Конспект занятия в фольклорной студии «Жаворонок», группа №7.
Тема: Гласные звуки. Высота, сила и протяженность гласных звуков.
Программа: комплексная образовательная программа «Живая вода»
(автор И.Б. Руннова)
Подпрограмма: «Русское народное сольное пение»
Год обучения: пятый,11-12 лет
Педагог: Коноплева Татьяна Михайловна
Цель: Сформировать представление о высоте, силе и протяженности гласных звуков.
Задачи:
Обучающие задачи:
-показать принцип формирования и фиксирования гласных звуков;
-дать понятия о высоте, силе и протяженности гласных звуков;
-повторить ранее изученный песенный материал;
Развивающие задачи:
- развивать координацию между слухом и голосом;
-развивать внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение;
- развивать индивидуальные, вокальные и творческие способности ребёнка.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетические чувства ребенка;
- расширять общий кругозор;
-воспитывать творческую активность.
Материалы и оборудование:
Большой, хорошо освещённый зал, с настенными зеркалами;
Игрушки: мягкий мячик;
Музыкальные инструменты: баян, фортепиано;
Музыкальная аппаратура: компьютер.
План занятия
(Общее время занятия 45 минут).
I этап- вводный
-Приглашение обучающегося ребёнка в зал;
-Подготовка обучающегося ребёнка к работе на занятии;
- Создание психологического настроя обучающегося.
II этап- подготовительный
-Объявление темы занятия.
-Подготовка голосового аппарата к пению
III этап- основной
-Распевание
-Выполнение педагогом основных поставленных задач (см. раздел «Задачи»)
-Работа над вокальным произведением
IV этап – итоговый
-Закрепление пройденного материала.
-Проверка знаний изученного на занятии материала.
-Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
I этап- вводный
Приглашение воспитанника в класс. Регистрация в журнале. Занятие начинается с правильного расположения корпуса тела во время пения в сидячей позе. Далее обучающегося нужно психологически настроить для работы на занятии. Педагог общается с ребенком и задает ему различные вопросы: Как ты себя чувствуешь? Как прошел день в школе? И.т.д.
II этап- подготовительный
Педагог: Давай, вместе «разогреем» наш голосовой аппарат. Для этого нам нужно выполнить несколько дыхательных и артикуляционных упражнений, которые мы выполняем на каждом занятии. Мне хочется рассказать тебе о педагоге, который создал уникальные дыхательные упражнения. Эту женщину зовут Александра Николаевна Стрельникова. Она была одновременно и театральным педагогом и оперной певицей.
-Ты когда-нибудь слышал эту фамилию? (ученик отвечает)
Она разработала эту гимнастику вместе со своей мамой, профессиональной певицей. У Александры Николаевны было много учеников, которые известны и в настоящее время.
А теперь, в сидячем положении, мы будем поворачивать голову вправо и влево, при этом выполняя носом ритмичные вдохи и выдохи. Все упражнения выполняй в темпе, который я тебе задам. Итак, повторяй за мной. (Делаем 4 подхода по 8 раз).
Следующее упражнение. Нужно согнуть руки в локтях и поднять их на уровень плеч, а затем резко, вместе со вдохом, обнять себя, не скрещивая и не меняя рук. Это упражнение также выполняется в определенном темпе. (Делаем 4 подхода по 8 раз)
И еще одно упражнение. Давай теперь встанем, и встанем прямо, ноги- на ширине плеч. Плечи нужно расслабить, а руки опустить вдоль туловища и собрать кисть в кулак. На вдохе, согни ноги в коленях и одновременно поворачивай тело вправо. Теперь тоже упражнение выполняем влево. (Делаем 4 подхода по 8 раз.)
Также на каждом занятии мы с тобой делаем артикуляционную гимнастику, для того, чтобы укрепить мышцы губ, языка и лица.
Для этого мы соберем губы в «трубочку» и будем делать ими круговые движения вправо и влево.
А сейчас мы сделаем круговые движения языком, при этом губы должны быть сомкнуты. Выполняем движения вправо, а затем влево.
Для следующего упражнения собираем губы в «трубочку», а затем растягиваем губы в «улыбке».
Давай проговорим скороговорки. Сделаем короткий вдох, а на выдохе проговорим «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки»
При помощи скороговорки «Ехал грека через реку…» выполним упражнение на координацию между голосом и движениями рук и ног. Каждый раз на слово «грека» ты должен один раз хлопнуть в ладоши. А сейчас немного усложним задание на слово «грека» хлопаешь в ладоши, а на слова «через», «в реке», «руку», «цап» поочередно топаешь правой и левой ногой.
III этап - основной
Педагог: Скажи, какие гласные звуки ты знаешь?
-ответ обучающегося ребёнка.
Молодец, а сейчас мы с тобой поговорим о силе, высоте и протяженности гласных звуков при помощи вокальных распевок. Как ты думаешь, что такое высота звука(также задать вопросы ученику, что значит сила и протяженность звука)
-Ответы обучающегося
После ответов ребенка, педагогу нужно в доступной форме дать объяснение данным определениям.
Педагог: Высота- свойство звука, определяемое человеком на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний среды (обычно воздуха) в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку. С увеличением частоты колебаний растёт высота звука. Понятие силы звука амплитудой звуковых колебаний. Длительность звука, т.е. время колебания.
Распевка:
Упражнение: «Ди-дэ-да-до-ду»- исполняется на одном тоне для выравнивания звука.
Упражнение «Ой-ё-ёй»- выполняется для отработки произношения гласных звуков «О» и «Ё» в одной певческой позиции
Упражнение «Пру-у-у-у»- выполняется для расслабления снятия зажимов с мышц губ
(после распевки спросить обучающегося о самочувствии и не устал ли он)
Педагог: А теперь проговори текст песни «А-ой, при долинушке» в быстром темпе, обрати внимание на произношение согласных букв в окончании слова.
Текст песни:
А-ой, при долинушке
При долинушке калинушка растет.
А-ой, на калинушке
На калинушке соловушка сидит.
А-ой, он сидит, сидит
Он сидит, сидит посвистывает.
А-ой, горьку ягоду
Горьку ягоду калинушку клюет.
А-ой, а малиною
А малиною закусывает.
А-ой, прилятали к соловью
Прилятали к соловью соколы
А-ой, посадили соловья
Посадили соловья в клеточку
А-ой, заставляли соловья
Заставляли соловья песни петь
(Далее песня исполняется в сопровождении баяна.)
Для того чтобы передать общее настроение песни, можно включить аудиозапись в исполнении профессиональных исполнителей.
IV этап- итоговый
Давай вспомним, что нового ты узнал сегодня на занятии? Какие особенности гласных звуков ты запомнил? Расскажи. Как ты думаешь, сегодня мы с тобой очень плодотворно позанимались? Надеюсь, что тебе было интересно? Молодец. Жду тебя на следующем занятии.
Список литературы:
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2006.
Мешко Н.К. Искусство народного пения. – М., 1996.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: Просвещение.1999.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.-М.: Метафора.2007