Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида
Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида
Данная программа «Музыка и пение» для 5 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе: 1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. 2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7). 4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920 – мр. 5. Учебный план МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2» на 2014/2015 учебный год 6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11 7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко. Программа «Музыка и пение» И.В.Евтушенко используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю). Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. 2. Учебное пособие А.С. Соболева «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе»..- М.: Просвещение, 2008. Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена. Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, разви¬тие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений. Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: • Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; • Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; • Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. • Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира. • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся. Задачи: 1. Развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке. 2. Развитие музыкального мышления. 3. Формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, 4. Формирование восприятия потребности в музыкальном самообразовании. Основные содержательные линии: • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; • усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке; • овладение способами музыкальной деятельности; • обогащение опыта музыкально- творческой деятельности. Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адапта¬ции его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следую¬щие принципы: • коррекционная направленность обучения; • оптимистическая перспектива образования; • индивидуализация и дифференциация процесса обучения; • комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогиче¬ских технологий. Для осуществления этих принципов учителю музыки необхо¬димо разбираться в структуре аномального развития личности ре¬бенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих воз¬можностей, характер эмоциональных нарушений. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; • метод эмоциональной драматургии; • метод интонационно-стилевого постижения музыки; • метод художественного контекста; • метод создания «композиций»; • метод перспективы и ретроспективы. Виды организации учебной деятельности: - конкурс - викторина - самостоятельная работа - творческая работа Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х разделов: распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. На уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география, литература. Основные виды контроля: - вводный - текущий - итоговый - индивидуальный - письменный - контроль учителя Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида »
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования
"Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2"
«Согласовано»
заместитель директора
по НМР
29 августа 2014г.
______/Петрова А.И./
«Утверждено»
директор школы
30 августа 2014г.
______/Минченок Н.И./
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР
29 августа 2014г.
______/Андреева Н.П.
«Рассмотрено»
на методическом объединении
27 августа 2014г.
Руководитель МО
______/Мунатова Н.А../
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
для учащегося специального (коррекционного) образования 5 класса VIII вида
на 2015/2016 учебный год
УМК: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В Евтушенко.
Учитель: Мунатова Наталья Александровна
2014год
Раздел 1. Пояснительная записка.
Данная программа «Музыка и пение» для 5 класса специального (коррекционного) уровня разработана на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12..08.2011 г. № 920 – мр.
Учебный план МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2» на 2014/2015 учебный год
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В. Евтушенко.
Программа «Музыка и пение» И.В.Евтушенко используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г.
2. Учебное пособие А.С. Соболева «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе». .- М.: Просвещение, 2008.
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: трудности мутационного периода, нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности учащихся среднего звена.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи:
1. Развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке.
2. Развитие музыкального мышления.
3. Формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира,
4. Формирование восприятия потребности в музыкальном самообразовании.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение способами музыкальной деятельности;
обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.
Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива образования;
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.
Основной формой реализации программы является урок, состоящий из 4-х разделов: распевание-пение, слушание музыки, беседа о музыке и композиторах, элементы музыкальной грамоты. Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др. В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственно-этического характера с активным диалогическим участием школьников (элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта. На уроках осуществляются межпредметные связи: ИЗО, история, география, литература.
Основные виды контроля:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Содержание программы «Музыка и пение» 5 класс:
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — реу Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Музыкальный материал для пения:
/ четверть
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.
«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, ел. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
// четверть
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита.
«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.
«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.
III четверть
«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.
«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого.
«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.
«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора.
«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.
«Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.
IV четверть
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Энтина.
«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.
«Калинка» — русская народная песня.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой.
«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д. Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций: дети могут слушать произведение; беседовать о характере, особенностях формы произведения; пропевать главную тему инструментального произведения голосом; выполнять индивидуальные задания творческого характера рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке; исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкаль ных инструментах; включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных си туаций .
Музыкальные произведения для слушания:
Л. Бетховен. «Сурок».
Л. Бетховен. «К Элизе».
Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. ИбсеЛ «Пер Гюнт».
И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, ел. Ю. Энтина.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. Данная программа предполагает овладение учащимися элементами музыкальной культуры, способствует успешной адаптации учащихся в обществе.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Требования к результатам обучения учащихся 5 класса:
знать и понимать:
- наизусть 8-10 песен;
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыке;
- основные формы музыки;
- названия и виды инструментов;
- имена композиторов и известных исполнителей.
- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
- паузы (долгие, короткие);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).
