kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по русскому народному сольному пению в фольклорной студии "Жаворонок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект   занятия  в фольклорной студии «Жаворонок», группа №7.

Тема: Гласные звуки. Высота, сила и протяженность гласных звуков.

Программа: комплексная образовательная программа  «Живая вода»

 (автор И.Б. Руннова)

Подпрограмма:  «Русское  народное сольное пение»

Год обучения: пятый,11-12 лет

Педагог: Коноплева Татьяна Михайловна

Цель:  Сформировать представление о высоте, силе и протяженности гласных звуков.

 Задачи:

Обучающие задачи:

-показать  принцип формирования и фиксирования гласных звуков;

-дать понятия о высоте, силе и  протяженности гласных звуков;

-повторить ранее изученный песенный материал;

Развивающие задачи:

- развивать координацию между слухом и голосом;

-развивать внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение;

- развивать индивидуальные, вокальные и творческие способности ребёнка.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетические чувства ребенка;

- расширять общий кругозор;

-воспитывать творческую активность.
Материалы и оборудование:

Большой, хорошо освещённый зал, с настенными зеркалами;

Игрушки: мягкий мячик;

Музыкальные инструменты: баян, фортепиано;

Музыкальная аппаратура: компьютер.

План занятия

(Общее время занятия  45 минут).

I этап- вводный

-Приглашение обучающегося ребёнка в зал;

-Подготовка обучающегося ребёнка к работе на занятии;

- Создание психологического настроя обучающегося.

II этап- подготовительный

-Объявление темы занятия.

-Подготовка голосового аппарата к пению

III этап- основной

-Распевание

-Выполнение педагогом  основных поставленных задач  (см. раздел «Задачи»)

-Работа над вокальным произведением

IV этап – итоговый

-Закрепление пройденного  материала.

-Проверка знаний изученного на занятии материала.

-Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

 I этап- вводный

Приглашение воспитанника в класс. Регистрация в журнале. Занятие начинается с правильного расположения корпуса тела во время  пения в сидячей позе. Далее обучающегося нужно  психологически настроить  для работы на занятии. Педагог общается с ребенком и задает ему различные вопросы: Как  ты себя чувствуешь? Как прошел день в школе? И.т.д.

 II этап- подготовительный

Педагог: Давай, вместе   «разогреем» наш  голосовой аппарат. Для этого нам нужно выполнить несколько дыхательных  и артикуляционных упражнений, которые мы выполняем на каждом занятии. Мне хочется рассказать тебе  о  педагоге, который создал уникальные дыхательные упражнения. Эту женщину зовут Александра Николаевна Стрельникова. Она была  одновременно и театральным педагогом  и оперной певицей.

-Ты когда-нибудь слышал эту фамилию? (ученик отвечает)

Она разработала эту гимнастику вместе со своей мамой, профессиональной певицей.  У Александры Николаевны было много  учеников, которые известны и в настоящее время.

А теперь, в сидячем положении,  мы будем поворачивать голову вправо и влево, при этом выполняя носом ритмичные вдохи и выдохи. Все упражнения выполняй в темпе, который я тебе задам.  Итак, повторяй за мной. (Делаем 4 подхода по 8 раз).

 Следующее упражнение. Нужно согнуть  руки в локтях и поднять их  на уровень плеч, а затем резко, вместе со вдохом, обнять себя, не скрещивая и не меняя рук. Это упражнение также выполняется в определенном темпе. (Делаем 4 подхода по 8 раз)

И еще одно упражнение. Давай теперь встанем, и встанем  прямо, ноги- на ширине плеч. Плечи нужно расслабить, а руки опустить  вдоль туловища и собрать кисть в кулак. На вдохе, согни ноги в коленях  и одновременно поворачивай тело  вправо.  Теперь тоже упражнение выполняем влево. (Делаем 4 подхода по 8 раз.)

Также на каждом занятии мы с тобой делаем артикуляционную  гимнастику, для того, чтобы укрепить мышцы губ, языка и лица.

Для этого мы соберем губы  в «трубочку» и  будем делать ими  круговые движения вправо  и влево.

А сейчас мы сделаем круговые движения языком, при этом  губы должны быть сомкнуты. Выполняем движения вправо, а затем влево.

Для следующего упражнения собираем  губы в «трубочку», а затем растягиваем  губы в «улыбке».

Давай проговорим скороговорки. Сделаем короткий вдох, а на выдохе проговорим «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки»

При помощи скороговорки «Ехал грека через реку…» выполним упражнение на координацию между голосом и движениями рук и ног. Каждый раз на слово «грека» ты должен один раз хлопнуть в ладоши. А сейчас немного усложним задание на слово «грека» хлопаешь в ладоши, а на слова «через»,  «в реке», «руку», «цап» поочередно топаешь правой и левой ногой.

III этап - основной

Педагог: Скажи, какие гласные звуки ты знаешь?

-ответ обучающегося ребёнка.

Молодец, а сейчас мы с тобой поговорим о силе, высоте и протяженности гласных звуков при помощи  вокальных распевок. Как ты думаешь, что такое высота звука(также задать вопросы ученику, что значит сила и протяженность звука)

-Ответы обучающегося

После ответов ребенка, педагогу нужно в доступной форме дать объяснение   данным определениям.

Педагог: Высота- свойство звука, определяемое человеком на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний среды (обычно воздуха) в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку. С увеличением частоты колебаний растёт высота звука. Понятие силы звука амплитудой звуковых колебаний. Длительность звука, т.е. время колебания.

Распевка:

Упражнение:  «Ди-дэ-да-до-ду»-  исполняется на одном тоне для   выравнивания  звука.

Упражнение «Ой-ё-ёй»- выполняется для отработки произношения гласных звуков «О» и «Ё» в одной певческой позиции

Упражнение «Пру-у-у-у»- выполняется для расслабления  снятия зажимов с мышц губ

(после распевки спросить обучающегося о самочувствии и не устал ли он)

Педагог: А теперь проговори текст песни «А-ой, при долинушке» в быстром темпе, обрати внимание на произношение согласных букв в окончании слова.

Текст песни:

А-ой, при долинушке

При долинушке калинушка растет.

А-ой, на калинушке

На калинушке соловушка сидит.

А-ой, он сидит, сидит

Он сидит, сидит посвистывает.

А-ой, горьку ягоду

Горьку ягоду калинушку клюет.

А-ой, а малиною

А малиною закусывает.

А-ой, прилятали к соловью

Прилятали к соловью соколы

А-ой, посадили соловья

Посадили соловья в клеточку

А-ой, заставляли соловья

Заставляли соловья песни петь

(Далее песня исполняется в сопровождении баяна.)

Для того чтобы  передать  общее настроение песни, можно  включить аудиозапись в исполнении профессиональных исполнителей.

IV этап- итоговый

 Давай вспомним, что нового ты  узнал сегодня на занятии? Какие особенности гласных звуков ты запомнил? Расскажи.  Как ты думаешь, сегодня мы с тобой очень плодотворно позанимались? Надеюсь, что тебе было интересно? Молодец. Жду тебя на следующем занятии.

Список литературы:

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2006.

Мешко Н.К. Искусство народного пения. – М., 1996.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: Просвещение.1999.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.-М.: Метафора.2007

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по русскому народному сольному пению в фольклорной студии "Жаворонок" »

Конспект

открытого занятия в фольклорной студии «Жаворонок», группа №7.


Тема: Гласные звуки. Высота, сила и протяженность гласных звуков.

Программа: комплексная образовательная программа «Живая вода»

(автор И.Б. Руннова)

Подпрограмма: «Русское народное сольное пение»

Год обучения: пятый,11-12 лет

Педагог: Коноплева Татьяна Михайловна

Цель: Сформировать представление о высоте, силе и протяженности гласных звуков.

Задачи:

Обучающие задачи:

-показать принцип формирования и фиксирования гласных звуков;

-дать понятия о высоте, силе и протяженности гласных звуков;

-повторить ранее изученный песенный материал;

Развивающие задачи:

- развивать координацию между слухом и голосом;

-развивать внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение;

- развивать индивидуальные, вокальные и творческие способности ребёнка.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетические чувства ребенка;

- расширять общий кругозор;

-воспитывать творческую активность.
Материалы и оборудование:

Большой, хорошо освещённый зал, с настенными зеркалами;

Игрушки: мягкий мячик;

Музыкальные инструменты: баян, фортепиано;

Музыкальная аппаратура: компьютер.



План занятия

(Общее время занятия 45 минут).

I этап- вводный

-Приглашение обучающегося ребёнка в зал;

-Подготовка обучающегося ребёнка к работе на занятии;

- Создание психологического настроя обучающегося.

II этап- подготовительный

-Объявление темы занятия.

-Подготовка голосового аппарата к пению

III этап- основной

-Распевание

-Выполнение педагогом основных поставленных задач (см. раздел «Задачи»)

-Работа над вокальным произведением



IV этап – итоговый

-Закрепление пройденного материала.

-Проверка знаний изученного на занятии материала.

-Подведение итогов занятия.



Ход занятия.

I этап- вводный

Приглашение воспитанника в класс. Регистрация в журнале. Занятие начинается с правильного расположения корпуса тела во время пения в сидячей позе. Далее обучающегося нужно психологически настроить для работы на занятии. Педагог общается с ребенком и задает ему различные вопросы: Как ты себя чувствуешь? Как прошел день в школе? И.т.д.

II этап- подготовительный

Педагог: Давай, вместе «разогреем» наш голосовой аппарат. Для этого нам нужно выполнить несколько дыхательных и артикуляционных упражнений, которые мы выполняем на каждом занятии. Мне хочется рассказать тебе о педагоге, который создал уникальные дыхательные упражнения. Эту женщину зовут Александра Николаевна Стрельникова. Она была одновременно и театральным педагогом и оперной певицей.

-Ты когда-нибудь слышал эту фамилию? (ученик отвечает)

Она разработала эту гимнастику вместе со своей мамой, профессиональной певицей. У Александры Николаевны было много учеников, которые известны и в настоящее время.

А теперь, в сидячем положении, мы будем поворачивать голову вправо и влево, при этом выполняя носом ритмичные вдохи и выдохи. Все упражнения выполняй в темпе, который я тебе задам. Итак, повторяй за мной. (Делаем 4 подхода по 8 раз).

Следующее упражнение. Нужно согнуть  руки в локтях и поднять их на уровень плеч, а затем резко, вместе со вдохом, обнять себя, не скрещивая и не меняя рук. Это упражнение также выполняется в определенном темпе. (Делаем 4 подхода по 8 раз)

И еще одно упражнение. Давай теперь встанем, и встанем прямо, ноги- на ширине плеч. Плечи нужно расслабить, а руки опустить вдоль туловища и собрать кисть в кулак. На вдохе, согни ноги в коленях и одновременно поворачивай тело вправо. Теперь тоже упражнение выполняем влево. (Делаем 4 подхода по 8 раз.)

Также на каждом занятии мы с тобой делаем артикуляционную гимнастику, для того, чтобы укрепить мышцы губ, языка и лица.

Для этого мы соберем губы в «трубочку» и будем делать ими круговые движения вправо и влево.

А сейчас мы сделаем круговые движения языком, при этом губы должны быть сомкнуты. Выполняем движения вправо, а затем влево.

Для следующего упражнения собираем губы в «трубочку», а затем растягиваем губы в «улыбке».

Давай проговорим скороговорки. Сделаем короткий вдох, а на выдохе проговорим «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки»

При помощи скороговорки «Ехал грека через реку…» выполним упражнение на координацию между голосом и движениями рук и ног. Каждый раз на слово «грека» ты должен один раз хлопнуть в ладоши. А сейчас немного усложним задание на слово «грека» хлопаешь в ладоши, а на слова «через», «в реке», «руку», «цап» поочередно топаешь правой и левой ногой.

III этап - основной

Педагог: Скажи, какие гласные звуки ты знаешь?

-ответ обучающегося ребёнка.

Молодец, а сейчас мы с тобой поговорим о силе, высоте и протяженности гласных звуков при помощи вокальных распевок. Как ты думаешь, что такое высота звука(также задать вопросы ученику, что значит сила и протяженность звука)

-Ответы обучающегося

После ответов ребенка, педагогу нужно в доступной форме дать объяснение данным определениям.

Педагог: Высота- свойство звука, определяемое человеком на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний среды (обычно воздуха) в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку. С увеличением частоты колебаний растёт высота звука. Понятие силы звука амплитудой звуковых колебаний. Длительность звука, т.е. время колебания.

Распевка:

Упражнение: «Ди-дэ-да-до-ду»- исполняется на одном тоне для выравнивания звука.

Упражнение «Ой-ё-ёй»- выполняется для отработки произношения гласных звуков «О» и «Ё» в одной певческой позиции

Упражнение «Пру-у-у-у»- выполняется для расслабления снятия зажимов с мышц губ

(после распевки спросить обучающегося о самочувствии и не устал ли он)

Педагог: А теперь проговори текст песни «А-ой, при долинушке» в быстром темпе, обрати внимание на произношение согласных букв в окончании слова.


Текст песни:

  1. А-ой, при долинушке

При долинушке калинушка растет.


  1. А-ой, на калинушке

На калинушке соловушка сидит.


  1. А-ой, он сидит, сидит

Он сидит, сидит посвистывает.


  1. А-ой, горьку ягоду

Горьку ягоду калинушку клюет.


  1. А-ой, а малиною

А малиною закусывает.


  1. А-ой, прилятали к соловью

Прилятали к соловью соколы

  1. А-ой, посадили соловья

Посадили соловья в клеточку


  1. А-ой, заставляли соловья

Заставляли соловья песни петь



(Далее песня исполняется в сопровождении баяна.)

Для того чтобы передать общее настроение песни, можно включить аудиозапись в исполнении профессиональных исполнителей.

IV этап- итоговый

Давай вспомним, что нового ты узнал сегодня на занятии? Какие особенности гласных звуков ты запомнил? Расскажи. Как ты думаешь, сегодня мы с тобой очень плодотворно позанимались? Надеюсь, что тебе было интересно? Молодец. Жду тебя на следующем занятии.



Список литературы:


Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2006.

Мешко Н.К. Искусство народного пения. – М., 1996.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.: Просвещение.1999.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.-М.: Метафора.2007


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коноплева Татьяна Михайловна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства