Планирование внеурочной деятельности согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по общекультурному направлению развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Авторская песня"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Городского округа Ступино московской области
УТВЕРЖАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №2»
_________________ /Л. Н. Макаренко/
«__» ____________ 2018 год.
Программа по внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Авторская песня»
для 8 класса.
Составитель: Соколова Анна Викторовна
2018 год
г. Ступино
Пояснительная записка
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по общекультурному направлению развития личности.
Авторская песня в чем-то близка к народным песням, опирается на привычные образы, изобразительные средства. Так, объединяющее начало несут в себе повторения куплетов, слов, образов; эпитеты, емкие, точно выражающие внутреннее состояние человека; метафоричность речи: образы березки, птиц, облаков – все это в сознании нашем связано с определенными ассоциациями, чувствами, а в современной песне помогают выразить самое сокровенное.
Программа внеурочной деятельности «Авторская песня» рассчитана на обучающихся 8 класса.
Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Авторская песня».
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым современным авторам-исполнителям, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологии написания и исполнения авторской песни;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, при исполнении песен, в уме.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом музыкальном материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, видеофрагменты, фотографии, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме, либо в куплетно-песенной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы..
Предметные результаты:
учащиеся получат возможность:
- развить общую культуру и интеллектуальные способности в области авторской песни;
- развить творческо-эмоциональное мышление;
- написания собственных стихов и песен;
- сформировать устойчивый познавательный интерес к изучению творчества авторов-классиков и самарских авторов-исполнителей;
- расширить знания и представления о традиционных и современных жанрах авторской песни и наиболее ярких ее представителей;
- познакомиться с новыми технологическими приемами написания собственных стихов и песен (компьютерные программы Sibelius, AdobeAudition);
- познакомиться с новыми инструментами для разнообразия исполнения авторских песен (джамбо, блок-флейта и др. );
- совершенствовать навыки художественно-эстетической деятельности в коллективе: адекватно и корректно оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в музыкальном оформлении школьных праздников для обучающихся младших классов;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
Содержание программы.
Раздел I. «Поэзия под гитару»(4 часа) предполагает анкетирование школьников с целью выявления степени их эрудированности в мире авторской песни. Раздел отражает различные точки зрения на столь сложное и многогранное явление, как авторская песня, знакомит учащихся с её истоками, условиями и причинами возникновения, представителями этого направления, этапами развития.
Тема 1.Что такое авторская (бардовская) песня? (2 часа)
Анкетирование учащихся. Булат Окуджава об авторской песне. Кто такой бард? Понятие авторской песни. Отличие бардовской песни от обычной. Ее тематика, характер, особенности исполнения.
Тема 2. Истоки авторской песни (2 часа).
Занятие может строиться как урок с прослушиванием ряда композиций по выбору учителя. В ходе занятия педагог знакомит учащихся с музыкальными примерами, послужившими истоками бардовской песни, сравнивая их со схожими по характеру авторскими песнями; примерами тематического многообразия бардовской песни.
Раздел II. «Авторская песня в 60-80 годах ХХ века»(14 часов) знакомит учащихся с творчеством и судьбами выдающихся представителей бардовской песни данного периода, тематикой их творчества, что предполагает вариативность наполнения данного раздела. Особое место в данном разделе уделяется творчеству В.С. Высоцкого – «сердцу» авторской песни, Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Галича, А. Городницкого.
Тема 1. Становление и развитие авторской песни в 60-80 годах ХХ века (4 часа)
Особенности становления и развития авторской песни в 60-80 годах ХХ века.
Биография и творчество А.А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, Ю.И. Визбора, А.М. Городницкого, Ю.А. Кукина, Ю.Ч. Кима и других представителей направления (по усмотрению преподавателя и желанию слушателей). Общие черты и различия в их творчестве. Развитие традиций и принципов бардовской песни в творчестве А.Я. Розенбаума.
Взаимодействие авторской песни с другими поэтическими и музыкальными жанрами. Творчество А. Башлачева («Время колокольчиков», «Имя имен» и др.).
Тема 2. В. Высоцкий,А. Галич, Б.Окуджава, Ю. Визбор– «сердце» авторской песни (6 часов)
Просмотр фильма «Монолог» о творчестве В.С. Высоцкого. Друзья и соратники о В. Высоцком и его песнях.
Биография В.С. Высоцкого. Этапы его творческой деятельности. Тематика песен и стихов. «Блатной» период в его творчестве – юношеское восприятие окружающего мира.
Гражданская позиция в творчестве Высоцкого. Песня «Чужая колея». Тема «лирического героя и власти» в песнях В.С. Высоцкого. Высоцкий о роли поэта в обществе. Анализ песен «Монолог», «Я не люблю», «О поэтах и кликушах».
Песни о войне и людях на ней. Альбом «Сыновья уходят в бой».
Дружба и любовь в творчестве Высоцкого. А. Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора.
Юмор и сатира в песнях В.С. Высоцкого. А.Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора.
Образность творчества. Песни-аллегории.
Народный фольклор в творчестве авторов.
Влияние творчества В.С. Высоцкого на становление и развитие авторской песни в СССР.
Завершается тема диспутом: «Я и Владимир Высоцкий».
Тема 3. Тема социального протеста в бардовском творчестве 60-80 годов ХХ века. (1 час)
Авторская песня – социальный протест против реальной действительности.
Социальная направленность творчества А.А. Галича. Анализ его песен: «Больничная цыганочка», «Облака», «Право на отдых, или баллада о том, как я ездил навещать своего старшего брата…», «История из жизни Клима Петровича Коломийцева…» и др.
Мотивы социального протеста в творчестве Ю.И. Визбора, его песня «Сижу я, братцы, как-то с африканцем».
Б.Ш. Окуджава о социальной справедливости («Антон Палыч Чехов однажды заметил»).
Барды о предназначении поэта и поэзии (Б. Окуджава «Поэт» и т.д.)
Тема 4. Человек и война в авторской песне (1 час)
Человек и война в творчестве бардов.
Горе войны в песнях бардов-фронтовиков: Г. Лепского, Б. Окуджавы («В полях за Вислой темной…», «До свидания, мальчики»).
Война в творчестве не воевавших авторов: А. Галича, В. Берковского, В. Турчанского, Ю. Визбора и др. «Афганский» и «Чеченский» альбомы А. Розенбаума.
Сходность и различия отражения трагедии войны у разных авторов.
Завершается тема творческим заданием: сравнительный анализ песен А. Галича «Баллада о вечном огне», «Ошибка» и песни В. Высоцкого «Братские могилы».
Тема 5. Бардовская лирика (2 часа)
Лирика в авторской песне.
Б.Ш. Окуджава основоположник бардовской лирики. Тема любви к простому человеку, его жизни и переживаниям в творчестве Окуджавы («Песенка об Арбате», «Бумажный солдат», «Надежды маленький оркестрик» и др.).
Тема романтики путешествий в творчестве Ю.А. Кукина, Ю.И. Визбора, А.М. Городницкого, В. Грушина, А. Розенбаума и др.
Тема любви и дружбы в авторской песне.
Любовь к природе - любовь к Родине, воспетая бардами.
Раздел III. «Развитие авторской песни в период 90-х годов ХХ века и до нашихдней ( 8 часов)предполагает изучение тенденций развития авторской песни в новых исторических условиях, слушатели знакомятся с биографиями и произведениями современных бардов, анализируется преемственность их творчества.
Тема 1. Авторская песня в наши дни (1 час)
Авторская песня в новых исторических условиях. Тенденции ее развития.
Творчество А. Розенбаума.
Преемственность традиций авторской песни в творчестве нового поколения российских бардов. Представители нового поколения: М. Щербаков, П. Короленко, С. Калугин и др., анализ их песен.
Тема 2. Поющие поэты города (1 час)
История развития авторской песни.
Изучение раздела завершается собеседованием по пройденному материалу.
Раздел IV. (8 часов) «Авторская песня в театре и кино», отражающего ее влияние на другие виды и рода искусства. Один час из данного раздела предполагает проведение обобщающего урока (урок-концерт), в рамках которого учащиеся еще раз размышляют над вопросом - «Что такое авторская песня?».
Тема1. Барды на сцене и в кино. (1 час)
Роль авторской песни для кино и театра.
Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, С. Никитина и других бардов в кино и театре. Взаимообогащение жанров. Раскрытие драматургических образов через авторскую песню.
Творческое взаимоотношение бардов с другими жанрами искусства, поэтами и композиторами песенниками (соавторство в создании песен, пример: слова Б. Окуджавы, музыка В. Левашова «Бери шинель», слова Б. Окуджавы, музыка И. Шварца «Ваше благородие»).
Изучение темы завершается проведением викторины.
Музыкальный материал: бардовские песни, использованные в кино и театре.
При проведении урока демонстрируются фрагменты фильмов: «Вертикаль», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Легенда о доблестном рыцаре Айвенго», «Белое солнце пустыни», «С легким паром» и др. по усмотрению преподавателя.
Тема 2. Обобщающий урок-концерт по теме курса (1 час)
Данная тема проводится в форме концерта, где ученики исполняют разученные в ходе изучения бардовские песни и форме круглого стола, в ходе которого они проходят повторное анкетирование, выявляющее динамику интереса к объединению.
Учебно-тематическое планирование:
№
Тема занятия
Колличество
часов
1
«Поэзия под гитару»
Что такое авторская (бардовская) песня?
Истоки авторской песни. Преемственность музыкальных и поэтических традиций.
4
2
Авторская песня в 60-80 годах ХХ века
Становление и развитие авторской песни в 60-80 годах ХХ века
В. Высоцкий, Б.Окуджава – «сердце» авторской песни
Тема социального протеста в бардовском творчестве 60-80 годов ХХ века
Человек и война в авторской песне.
Бардовская лирика
14
3
Развитие авторской песни в период 90-х годов ХХ века и до наших дней
Авторская песня в наши дни.
8
4
Авторская песня в театре и кино
Барды на сцене и в кино
Обобщающий урок по теме курса
8
Итого: 34
Программа включает 4 раздела и рассчитана на 34 часа.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№
Тема занятия
Дата по плану
Дата по факту
1
Что такое авторская (бардовская) песня?
2
Истоки авторской песни.
3
Преемственность музыкальных и поэтических традиций.
4
Преемственность музыкальных и поэтических традиций.
5
Становление и развитие авторской песни в 60-80 годах ХХ века
6
Биография и творчество А.А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, Ю.И. Визбора, А.М. Городницкого, Ю.А. Кукина, Ю.Ч. Кима
7
Общие черты и различия в их творчестве. Развитие традиций и принципов бардовской песни.
8
Взаимодействие авторской песни с другими поэтическими и музыкальными жанрами.
9
Просмотр фильма «Монолог» о творчестве В.С. Высоцкого. Друзья и соратники о В. Высоцком и его песнях.
10
Биография В.С. Высоцкого. Этапы его творческой деятельности. Тематика песен и стихов. «Блатной» период в его творчестве – юношеское восприятие окружающего мира. Гражданская позиция в творчестве Высоцкого
11
Дружба и любовь в творчестве Высоцкого. А. Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора».
12
Юмор и сатира в песнях В.С. Высоцкого. А.Галича, Б. Окуджавы, Ю.Визбора.
Образность творчества. Песни-аллегории.
13
Народный фольклор в творчестве авторов.
Влияние творчества В.С. Высоцкого на становление и развитие авторской песни в СССР.
14
Диспут: «Я и Владимир Высоцкий».
15
Тема социального протеста в бардовском творчестве 60-80 годов ХХ века.
16
Человек и война в творчестве бардов.
17
Лирика в авторской песне.
Тема любви и дружбы в авторской песне.
18
Любовь к природе - любовь к Родине, воспетая бардами.
19
Авторская песня в новых исторических условиях. Тенденции ее развития.
20
Авторская песня в наши дни.
21
Творчество А. Розембаума.
22
Преемственность традиций авторской песни в творчестве нового поколения российских бардов .
23
Преемственность традиций авторской песни в творчестве нового поколения российских бардов.
24
Представители нового поколения: М. Щербаков, П. Короленко, С. Калугин и др., анализ их песен.
25
Представители нового поколения: М. Щербаков, П. Короленко, С. Калугин и др., анализ их песен.
26
Собеседованием по пройденному материалу.
27
Роль авторской песни для кино и театра.
28
Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, С. Никитина и других бардов в кино и театре. Взаимообогащение жанров.
29
Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, С. Никитина и других бардов в кино и театре. Взаимообогащение жанров.
30
Творческое взаимоотношение бардов с другими жанрами искусства, поэтами и композиторами песенниками
31
Соавторство в создании песен.
32
Бардовские песни, использованные в кино и театре.
33
Проведение викторины по пройденному материалу.
34
Обобщающий урок-концерт по теме курса.
Приложение 2.
Анкета 1
Что такое авторская песня? (Выскажите свое понимание).
Нравится ли Вам исполнять бардовские песни? (Да; нет)
Почему?
Что явилось истоками авторской песни?
Назовите известных Вам исполнителей авторской песни?
Назовите известные Вам бардовские фестивали.
Назовите известные Вам фильмы и театральные постановки, в которых исполняются авторские песни.
Почему Вы выбрали именно этот кружок?
Анкета 2
Что такое авторская песня? (Выскажите свое понимание).
Почему Вам нравится исполнять бардовские песни?
Что явилось истоками авторской песни?
Назовите известных Вам исполнителей авторской песни?
Назовите известные Вам бардовские фестивали.
Назовите известные Вам фильмы и театральные постановки, в которых исполняются авторские песни.
Намерены ли Вы продолжать свое обучение по музыкально-исполнительской специализации художественного направления гуманитарного профиля? (Да; нет).