Оборудование: мультимедийная установка, карта волшебных островов, детские музыкальные инструменты, разноцветные карточки «Цветовая палитра», портрет композитора П.И. Чайковского, разноцветные нотки, линейка с ниткой для опыта, воздушный шарик, булавка, записка с кричалкой.
Репертуар:
Валеологическая распевка «Здравствуйте».
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету».
Музыкально–подвижная игра на воображение «Подводные обитатели»
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
Оркестр «Волна».
Общий танец «Барбарики».
Дыхательная гимнастика «Свечка».
«Осенняя песнь» П.И. Чайковский.
«Неаполитанская песня» П.И. Чайковский.
«Весёлая песенка».
Ход занятия
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня эту музыкальную встречу, мы проведём вместе. Зовут меня Татьяна Юрьевна.
Давайте поздороваемся необычно, повторяйте за мной:
Валеологическая распевка «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здравствуйте!
Я вам предлагаю отправиться в путешествие по волшебным островам. Вы любите путешествовать?
А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами и мы все тоже станем волшебниками. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку
Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку
Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко рот
Конфеткой угостились, Дети облизываются
И в волшебников превратились.
Пора нам отправится в путь.
СЛАЙД № 1 КАРТА ОСТРОВОВ (см. приложение №1)
Мы с вами будем путешествовать вот по этой карте.
(Обращает внимание на карту с волшебными островами, рассматривает её с детьми). Но как нам попасть на первый остров?
(Ответы детей)
Ребята, мы же с вами волшебники и можем превращаться в кого захотим. Давайте мы с вами превратимся в подводных обитателей и доберёмся до острова. Под красивую музыку вы будете плыть, а как только музыка остановиться вы тоже должны замереть в позе подводного обитателя и сказать мне в кого вы превратились.
Раз, два три повернись –
Волшебство начнись!!
Музыкально – подвижная игра на воображение
«Подводные обитатели»
(Дети двигаются под музыку, изображая подводных обитателей. С окончанием музыки они рассказывают, кого они изображают.)
Музыкальный руководитель включает музыку ещё раз и приглашает детей «проплыть» на стульчики
СЛАЙД № 2 «ОСТРОВ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ» (см. приложение №2)
Музыкальный руководитель:
Ну, вот мы с вами и попали на первый остров «Волшебных звуков». Посмотрите, какие необычные деревья на этом острове. Кто же живёт здесь?
(Дети рассматривают изображения острова и видят, что деревья в виде музыкальных инструментов)
Музыкальный руководитель:
Да, судя по деревьям это остров музыкальных инструментов. Мы с вами сейчас отгадаем, какие музыкальные инструменты живут на этом острове.
Проводится музыкально - дидактическая игра «Угадай, на чём играю»
(Музыкальный руководитель по очереди играет на музыкальных инструментах, спрятанных за ширмой, а дети должны угадать какой инструмент звучит).
Музыкальный руководитель:
Здорово, ребята, молодцы, угадали все инструменты.
А сейчас инструменты все возьмём
С ними мы играть начнём.
Вы смотрите на меня,
Дирижёром буду я.
Лишь рукою я взмахну,
Инструменты оживлю.
Лишь взмахну я выше, вы играйте громче,
Лишь взмахну я ниже,
Вы играйте тише.
Общий оркестр «Волна»
Музыкальный руководитель:
К берегу плывёт волна, Дети играют на музыкальных
А за ней ещё одна. инструментах.
Эта выше, Играют громче.
Эта ниже, Играют тихо.
Эта вовсе не видна. Замолкают.
Разразился страшный шторм, Дети громко играют
Что не сосчитать нам волн.
А потом всё тише, тише. Дети играют тише.
И волна всё ниже, ниже. Замолкают.
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята! Пока не разыгрался опять страшный шторм давайте, спрячем скорее музыкальные инструменты и отправимся на следующий волшебный остров, который называется «Гармония». А добраться туда мы сможем только с помощью весёлого волшебного танца. Вы готовы?
(Ответы детей)
Исполняется общий танец «Барбарики»
Музыкальный руководитель:
Ребята, этот весёлый танец разжёг в нас горячий огонь. Давайте мы с вами этот огонь скорее потушим, чтобы совсем не сгореть.
Дыхательная гимнастика «Свечка»
СЛАЙД № 3 ОСТРОВ «ГАРМОНИЯ» (см. приложение №3)
Музыкальный руководитель:
Дети, посмотрите какой он интересный этот остров «Гармония».
(Дети вместе с музыкальным руководителем рассматривают остров. Он разделён пополам – одна половина раскрашена в холодные тона, а другая в тёплые.)
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, на одной половинке живёт кот Мажор -
Он лучший друг ребят.
С собой всегда приносит
Улыбку, шутку, смех,
И если дружишь с ним
То ждёт тебя успех!
А на другой половинке живёт кот Минор –
Со смехом ему не по пути,
Он грустью дорожит.
Любит, вздыхая слёзы лить
И предлагает нам:
Давайте вместе погрустим,
О чем не знает сам!
Дети, давайте поздороваемся с котом Мажором и котом Минором. Но так, чтобы не обидеть ни того ни другого.
(Дети пропевают слово «Здравствуйте» на мажорный и минорный лад)
Ребята, у котика Минора есть одно любимое музыкальное произведение, я вам сейчас его исполню.
Музыкальный руководитель исполняет
«Осеннюю песнь» П.И. Чайковского.
А как вы думаете, почему эта любимая музыка Минора, какой у неё характер?
(Ответы детей: она грустная, унылая, хмурая)
Да, ребята, я полностью с вами согласна. Это произведение называется «Осенняя песня». А какие бы вы выбрали краски, чтобы нарисовать эту музыку?
(Ответы детей. Дети выбирают цветовую палитру)
А давайте теперь послушаем любимое произведение кота Мажора.
Музыкальный руководитель исполняет
«Неаполитанскую песню» П.И. Чайковского
Это музыкальное произведение называется «Неаполитанская песня». А эта музыка по характеру какая? (Ответы детей: весёлая, подвижная)
А какие бы краски вы выбрали, чтобы нарисовать эту музыку? (Ответы детей. Дети выбирают цветовую палитру).
Да, ребята, какая разная музыка! Я вам открою одну тайну – эту разную музыку написал один и тот же человек. А как называется человек, который сочиняет музыку? (Ответы детей: Композитор). Так вот, эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. (Музыкальный руководитель показывает портрет композитора). Вы не раз ещё услышите музыку этого композитора и увидите его портрет потому, что он написал много музыки для детей. У него есть альбом с музыкальными произведениями написанных для детей, он так и называется «Детский альбом». Так как зовут этого композитора? (Ответы детей).
Ну, что же, ребята, пора нам отправляться дальше навстречу неизведанным островам.
А попадём мы на другой остров лишь тогда, когда выполним следующее задание.
Нужно найти кое-что прозрачное и воздушное, воспользоваться кое-чем острым, достать, что там находится и громко прочитать.
(Дети выполняют задание: находят воздушный шарик и булавку прокалывают шарик, достают записку с кричалкой и громко повторяют за музыкальным руководителем)
Домисолькой стать хочу,
Звонко песни я пою!
СЛАЙД №4 ОСТРОВ «ДОМИСОЛЬКА» (см. приложение №4)
Музыкальный руководитель:
Вот мы с вами на острове «Домисолька». На этом острове живут весёлые нотки. Ребята, а если нотки сложить вместе, что получается?
(Ответы детей: песенка). Вы любите петь песенки? (Ответы детей). А вы знаете, что петь песенки, разговаривать нам помогают голосовые связки?
Музыкальный опыт "Откуда берется голос?"
Материал: линейка с натянутой тонкой нитью.
Ход опыта:
Ребята подносят руку к горлу, произносят слово шепотом, затем очень громко и объясняют, что почувствовали рукой. Тихо - дрожания не было, громко - дрожание было. Педагог рассказывает о голосовых связках, сравнивая их с тонкой ниточкой. Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, если подергать слабо - извлекается тихий звук, и наоборот. Поэтому, если говорить очень громко, то можно повредить голосовые связки (нитка рвется).
Ну, вот мы с вами разобрались, что нам помогают петь голосовые связки. Теперь настало время исполнить песенку, но для начала мы с вами её сочиним. Мы же волшебники и многое умеем, например: сочинять песенки.
Ну что ж, сначала сочиним слова для нашей песни. Я буду начинать фразу, а вы, ребята, мне помогайте - заканчивайте её, предлагайте свою варианты.
Итак:
Я гуляю во дворе
Вижу домик на …
Дети: на горе (на холме, на траве),
Музыкальный руководитель:
Я по лесенке взберусь
И в окошко …….
Дети: постучусь,
Музыкальный руководитель:
Принимай-ка, дом, гостей,
Открывай скорее …..
Дети: дверь!
Музыкальный руководитель:
А ещё можно так:
Принимай-ка, дом, ребят,
Нас, весёлых…
Дети: Дошколят!
Как будем петь первый вариант или второй?
(Решение детей)
Давайте для начала мы песенку проговорим стихами шёпотом.
(Дети исполняют песенку шёпотом под музыкальный аккомпонимент)
А теперь мы исполним песенку весело, задорно, но не забывайте, что если громко петь, то можно повредить голосовые связки!
Исполняют «Весёлую песенку»
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие по волшебным островам, нам надо возвращаться в детский сад. Вы зажмурьте глаза, а я прочитаю волшебные слова.
Раз, два, три – повернись,
Волшебство остановись.
Музыкальный руководитель:
Ребята, вот мы с вами и вернулись. Вам понравилось путешествие по волшебным островам? У меня есть карта волшебной страны и разноцветные нотки, там, где вам понравилось больше всего отметьте волшебной ноткой.
(Дети приклеивают разноцветные нотки к тому острову, на котором им понравилось)
Музыкальный руководитель:
Мне было очень приятно с вами познакомится. И я думаю, что вы были волшебниками только потому, что внимательно слушали, старались, были прилежными.