпиграф: «Ярославна – это символ Русской матушки-земли. Ярославна – это образ русских женщин, их души…»

Стр: 22-25


1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



6

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна».

Вступление.

Стон Русской Земли.



Стр: 26-31; (5 кл. стр.58-63)


1

Комбинированный урок.




7

Балет «Ярославна».

Первая битва с половцами.

Плач Ярославны. Молитва.


Стр: 32-35;


1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



8

Героическая тема в русской музыке.

Галерея Героических образов.


Эпиграф: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».

Стр: 36-39



1

Урок с применением ИКТ.





9

Страницы истории Челябинского Театра оперы и балета им. М.И.Глинки.




Стр.112-132 «Челябинск музыкальный» В.Вольфович.



1

Комбинированный урок.


НРК


2 четверть

10

(1)

Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки.


1

Комбинированный урок.





С

учетом по-вышенной утомляе-мости обучающихся основными задачами коррекци-онно – развивающего обучения на уроках музыки является:


активизация познавательной деятельнос-ти учащихся;


-повышение уровня их умственного развития;


нормализа-ция учебной деятельности;





Если наблюдается утомляемость у детей,

необ-ходимо пе-реключить их внимание с одного вида деятельности на другой


11

(2)

Духовный концерт. Образы русской народной и духовной музыки.


1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



12

(3)

Духовный концерт. Ансамбль духовной музыки «Октоих».

Худ.рук. и дирижёр

В. Усольцев. (г.Челябинск).


1

Комбинированный урок.


НРК


13

(4)

«Кармен-сюита» Р.К.Щедрина. Новое прочтение оперы Бизе. Балет. Образы «масок» и Тореадора.

Самая популярная опера в мире. Ж.Бизе «Кармен».

Образ Кармен. Образы Хозэ и Эскамильо.


Стр: 48 – 53;Стр: 54- 61


1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



14

(5)


-

15

(6)

Сюжеты и образы духовной музыки.


Высокая месса.

«От страдания к радости». И.С.Бах. Всенощное бдение.

Образы «Вечерни» и «Утрени».


Эпиграф: «Цель музыки – трогать сердца» И.С.Бах.

Стр: 62 – 69 (стр: 132 – 133- 5 кл.)


2

Урок - исследование.

Экспресс-опрос.



16

(7)

Творчество ансамбля «Ариэль». Рок – опера. Вечные темы.

Рок-опера Э.Л. Уэббер.

«Иисус Христос – суперзвезда».

Главные образы.

Стр: 70 – 73; 148


1


Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.

НРК





2





















































2
































2




Раздел:




Особенности драматургии камерной

и

симфонической музыки.












« Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы »


Д.Шостакович.
































Раздел:




Особенности драматургии камерной

и

симфонической музыки.
























« Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы »


Д.Шостакович.

















Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии музыки.


Дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах.



Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.





Обобщить представление семиклассников об особенностях формы инструментального концерта, сонаты, симфонии и истории появления, создания этих жанров.


Освоить понятие стиль композитора, стиль музыкального направления. Расширить представление учащихся об ассоциативно-образ-ных связях музыки с другими видами искусства.



Понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания.




Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира.








Обобщить представление о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре.









Познакомить с известными исполнителями музыки народной традиции.





Реализовать

национально-региональный

компонент.

3 четверть

17

(1)

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Б.Каба-левского. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Стр: 74 – 75; стр:142 – 149,150 – 153,160 – 161;6кл.


1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



При пении необходимо каждый раз обращать внимание на правильное, равномерное дыхание, артикуляцию, на развитие мышц рече-вого аппа-рата.



Исполнение произведения должно быть спокойным, умеренным по темпу, чтобы по-мочь ребен-ку почувст-вовать му-зыкально-поэтический образ,


формируя тем временем естественное звучание его голоса и речевое дыхание, корректи-руя дикцию и выразительность;







На каждом уроке необходима смена видов деятельности,

проведение физ. минуток разной направленности,













примене-ние здоровьесберегающих технологий: уровневая диффе-ренциа-ция и индивиду-ализация; систем-ность;

по-этапность;









конкрет-ные, дос-тупные для выпол-нения задачи;














соотноше-ние статического и динамического компонента урока


18

(2)

А.Г.Шнитке «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

«Музыканты – извечные маги...»

Стр: 76 – 79; 80 - 81


1

Комбинированный урок.




19

(3)

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

Музыкальная драматургия –

развитие музыки.

Стр: 84 – 87, 88 – 89

(50 – 65, 66 – 75, 6 кл.)


1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



20

(4)

Духовная и светская музыка. Два направления музыкальной культуры.

Стр: 90 – 91,88 – 89

(50 – 65, 66 – 75, 6 кл.)


1

Урок с применением ИКТ.

Экспресс-опрос.



21

(5)

Камерная инструментальная музыка.

Этюд. Транскрипция.

Стр: 92 – 97.


1

Комбинированный урок.




22

(6)

Циклические формы инструментальной музыки.

А. Шнитке. «Кончерто -гроссо»

А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле». Стр: 98 – 101.


1

Комбинированный урок с просмотром видеофрагментов.

Экспресс-опрос.



23

(7)

Соната – жанр камерной музыки. Соната №8

«Патетическая» Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева.

Соната №11 В.-А. Моцарта.


Стр: 102 – 109; (стр: 44 – 47, 5 кл.)


1

Комбиниро-ванный урок.

Экспресс-опрос.



24

(8)

Симфоническая музыка.

Симфония № 103 И. Гайдна

«С тремоло литавр».

Симфония №40. В.А.Моцарт.

Стр: 110 – 117.


1

Комбиниров.урок с просмотром видеофрагментов.

Экспресс-опрос.



25

(9)

С.С.Прокофьев «Симфония №1» («Классическая»).

Л.Бетховен «Симфония №5».

Ф.Шуберт «Симфония №8» («Неоконченная»).

«Через борьбу – к победе»;

«От мрака – к свету»;

«Через тернии – к звёздам».

Стр: 118 – 125, (стр.122 – 125; 5 кл.)


1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



26

(10)

В.С.Калинников «Симфония №1».

Симфония №5. П.И.Чайковского.

Картинная галерея.

Стр: 126 – 131.


1

Комбинированный урок.




4 четверть



27

(1)

Инструментальный концерт. «Концерт для скрипки с оркестром» А. Хачатуряна.


Стр: 138 – 141 (104-104, 4 кл.)



1

Комбинированный урок.




28

(2)

Симфоническая картина.

«Празднества». К. Дебюсси.

Стр: 136 – 137; (стр.142 – 145, 5 кл.)




«Рапсодия в стиле блюз»

Дж. Гершвина.

Стр: 142 – 143 (стр. 88 – 93, 6 кл.)



1

Комбинированный урок.




29

(3)

Жанр симфонической музыки в творчестве композиторов Урала. Музыкальное прошлое Урала.


История создания Челябинского симфонического оркестра.



1

Комбинированный урок.


НРК


30

(4)

Д.Шостакович симфония №7 «Ленинградская».



Стр: 132 – 135.



1

Комбинированный урок.




31

(5)





Музыка народов мира.





1

Комбинированный урок.

Экспресс-опрос.



32

(6)




33

(7)

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.





Пусть музыка звучит.


Стр: 148 – 149; 154 – 155.





2

Урок – виртуальное путе-шествие или урок -радио передача.

Экспресс-опрос.



34

(8)

Обобщение тем года.

(Урок – концерт).














1

Комбинированный урок.

Тестирование.




Примерный музыкальный материал:



Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки»

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.

Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.

Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.

Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.

Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.

Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.

Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.

Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.

Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.

Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.

Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.

Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.

Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.

Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.

Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.

Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов ми­ра (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).





Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

Соната № 11 для фортепиано. В.-А. Моцарт.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано. Л. Бетховен.

Соната № 2 для фортепиано (1-я часть). С. Прокофьев.

Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников.

Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). И. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Про­кофьев.

Симфония № 40 (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шу­берт.

Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шос­такович.

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.

Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.

Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима.

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.

Следы. Слова и музыка В. Егорова.

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.





Список литературы:

  1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по музыке, театру, кино»;М: «Сфера», 2006;

  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя музыканта»; М: «Владос», 2000;

  3. Бажов П. «Малахитовая шкатулка»; М: «Современник», 1991;

  4. Барсова И. «Книга об оркестре»; М: «Музыка», 1969;

  5. Бахметьева Т.И. «Детские частушки, шутки, прибаутки»; Ярославль «Академия развития», 1997;

  6. Во А. «Классическая музыка. Новое восприятие»+ CD; «Ниола-Пресс», 1997;

  7. Вольфович В. «Поющее сердце Урала»; Челябинск, 1992;

  8. Вольфович В. «Челябинск музыкальный»; Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989;

  9. Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов»; М: «Просвещение», 1989;

  10. Газарян С.С. «Рассказ о гитаре»; М: «Детская литература», 1987;

  11. Гордеева Е.М. «Композиторы «Могучей кучки»»; М: «Музыка», 1986;

  12. Горская А., Ярушин В. «Аквариум детства»; Челябинск: Издательство ТОО «Версия», 1997;

  13. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы»; М: «Просвещение»,1982;

  14. Григорович В.Б., Андреева З.М. «Слово о музыке. Русские композиторы XIX века»; М: «Просвещение», 1990;

  15. Журнал «Музыка в школе» №№4,5,6 – 2001; №№1,2,3, - 2002; №№4,5,6, - 2008; №№4,5,6, - 2009;

  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?»; М: «Просвещение», 1989;

  17. Кабалевский Д.Б. «Про трёх китов и про многое другое»; М: «Детская литература», 1972;

  18. Клёнов А. «Секрет Страдивари»; М: «Музыка», 1989;

  19. Клёнов А. «Там, где музыка живёт»; М: «Педагогика», 1986;

  20. Коротовских Л.Н., Месеренко Л.К., Москвина Л.А. «Уральские промыслы»; Челябинск «Взгляд», 2003;

  21. Левашева Г. «Музыка и музыканты»; Л: «Детская литература», 1969;

  22. Левкодимов Г.Е. «Рождественская ёлка»; М: АОЗТ РИФМЭ, 1996;

  23. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»; Ярославль «Академия развития», 1997;

  24. Михеева Л.В. «Музыкальный словарь в рассказах»; М: «Советский композитор», 1986;

  25. Могилевская С. «У лиры семь струн»; М: «Детская литература», 1981;

  26. Попова Т.В., Скудина Г.С. «Зарубежная музыка XIX века»; М: «Просвещение»,

1981;

  1. Раннева Е. «В каждом городе сказка живёт. В гости к дедушке Уралу»; Библиотечка журнала «Единоросик»;

  2. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»; М: «Владос», 2001;

  3. Рябенко Н.Н. «Уроки музыки в 1-7 классах» Книга для учителя; М: «АЙРИС ПРЕСС», 2006;

  4. Сборник «Русские народные песни»; М: «Музыка»1984;

  5. Соколова О.П. «Двухголосное пение в младшем хоре»; М: «Музыка», 1987;

  6. Толок И. «Музыка - кудесница»- сказки о музыке; М: «Музыка», 1987;

  7. Улашенко Н.Б. «Музыка. Поурочные планы по программе Е.Д.Критской» 2,3,6 классы; Волгоград: «Корифей»,2008;

  8. Улашенко Н.Б. «Нестандартные уроки музыки» 5-6 классы; Волгоград: «Корифей», 2006-2008;

  9. Шипов Р. «Наполним музыкой сердца» антология авторской песни;

М: «Советский композитор», 1984;







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Музыка. Рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс.

Автор: Мартюшева Ольга Владимировна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства