Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школоведение" для 1 класса (ФГОС)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школоведение" для 1 класса (ФГОС)
1. Введение в школьную жизнь. Пояснительная записка.
Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Автор программы предполагает ведение 30 часов курса в течение первых 10-ти дней обучения в школе первоклассника. Из-за отсутствия этого модуля в учебном плане данная программа модернизирована и спланирована на 30 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).
2) Адаптационные занятия с первоклассниками. Авт.-сост. С. И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2012г.
3) Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 5-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис, 2012г
Цели курса:
заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;.
создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса;
создание социально - психологических условий для адаптации первоклассников в ситуацию школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Задачи:
- адаптировать первоклассника к школьной жизни;
- формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;
- формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- развитие коммуникативных умений, умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;
- воспитание интереса к обучению.
2. Содержание программы (30 ч)
Противопоставление школьной и нешкольной форм поведения.
Знаки «Я», «Хор», «Вместе», «Плюс», «Минус», «Ловушка», «Вопрос»
Индивидуальная работа. Работа парами. Работа в группе. Коллективная работа.
Представление о ленте времени.
Ориентирование в пространстве (работа со схемой)
Оценивание по линеечкам. Самооценка. Внешняя оценка. Оценка работы товарища. Критерии оценивания.
Противопоставление правильности и оригинальности.
Правила ведения дискуссии. Отличие спора от ссоры. Доказательства.
Адресованность и понятность сообщения.
Толерантность как признание права на иную точку зрения.
Ситуация недоопределённого правила.
3. Планируемые результаты
По окончании модуля у первоклассников:
- процесс адаптации к школьной жизни будет протекать мягко, безболезненно;
- сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,
-сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;
- сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- сформируются первоначальные представления о критериях оценивания,
- сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.
В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Основные разделы курса
Основными разделами данного курса являются:
«Как учить себя с помощью взрослого»;
«Сотрудничество со сверстниками»;
«Отношение ребенка с самим собой».
4. Список литературы.
Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 35 - 43.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985.
Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 68.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 2012. -.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
Цукерман Г.А. Предметность совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1 990. - № 6.
Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - Москва, 1994. - 96 с.
О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4) М.: Генезис., 2012г
Соловьёва Т. А., Рогалёва Е. И. Первоклассник: адаптация к новой социальнолй среде. М.: ВАКО, 2008г (Педагогика. Психология. Управление)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Самарской области средняя общеобразовательная школа №4
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Утверждено к использованию
в образовательном процессе ОУ:
Директор ГБОУСОШ №4
_____________Т.А. Осипова
«__» _________ 2013 г.
Приказ №___от «_» ________2012 г.
Рекомендовано к утверждению:
Заместитель директора по УВР
________ И.П. Пигарь
«__» ___________ 2013 г.
Рассмотрено и принято на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № __ «__» _________ 2013 г.
Руководитель МО
______С.С. Афанасьева
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Введение в школьную жизнь»
на 2013-2014 учебный год
Класс: 1А
Рабочая программа составлена на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).
2) Адаптационные занятия с первоклассниками. Авт.-сост. С. И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2012г.
3) Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 5-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис, 2012г
Рабочую программу составил _______________________________________________________________ О. Г. Старченко
Введение в школьную жизнь. Пояснительная записка.
Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Автор программы предполагает ведение 30 часов курса в течение первых 10-ти дней обучения в школе первоклассника. Из-за отсутствия этого модуля в учебном плане данная программа модернизирована и спланирована на 30 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю.
Рабочая программа составлена на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).
2) Адаптационные занятия с первоклассниками. Авт.-сост. С. И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2012г.
3) Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 5-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис, 2012г
Цели курса:
заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;.
создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса;
создание социально - психологических условий для адаптации первоклассников в ситуацию школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Задачи:
- адаптировать первоклассника к школьной жизни;
- формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;
- формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- развитие коммуникативных умений, умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;
- воспитание интереса к обучению.
Содержание программы (30 ч)
Противопоставление школьной и нешкольной форм поведения.
Знаки «Я», «Хор», «Вместе», «Плюс», «Минус», «Ловушка», «Вопрос»
Индивидуальная работа. Работа парами. Работа в группе. Коллективная работа.
Представление о ленте времени.
Ориентирование в пространстве (работа со схемой)
Оценивание по линеечкам. Самооценка. Внешняя оценка. Оценка работы товарища. Критерии оценивания.
Противопоставление правильности и оригинальности.
Правила ведения дискуссии. Отличие спора от ссоры. Доказательства.
Адресованность и понятность сообщения.
Толерантность как признание права на иную точку зрения.
Ситуация недоопределённого правила.
Планируемые результаты
По окончании модуля у первоклассников:
- процесс адаптации к школьной жизни будет протекать мягко, безболезненно;
- сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,
-сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;
- сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- сформируются первоначальные представления о критериях оценивания,
- сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.
В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Основные разделы курса
Основными разделами данного курса являются:
«Как учить себя с помощью взрослого»;
«Сотрудничество со сверстниками»;
«Отношение ребенка с самим собой».
Список литературы.
Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 35 - 43. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985. Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 68. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 2012. - . Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с. Цукерман Г.А. Предметность совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1 990. - № 6. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - Москва, 1994. - 96 с.
