Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов, роль которой неоспорима во всех музыкальных специальностях, проводимых в рамках образовательных программ ДШИ и ДМШ.
Какие функции выполняет концертмейстер, как он может поддержать ребенка, только-только вступившего на непростой путь обучения? Какими же качествами и умениями должен обладать концертмейстер, чтобы быть крепким профессионалом? Работа пианиста – концертмейстера в ДШИ и ДМШ занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом по специальности приобщить ученика к миру прекрасного, развить его музыкальность, помочь ему выработать навыки игра в ансамбле, навыки концертного выступления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов, роль которой неоспорима во всех музыкальных специальностях, проводимых в рамках образовательных программ ДШИ и ДМШ.
Какие функции выполняет концертмейстер, как он может поддержать ребенка, только-только вступившего на непростой путь обучения? Какими же качествами и умениями должен обладать концертмейстер, чтобы быть крепким профессионалом? Работа пианиста – концертмейстера в ДШИ и ДМШ занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом по специальности приобщить ученика к миру прекрасного, развить его музыкальность, помочь ему выработать навыки игра в ансамбле, навыки концертного выступления.
Пианист-концертмейстер, прежде всего, должен владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, воображением, артистизмом, умением охватить образную сущность и форму произведения, способностью транспонировать, импровизировать, воплотить замысел автора в концертном исполнении. Реализация замысла связана с раскрытием, корректировкой, уточнением художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Концертмейстеру необходимы глубокие познания в музыкально – теоретических дисциплинах (гармонии, анализа форм, полифонии). Способность изучать предмет в различных связях, широкая осведомленность в смежных областях знаний помогает концертмейстеру творчески работать. Самое главное в работе концертмейстера является психологические качества: как мобильность, быстрота реакции (особенно необходимое в работе с детьми). В случае, если солист на концерте или экзамене вдруг «теряет» текст, а в практике детского исполнительства это встречается довольно часто, то опытный концертмейстер, не переставая играть, должен подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.
Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с учащимися учебного репертуара. Эта сторона работы концертмейстера требует от пианиста разносторонних навыков и знаний в области смежных исполнительских искусств, педагогического чутья и такта.
Внимание концертмейстера – это внимание особого рода. Оно многоплановое. Его надо распределять не только между двумя собственными руками, но относить и к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется правая и левая педали, слуховое внимание занято звуковым балансом, которое составляет основу основ ансамблевого музицирования, звуковедением у солиста. Ансамблевое внимание следит за воплощением единства музыкальной мысли. Такое напряжение внимания требует от концертмейстера огромной затраты физических и душевных сил.
Волнение на эстраде проходит красной нитью по жизни любого музыканта, будь то солист или концертмейстер, маститый профессионал или делающий первые шаги юный исполнитель. Возможно, есть общие рекомендации по преодолению страха и волнения на сцене, но, на мой взгляд, каждый ищет свой путь, свои методы воздействия на собственный организм, свой способ преодоления излишних эмоций. Одно могу сказать определенно, лучшее «лекарство» от волнения – практика и еще раз практика! Чем чаще музыкант выходит на сцену, тем меньше он занимается поисками средств для преодоления своих страхов. При этом его голова все более занимается «прямым своим делом» - выявлением музыкально - художественного образа произведения.
Я проработала в музыкальной школе 27 лет, и за эти годы была концертмейстером в классе виолончели, скрипки, домры, кларнета, хоровых дисциплин, в классе хореографии. Одним из интересных предметов считаю «Сольное пение» за «живое» звучание голоса, за непредсказуемость психоматики солиста, за интересные решения задач в процессе работы над произведениями с юными вокалистами. За эти годы с учениками были пройдены этапы подготовки и участия во многих концертах, мероприятиях, конкурсах. Хотелось бы сказать, что в классе вокала нет функции «второстепенности» аккомпаниатора, есть только единое звено, единое целое. В начале работы над новым произведением начинается с раскрытия содержания, с выявления художественного образа и стиля произведения, и, исходя из этого, моя задача концертмейстера - искать характер звучания, краску, нюансы, темп и т.д.
В своей практической работе с солистом считаю основной технической задачей - общность темпа, ритмического движения, динамики исполнения, «предслышание». Для своей работы считаю важным следующие аспекты:
Должны быть хорошо известны возможности дыхания данного солиста, максимальная для него продолжительность звука, верно ощущать запас дыхания у юного певца, а оно зависит и от физического состояния исполнителя, и от его психологической настроенности.
Немаловажно - вопрос дыхания. Основной закон ансамбля - дышать одновременно с певцом. Характер и длительность фортепианной цезуры всецело диктуется содержанием литературного и музыкального текста сочинения. И в процессе работы с учеником обратить внимание и научить следить за совпадением моментов дыхания.
Наиболее сложная проблема: ритм и темп; здесь многое зависит от индивидуальности ученика. Главная задача пианиста - приводить к единому темпу все отклонения. Большое внимание нужно уделять паузам. Пианист должен очень точно «заполнять» время паузы у солиста, не затягивая темпа, чтобы сохранить общий ритмический рисунок.
Еще один неотъемлемый компонент ансамбля с юным вокалистом - общность динамических оттенков. Не все дети от природы имеют сильный и яркий голос, и задача концертмейстера - следить за малейшими изменениями в силе звучания голоса. Фортепиано как сопровождающий инструмент, должно звучать чуть слабее певческого звука. Какова бы ни была динамическая шкала в сочинении, соотношение это надо соблюдать. Но разница в силе звука должна быть минимальной, без попытки «перекрыть» голос или игра бескрасочным звуком.
Удачными во всех отношениях профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый союз педагога – концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно и корректно донести информацию, и концертмейстеры, умеющие правильно понять и принять пожелания педагога, имеют творчески отлаженный и успешный союз.
Литература:
Готлиб А. Основы ансамблевой музыки. М., 1971
Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Л., 1972.
Васильева И. «Вопросы организации самостоятельной работы концертмейстера». – М., 1985.
Подольская В.В. Развитие навыков аккомпенемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. – М.: Музыка, 1974.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.