kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок преподавателя Аптуковой И.А. по предмету сольное пение. Тема урока: «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» В открытом уроке принимают участие учащиеся 1-х классов вокального отделения. Присутствовали: - заместитель директора по УВР Султанова З.Ф., - преподаватели по сольному пению: Аптукова Алина Адгамовна и Сафина Гюзель Фаритовна. - зав. МО ТО, преподаватель теоретических дисциплин Маматова Ляйсан Рафилевна. ХОД УРОКА: 1. Вступительное слово преподавателя: Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков. Задача - формирование вокально-интонационных навыков • умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции; • пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона; • пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков); • мажорного и минорного трезвучия от звуков; • пение в унисон; • развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся. • способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. • работа над программой. 2.Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного. Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом: а) Упражнение на вытягивание губ: б) Доставание верхней губой носа: в) Втягивание и вытягивание губ: г) Широкое открывание рта: д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево. е) Круговое движение губ: ж) Упражнении «Петушок» - дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты 3. Интонационные упражнения на первом году обучения В младших классах пение следует начинать с певческой установки: а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание, б) Правильное дыхание поможет выработать ровный звук. Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом» На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину» выдох на звуки «вз». Упражнения на дыхание: (по типу упражнений Бутейко); Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания: - крик чайки; рев медведя; плач младенца; шум ветра и т.д. Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми. Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием: Педагог: — Грузовик поедет скоро, Загудел его мотор… Дети: — Тор-тор, тр-р-р-р… Педагог: — Помощь скорая спешит, Ее сирена так гудит: Дети: — У-у-уи… (с интонированием) Педагог: — Но быстрее всех на свете, Обгоняя свежий ветер, Мчусь в своей машине я, - Не обгоните меня!… Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием. Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у» Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее. Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента. Упражнение для «гудошников»: «Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх: «Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у». «Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у». «Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у». Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом» Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его. 4. Работа над произведениями. В процессе работы над произведениями очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь петь фразы ровно, мягко опираясь на дыхание и держав звук на высокой позиции. Петь выразительно, с четкой дикцией. Однако овладение дыханием и пение с чистой интонации, строением голосового аппарата – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольного пения. 5. Обсуждение урока. Список используемой литературы: 1.Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке». Методическое пособие.М., «Советский композитор», 1991 г. 2. Гонтаренко Н. Б. «Сольное пение»: секреты вокального мастерства/. Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 155, (1) с.: ил. – (Любимые мелодии). 3. Далецкий О. В. «Певец в хоре».- Культурно-просвятитель-хора. – Клуб и художественная самодеятельность, 1973, №10, с.27-28 4. Далецкий О. В. «Певец в хоре». – Культурно-просветительская работа в войсках. 1978, № 3, стр. 56-59 5. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». – М.: Музыка, 1968.-673стр. 6. Дуэты и трио советских композиторов для пения в сопровождении фортепиано. Репертуар начинающего певца./ Сост. О. Далецкий. – М.: Музыка, 1981.-64стр. 7. Поёт самостоятельный вокальный ансамбль в сопровождении фортепиано и без сопровождения./ Сост. В.Модель. – Л.: Музыка, 1975.- 63с. 8. Репертуар начинающего певца: дуэты для пения в сопровождении фортепиано, Сост./ О. Далецкий. М.:Музыка, 1975.-99стр. 9. Романовский Н. Хоровой словарь.-2-е изд.- Я.: Музыка, 1972.-236стр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» »

Открытый урок

преподавателя Аптуковой И.А. по предмету сольное пение.


Тема урока: «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»

В открытом уроке принимают участие учащиеся 1-х классов вокального отделения.

Присутствовали:

- заместитель директора по УВР Султанова З.Ф.,

- преподаватели по сольному пению: Аптукова Алина Адгамовна и Сафина Гюзель Фаритовна.

- зав. МО ТО, преподаватель теоретических дисциплин Маматова Ляйсан Рафилевна.



ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово преподавателя:

Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в  ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.

Задача  -  формирование вокально-интонационных навыков

  • умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;

  • пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;

  • пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

  • мажорного и минорного трезвучия от звуков;

  • пение в унисон; 

  • развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.

  • способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

  • работа над программой.

2.Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.

Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом:

а) Упражнение на вытягивание губ:

б) Доставание верхней губой носа:

в) Втягивание и вытягивание губ:

г) Широкое открывание рта:

д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая  головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево. 

е) Круговое движение губ:

ж) Упражнении «Петушок»  - дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты

 3. Интонационные упражнения на первом году обучения

В младших классах пение следует начинать с певческой установки:

а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание,

б) Правильное дыхание поможет выработать ровный звук.

Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом» На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину»  выдох на звуки «вз».

Упражнения на дыхание: (по типу упражнений Бутейко);

Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания: 

-         крик чайки; рев медведя; плач младенца; шум ветра и т.д.

Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми.

Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием:

Педагог:     — Грузовик поедет скоро,

Загудел его мотор…

Дети:          — Тор-тор, тр-р-р-р… 

Педагог:     — Помощь скорая спешит,

Ее сирена так гудит:

Дети:          — У-у-уи… (с интонированием) 

Педагог:     — Но быстрее всех на    свете,

Обгоняя свежий ветер,

Мчусь в своей машине я, -

Не обгоните меня!…

Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием.

Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у»

Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.

Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.

Упражнение для «гудошников»:

 «Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх:

«Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

«Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

«Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом»

Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.

4. Работа над произведениями.

В процессе работы над произведениями очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь петь фразы ровно, мягко опираясь на дыхание и держав звук на высокой позиции. Петь выразительно, с четкой дикцией. Однако овладение дыханием и пение с чистой интонации, строением голосового аппарата – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольного пения.


5. Обсуждение  урока.



Список используемой литературы:

1.Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке». Методическое пособие.М., «Советский композитор», 1991 г.

2. Гонтаренко Н. Б. «Сольное пение»: секреты вокального мастерства/. Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 155, (1) с.: ил. – (Любимые мелодии).

3. Далецкий О. В. «Певец в хоре».- Культурно-просвятитель-хора. – Клуб и художественная самодеятельность, 1973, №10, с.27-28

4. Далецкий О. В. «Певец в хоре». – Культурно-просветительская работа в

войсках. 1978, № 3, стр. 56-59

5. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». – М.: Музыка, 1968.-673стр.

6. Дуэты и трио советских композиторов для пения в сопровождении фортепиано. Репертуар начинающего певца./ Сост. О. Далецкий. – М.:

Музыка, 1981.-64стр.

7. Поёт самостоятельный вокальный ансамбль в сопровождении

фортепиано и без сопровождения./ Сост. В.Модель. – Л.: Музыка,

1975.- 63с.

8. Репертуар начинающего певца: дуэты для пения в сопровождении

фортепиано, Сост./ О. Далецкий. М.:Музыка, 1975.-99стр.

9. Романовский Н. Хоровой словарь.-2-е изд.- Я.: Музыка, 1972.-236стр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»

Автор: Аптукова Ильзира Аухатовна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182673


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
1940 руб.
1380 руб.
1970 руб.
1450 руб.
2070 руб.
1620 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства