Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»
Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»
Открытый урок
преподавателя Аптуковой И.А. по предмету сольное пение.
Тема урока: «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»
В открытом уроке принимают участие учащиеся 1-х классов вокального отделения.
Присутствовали:
- заместитель директора по УВР Султанова З.Ф.,
- преподаватели по сольному пению: Аптукова Алина Адгамовна и Сафина Гюзель Фаритовна.
- зав. МО ТО, преподаватель теоретических дисциплин Маматова Ляйсан Рафилевна.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово преподавателя:
Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.
Задача - формирование вокально-интонационных навыков
• умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;
• пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
• пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
• мажорного и минорного трезвучия от звуков;
• пение в унисон;
• развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
• способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.
• работа над программой.
2.Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.
Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом:
а) Упражнение на вытягивание губ:
б) Доставание верхней губой носа:
в) Втягивание и вытягивание губ:
г) Широкое открывание рта:
д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево.
е) Круговое движение губ:
ж) Упражнении «Петушок» - дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты
3. Интонационные упражнения на первом году обучения
В младших классах пение следует начинать с певческой установки:
а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание,
б) Правильное дыхание поможет выработать ровный звук.
Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом» На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину» выдох на звуки «вз».
Упражнения на дыхание: (по типу упражнений Бутейко);
Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания:
- крик чайки; рев медведя; плач младенца; шум ветра и т.д.
Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми.
Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием:
Педагог: — Грузовик поедет скоро,
Загудел его мотор…
Дети: — Тор-тор, тр-р-р-р…
Педагог: — Помощь скорая спешит,
Ее сирена так гудит:
Дети: — У-у-уи… (с интонированием)
Педагог: — Но быстрее всех на свете,
Обгоняя свежий ветер,
Мчусь в своей машине я, -
Не обгоните меня!…
Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием.
Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у»
Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.
Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.
Упражнение для «гудошников»:
«Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх:
«Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
«Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
«Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом»
Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.
4. Работа над произведениями.
В процессе работы над произведениями очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь петь фразы ровно, мягко опираясь на дыхание и держав звук на высокой позиции. Петь выразительно, с четкой дикцией. Однако овладение дыханием и пение с чистой интонации, строением голосового аппарата – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольного пения.
5. Обсуждение урока.
Список используемой литературы:
1.Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке». Методическое пособие.М., «Советский композитор», 1991 г.
2. Гонтаренко Н. Б. «Сольное пение»: секреты вокального мастерства/. Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 155, (1) с.: ил. – (Любимые мелодии).
3. Далецкий О. В. «Певец в хоре».- Культурно-просвятитель-хора. – Клуб и художественная самодеятельность, 1973, №10, с.27-28
4. Далецкий О. В. «Певец в хоре». – Культурно-просветительская работа в
войсках. 1978, № 3, стр. 56-59
5. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». – М.: Музыка, 1968.-673стр.
6. Дуэты и трио советских композиторов для пения в сопровождении фортепиано. Репертуар начинающего певца./ Сост. О. Далецкий. – М.:
Музыка, 1981.-64стр.
7. Поёт самостоятельный вокальный ансамбль в сопровождении
фортепиано и без сопровождения./ Сост. В.Модель. – Л.: Музыка,
1975.- 63с.
8. Репертуар начинающего певца: дуэты для пения в сопровождении
фортепиано, Сост./ О. Далецкий. М.:Музыка, 1975.-99стр.
9. Романовский Н. Хоровой словарь.-2-е изд.- Я.: Музыка, 1972.-236стр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» »
Открытый урок
преподавателя Аптуковой И.А. по предмету сольное пение.
Тема урока: «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»
В открытом уроке принимают участие учащиеся 1-х классов вокального отделения.
Присутствовали:
- заместитель директора по УВР Султанова З.Ф.,
- преподаватели по сольному пению: Аптукова Алина Адгамовна и Сафина Гюзель Фаритовна.
- зав. МО ТО, преподаватель теоретических дисциплин Маматова Ляйсан Рафилевна.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово преподавателя:
Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.
Задача - формирование вокально-интонационных навыков
2.Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.
Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом:
а) Упражнение на вытягивание губ:
б) Доставание верхней губой носа:
в) Втягивание и вытягивание губ:
г) Широкое открывание рта:
д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево.
е) Круговое движение губ:
ж) Упражнении «Петушок» - дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты
3. Интонационные упражнения на первом году обучения
В младших классах пение следует начинать с певческой установки:
а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание,
Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом» На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину» выдох на звуки «вз».
Упражнения на дыхание: (по типу упражнений Бутейко);
Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания:
Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми.
Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием:
Педагог: — Грузовик поедет скоро,
Загудел его мотор…
Дети: — Тор-тор, тр-р-р-р…
Педагог: — Помощь скорая спешит,
Ее сирена так гудит:
Дети: — У-у-уи… (с интонированием)
Педагог: — Но быстрее всех на свете,
Обгоняя свежий ветер,
Мчусь в своей машине я, -
Не обгоните меня!…
Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием.
Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у»
Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.
Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.
Упражнение для «гудошников»:
«Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх:
«Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
«Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
«Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом»
Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.
4. Работа над произведениями.
В процессе работы над произведениями очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь петь фразы ровно, мягко опираясь на дыхание и держав звук на высокой позиции. Петь выразительно, с четкой дикцией. Однако овладение дыханием и пение с чистой интонации, строением голосового аппарата – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольного пения.
5. Обсуждение урока.
Список используемой литературы:
1.Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке». Методическое пособие.М., «Советский композитор», 1991 г.
2. Гонтаренко Н. Б. «Сольное пение»: секреты вокального мастерства/. Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 155, (1) с.: ил. – (Любимые мелодии).
3. Далецкий О. В. «Певец в хоре».- Культурно-просвятитель-хора. – Клуб и художественная самодеятельность, 1973, №10, с.27-28
4. Далецкий О. В. «Певец в хоре». – Культурно-просветительская работа в
войсках. 1978, № 3, стр. 56-59
5. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики». – М.: Музыка, 1968.-673стр.
6. Дуэты и трио советских композиторов для пения в сопровождении фортепиано. Репертуар начинающего певца./ Сост. О. Далецкий. – М.:
Музыка, 1981.-64стр.
7. Поёт самостоятельный вокальный ансамбль в сопровождении
фортепиано и без сопровождения./ Сост. В.Модель. – Л.: Музыка,
1975.- 63с.
8. Репертуар начинающего певца: дуэты для пения в сопровождении
фортепиано, Сост./ О. Далецкий. М.:Музыка, 1975.-99стр.
9. Романовский Н. Хоровой словарь.-2-е изд.- Я.: Музыка, 1972.-236стр.