Методическая разработка урока в 6 классе.
Тема: «Авторская песня вчера и сегодня.»
Цель: Познакомить и приобщить учащихся с жанром авторской песни учащихся к авторской песне.
Задачи:
Образовательные – узнать о зарождении и особенностях авторской песни, о союзе слова и музыки, познакомить с именами бардов и их песнями.
Развивающая – развивать вокальные навыки, разные стилистические особенности исполнения бардовских песен, осознанно работать над определенными исполнительскими навыками, развивать импровизационно-свободный характер исполнения.
Воспитательная – вместе с авторами бардовских песен размышлять о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах, увидеть мир их глазами, понять его несовершенство, суетность, непостоянство; осознать себя частичкой этого мира, появление желания изменить и себя, и мир.
Музыкальный материал: Д.Тухманов «Из вагантов», международный студенческий гимн «Гаудеамус», О.Митяев «Как здорово», В.Берковский и С.Никитин «Ночная дорога», В.Высоцкий «Песня о друге», Б.Окуджава «Нам нужна одна побела», М.Львовский «Глобус».
Иллюстративный материал: Портреты В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Розенбаума, О.Митяева, С.Никитина, Ю.Визбора.
Видиоматериал: фрагменты телепередач о Ю.Визборе, из фильма «Белорусский вокзал», из фильма «Высоцкий. Спасибо что живой».
Ход урока:
Эпиграф:
« Будет ныне учрежден
Наш союз вагантов
Для людей любых племен
Званий и талантов.»
( Из поэзии вагантов)
Звучит песня «Из вагантов» музыка Д.Ф.Тухманова
Учащиеся подпевают
Учитель: В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты. Среди них были студенты, монахи, философы и акробаты. Ваганты большую часть своей жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. Поэзия вагантов тесно связана с народной смеховой культурой, ярко проявляющейся в карнавальных праздневствах, балаганах, ярморочных представлениях.
До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов средневековья. Знаменитая песня «Гаудеамус», прославляющая академию и преподавателей-профессоров, уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.
Учащиеся исполняют песню «Гаудеамус»
Учитель: Образы этих песен ярко контрастны. Что их роднит, а что отличает?
Дети: Песни объединяет жизнерадостный характер, а их исполнение требует разных стилистических особенностей. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а песня «Из вагантов» - сольная. Звучит в подвижном темпе, сопровождение имитирует игру певца, аккомпанирующего себе.
Учащиеся разучивают студенческий гимн «Гаудеамус», продолжают работу над песней «Из вагантов», применяя определенные исполнительские навыки. Для воплощения радости и торжественного характера гимна необходимо широкое, напевное звучание. Для воплозения радости и легкости песни Тухманова характер исполнения мелодии требует ритмической точности.
Учитель: Возмемся за руки, друзья,
Возмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиноске.
Из поэзии Б.Окуджавы
В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Ее еще называют бардовская или туристская. Кто же такие барды? Так называли народных певцов древних кельтских племен. Впоследствии они стали профессиональными поэтами. Создатели авторской песни напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу.
Кто же они – авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все. Это: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич, Олег Митяев и многие другие.
Учащиеся исполняют песню О.Митяева «Как здорово»
Учитель: Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил – «это поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий – «это поэты, которые исполняют стихи под музыку». Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой.
Учащиеся разучивают песню «Ночная дорога» В.Берковского
Учитель: О чем эта песня? О какой дороге идет речь?
Дети: О дороге жизни, по которой надо пройти достойно. Мы не знаем о том, что ожидает нас в будущем. Наша судьба, как дорога в ночи – встречи и прощания, случайные знакомства и верные друзья.