уметь:
- эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- выразительно исполнять соло и хором;
- распознавать на слух песню, танец, марш;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни;
- различать на слух звучания отдельных инструментов;
- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;
- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
-определять свое отношение к музыкальным явлениям.
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально творческой деятельности;
Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Тематическое планирование.
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них
Примечание
Лабораторные
и практические
Контрольные и
диагностические материалы
Экскурсии
I.
Раздел
«Слушание музыки»
1ч.
Обобщающий урок.
II.
Раздел «Пение»
1ч.
Обобщающий урок.
III
Раздел
«Музыкальная грамота»
1ч.
Обобщающий урок.
Итого
34 ч.
2 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения урока
Содержание
урока
Формы организации учебных занятий
Виды контроля
I-я четверть(9 учебных недель, 9 уроков)
1.
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в 4 классе
1
Закрепление:
- певческой установки, правильного дыхания во время пения;
- песен, разученных в 4 классе,
- муз. произведений, прослушанных в 4 классе
Творческие задания.
Устный.
2.
Национальный
фольклор
1
Главные признаки русской музыки
«Вниз по матушке по Волге» - рус. нар. песня - слушание
«Моя Россия» м. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой - разучивание
Анализ произведений музыкального искусства
Устный.
3.
Характерные особенности русской песни
1
Интонационное своеобразие народной музыки -распевность на нескольких звуках одного слога М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» -слушание
«Моя Россия» - исполнение
Творческие задания.
Устный опрос
4.
Многожанровость русской песни - былины
1
Былины – песни о подвигах богатырей
«Ермак» р.н. п. – слушание
«Пойду ль я, выйду ль я» - р. н. п. - разучивание
Творческие задания.
Устный опрос
5.
Календарные обрядовые песни, частушки
1
Исполнение колядок
«Виноград в саду цветет» - слушание (свадебная обрядовая), частушки – исполнение
«Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение без сопровождения
Творческие задания.
наблюдение
6.
Связь музыки с жизнью людей
1
«Калинка» - р. н. п., «Во кузнице» - р. н. п., «Уж, вы, мои ветры» - р. н. п. – слушание
«Расти, колосок» м. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского - разучивание
Музыкальная викторина.
Устный опрос
7.
Роль музыки в труде людей
1
«Во кузнице» - р. н. п., «Дуня – тонкопряха» - слушание
«Расти, колосок» - выразительное исполнение
«Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение в рус. нар. игре «Ручеек»
Урок-КВН
Устный опрос
8.
Роль музыки в отдыхе людей
1
«Тонкая рябина» р. н. п., «Светит месяц» - слушание
«Из чего наш мир состоит?»» м. С.Савельева, сл. М. Танича - разучивание
«Расти, колосок» - исполнение
Творческие задания.
Устный опрос
9.
Обобщение темы «Русская народная музыка»
1
Кроссворд по пройденной теме
Урок-презентация
Итоговое тестирование
Итого за I четверть: 9 уроков
II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)
10.
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота
1
Работа в тетрадях – понятие и запись нотного стана, нот;
«Из чего наш мир состоит?»» - исполнение
Урок-беседа
Устный опрос
11.
Звук, звукоряд
1
Понятия «звук», «звукоряд», запись звукоряда в тетради; Л. Бетховен «К Элизе» - слушание
«Наш учитель самый лучший» м. Хромушина,
сл. Садовского – разучивание
«Из чего наш мир состоит?» - выразительное исполнение
Творческие задания.
Устный опрос
12.
Пауза (длинная, короткая)
1
Понятие «пауза», графическая запись в тетради;
«Наш учитель самый лучший» - исполнение
Урок-презентация
Устный опрос
13.
Развитие навыка концертного исполнения
1
Исполнение детских песен из м/ф по выбору учащихся группами, по одному
Творческие задания.
Устный опрос
14.
Развитие уверенности в своих силах, общительности
1
Муз. игра «На концерте»
«Сурок» Л. Бетховен – слушание
«Зарядка» м. Д. Слонова, сл.З. Петровой - разучивание
«Наш учитель самый лучший» - исполнение
Урок-путешествие
Устный опрос
15.
Совершенствование навыков певческого дыхания
1
Вокально – хоровые упражнения на развитие певческого дыхания;
«Зарядка» - исполнении с движениями
Урок-беседа
Устный опрос
16.
Повторение репертуара за четверть
1
Музыкальная викторина
Творческие задания.
Текущий – письменный
Итого за II четверть:7 уроков
III-я четверть (11 учебных недель, 11 уроков)
17.
Ознакомление с условной записью длительностей
1
Долгий звук — целая нота, половинный звук — половина звука ( графическая запись);
«Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения
Творческие задания.
Устный опрос
18.
Длительности нот
1
Графическая запись длительностей - четвертная нота, восьмая нота. «Зарядка» - исполнение без музыкального сопровождения
Творческие задания.
Устный опрос
19.
Закрепление интереса к музыке различного характера
1
«Утро», «Танец Анитры» Э. Григ – слушание
«Прекрасное далеко» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина - разучивание
Урок-беседа
Устный опрос
20.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов
1
Игра на знакомых русских народных инструментах под аккомпанемент фортепиано (ударно - шумовые);
«Прекрасное далеко» - исполнение
Урок-презентация
Устный опрос
21.
Народный инструмент – домра
1
Знакомство с народным инструментом – домрой (рассказ о домре, прослушивание звучания в записи);
«Большой хоровод» м.Б. Савельева, сл.Л. Жигалкиной и А. Хайта – разучивание
«Прекрасное далеко» - исполнение легким, подвижным звуком
Урок-игра
Устный опрос
22.
Народный инструмент - мандолина
Знакомство с народным инструментом – мандолиной (рассказ о мандолине, прослушивание звучания в записи);
«Большой хоровод» - работа над мелодией песни
23.
Народный инструмент –
свирель
1
Знакомство с народным инструментом – свирелью (рассказ о свирели, прослушивание звучания в записи);
«Слон и скрипочка» м. Е.Устиновой, сл. В. Татаринова – разучивание
«Большой хоровод» - выразительное исполнение
Творческие задания.
викторина
24.
Народный инструмент - гармонь
1
Знакомство с народным инструментом – гармонью (рассказ о гармони, прослушивание звучания в записи);
«Слон и скрипочка» - четкое произношение слов в тексте песни
урок
Устный опрос
25.
Народный инструмент –
бас-балалайка
1
Знакомство с народным инструментом – бас-балалайкой (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи);
«Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – разучивание
«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям
Творческие задания.
Устный опрос
26.
Шумовые народные инструменты
1
Знакомство с народным инструментом – ложки, трещетки, бубны, маракасы и д.т.д. (рассказ об инструменте, прослушивание звучания в записи);
«Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина –разучивание
«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям
Творческие задания.
Устный опрос
27.
Обобщающий урок по теме
1
Заполнение кроссворда «Оркестр народных инструментов»
Урок-игра
Устный опрос
Итого за III четверть:10 уроков
IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)
28.
Средства музыкальной выразительности –
мелодия, сопровождение
1
Повторение понятий: мелодия, сопровождение, различение их в муз. произведении
«Дорога добра» м. М. Минникова, сл. Ю. Энтина – слушание
«Песенка Деда Мороза» - исполнение в бодром характере
Творческие задания.
Устный опрос
29.
Длительность звуков
1
Повторение понятия – длительности звуков, различение их в музыке;
«Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой - разучивание
Урок-беседа
Устный опрос
30.
Динамика
1
Повторение понятий – длительности звуков, динамические оттенки музыки.
Творческие задания.
Устный опрос
31.
Темп
1
Изучение термина – темп (скорость исполнения музыки), различение в муз. пьесах – вступление к к/ф «Новые приключения неуловимых» м.Я. Френкеля
«Пестрый колпачок» - исполнение в четком ритме
«Песенка Деда Мороза» - выразительное исполнение
Творческие задания.
Устный опрос
32.
Ритм
1
Изучение понятия – ритм (чередование длинных и коротких звуков в музыке)
«Наша елка» м. А. Островского, сл. З. Петровой - разучивание
«Пестрый колпачок» - исполнение
Урок-презентация
Устный опрос
33.
Тембр
1
Изучение понятия – тембр (окраска звука, голоса), узнавание по тембру музыкальных инструментов.
«Наша елка» - исполнение с движениями
Творческие задания.
викторина
34.
Музыкальная форма
1
Повторение термина – муз. форма, виды муз. форм, различение в муз. произведениях, песнях;
Пение новогодних песен.
Урок-беседа
Устный опрос
35
Урок – обобщение по теме
«Средства музыкальной
выразительности»
1
Проведение теста по данной теме.
Урок-презентация
Устный опрос
Итого за IV четверть: 8 уроков
Итого за год: 35 урока
Список научно-методической литературы.
1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2009.
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2008.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,2007.
5. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 2008.
Интернет-ресурсы: Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib. eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.htniil
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc music
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru