kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школоведение" для 1 класса (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

1.                 Введение в школьную жизнь. Пояснительная записка.

Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Автор программы предполагает ведение 30 часов курса в течение первых 10-ти дней обучения в школе первоклассника. Из-за отсутствия этого модуля в учебном плане данная программа модернизирована и спланирована на 30 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю. 

Рабочая программа составлена на основе:1)  Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).

2) Адаптационные занятия с первоклассниками. Авт.-сост. С. И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2012г.

3) Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 5-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис, 2012г

Цели курса:

  • заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;.
  • создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, пробле­мами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить об­щую жизнь класса;
  • создание социально - психологических условий для адаптации первоклассников в ситуацию школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

 Задачи:

- адаптировать первоклассника к школьной жизни;

- формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;

- формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;

- развитие коммуникативных умений,  умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;

- воспитание интереса к обучению.

2.                 Содержание программы (30 ч)

Противопоставление школьной и нешкольной форм поведения.

Знаки «Я», «Хор», «Вместе», «Плюс», «Минус», «Ловушка», «Вопрос»

Индивидуальная работа. Работа парами. Работа в группе. Коллективная работа.

Представление о ленте времени.

Ориентирование в пространстве (работа со схемой)

Оценивание по линеечкам. Самооценка. Внешняя оценка. Оценка работы товарища. Критерии оценивания.

Противопоставление правильности и оригинальности.

Правила ведения дискуссии. Отличие спора от ссоры. Доказательства.

Адресованность и понятность сообщения.

Толерантность как признание права на иную точку зрения.

Ситуация недоопределённого правила.

3.          Планируемые результаты

По окончании модуля у первоклассников:

- процесс адаптации к школьной жизни будет протекать мягко, безболезненно;

- сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,

-сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;

- сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;

- сформируются первоначальные представления о критериях оценивания,

- сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.

В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Основные разделы курса

Основными разделами данного курса являются:

«Как учить себя с помощью взрослого»;

«Сотрудничество со сверстниками»;

«Отношение ребенка с самим собой».

4.          Список литературы.

Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 35 - 43.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985.
Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 68.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 2012. -.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
Цукерман Г.А. Предметность совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1 990. - № 6.
Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - Москва, 1994. - 96 с.

О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4) М.: Генезис., 2012г

Соловьёва Т. А., Рогалёва Е. И. Первоклассник: адаптация к новой социальнолй среде. М.: ВАКО, 2008г (Педагогика. Психология. Управление)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школоведение" для 1 класса (ФГОС) »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №4

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области



Утверждено к использованию

в образовательном процессе ОУ:

Директор ГБОУСОШ №4

_____________Т.А. Осипова

«__» _________ 2013 г.

Приказ №___от «_» ________2012 г.

Рекомендовано к утверждению:

Заместитель директора по УВР

________ И.П. Пигарь

«__» ___________ 2013 г.


Рассмотрено и принято на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № __ «__» _________ 2013 г.

Руководитель МО

______С.С. Афанасьева


ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Введение в школьную жизнь»

на 2013-2014 учебный год

Класс: 1А

Рабочая программа составлена на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).

2) Адаптационные занятия с первоклассниками. Авт.-сост. С. И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2012г.

3) Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 5-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис, 2012г



Рабочую программу составил _______________________________________________________________ О. Г. Старченко


  1. Введение в школьную жизнь. Пояснительная записка.


Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Автор программы предполагает ведение 30 часов курса в течение первых 10-ти дней обучения в школе первоклассника. Из-за отсутствия этого модуля в учебном плане данная программа модернизирована и спланирована на 30 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю.


Рабочая программа составлена на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).

2) Адаптационные занятия с первоклассниками. Авт.-сост. С. И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2012г.

3) Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 5-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис, 2012г

Цели курса:

  • заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;.

  • создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, пробле­мами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить об­щую жизнь класса;

  • создание социально - психологических условий для адаптации первоклассников в ситуацию школьного обучения, которые позволят ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи:

- адаптировать первоклассника к школьной жизни;

- формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;

- формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;

- развитие коммуникативных умений, умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;

- воспитание интереса к обучению.




  1. Содержание программы (30 ч)

Противопоставление школьной и нешкольной форм поведения.

Знаки «Я», «Хор», «Вместе», «Плюс», «Минус», «Ловушка», «Вопрос»

Индивидуальная работа. Работа парами. Работа в группе. Коллективная работа.

Представление о ленте времени.

Ориентирование в пространстве (работа со схемой)

Оценивание по линеечкам. Самооценка. Внешняя оценка. Оценка работы товарища. Критерии оценивания.

Противопоставление правильности и оригинальности.

Правила ведения дискуссии. Отличие спора от ссоры. Доказательства.

Адресованность и понятность сообщения.

Толерантность как признание права на иную точку зрения.

Ситуация недоопределённого правила.


  1. Планируемые результаты

По окончании модуля у первоклассников:

- процесс адаптации к школьной жизни будет протекать мягко, безболезненно;

- сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,

-сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;

- сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;

- сформируются первоначальные представления о критериях оценивания,

- сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.

В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Основные разделы курса

Основными разделами данного курса являются:

«Как учить себя с помощью взрослого»;

«Сотрудничество со сверстниками»;

«Отношение ребенка с самим собой».

  1. Список литературы.

Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 35 - 43.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе. - М., 1985.
Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 68.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М., 2012. - .
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
Цукерман Г.А. Предметность совместной деятельности // Вопросы психологии. - 1 990. - № 6.
Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - Москва, 1994. - 96 с.

О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4) М.: Генезис., 2012г

Соловьёва Т. А., Рогалёва Е. И. Первоклассник: адаптация к новой социальнолй среде. М.: ВАКО, 2008г (Педагогика. Психология. Управление)






  1. календарно-тематическое планирование.



Дата

Тема Цель (цели)

урока

Формирование УУД

(основных на занятии)


Давайте познакомимся


Режим дня школьника

Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия.


Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок».

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Познавательные:

моделирование;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство


Я умею управлять собой

Сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период.

Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

Познавательные:

моделирование;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство


Я и мои товарищи


Приветствие друг друга

Ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы.

Познакомить с разными формами приветствия


Познавательные:

Моделирование;

составление схемы;

использование знаково-символических средств.


Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом.

Личностные:

формирование основ нравственно-этической ориентации;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.



.Я умею преодолевать трудности

. Сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период.

Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом.

Личностные:

формирование основ нравственно-этической ориентации;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Введение знак «Хор», противопоставление знаку «Я».

Я умею слушать других

Познакомить с новым знаком «Хор». Учить отличать форму ответа от содержания ответа, оценивать собственные возможности.


Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

самооценка

Оценка.

Я умею учиться у ошибки

Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки.

Регулятивные:

оценка с помощью моделей или знаков;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;



Учимся работать вместе.

Я умею быть доброжелательным

Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы».

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом, умения договариваться,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


Детское сотрудничество. Я – доброжелательный.

Формировать умение у учащихся слушать друг-друга, адресоваться друг к другу, ждать реакции на свои ответы. Ввести знаки «+» и «-«.

Коммуникативные:

Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли,

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Внешняя оценка и самооценка.

Я умею делать задание вместе с другими.

Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно.

Регулятивные:

оценка и взаимооценка,

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера



Отработка введенных ранее знаков.

Я умею делать задание вместе с другими.

Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Познакомить с ситуацией несогласия при работе в группе.

Регулятивные:

оценка

Коммуникативные.

формирование основ общения друг с другом при работе в группе;

формулирование собственного мнения и позиции;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Как надо и как не надо спорить?

Я умею слышать мнение другого.

Познакомить с ситуацией, когда люди делают одно дело по-разному. Ввести отличие ссоры от спора. Формировать умение спорить.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом при работе в паре и группе;

формулирование собственного мнения и позиции;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Я учусь решать конфликты

Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной отрибутики.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


Введение знака «Вопрос».

«Я хочу задать вопрос учителю!»



Познакомить с ситуацией обращения к учителю. Формировать умение брать на себя инициативу. Способствовать изменению ученической роли с реактивной на активную.

Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать.

Коммуникативные:

выстраивание общения с учителем; формирование умения задавать вопросы.

выстраивание общения с учителем;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Я умею разрешать конфликты

Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева

Коммуникативные:

Распознование и описание своих чувств и чувств других людей

Работаем вместе.

Нам поможет мимка.

Сформировать знание о совместном труде как о труде каждого.

Регулятивные:

Самоценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом, умения договариваться, в том числе в ситуациях согласия и несогласия.

Познавательные:

использование знаково-символических средств;

обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, действие моделирования, выполняющее функции отображения учебного материала; выделение существенного;

отрыва от конкретных ситуативных значений;


Дискуссия. «Говорить не страшно!»

Что такое жесты?

Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;

построение понятных для партнера высказываний;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


«Я хочу задать вопрос товарищу!»

Как доставить радость однокласснику.

Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам. Вырабатывать умение договариваться, «содействовать»

Коммуникативные:

выстраивание общения с одноклассниками;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


«Понятно ли мы говорим?»

Формировать умение высказываться точно и понятно. Учить оцениванию индивидуальному и коллективному.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;

построение понятных для партнера высказываний.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

взаимооценка.


«Понятно ли мы говорим?»

Отрабатывать требования к высказыванию, сообщению, реплике. Учить различать содержательное сообщение и бессмысленное. Учить задавать вопросы. Продолжить формировать умение договариваться друг с другом.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;

построение понятных для партнера высказываний;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ловушки.Как преодолеть грусть.

Учить основам рефлексии.. Формировать умение «внимательно слушать говорящего». Познакомить с новым знаком «Л»

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, её анализ.

Регулятивные:

осуществление контроля высказываний;

самоценка.

Оценивание и самооценивание. Как преодолеть страх.

Отрабатывать умение оценивать себя и одноклассников.

Регулятивные:

взаимооценка, самооценка.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом, умения договариваться;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий


С какими чувствами дружит гнев.

Упражнять в умении аргументировать, доказывать свои суждения.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний;

формулирование собственного мнения и позиции.

Решение практических задач. Гнев и его польза

Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные:

анализ предложенных условий;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

контроль.

Учимся работать вдвоем.

Актуализировать навыки содержательного взаимодействия применительно к парной работе.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом при работе в паре, построение понятных высказываний.


Если обидно…

Анализировать успешность освоения способов действий каждым учеником при работе в парах и группах. Упражнять в употреблении изученных знаков.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний;

формулирование собственного мнения и позиции.

Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога.

Отрабатывать умение оценивать друг друга, находить оптимальное решение. Вырабатывать стремление и потребность оказания помощи одноклассникам.

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом.

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Регулятивные:

оценка;

контроль.


Подготовка к празднику «Дружно переходим во второй…»».

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом.

Регулятивные:

Взаимооценка, самооценка.



Праздник

Создать радостную праздничную атмосферу. Организовать взаимодействие с родителями учащихся. Закрепить изученные способы взаимодействия учащихся.

Личонстные:

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Коммуникативные:

формирование основ общения друг с другом.

Регулятивные:

самооценка.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школоведение" для 1 класса (ФГОС)

Автор: Старченко Ольга Геннадьевна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245624

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства