Разработка урока по теме: «Авторская песня».
Подготовила учитель музыки МБОУ «СОШ №29» г. Чебоксары Галкина Людмила Анатольевна.
Цель урока: расширить знания ребят в области бардовской песни. Знакомство с историей развития и особенностями этого песенного жанра.
Задачи урока
Воспитательные:
- С помощью музыки, слова создать особую эмоционально – яркую атмосферу урока.
- Воспитание интереса и уважения к авторской песне и их создателям.
- Эмоционально – нравственная оценка музыки, звучащей на уроке.
Образовательные:
- Знакомство с понятием «бардовская» песня.
- Ознакомление учащихся с историей развития авторской песни.
- Закрепить в сознании ребят характерные особенности жанра авторской песни.
Развивающие:
- Продолжить работу по развитию умения учащихся анализировать музыку на уровне темы четверти.
- Разучивание песни Ю. Визбора «Лесное солнышко».
- Выразительное исполнение песен.
Оборудование урока:
- План
- Презентация.
- Музыкальный центр.
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Баян.
- Синтезатор.
- CD-диски с записями бардовских песен.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Учитель поет: «Здравствуйте, ребята!».
Дети в ответ: «Здравствуйте, учитель!»
Далее учитель обращает внимание ребят на экран, где все видят изображение гитары, поющих под гитару людей, и задает вопрос:
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ответы детей.
Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о песнях, об особенных песнях, которые чаще всего исполняют под гитару. Кто помнит, как называются такие песни?
Ответы детей.
Учитель: Мы с вами когда-то знакомились с такими песнями и пели на уроках. Давайте вспомним «Песню о маленьком трубаче».
Исполнение песни.
:Учитель: Кто-нибудь из вас знает, кто сочинял и сочиняет такие песни?
Ответы учащихся.
Учитель: Совершенно верно. Эти песни называют туристскими, студенческими, самодеятельными, авторскими…. Так изменялось название песенного жанра, песен, создававшихся непрофессиональными поэтами и сочинителями мелодий. С легкой руки журналистов за их авторами закрепилось определение «бард», заимствованное у исконных бардов – народных кельтских певцов, живших в XIII веке.
Так что же представляет собой авторская песня? Что ее характеризует? Это нам предстоит выяснить.
Имея любительские истоки, произрастая из бесчисленных студенческих и походных песен, незатейливых в своей основе, массовое песенное сочинительство выделило новый вид профессионализма.
Под авторской песней понимается движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и любителей этого жанра.
Существует конкретный, узкий смысл этого понятия – поэты, поющие свои стихи.
В своем большинстве создатели авторской песни не только не являются профессиональными музыкантами, но вообще не имеют никакого музыкального образования. Авторская песня, в основном, распространяется изустно, и нередко при исполнении в нее вносится элемент импровизации.
Вопреки законам профессионального пения барды часто «пропевают» согласные звуки. Авторская песня не рассчитана на профессиональный вокал, ее диапазон в рамках обычного голоса. Подхватить и спеть такую песню может любой. Эти песни отличают мелодичность, напевность, простота мелодий, их запоминаемость.
Талант барда – редкий талант, в котором соединяется «триединство стиха, музыки и своей исполнительской интонации» (Евгений Бачурин).
Название «авторская» этот жанр песни получил за то, что это песня – собеседница с доверительной интонацией разговора по душам, за личностную интонационную окраску.
Бардов объединяет стремление к истине, органическое неприятие лжи и фальши, причем не только в самом содержании песен, но и в манере их исполнения.
Девиз авторской песни: «Думай!».
Авторская песня существует более 60 лет, и в настоящее время представлена четырьмя поколениями людей самых разных профессий: педагогов, художников, рабочих, актеров, физиков, биологов, химиков, врачей и др. – людей, для которых ПЕСНЯ – и увлечение, и жизненное призвание.
Родившийся и стремительно развивающийся вид искусства проще всего обозначить цепочкой имен: Ю. Визбор, А. Якушева, Б. Окуджава, Ю. Ким, В. Берковский, С. Никитин, В. Высоцкий, А. Дольский, О. Митяев, А. Розенбаум….
Сегодня живут песни, сочиненные и в 50-е и в 80-е годы. У авторов этих песен разные биографии, но их объединяет родство мировосприятия, щедрое отношение к жизни, пристальное внимание к судьбам людей, красоте земли, вечным проблемам бытия.
Условно выделяют исторические, гражданственно – публицистические, лирико – философские, сатирические, юмористические, интимно –лирические песни, туристские, студенческие и детские песенки.
- Давайте вспомним и споем песню А.Якушевой «Вечер бродит».
Исполнение песни «Вечер бродит».
Учитель: Какие еще вы помните авторские песни?
Дети называют песни.
Исполнение песен: «Прощание с летом» и «Весеннее танго».
Авторская песня – это определенная форма устной поэзии. Почему сейчас многие люди берутся за сочинение песен? Да потому, что в песню просится жизнь. Как же это делается? Как рождается та самая авторская песня? В основном, сначала пишется стихотворение, которое автору дорого. В нем он говорит именно то, что и хотел сказать…. Затем постепенно он, автор, начинает эти стихи скандировать. Получается какой-то напев, напев органический, вытекающий из интонации текста. Музыкальное воплощение такой песни может быть скупым, но оно неотделимо от слов и от того, как эта песня будет петься.
Традиция создания песен с ярко выраженной авторской позицией существует давно. Начиная с XVII века, различные социальные группы населения имели свои песни – песни крестьян и рабочих, студентов и революционеров, песни городского сословия, песни каторжан, песни ямщиков и бурлаков. После Октябрьской революции создаются красноармейские, партизанские, комсомольские песни.
Однако годами рождения современного жанра самодеятельной (авторской) песни все считают послевоенное десятилетие – 50-е годы прошлого века, когда наступил период обновления, поисков, надежд, когда страну охватил новый творческий подъем.
Вот как вспоминает об этом времени Ю. Ким: «… такой радостной, такой дружной молодости не переживало ни одно из последующих поколений. Это тогда мы начали широко путешествовать – пешком, на лыжах, на байдарках. Это при нас в таких количествах развелось столько интересного: устные журналы, клубы встреч, умопомрачительные капустники, состязания юмористов, стенгазеты во всю стену, доморощенные театральные студии…. Поколение жадно знакомилось, искало и находило свое слово, свою музыку, обретало лицо!».
Вот что сказал об авторских песнях известный современный бард С. Никитин: «Для моего поколения эти песни – просто часть нашей жизни, часть нас самих. В чем их секрет? Во-первых, все в них знакомо, все «из жизни». Во-вторых, они несут заряд добра, человеческого тепла. В-третьих, эти песни демократичны, они достаточно просты, их можно петь компанией. И, наконец, в них есть что-то еще, может быть самое главное, это как раз то, что совершенно естественно, без всякого нажима со стороны, побуждает теперь уже наших детей брать в руки гитару, разучивать эти новые для них песни и петь их со своими друзьями…».
С появлением клубов самодеятельной песни стали проводиться конкурсы, слеты, фестивали, где можно услышать новые песни, познакомиться с их авторами.
В августе 1967 года комсомолец Валерий Грушин, студент Куйбышевского авиационного института имени С,П. Королева, погиб на таежной реке Уде в Восточных Саянах, спасая тонущих в ледяной воде детей. В память о его подвиге и любви к песне в 1968 году на Волге, близ горы Жигули, прошел I песенный фестиваль, организованный областным советом по туризму и экскурсиям. Фестивальные концерты под Куйбышевом (ныне под Самарой) проходят в огромном природном зале, где трибуна – гора, а сцена – плот-гитара, причаленный к берегу. Здесь говорят, что «гора слушает гитару». Число авторов и любителей самодеятельной песни растет с каждым годом. Если I Грушинский фестиваль собрал свыше 600 человек, то уже в XII Грушинском фестивале принимали участие около 100 тысяч человек из 75 городов, а XXVII Грушинский фестиваль объединил около 210 тысяч исполнителей и любителей авторской песни.
А сейчас мы с вами послушаем песню, которую исполняют на всех Грушинских фестивалях. И называется она «Фестивальная», но чаще всего ее называют «Изгиб гитары желтой». Я думаю, что многие из вас уже знакомы с этой песней. Может быть, некоторые из вас ее знают.
Слушание песни «Изгиб гитары желтой» в исполнении учителя, который аккомпанирует себе на гитаре.
Вот что сказал об авторских песнях известный современный бард С. Никитин: «Для моего поколения эти песни – просто часть нашей жизни, часть нас самих. В чем их секрет? Во-первых, все в них знакомо, все «из жизни». Во-вторых, они несут заряд добра, человеческого тепла. В-третьих, эти песни демократичны, они достаточно просты, их можно петь компанией. И, наконец, в них есть что-то еще, может быть самой главное, это как раз то, что совершенно естественно, без всякого нажима со стороны, побуждает теперь уже наших детей брать в руки гитару, разучивать эти новые для них песни и петь их со своими друзьями…».
Одной из таких популярных среди молодежи песен является песня Ю. Визбора «Лесное солнышко», которую мы с вами будем разучивать на уроке, но прежде послушаем ее в исполнении автора – Юрия Визбора.
Разучивание песни «Лесное солнышко».
Обобщение урока.
Учитель: Итак, ребята, о чем же шел разговор у нас на уроке?
Ответы детей.
Учитель: Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Учитель: Я думаю, что, начиная с сегодняшнего дня, ваши интерес и уважение к авторским песням станет выше. И, вполне возможно, что вы полюбите эти песни и будете петь их не только на уроках музыки, но и в кругу своих друзей и близких.
Домашнее задание: приготовить презентации по теме сегодняшнего урока.
Список использованной литературы
- Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002.
- Левина Л.А. Грани звучащего слова: Эстетика и поэтика авторской песни: Монография. М.: Нефть и газ, 2002.
- Авторская песня: Антология / Сост. Д. Сухарев. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
- Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003.
- Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. М.: Вече, 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.terle.ru/article/toccata/bard/razvitie.htm
http://music.privet.ru/tags/?tag_id=1493976
http://music-fantasy.ru/materials/avtorskaya-pesnya
http://www.russhanson.org/pressa/shanson/ap.html
http://www.samarabard.ru/board/viewtopic.php?p=37872