kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока  

Планируемая дата проведения 

Фактическая дата проведения  

Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан 

Примечание

                                                                 1.  «В сокровищнице Волшебницы музыки». (16 часов).

Предметные: Слушать и исполнять песни.

Выполнять упражнение арт-терапии.

Сочинять мелодии — «музыкальные отражения» ученика. Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах импровизации. Создавать музыкально-пластические движения. Исполнять вокально-интонационную импровизацию. Слушать музыку. Сочинять звуковую картину.Музицировать, исполнять на музыкальных  инструментах ритмический аккомпанемент. Исполнять вокально-хоровые упражнения. Беседовать о настроении природы. Рисовать на заданную тему.  Сочинять мелодии к словам и ритмическим рисункам.

Личностные: мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.

Метапредметные: понимать цель выполняемых действий; понимать важность планирования работы;

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;  продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;

объяснять, какие приёмы, техники были использованы        в работе, как строилась работа;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;

рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;

выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;

задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально - выразительным средствам; слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;

1

   4 .09

Музыкальное зеркало.

2

    11.09

Музыкальные часы. Музыка в Башкирии.

3

    18.09

Музыкальные часы:

доброе утро.

4

    25.09

Музыкальные часы:

шумный

день.

5

   2 .10

Музыкальные часы:

добрый вечер!

6

     9.10

Музыкальные часы: тихая ночь.

Песни Башкирии.

7

   16 .10

Музыкальный календарь.

8

    23.10

Музыкальный календарь: музыка осени.

Башкирские песни про осень.

9

    30.10

Музыкальный календарь: музыка

зимы.

10

    6 .11

Музыкальный календарь: музыка весны.

11

    13 .11

Музыкальный календарь: музыка

лета

12

     20.11

  Русская музыкальная старина.

 Башкирская музыкальная старина  .

13

     27.11

Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран.

14

    4 .12

Музыкальный глобус:

путешествуем по России.

15

   11  .12

Музыкальный глобус: едем в далёкие края.Башкирские края.

16

    18 .12

Волшебная музыкальная палочка.

                                                          2.«Встреча с великими композиторами» (10 часов).

Предметные: Сочинять мелодии к поэтическим строчкам. Выполнять упражнения арт-терапии.  

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах. Исполнять церковные песнопения.

Слушать пьесы. Исполнять пластические импровизации. Играть в русскую народную игру.

Исполнять песню. Сочинять «музыкальный портрет».

Исполнять русские народные песни. Беседовать о влиянии природы на творчество композитора.

Сочинять мелодии к словам и ритмическим

рисункам.

Личностные:  мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.чувства сопричастности к культуре своего народа;

эмоционально - ценностного отношения к Государственному гимну России;

понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;

Метапредметные: выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу;адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания; различать и соотносить замысел и результат работы;включаться в самостоятельную музыкально – творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую); различать звучание отдельных музыкальных инструментов; различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей; сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа; характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;

читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.   Характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;

читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию. Активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

 

17

   25  .12

На родине Михаила

Ивановича

Глинки: среди долины.

18

    15 .01

  «Камаринская». Фарит Идрисов — автор музыки гимна Башкортостана

19

    22 .01

На родине

Михаила

Ивановича

Глинки: в музыкальной

гостиной.

20

     29.01

На родине

Михаила

Ивановича

Глинки: под звон колоколов

21

   5  .02

На родине

Михаила

Ивановича

Глинки: сердце Родины

22

    12 .02

В родительском доме

Петра Ильича Чайковского: мама.

23

     19.02

В родительском доме

Петра Ильича Чайковского:

детские

песни.

24

     26.02

 Римским-Корсаковым: во

владениях

Морского

царя

25

    4 .03

Семейство ударных инструментов. Башкирская инструментальная культура

26

     11.03

Семейство духовых инструментов.

3.«В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (8 часов).

Предметные: Слушать записи звучания музыкальных инструментов. Исполнять русскую народную.

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах мелодические импровизации.

Выполнять упражнение арт-терапии.

Знакомиться с элементарными приёмами игры на детских  музыкальных инструментах. Слушать звучания различных по составу инструментальных ансамблей. Исполнять песню. Исполнять пластическую импровизацию. Представлять музыкальную инсценировку. Слушать записи звучания различных хоровых коллективов.

Личностные: положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;

мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности; эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.  Метапредметные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя); решать творческие задачи, используя известные средства.использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений; группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные); устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов. классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам); различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

27

    18 .03

Семейство струнных инструментов. Игра на современном кылкубызе

28

   8  .04

Инструментальный ансамбль.

Башкирский инструментальный ансамбль.

29

    15 .04

Оркестр.

30

     22.04

У кого какой голос?

31

     29.04

Вокальный ансамбль.Башкирский вокальный ансамбль.

32

    6 .05

Хор.

33

     13.05

В школе Скрипичного ключа: урок вокала

34

      20.05

Урок-концерт

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Музыка. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 201

Музыка. Обучение во 2 классе.  Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова  - М.: Астрель, 20

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Музыка планирование »

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Планета знаний», автора: Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2005 год.

Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.

Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.

Достижение данной цели предусматривает:

  • формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,

  • формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно - образного содержания, выразительных средств и др.;

  • формирование и развитие музыкально_исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально - исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами,предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

  • формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально - инструментальным, музыкально - танцевальным, музыкально - драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально - творческих проектов;

  • формирование и развитие музыкально – информационной культуры личности: воспитание музыкально - познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально - теоретических и музыкально - историческихзнаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);

  • формирование и развитие музыкально_релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально - терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны с музыкальной направленностью личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Также важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.

К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.

Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятие им новых, нестандартных решений в различных сферах жизни и получения новых, общественно - значимых результатов. Музыкальное образование обладает большим педагогическим потенциалом для формирования и развития творческих способностей личности.

Ядро культуры личности составляют духовно - нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности Именно эти способности прежде всего определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учёбе, художественному творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно - нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.

Основные цели изучения музыки в начальной школе:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно - игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):

1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс).

2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).

3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концерным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).

4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс).

В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.).

Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало, музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальная аптечка и др.), а также получают представление о тех, кто создаёт музыкальное искусство (композиторах) и о тех, кто его исполняет (музыкантах исполнителях и различных исполнительских коллективах — народном, академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях и др.).

В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями.

Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально - сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами (в частности, из репертуара Детского музыкального театра им. Н.И. Сац).

В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:

—по миру старинной европейской музыки (темы: «Встречи со знаменитыми композиторами», «В рыцарских замках», «На балах», «На карнавалах»);

—от Руси до России (темы «Русь изначальная», «Русь православная», «Русь скоморошья», «Русь сказочная», «Русь былинная», «Русь героическая»);

—по России ХХ века (темы «У пионерского костра», «Музыка о войне и на войне», «Музыка на защите мира», «На космодроме», «На стадионе», «На фестивале авторской песни»);

— в гости к народам России (темы «У колыбели», «На свадьбе», «На фольклорном фестивале»).

Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно - информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно – нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально - культурным традициям и др.).

Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.

Таким образом, в программе «Музыка» для 1–4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:

«Музыка в жизни человека»;

«Основные закономерности музыкального искусства»;

«Музыкальная картина мира».

При раскрытии первой содержательной линии основное внимание уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.

При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно – образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно - образного содержания произведений.

Третья содержательная линия реализуется через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видео фильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально - поэтических традиций.

Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся осуществляют все виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально - пластические движения, драматизации).

Кроме того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён дополнительный (вариативный) маршрут:

  • «В школе Скрипичного ключа». Он даёт возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных инструментах (например, «Урок игры на гитаре» в 4 классе), изучения народной музыки (например, «Урок фольклора» в 4 классе) и др.

Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.

Уроки музыки, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:

• сквозного тематического планирования;

• выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;

• общности художественно - образного содержания произведений различных видов искусства;

• общности духовно - нравственных смыслов произведений искусства.

Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:

  • Музыкально – информационная культура;

  • Культура музыкального восприятия;

  • Музыкально – исполнительская культура;

  • Музыкально – релаксационная культура.

Содержание и уровень развития каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).

Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности обучающегося является выявление и развитие способностей.

Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей обучающихся.

Музыкальные способности:

- музыкальный слух;

- музыкальная память;

- чувство ритма;

- певческие данные.

Творческие способности могут эффективно развиваться в процессе музыкального образования. В программе предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой и авторской музыкальной деятельности.

Ядро культуры личности составляют духовно – нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Эти способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности.

Таким образом, музыкальное образование должно способствовать повышению культуры личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.

Этому способствует целостная система задач музыкального образования:

  1. Формирование музыкально – информационной культуры личности:

- воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;

- приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;

-приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)

2. Формирование культуры музыкального восприятия:

- приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;

- формирование потребности в восприятии музыки;

- воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;

- развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;

- воспитание музыкального вкуса;

- освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.

3. Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:

- приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;

- выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;

- потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;

- навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.

4. Формирование музыкально – релаксационной культуры:

- освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).

5. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции.

6. Формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.

В основе программы лежит междисциплинарный и личностно – ориентированный подход, который рассматривается в нескольких аспектах:

Аксиологический контекст, способствует вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных образов и идеалов, которые не свойственны культурно - исторической психологии, и замещению их лучшими образцами и идеалами отечественной культуры.

Психологический контекст позволяет осуществить психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально – образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.

Семантический контекст обеспечивает обновление и систематизацию традиционного пространства уроков музыки.

Исторический контекст позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран.

Культурологический и этнокультурный контекст обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений, музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах.

Информациологический контекст, предполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.

Экологический контекст, предусматривает формирование и развитие у обучающихся средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.

Художественно – эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.

Арт – терапевтический контекст дает возможность формировать у детей музыкально – релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства.

В программе для 1 – го класса отражена главная цель – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одна из составных частей общей культуры личности.

Задачи:

1. Формирование музыкально – информационной культуры, основ музыкальных знаний о звуковой природе музыкального искусства;

- общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунок, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность в музыке, песня, танец, марш, опера и балет, народная, классическая и современная музыка;

- представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусств (изобразительное искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека.

2. Формирования культуры музыкального восприятия умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна) и фортепиано;

- определять на слух музыкально – выразительные средства, использованные композитором;

- различать песню, танец, марш;

- определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные произведения;

- узнавать на слух народные песни и произведения композиторов – классиков.

3. Формирование музыкально – исполнительской культуры первоначальных певческих умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции);

- интонационно чистого и ритмически тонкого исполнения попевок и детских песен в пределах интервала квинта, чистого интонирования ступеней мажорного лада, а именно цепочек: 1-2-3, 3-2-1, 1-3-5, 5-3-1;

- первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;

- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек, пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также песен композиторов – классиков и современных авторов для детей;

4. Формирование музыкально – релаксационной культуры, умений и навыков использования музыки для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт – терапевтических упражнений, музыкальных инсценировок русских народных сказок.

Методологической основой явились труды Л.С. Выготского «Ребенок и его поведение». Исследования ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр), музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин).

Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно – образное содержание музыкальных произведений отражает такие духовно – нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены традиционные образцы – идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость.

В первом классе обучающиеся в увлекательной форме, во время музыкального путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами искусства и жизнью человека.

В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями, знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую и современную музыку.

Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал делится на инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого обучения.

Темы завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление).

Программа для первого класса состоит из четырех больших тем:

«Волшебное царство звуков», «Сказочная страна», «На родных просторах», «Остров музыкальных сокровищ».

Путешествие в Волшебное царство звуков позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы, сравнивать высоту, длительность и громкость звуков, давать характеристику тембру голоса, различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный), исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки. На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования.

Путешествие в сказочную страну знакомит обучающихся с понятием «музыкальный образ». Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрывают ее связи с театром, кино и другими видами искусства.

Путешествие по родным просторам воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у обучающихся интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений.

Путешествие на Остров музыкальных сокровищ - это воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность не только прослушать звуки моря, выполнить ряд арт – терапевтических упражнений, но и познакомиться с образцами моря в музыке Н.А. Римского – Корсакова.

Особое значение на уроках в первом классе имеет создание игровых ситуаций. Например: народные игры с песнями и хороводами, ролевые игры (на материале сказок, с использованием образов природы), игры соревнования (поиск музыкального клада на Острове музыкальных сокровищ).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА.


ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будет сформировано:

• положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

• внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

• эмоционально - ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

• связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

• выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

• выполнять упражнения арт - терапии;

• выполнять творческие музыкально - композиционные задания;

• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

• вносить коррективы в свою работу;

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать цель выполняемых действий;

• адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать творческую задачу, используя известные средства;

• использовать приёмы игры на ударных, духовых и

струнных народных музыкальных инструментах;

• включаться в самостоятельную музыкально - творческую

деятельность;

• участвовать в подготовке и реализации коллективных

Музыкально - творческих проектов.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА.


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

• эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• чувства сопричастности к культуре своего народа;

• эмоционально - ценностного отношения к Государственному гимну России;

• понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;

• положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;

• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

• эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);

• различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);

• определять куплетную форму и вариации;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА.


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

• эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;

• понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• чувства сопричастности к культуре своего народа;

• понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;

• положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;

• ценностно - смысловых установок, отражающих индивидуально - личностные позиции;

• уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества культурного разнообразия России;

• положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;

• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;

• эмоциональн - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• исполнять Государственный гимн Российской Федерации;

• объяснять значение понятия «классическая музыка»;

• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;

• называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;

• исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

• различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);

• называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

• использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;

• понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

• устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;

• выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;

• определять на слух основные жанры музыки;

• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении.

Учащиеся получат возможность научиться:

• определять особенности оперетты и мюзикла как видов

Музыкально - сценического искусства;

• различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;

• называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;

• передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;

• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);

• выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);

• вносить коррективы в свою работу;

• различать и соотносить замысел и результат работы;

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать творческие задачи, используя известные средства;

• объяснять, как строилась работа в паре, в группе;

• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;

• планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;

• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально - творческих заданий;

• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы;

• включаться в самостоятельную музыкально - творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);

• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении

концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере

музыкальной культуры.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;

• различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;

• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;

• сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;

• характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;

• группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);

• различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);

• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;

• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова.

Учащиеся получат возможность научиться:

• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной

информации;

• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;

• устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;

• осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;

• объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА.


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;

• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;

• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• основ общей культуры личности в контексте высших духовно - нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;

• эмоционально%нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;

• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;

• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;

• понимания причин успеха в творческой деятельности;

• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;

• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

• воспринимать музыку различных жанров;

• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

• находить и передавать информацию:

– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;

– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;

– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;

– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально - выразительных средствах и художественно – образном содержании;

– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;

– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского - Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;

– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;

– об авторской песне;

• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;

• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;




6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


1 КЛАСС.


  1. «Волшебное царство звуков» (9 часов).

Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии. В школе скрипичного ключа.

  1. «Сказочная страна» (7 часов).

Сказочные картины. Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.

  1. «На родных просторах» (9 часов).

Моя Россия. В песне – душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод. Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу.

  1. «Остров музыкальных сокровищ» (8 часов).

Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад.


2 КЛАСС.


  1. «В сокровищнице Волшебницы музыки». (16 часов).

Музыкальное зеркало. Музыкальные часы. Музыкальный календарь. Музыкальная машина времени. Музыкальный глобус. Волшебная музыкальная палочка. Музыкальная аптечка. Золотой ключик в школе скрипичного ключа.

  1. «Встреча с великими композиторами» (10 часов).

На родине М.И. Глинки. В родительском доме П.И. Чайковского. Морские плавания с Римским – Корсаковым. В школе скрипичного ключа: урок композиции.

  1. «В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (8 часов).

Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. В школе скрипичного ключа: мастерская музыкальных инструментов. У кого какой голос. Вокальный ансамбль. Хор. В школе скрипичного ключа: урок вокала.

3 КЛАСС.

  1. «В концертном зале» (9 часов).

Концерт хоровой музыки. Концерт камерной музыки. Концерт симфонической музыки.

  1. В музыкальном театре (17 часов).

Опера. Оперетта. Балет. Мюзикл.

  1. «В музыкальном музее» (8 часов).

Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и другие виды искусства. Музыка и книги.

4 КЛАСС.

  1. «Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки» (9 часов).

Встречи со знаменитыми композиторами. В рыцарских замках. На балах. На карнавалах.

  1. «Музыкально путешествие от Руси до Руси» (7 часов).

Русь изначальная. Русь православная. Русь скоморошья. Русь сказочная. Русь былинная. Русь героическая.

  1. «В гостях у народов России» (10 часов).

У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале.

  1. «Музыкальное путешествие по России 20 века». (8 часов).

Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне. Музыка на защите мира. На космодроме. На стадионе. На вестивале авторской песни.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС.


Четверть

Количество часов

Разделы


1.


9.


«Волшебное царство звуков»




2.


7.


«Сказочная страна»



3.


9.


«На родных просторах»



4.


8.


« Остров музыкальных сокровищ»


Итого

33



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС.



Четверть

Количество часов

Разделы


1.


9.


«В сокровищнице Волшебницы музыки»





2.


7.


«В сокровищнице Волшебницы музыки»



3.


10.


«Встречи с великими композиторами»



4.


8.


«В стране музыкальных инструментов».

«В певческой стране».


Итого

34




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС.



Четверть

Количество часов

Разделы


1.


9.


«В концертном зале»



2.


7.


«В музыкальном театре»



3.


10.


«В музыкальном театре»



4.


8.


«В музыкальном музее»


Итого

34




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС.



Четверть

Количество часов

Разделы


1.


9.


«Музыкальное путешествие по миру старинной европейском музыки»



2.


7.


«Музыкально путешествие от Руси до Руси»



3.


10.


«В гостях у народов России»



4.


8.


«Музыкальное путешествие по России 20 века».


Итого

34















7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

1. «В сокровищнице Волшебницы музыки». (16 часов).

Предметные: Слушать и исполнять песни.

Выполнять упражнение арт-терапии.

Сочинять мелодии — «музыкальные отражения» ученика. Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах импровизации. Создавать музыкально-пластические движения. Исполнять вокально-интонационную импровизацию. Слушать музыку. Сочинять звуковую картину.Музицировать, исполнять на музыкальных  инструментах ритмический аккомпанемент. Исполнять вокально-хоровые упражнения. Беседовать о настроении природы. Рисовать на заданную тему.  Сочинять мелодии к словам и ритмическим рисункам.

Личностные: мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.

Метапредметные: понимать цель выполняемых действий; понимать важность планирования работы;

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;  продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;

объяснять, какие приёмы, техники были использованы        в работе, как строилась работа;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки;

рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;

выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;

задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально - выразительным средствам; слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;

1

4 .09


Музыкальное зеркало.

2




11 .09


Музыкальные часы. Музыка в Башкирии.


3

18 .09


Музыкальные часы:

доброе утро.


4

25 .09


Музыкальные часы:

шумный

день.


5

2 .10


Музыкальные часы:

добрый вечер!


6

9.10


Музыкальные часы: тихая ночь.

Песни Башкирии.


7

16 .10


Музыкальный календарь.


8

23 .10


Музыкальный календарь: музыка осени.

Башкирские песни про осень.


9

30 .10


Музыкальный календарь: музыка

зимы.


10

6 .11


Музыкальный календарь: музыка весны.



11

13 .11


Музыкальный календарь: музыка

лета


12

20 .11


Русская музыкальная старина .

Башкирская музыкальная старина .


13

27 .11


Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран.


14

4 .12


Музыкальный глобус:

путешествуем по России.


15

11 .12


Музыкальный глобус: едем в далёкие края.Башкирские края.


16

18 .12


Волшебная музыкальная палочка.


2.«Встреча с великими композиторами» (10 часов).

Предметные: Сочинять мелодии к поэтическим строчкам. Выполнять упражнения арт-терапии.  

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах. Исполнять церковные песнопения.

Слушать пьесы. Исполнять пластические импровизации. Играть в русскую народную игру.

Исполнять песню. Сочинять «музыкальный портрет».

Исполнять русские народные песни. Беседовать о влиянии природы на творчество композитора.

Сочинять мелодии к словам и ритмическим

рисункам.

Личностные:  мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.чувства сопричастности к культуре своего народа;

эмоционально - ценностного отношения к Государственному гимну России;

понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;

Метапредметные: выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам; вносить коррективы в свою работу;адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания; различать и соотносить замысел и результат работы;включаться в самостоятельную музыкально – творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую); различать звучание отдельных музыкальных инструментов; различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей; сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа; характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;

читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.   Характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;

читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию. Активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;




17

25 .12


На родине Михаила

Ивановича

Глинки: среди долины.


18

15 .01


«Камаринская». Фарит Идрисов — автор музыки гимна Башкортостана



19

22 .01


На родине

Михаила

Ивановича

Глинки: в музыкальной

гостиной.


20

29 .01


На родине

Михаила

Ивановича

Глинки: под звон колоколов


21

5 .02


На родине

Михаила

Ивановича

Глинки: сердце Родины


22

12 .02


В родительском доме

Петра Ильича Чайковского: мама.


23

19 .02


В родительском доме

Петра Ильича Чайковского:

детские

песни.


24

26 .02


Римским-Корсаковым: во

владениях

Морского

царя


25

4 .03


Семейство ударных инструментов. Башкирская инструментальная культура


26

11 .03


Семейство духовых инструментов.



3.«В стране музыкальных инструментов». «В певческой стране» (8 часов).

Предметные: Слушать записи звучания музыкальных инструментов. Исполнять русскую народную.

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах мелодические импровизации.

Выполнять упражнение арт-терапии.

Знакомиться с элементарными приёмами игры на детских  музыкальных инструментах. Слушать звучания различных по составу инструментальных ансамблей. Исполнять песню. Исполнять пластическую импровизацию. Представлять музыкальную инсценировку. Слушать записи звучания различных хоровых коллективов.

Личностные: положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;

мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности; эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;

чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России; эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.  Метапредметные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя); решать творческие задачи, используя известные средства.использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений; группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные); устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов. классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам); различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


27

18 .03


Семейство струнных инструментов. Игра на современном кылкубызе


28

8 .04


Инструментальный ансамбль.

Башкирский инструментальный ансамбль.


29

15 .04


Оркестр.


30

22 .04


У кого какой голос?


31

29 .04


Вокальный ансамбль.Башкирский вокальный ансамбль.



32

6 .05


Хор.


33

13 .05


В школе Скрипичного ключа: урок вокала


34




20.05


Урок-концерт




8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


Музыка. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 201


Музыка. Обучение во 2 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова - М.: Астрель, 20











  • Музыка. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.

  • Музыка. Обучение в 1 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова - М.: Астрель, 2005г.

  • Музыка. 2 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 2-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.

  • Музыка. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2010г.

  • Музыка. 4 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – М.: АСТ Астрель, 2010г.

  • Музыка. Обучение во 2 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова - М.: Астрель, 2006г

  • Музыка. Обучение в 3 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова - М.: Астрель, 2007г.

  • Музыка. Обучение в 4 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова - М.: Астрель, 2010г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.


        1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

        2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

        3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

        4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

        5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

        6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

        7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

        8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

        9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.


1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.







0



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыка планирование

Автор: Иванова Валентина Валерьяновна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Тематическое планирование по музыке в 5 классе на основе ФГОС по программе "Музыка"  Науменко, Алеева"
    ["seo_title"] => string(110) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-muzykie-v-5-klassie-na-osnovie-fgos-po-proghrammie-muzyka-naumienko-alieieva"
    ["file_id"] => string(6) "267026"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450283653"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Тематическое планирование по музыке в 5 классе на основе ФГОС по программе "Музыка"  Науменко, Алеева"
    ["seo_title"] => string(112) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-muzykie-v-5-klassie-na-osnovie-fgos-po-proghrammie-muzyka-naumienko-alieieva-1"
    ["file_id"] => string(6) "267027"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450283660"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-muzyka-na-tiemu-muzyka-v-zhizni-i-tvorchiestvie-l-va-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "125418"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414977870"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства