Авторская программа по сольному пению. Основным учебным материалом являются песни современных композиторов, специальные вокальные упражнения, которые способствуют развитию координации слуха на ладовой основе, формированию вокально-технических навыков, гибкости и подвижности голоса. Важная задача при работе над песней – это раскрытие её жизненного содержания, обучение умению радоваться, получать удовольствие от своего пения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа обучения по классу сольного пения»
«Жітіқара ауданы әкімдігінің білім бөлімі»
ММ«Балалар өнер мектебі» МКҚК
ГККП «Детская школа искусств»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Программа обучения
по классу сольного пения
(подготовительный, 1,2 классы)
Составитель: Новопашина И.Б.
Учитель сольного пения.
г.Житикара
Программа обучения вокальному пению разработана с учетом следующих положений:
весь материал программы, ее репертуар, организация занятий соответствуют стандартам педагогической практики;
процесс формирования творческих интересов и вокальных способностей ребенка происходит постепенно и последовательно.
Основным учебным материалом являются песни современных композиторов, специальные вокальные упражнения, которые способствуют развитию координации слуха на ладовой основе, формированию вокально-технических навыков, гибкости и подвижности голоса. Важная задача при работе над песней – это раскрытие её жизненного содержания, обучение умению радоваться, получать удовольствие от своего пения.
Актуальность программы продиктована необходимостью всестороннего развития личности, решением задач эстетического воспитания и художественного образования личности, адаптации к жизни в обществе, формирования личности через эмоционально-образное восприятие.
Цель программы:создание условий для формирования эстетического вкуса на основе целостного представления о музыкальном искусстве;развитие музыкальных способностей детей;понимание истинных духовных ценностей;профессиональное самоопределение.
Задачи:
обучение детей академической или эстрадной манерам исполнения;
формирование правильного дыхания и речи с младшего школьного возраста;
развитие вокального и общего музыкального слуха, чувства ритма;
р
2
азвитие тембра, силы, гибкости и диапазона голоса;
создание условий для раскрытия таланта каждого ребенка и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
расширение поэтического и музыкального кругозора, воспитание чувства сопричастности к прекрасному;
приобщение детей к широкому пласту духовно-нравственных и культурных традиций народов Казахстана;
развитие голоса, формирование естественного звучания, укрепление и расширение его диапазона;
развитие вокальных данных и приобретение опыта творческой деятельности, необходимых для выступления на профессиональной сцене;
Программа направлена на формирование правильного понятия вокальных музыкальных образов; овладение необходимыми навыками; умения проявлять свои чувства в непринужденном естественном пении. Данная программа является примерной, она составлена на основе общепринятых программ и личного накопленного опыта. Её можно видоизменять, совершенствовать, исходя из опыта конкретных условий работы. При выборе специфики занятий, подборе репертуара, участии в концертной деятельности, учитываются желания ребенка, его интересы, возможности, способности и психофизиологические особенности.
Содержание занятий материала дают возможность работать по развитию творческих способностей одаренных детей и детей со стандартными возможностями и способностями.
Основным средством обучения и воспитания учащегося является учебный и концертный репертуар, который основан на песнях современных казахстанских и российских композиторов, произведениях, составляющих культурно-национальную ценность.
Способами проверки ожидаемых результатовявляется:
участие в школьных, массовых, праздничных мероприятиях;
т
3
ематические концерты, мини-концерты с выездом в другие детские
учреждения и организации;
академические концерты;
контрольные уроки, обозначенные в программе;
участие в районных, городских, областных конкурсах; фестивалях
эстрадной песни;
отчетный концерт в конце года для родителей, детей и педагогов.
Ожидаемые результаты.
Учащийся должен знать:
правильную позицию рта при пении;
характеристику певческой дикции;
устройство и принцип работы голосового аппарата;
основы элементарной теории музыки;
основы нотной грамоты.
Учащийся должен уметь:
владеть вокально-певческими навыками;
выразительно и артистично передавать характер музыки;
грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
свободно двигаться по сцене, вести себя во время выступления естественно, без напряжения.
У учащегося в течение двух лет должны быть сформированы:
правильная певческая установка и дыхание;
постановка руки с микрофоном;
точная музыкальная интонация, артикуляция и дикция;
навыки самостоятельной работы, способности к анализу своего исполнения;
Упражнения на разные приемы голосоведения (легато, стаккато).
Отработка певческого дыхания (при вдохе работает диафрагма, а не плечи).
Изучение механизма первичного звукообразования (атака звука).
Освоение пения в унисон (20 ч.)
Теория и практика:
Пение мягким округлым звуком.
Регистры.
Унисонное пение.
Элементы двухголосия.
Разучивание песен индивидуально и в ансамблевом исполнении.
Двухголосное пение (2 ч.)
Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции.
Выработка дыхания.
Пение двухголосных попевок.
Пение звукоряда в параллельном мелодическом движении, каноном.
9
5.«Музыкальный вернисаж»
( урок контроля знаний)
Прослушивание произведений, которые не выносятся на академические концерты.
2 класс
1. Элементарные понятия по теории музыки (5 ч.)
Теория и практика:
Размер, ритм, длительности, высота звука, паузы, акценты.
2. Вокальные навыки (10 ч.)
Теория и практика:
Упражнения на дыхания.
Правильное певческое дыхание – вдох без поднятия плеч, задержка дыхания, равномерный выдох при пении.
Атака звука: твердая, мягкая.
Первичное звукообразование.
Индивидуальное певческое развитие ребенка.
Работа над недостатками: плоский, носовой звук, искажение мимики, выдвинутая вперед нижняя челюсть, неправильная осанка и т. д.
3. Освоение базовых основ пения (17 ч.)
Теория и практика:
Регистры (грудной, головной).
Переход на головное резонирование (фальцетный звук и первое понятие о нем).
Умение правильно оформлять гласные при пении.
Пение мягким, округлым звуком.
Индивидуальное разучивание песен.
Унисонное пение с преподавателем.
4. Освоение пения в народном стиле (8 ч.)
Теория и практика:
Н
ародное пение, его виды, характер звучания.
Специфика звукоизвлечения гласных и некоторых согласных в казахском языке.
5. Элементы хореографии (7 ч.)
Теория и практика:
Костюм и танцевальная культура казахского народа (беседа).
Постановка руки с микрофоном.
Основные позиции эстрадных движений.
Работа над танцевальными движениями, сопутствующими исполнению песни.
Развитие координации движений – шаги в маршеобразной песне или, наоборот, плавные движения в распевных песнях (движения в ритм песни).
«Музыкальный вернисаж»
( урок контроля знаний) 4 ч
Прослушивание произведений, которые не выносятся на академические концерты.
11
Используемая литература
А.В. Барабошкина – Сольфеджио 1 класс / Москва / изд. «Музыка»/ 1985 г.
С10-14,34-37,50-54.
А.В. Барабошкина – Сольфеджио 2 класс / Москва / изд. «Музыка» / 1986 г.
С 5-8,12-15,36-40.
Н.А. Ветлугина «Музыкальный букварь». Москва, изд. «Музыка» (пятое издание) 1989 г.
Т. М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь» / Москва / изд. «Просвещение»/ 1987 г. С 3 - 15
Т. М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь» / Москва / изд. «Просвещение»/ 1988 г. С3 - 21
О.А. Апраксина «Методика развития детского голоса» / Москва / изд. МГПИ 1983 г. С5 -10, 15 -22, 35-38.
Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального искусства» /Москва/ 2007 г.
С. Кузембаева Сольфеджио: Учебное пособие на материале казахской народной и профессиональной музыки. / Алма-Ата / Мектеп / 1967 г.С3-5.
Н.С. Кетегенова Образовательная программа по предмету «Сольфеджио» /Астана / Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования / 2011 г. С 6-7, 15-19, 20-21.