О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4) М.: Генезис., 2012г
Соловьёва Т. А., Рогалёва Е. И. Первоклассник: адаптация к новой социальнолй среде. М.: ВАКО, 2008г (Педагогика. Психология. Управление)
календарно-тематическое планирование.
Дата
Тема Цель (цели)
урока
Формирование УУД
(основных на занятии)
Давайте познакомимся
Режим дня школьника
Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия.
Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок».
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы.
Познакомить с разными формами приветствия
Познавательные:
Моделирование;
составление схемы;
использование знаково-символических средств.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом.
Личностные:
формирование основ нравственно-этической ориентации;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
.Я умею преодолевать трудности
. Сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период.
Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом.
Личностные:
формирование основ нравственно-этической ориентации;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Введение знак «Хор», противопоставление знаку «Я».
Я умею слушать других
Познакомить с новым знаком «Хор». Учить отличать форму ответа от содержания ответа, оценивать собственные возможности.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
самооценка
Оценка.
Я умею учиться у ошибки
Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки.
Регулятивные:
оценка с помощью моделей или знаков;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Учимся работать вместе.
Я умею быть доброжелательным
Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы».
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом, умения договариваться,
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Детское сотрудничество. Я – доброжелательный.
Формировать умение у учащихся слушать друг-друга, адресоваться друг к другу, ждать реакции на свои ответы. Ввести знаки «+» и «-«.
Коммуникативные:
Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли,
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Внешняя оценка и самооценка.
Я умею делать задание вместе с другими.
Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно.
Регулятивные:
оценка и взаимооценка,
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Отработка введенных ранее знаков.
Я умею делать задание вместе с другими.
Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Познакомить с ситуацией несогласия при работе в группе.
Регулятивные:
оценка
Коммуникативные.
формирование основ общения друг с другом при работе в группе;
формулирование собственного мнения и позиции;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Как надо и как не надо спорить?
Я умею слышать мнение другого.
Познакомить с ситуацией, когда люди делают одно дело по-разному. Ввести отличие ссоры от спора. Формировать умение спорить.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом при работе в паре и группе;
формулирование собственного мнения и позиции;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Я учусь решать конфликты
Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной отрибутики.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Введение знака «Вопрос».
«Я хочу задать вопрос учителю!»
Познакомить с ситуацией обращения к учителю. Формировать умение брать на себя инициативу. Способствовать изменению ученической роли с реактивной на активную.
Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать.
Коммуникативные:
выстраивание общения с учителем; формирование умения задавать вопросы.
выстраивание общения с учителем;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Я умею разрешать конфликты
Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева
Коммуникативные:
Распознование и описание своих чувств и чувств других людей
Работаем вместе.
Нам поможет мимка.
Сформировать знание о совместном труде как о труде каждого.
Регулятивные:
Самоценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом, умения договариваться, в том числе в ситуациях согласия и несогласия.
Познавательные:
использование знаково-символических средств;
обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, действие моделирования, выполняющее функции отображения учебного материала; выделение существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений;
Дискуссия. «Говорить не страшно!»
Что такое жесты?
Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;
построение понятных для партнера высказываний;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
«Я хочу задать вопрос товарищу!»
Как доставить радость однокласснику.
Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам. Вырабатывать умение договариваться, «содействовать»
Коммуникативные:
выстраивание общения с одноклассниками;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
«Понятно ли мы говорим?»
Формировать умение высказываться точно и понятно. Учить оцениванию индивидуальному и коллективному.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;
построение понятных для партнера высказываний.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
взаимооценка.
«Понятно ли мы говорим?»
Отрабатывать требования к высказыванию, сообщению, реплике. Учить различать содержательное сообщение и бессмысленное. Учить задавать вопросы. Продолжить формировать умение договариваться друг с другом.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;
построение понятных для партнера высказываний;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ловушки.Как преодолеть грусть.
Учить основам рефлексии.. Формировать умение «внимательно слушать говорящего». Познакомить с новым знаком «Л»
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, её анализ.
Регулятивные:
осуществление контроля высказываний;
самоценка.
Оценивание и самооценивание. Как преодолеть страх.
Отрабатывать умение оценивать себя и одноклассников.
Регулятивные:
взаимооценка, самооценка.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
С какими чувствами дружит гнев.
Упражнять в умении аргументировать, доказывать свои суждения.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний;
формулирование собственного мнения и позиции.
Решение практических задач. Гнев и его польза
Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Регулятивные:
анализ предложенных условий;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль.
Учимся работать вдвоем.
Актуализировать навыки содержательного взаимодействия применительно к парной работе.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом при работе в паре, построение понятных высказываний.
Если обидно…
Анализировать успешность освоения способов действий каждым учеником при работе в парах и группах. Упражнять в употреблении изученных знаков.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний;
формулирование собственного мнения и позиции.
Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога.
Отрабатывать умение оценивать друг друга, находить оптимальное решение. Вырабатывать стремление и потребность оказания помощи одноклассникам.
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом.
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Регулятивные:
оценка;
контроль.
Подготовка к празднику «Дружно переходим во второй…»».
Коммуникативные:
формирование основ общения друг с другом.
Регулятивные:
Взаимооценка, самооценка.
Праздник
Создать радостную праздничную атмосферу. Организовать взаимодействие с родителями учащихся. Закрепить изученные способы взаимодействия учащихся.
Личонстные:
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор