kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок преподавателя Аптуковой И.А. по предмету сольное пение. Тема урока: «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» В открытом уроке принимают участие учащиеся 1-х классов вокального отделения. Присутствовали: - заместитель директора по УВР Султанова З.Ф., - преподаватели по сольному пению: Аптукова Алина Адгамовна и Сафина Гюзель Фаритовна. - зав. МО ТО, преподаватель теоретических дисциплин Маматова Ляйсан Рафилевна. ХОД УРОКА: 1. Вступительное слово преподавателя: Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков. Задача - формирование вокально-интонационных навыков • умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции; • пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона; • пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков); • мажорного и минорного трезвучия от звуков; • пение в унисон; • развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся. • способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. • работа над программой. 2.Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного. Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом: а) Упражнение на вытягивание губ: б) Доставание верхней губой носа: в) Втягивание и вытягивание губ: г) Широкое открывание рта: д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево. е) Круговое движение губ: ж) Упражнении «Петушок» - дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты 3. Интонационные упражнения на первом году обучения В младших классах пение следует начинать с певческой установки: а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание, б) Правильное дыхание поможет выработать ровный звук. Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом» На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину» выдох на звуки «вз». Упражнения на дыхание: (по типу упражнений Бутейко); Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания: - крик чайки; рев медведя; плач младенца; шум ветра и т.д. Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми. Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием: Педагог: — Грузовик поедет скоро, Загудел его мотор… Дети: — Тор-тор, тр-р-р-р… Педагог: — Помощь скорая спешит, Ее сирена так гудит: Дети: — У-у-уи… (с интонированием) Педагог: — Но быстрее всех на свете, Обгоняя свежий ветер, Мчусь в своей машине я, - Не обгоните меня!… Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием. Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у» Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее. Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента. Упражнение для «гудошников»: «Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх: «Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у». «Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у». «Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у». Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом» Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его. 4. Работа над произведениями. В процессе работы над произведениями очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь петь фразы ровно, мягко опираясь на дыхание и держав звук на высокой позиции. Петь выразительно, с четкой дикцией. Однако овладение дыханием и пение с чистой интонации, строением голосового аппарата – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольного пения. 5. Обсуждение урока. Список используемой литературы: 1.Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке». Методическое пособие.М., «Советский композитор», 1991 г. 2. Гонтаренко Н. Б. «Сольное пение»: секреты вокального мастерства/. Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 155, (1) с.: ил. – (Любимые мелодии). 3. Далецкий О. В. «Певец в хоре».- Культурно-просвятитель-хора. – Клуб и художественная самодеятельность, 1973, №10, с.27-28 4. Далецкий О. В. «Певец в хоре». – Культурно-просветительская работа в войсках. 1978, № 3, стр. 56-59 5. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». – М.: Музыка, 1968.-673стр. 6. Дуэты и трио советских композиторов для пения в сопровождении фортепиано. Репертуар начинающего певца./ Сост. О. Далецкий. – М.: Музыка, 1981.-64стр. 7. Поёт самостоятельный вокальный ансамбль в сопровождении фортепиано и без сопровождения./ Сост. В.Модель. – Л.: Музыка, 1975.- 63с. 8. Репертуар начинающего певца: дуэты для пения в сопровождении фортепиано, Сост./ О. Далецкий. М.:Музыка, 1975.-99стр. 9. Романовский Н. Хоровой словарь.-2-е изд.- Я.: Музыка, 1972.-236стр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» »

Открытый урок

преподавателя Аптуковой И.А. по предмету сольное пение.


Тема урока: «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»

В открытом уроке принимают участие учащиеся 1-х классов вокального отделения.

Присутствовали:

- заместитель директора по УВР Султанова З.Ф.,

- преподаватели по сольному пению: Аптукова Алина Адгамовна и Сафина Гюзель Фаритовна.

- зав. МО ТО, преподаватель теоретических дисциплин Маматова Ляйсан Рафилевна.



ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово преподавателя:

Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в  ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.

Задача  -  формирование вокально-интонационных навыков

  • умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;

  • пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;

  • пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

  • мажорного и минорного трезвучия от звуков;

  • пение в унисон; 

  • развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.

  • способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

  • работа над программой.

2.Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.

Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом:

а) Упражнение на вытягивание губ:

б) Доставание верхней губой носа:

в) Втягивание и вытягивание губ:

г) Широкое открывание рта:

д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая  головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево. 

е) Круговое движение губ:

ж) Упражнении «Петушок»  - дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты

 3. Интонационные упражнения на первом году обучения

В младших классах пение следует начинать с певческой установки:

а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание,

б) Правильное дыхание поможет выработать ровный звук.

Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом» На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину»  выдох на звуки «вз».

Упражнения на дыхание: (по типу упражнений Бутейко);

Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания: 

-         крик чайки; рев медведя; плач младенца; шум ветра и т.д.

Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми.

Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием:

Педагог:     — Грузовик поедет скоро,

Загудел его мотор…

Дети:          — Тор-тор, тр-р-р-р… 

Педагог:     — Помощь скорая спешит,

Ее сирена так гудит:

Дети:          — У-у-уи… (с интонированием) 

Педагог:     — Но быстрее всех на    свете,

Обгоняя свежий ветер,

Мчусь в своей машине я, -

Не обгоните меня!…

Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием.

Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у»

Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.

Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.

Упражнение для «гудошников»:

 «Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх:

«Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

«Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

«Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом»

Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.

4. Работа над произведениями.

В процессе работы над произведениями очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь петь фразы ровно, мягко опираясь на дыхание и держав звук на высокой позиции. Петь выразительно, с четкой дикцией. Однако овладение дыханием и пение с чистой интонации, строением голосового аппарата – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольного пения.


5. Обсуждение  урока.



Список используемой литературы:

1.Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке». Методическое пособие.М., «Советский композитор», 1991 г.

2. Гонтаренко Н. Б. «Сольное пение»: секреты вокального мастерства/. Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 155, (1) с.: ил. – (Любимые мелодии).

3. Далецкий О. В. «Певец в хоре».- Культурно-просвятитель-хора. – Клуб и художественная самодеятельность, 1973, №10, с.27-28

4. Далецкий О. В. «Певец в хоре». – Культурно-просветительская работа в

войсках. 1978, № 3, стр. 56-59

5. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». – М.: Музыка, 1968.-673стр.

6. Дуэты и трио советских композиторов для пения в сопровождении фортепиано. Репертуар начинающего певца./ Сост. О. Далецкий. – М.:

Музыка, 1981.-64стр.

7. Поёт самостоятельный вокальный ансамбль в сопровождении

фортепиано и без сопровождения./ Сост. В.Модель. – Л.: Музыка,

1975.- 63с.

8. Репертуар начинающего певца: дуэты для пения в сопровождении

фортепиано, Сост./ О. Далецкий. М.:Музыка, 1975.-99стр.

9. Романовский Н. Хоровой словарь.-2-е изд.- Я.: Музыка, 1972.-236стр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»

Автор: Аптукова Ильзира Аухатовна

Дата: 05.03.2015

Номер свидетельства: 182673


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства