kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа «Музыка и пение» для 5 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе:  1.    Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. 2.    Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 3.    Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7). 4.    Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования  на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920 – мр. 5.    Учебный план МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»  на 2014/2015 учебный год 6.    Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11 7.    Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко. Программа «Музыка и пение» И.В.Евтушенко используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю).  Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:       1. Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г.       2. Учебное пособие А.С. Соболева «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе»..- М.: Просвещение, 2008.       Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности,  особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена. Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, разви¬тие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.          Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются.     Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: •    Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; •    Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; •    Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального  языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. •    Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.  •    Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении,  слушательской и исполнительской культуры учащихся.  Задачи: 1.  Развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке.  2. Развитие музыкального мышления.  3. Формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира,  4.  Формирование восприятия потребности в музыкальном самообразовании.  Основные содержательные линии: •    обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; •    усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке; •    овладение способами музыкальной деятельности; •    обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.   Весь учебно-воспитательный  процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.  Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адапта¬ции его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следую¬щие принципы: •    коррекционная направленность обучения; •    оптимистическая перспектива образования; •    индивидуализация и дифференциация процесса обучения; •    комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогиче¬ских технологий. Для осуществления этих принципов учителю музыки необхо¬димо разбираться в структуре аномального развития личности ре¬бенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих воз¬можностей, характер эмоциональных нарушений. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: •    метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; •    метод эмоциональной драматургии; •    метод интонационно-стилевого постижения музыки; •    метод художественного контекста; •    метод создания «композиций»; •    метод перспективы и ретроспективы.                      Виды организации учебной деятельности: - конкурс - викторина - самостоятельная работа - творческая работа Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.    Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х разделов:  распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. На  уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география, литература. Основные виды контроля: - вводный - текущий - итоговый - индивидуальный - письменный - контроль учителя          Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида »

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования

"Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2"

«Согласовано»

заместитель директора

по НМР

29 августа 2014г.

______/Петрова А.И./



«Утверждено»

директор школы


30 августа 2014г.

______/Минченок Н.И./



«Согласовано»

заместитель директора

по УВР

29 августа 2014г.

______/Андреева Н.П.



«Рассмотрено»

на методическом объединении

27 августа 2014г.

Руководитель МО

______/Мунатова Н.А../















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

для учащегося специального (коррекционного) образования 5 класса VIII вида

на 2015/2016 учебный год


УМК: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В Евтушенко.








Учитель: Мунатова Наталья Александровна

2014год

Раздел 1. Пояснительная записка.

Данная программа «Музыка и пение» для 5 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12..08.2011 г. № 920 – мр.

  5. Учебный план МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2» на 2014/2015 учебный год

  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

  7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко.

Программа «Музыка и пение» И.В.Евтушенко используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г.

2. Учебное пособие А.С. Соболева «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе». .- М.: Просвещение, 2008.

Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности,  особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена.

Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, разви­тие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

  • Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

  • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Задачи:

1. Развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке.

2. Развитие музыкального мышления.

3. Формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира,

4. Формирование восприятия потребности в музыкальном самообразовании.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности;

  • обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адапта­ции его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следую­щие принципы:

  • коррекционная направленность обучения;

  • оптимистическая перспектива образования;

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

  • комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогиче­ских технологий.

Для осуществления этих принципов учителю музыки необхо­димо разбираться в структуре аномального развития личности ре­бенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих воз­можностей, характер эмоциональных нарушений.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы.


Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.

Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х разделов:  распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. На  уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география, литература.

Основные виды контроля:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Содержание программы «Музыка и пение» 5 класс:

Содержание программного материала уроков состоит из музы­кальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упраж­нений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования во­кально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уров­ня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа форми­рования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке строй­ности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскры­тия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-тех­нические приемы исполнения. В формировании устойчивого инте­реса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не реко­мендуется громко петь.

Исполнение песенного материала в диапазоне: си реу Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более слож­ном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на ма­териале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зави­симости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного ис­полнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выучен­ных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4-м классе.

Музыкальный материал для пения:

/ четверть

«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.

«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, ел. И. Дика.

«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.

«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.

«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической компо­зиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Си­нявского.

// четверть

«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.

«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита.

«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.

«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.

«Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.

III четверть

«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.

«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.

«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.

«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.

«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора.

«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.

«Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.

IV четверть

«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.

«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.

«Калинка» — русская народная песня.

«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой.

«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народ­ной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра на­родных инструментов. Народные музыкальные инструменты: дом­ра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные лож­ки, бас-балалайка и т. д. Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го
класса. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций: дети могут слушать произведение; беседовать о характере, особенностях формы произведения; пропевать главную тему инструментального произведения
голосом; выполнять индивидуальные задания творческого характера рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения,
рассказы о музыке; исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкаль­
ных инструментах; включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных си­
туаций .



Музыкальные произведения для слушания:

Л. Бетховен. «Сурок».

Л. Бетховен. «К Элизе».

Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».

Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ
«Пер Гюнт».

И. Штраус. «Полька», соч. № 214.

Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.

Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».

И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».

М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».

С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».

А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».

«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.

«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.

Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементар­ный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных зако­номерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непрехо­дящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изу­ченного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им пес­ни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем воз­вращаться к их исполнению. Данная программа предполагает овладение учащимися элементами музыкальной культуры, способствует успешной адаптации учащихся в обществе.

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формиро­вания музыкально-слуховых представлений, практических уме­ний и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Требования к результатам обучения учащихся 5 класса:

знать и понимать:

- наизусть 8-10 песен;

- специфику музыки как вида искусства;

- значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыке;

- основные формы музыки;

- названия и виды инструментов;

- имена композиторов и известных исполнителей.

- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);

- паузы (долгие, короткие);

- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, ман­долина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные лож­ки, бас-балалайка).


уметь:

- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- выразительно исполнять соло и хором;

- распознавать на слух песню, танец, марш;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни;

- различать на слух звучания отдельных инструментов;

- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;

- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;

- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;

-определять свое отношение к музыкальным явлениям.

- самостоятельно начинать пение после вступления;

- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свобод­ным звуком на всем диапазоне;

- контролировать слухом пение окружающих;

- применять полученные навыки при художественном исполне­нии музыкальных произведений.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;

  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


Предметными результатами изучения музыки являются:

  • Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)

музыкально творческой деятельности;

  • Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

  • Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.









Тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабораторные

и практические

Контрольные и

диагностические материалы

Экскурсии

I.

Раздел

«Слушание музыки»



1ч.

Обобщающий урок.



II.

Раздел «Пение»



1ч.

Обобщающий урок.




III

Раздел

«Музыкальная грамота»



1ч.

Обобщающий урок.





Итого

34 ч.


2 ч.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения урока


Содержание

урока

Формы организации учебных занятий

Виды контроля

I-я четверть(9 учебных недель, 9 уроков)


1.

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 4 классе


1


Закрепление:

- певческой установки, правильного дыхания во время пения;

- песен, разученных в 4 классе,

- муз. произведений, прослушанных в 4 классе

Творческие задания.

Устный.

2.

Национальный

фольклор

1


Главные признаки русской музыки

«Вниз по матушке по Волге» - рус. нар. песня - слушание

«Моя Россия» м. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой - разучивание

Анализ произведений музыкального искусства

Устный.

3.

Характерные особенности русской песни

1


Интонационное своеобразие народной музыки -распевность на нескольких звуках одного слога М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» -слушание

«Моя Россия» - исполнение

Творческие задания.

Устный опрос

4.

Многожанровость русской песни - былины

1


Былины – песни о подвигах богатырей

«Ермак» р.н. п. – слушание

«Пойду ль я, выйду ль я» - р. н. п. - разучивание

Творческие задания.

Устный опрос

5.

Календарные обрядовые песни, частушки

1


Исполнение колядок

«Виноград в саду цветет» - слушание (свадебная обрядовая), частушки – исполнение

«Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение без сопровождения

Творческие задания.

наблюдение

6.

Связь музыки с жизнью людей





1


«Калинка» - р. н. п., «Во кузнице» - р. н. п., «Уж, вы, мои ветры» - р. н. п. – слушание

«Расти, колосок» м. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского - разучивание

Музыкальная викторина.

Устный опрос

7.

Роль музыки в труде людей

1


«Во кузнице» - р. н. п., «Дуня – тонкопряха» - слушание

«Расти, колосок» - выразительное исполнение

«Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение в рус. нар. игре «Ручеек»


Урок-КВН

Устный опрос

8.

Роль музыки в отдыхе людей

1


«Тонкая рябина» р. н. п., «Светит месяц» - слушание

«Из чего наш мир состоит?»» м. С.Савельева, сл. М. Танича - разучивание

«Расти, колосок» - исполнение

Творческие задания.

Устный опрос

9.

Обобщение темы «Русская народная музыка»

1


Кроссворд по пройденной теме


Урок-презентация

Итоговое тестирование

Итого за I четверть: 9 уроков


II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)


10.

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота

1


Работа в тетрадях – понятие и запись нотного стана, нот;

«Из чего наш мир состоит?»» - исполнение



Урок-беседа

Устный опрос

11.

Звук, звукоряд

1


Понятия «звук», «звукоряд», запись звукоряда в тетради; Л. Бетховен «К Элизе» - слушание

«Наш учитель самый лучший» м. Хромушина,

сл. Садовского – разучивание

«Из чего наш мир состоит?» - выразительное исполнение


Творческие задания.

Устный опрос

12.

Пауза (длинная, короткая)



1


Понятие «пауза», графическая запись в тетради;

«Наш учитель самый лучший» - исполнение


Урок-презентация

Устный опрос

13.

Развитие навыка концертного исполнения

1


Исполнение детских песен из м/ф по выбору учащихся группами, по одному


Творческие задания.

Устный опрос

14.

Развитие уверенности в своих силах, общительности

1


Муз. игра «На концерте»

«Сурок» Л. Бетховен – слушание

«Зарядка» м. Д. Слонова, сл.З. Петровой - разучивание

«Наш учитель самый лучший» - исполнение



Урок-путешествие

Устный опрос

15.

Совершенствование навыков певческого дыхания

1


Вокально – хоровые упражнения на развитие певческого дыхания;

«Зарядка» - исполнении с движениями

Урок-беседа

Устный опрос

16.

Повторение репертуара за четверть

1


Музыкальная викторина


Творческие задания.

Текущий – письменный


Итого за II четверть:7 уроков


III-я четверть (11 учебных недель, 11 уроков)


17.

Ознакомление с условной записью длительностей

1


Долгий звук — целая нота, половинный звук — половина звука ( графическая запись);

«Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения

Творческие задания.

Устный опрос

18.

Длительности нот

1


Графическая запись длительностей - четвертная нота, восьмая нота. «Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения

Творческие задания.

Устный опрос

19.

Закрепление интереса к музыке различного характера

1


«Утро», «Танец Анитры» Э. Григ – слушание

«Прекрасное далеко» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание

Урок-беседа

Устный опрос

20.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов

1


Игра на знакомых русских народных инструментах под аккомпанемент фортепиано (ударно - шумовые);

«Прекрасное далеко» - исполнение


Урок-презентация

Устный опрос

21.

Народный инструмент – домра







1


Знакомство с народным инструментом – домрой (рассказ о домре, прослушивание звучания в записи);

«Большой хоровод» м.Б. Савельева, сл.Л. Жигалкиной и А. Хайта – разучивание

«Прекрасное далеко» - исполнение легким, подвижным звуком

Урок-игра

Устный опрос

22.

Народный инструмент - мандолина



Знакомство с народным инструментом – мандолиной (рассказ о мандолине, прослушивание звучания в записи);

«Большой хоровод» - работа над мелодией песни



23.

Народный инструмент –

свирель

1


Знакомство с народным инструментом – свирелью (рассказ о свирели, прослушивание звучания в записи);

«Слон и скрипочка» м. Е.Устиновой, сл. В. Татаринова – разучивание

«Большой хоровод» - выразительное исполнение


Творческие задания.

викторина

24.

Народный инструмент - гармонь

1


Знакомство с народным инструментом – гармонью (рассказ о гармони, прослушивание звучания в записи);

«Слон и скрипочка» - четкое произношение слов в тексте песни

урок

Устный опрос

25.

Народный инструмент –

бас-балалайка

1


Знакомство с народным инструментом – бас-балалайкой (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи);

«Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – разучивание

«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям

Творческие задания.

Устный опрос

26.

Шумовые народные инструменты

1


Знакомство с народным инструментом – ложки, трещетки, бубны, маракасы и д.т.д. (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи);

«Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина –разучивание

«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям

Творческие задания.

Устный опрос

27.

Обобщающий урок по теме


1


Заполнение кроссворда «Оркестр народных инструментов»


Урок-игра

Устный опрос

Итого за III четверть:10 уроков

IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)

28.

Средства музыкальной выразительности –

мелодия, сопровождение


1


Повторение понятий: мелодия, сопровождение, различение их в муз. произведении

«Дорога добра» м. М. Минникова, сл. Ю. Энтина – слушание

«Песенка Деда Мороза» - исполнение в бодром характере



Творческие задания.

Устный опрос

29.

Длительность звуков

1


Повторение понятия – длительности звуков, различение их в музыке;

«Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой - разучивание


Урок-беседа

Устный опрос

30.

Динамика

1


Повторение понятий – длительности звуков, динамические оттенки музыки.

Творческие задания.

Устный опрос

31.

Темп

1


Изучение термина – темп (скорость исполнения музыки), различение в муз. пьесах – вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых» м.Я. Френкеля

«Пестрый колпачок» - исполнение в четком ритме

«Песенка Деда Мороза» - выразительное исполнение

Творческие задания.

Устный опрос

32.

Ритм

1


Изучение понятия – ритм (чередование длинных и коротких звуков в музыке)

«Наша елка» м. А. Островского, сл. З. Петровой - разучивание

«Пестрый колпачок» - исполнение

Урок-презентация

Устный опрос

33.

Тембр

1


Изучение понятия – тембр (окраска звука, голоса), узнавание по тембру музыкальных инструментов.

«Наша елка» - исполнение с движениями


Творческие задания.

викторина

34.

Музыкальная форма

1


Повторение термина – муз. форма, виды муз. форм, различение в муз. произведениях, песнях;

Пение новогодних песен.


Урок-беседа

Устный опрос

35

Урок – обобщение по теме

«Средства музыкальной

выразительности»

1


Проведение теста по данной теме.

Урок-презентация

Устный опрос

Итого за IV четверть: 8 уроков

Итого за год: 35 урока



Список научно-методической литературы.

1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2009.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2008.

4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,2007.

5. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 2008.



Интернет-ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki

Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib. eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.htniil

Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc music

Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида

Автор: Мунатова Наталья Александровна

Дата: 10.08.2015

Номер свидетельства: 224819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по Музыке и пению для 4 класса VIII вида. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-i-pieniiu-dlia-4-klassa-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "199208"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428523924"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Рабочая программа " Музыка специального (коррекционного) образования VIII вид 7 класс" "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-muzyka-spietsial-nogho-korriektsionnogho-obrazovaniia-viii-vid-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234256"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443380344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства