kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока авторская песня вчера и сегодня

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Методическая разработка урока в 6 классе.

Тема: «Авторская песня вчера и сегодня.»

 

Цель: Познакомить и приобщить  учащихся с жанром авторской песни учащихся к авторской песне.

 

Задачи:

Образовательные – узнать о зарождении и особенностях авторской песни, о союзе слова и музыки, познакомить с именами бардов и их песнями.

Развивающая – развивать вокальные навыки, разные стилистические особенности исполнения бардовских песен, осознанно работать над определенными исполнительскими навыками, развивать импровизационно-свободный характер исполнения.

Воспитательная – вместе с авторами бардовских песен размышлять о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах, увидеть мир их глазами, понять его несовершенство, суетность, непостоянство; осознать себя частичкой этого мира, появление желания изменить и себя, и мир.

 

Музыкальный материал: Д.Тухманов «Из вагантов», международный студенческий гимн «Гаудеамус», О.Митяев «Как здорово», В.Берковский и С.Никитин «Ночная дорога», В.Высоцкий «Песня о друге», Б.Окуджава «Нам нужна одна побела», М.Львовский «Глобус».

 

Иллюстративный материал: Портреты В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Розенбаума, О.Митяева, С.Никитина, Ю.Визбора.

 

Видиоматериал: фрагменты телепередач о Ю.Визборе, из фильма «Белорусский вокзал», из фильма «Высоцкий. Спасибо что живой».

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

                                                    Ход урока:

                                                                                                                                           Эпиграф:

                                                                                                                         « Будет ныне учрежден

                                                                                                                            Наш союз вагантов

                                                                                                                           Для людей любых племен

                                                                                                                            Званий и талантов.»

                                                                                                                                 ( Из поэзии вагантов)

                              Звучит песня «Из вагантов» музыка Д.Ф.Тухманова

                                                  Учащиеся подпевают

 

Учитель: В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты. Среди них были студенты, монахи, философы и акробаты. Ваганты большую часть своей жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. Поэзия вагантов тесно связана с народной смеховой культурой, ярко проявляющейся в карнавальных праздневствах, балаганах, ярморочных представлениях.

До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов средневековья. Знаменитая песня «Гаудеамус», прославляющая академию и преподавателей-профессоров, уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.

                                      Учащиеся исполняют песню «Гаудеамус»

Учитель: Образы этих песен ярко контрастны. Что их роднит, а что отличает?

Дети: Песни объединяет жизнерадостный характер, а их исполнение требует разных стилистических особенностей. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а песня «Из вагантов» - сольная. Звучит в подвижном темпе, сопровождение имитирует игру певца, аккомпанирующего себе.

Учащиеся разучивают студенческий гимн «Гаудеамус», продолжают работу над песней «Из вагантов», применяя определенные исполнительские навыки. Для воплощения радости и торжественного характера гимна необходимо широкое, напевное звучание. Для воплозения радости и легкости песни Тухманова характер исполнения мелодии требует ритмической точности.

Учитель: Возмемся за руки, друзья,

                 Возмемся за руки, друзья,

                 Чтоб не пропасть поодиноске.

                        Из поэзии Б.Окуджавы

 В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Ее еще называют бардовская или туристская. Кто же такие барды? Так называли народных певцов древних кельтских племен. Впоследствии они стали профессиональными поэтами. Создатели авторской песни напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу.

         Кто же они – авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все. Это: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич, Олег Митяев и многие другие.

                           Учащиеся исполняют песню О.Митяева «Как здорово»

Учитель: Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил – «это поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий – «это поэты, которые исполняют стихи под музыку». Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой.

                         Учащиеся разучивают песню «Ночная дорога» В.Берковского

Учитель: О чем эта песня? О какой дороге идет речь?

Дети: О дороге жизни, по которой надо пройти достойно. Мы не знаем о том, что ожидает нас в будущем. Наша судьба, как дорога в ночи – встречи и прощания, случайные знакомства и верные друзья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока авторская песня вчера и сегодня »

Методическая разработка урока в 6 классе.


Тема: «Авторская песня вчера и сегодня.»


Цель: Познакомить и приобщить учащихся с жанром авторской песни учащихся к авторской песне.


Задачи:

Образовательные – узнать о зарождении и особенностях авторской песни, о союзе слова и музыки, познакомить с именами бардов и их песнями.

Развивающая – развивать вокальные навыки, разные стилистические особенности исполнения бардовских песен, осознанно работать над определенными исполнительскими навыками, развивать импровизационно-свободный характер исполнения.

Воспитательная – вместе с авторами бардовских песен размышлять о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах, увидеть мир их глазами, понять его несовершенство, суетность, непостоянство; осознать себя частичкой этого мира, появление желания изменить и себя, и мир.


Музыкальный материал: Д.Тухманов «Из вагантов», международный студенческий гимн «Гаудеамус», О.Митяев «Как здорово», В.Берковский и С.Никитин «Ночная дорога», В.Высоцкий «Песня о друге», Б.Окуджава «Нам нужна одна побела», М.Львовский «Глобус».


Иллюстративный материал: Портреты В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Розенбаума, О.Митяева, С.Никитина, Ю.Визбора.


Видиоматериал: фрагменты телепередач о Ю.Визборе, из фильма «Белорусский вокзал», из фильма «Высоцкий. Спасибо что живой».






















Ход урока:

Эпиграф:

« Будет ныне учрежден

Наш союз вагантов

Для людей любых племен

Званий и талантов.»

( Из поэзии вагантов)

Звучит песня «Из вагантов» музыка Д.Ф.Тухманова

Учащиеся подпевают


Учитель: В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали ваганты. Среди них были студенты, монахи, философы и акробаты. Ваганты большую часть своей жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. Поэзия вагантов тесно связана с народной смеховой культурой, ярко проявляющейся в карнавальных праздневствах, балаганах, ярморочных представлениях.

До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов средневековья. Знаменитая песня «Гаудеамус», прославляющая академию и преподавателей-профессоров, уже несколько сотен лет является международным студенческим гимном.

Учащиеся исполняют песню «Гаудеамус»

Учитель: Образы этих песен ярко контрастны. Что их роднит, а что отличает?

Дети: Песни объединяет жизнерадостный характер, а их исполнение требует разных стилистических особенностей. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а песня «Из вагантов» - сольная. Звучит в подвижном темпе, сопровождение имитирует игру певца, аккомпанирующего себе.

Учащиеся разучивают студенческий гимн «Гаудеамус», продолжают работу над песней «Из вагантов», применяя определенные исполнительские навыки. Для воплощения радости и торжественного характера гимна необходимо широкое, напевное звучание. Для воплозения радости и легкости песни Тухманова характер исполнения мелодии требует ритмической точности.

Учитель: Возмемся за руки, друзья,

Возмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиноске.

Из поэзии Б.Окуджавы

В середине 20 века в нашей стране зародился новый жанр – авторская песня. Ее еще называют бардовская или туристская. Кто же такие барды? Так называли народных певцов древних кельтских племен. Впоследствии они стали профессиональными поэтами. Создатели авторской песни напоминали слушателям о первоначальном союзе слова и музыки. В этих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу.

Кто же они – авторы-исполнители этих песен? Сейчас их имена знают все. Это: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич, Олег Митяев и многие другие.

Учащиеся исполняют песню О.Митяева «Как здорово»

Учитель: Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил – «это поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий – «это поэты, которые исполняют стихи под музыку». Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой.

Учащиеся разучивают песню «Ночная дорога» В.Берковского

Учитель: О чем эта песня? О какой дороге идет речь?

Дети: О дороге жизни, по которой надо пройти достойно. Мы не знаем о том, что ожидает нас в будущем. Наша судьба, как дорога в ночи – встречи и прощания, случайные знакомства и верные друзья.

Учитель: Как пройти по дороге жизни, найти себя, стать личностью? Юрий Кукин считает, что путешествие, природа лучше, чем стены квартиры.

Звучит песня «За туманом» Юрия Кукина

Учитель: О чем эта песня?

Дети: Путешествия и поездки бывают разными. Кто-то едет за деньгами, а кто-то за романтикой и мечтами.

Учитель: История становления авторской песни во многом связана с появлением песни М.Светлова «Глобус крутится, вертится»

Внимание учащихся привлекается к нотной записи песни со словами М.Львовского в учебнике на стр.85. После разучивания обращается внимание на репродукцию картины М.Шагала «Прогулка» и первоначальный текст песни. Находятся ассоциации при сопоставлении этих произведений.

Учитель: Внимание бардов привлекают люди мужественные, смелые, стойкие. Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. Дружба, выбор друга – эта тема тоже волнует бардов. Вспомните песню Владимира Высоцкого «Песня о друге».

Учащиеся исполняют «Песню о друге» В.Высоцкого

Учитель: В чем смысл этой песни?

Дети: Настоящий друг не бросит в беде, всегда выручит.

Просмотр фрагмента фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

Учитель: Песни Булата Окуджавы о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве разума и мудрости. Родился Булат Окуджава 9 мая, теперь это День Победы. И словно ему в подарок уже много лет подряд в этот день звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал»

Просмотр фрагмента фильма «Белорусский вокзал»

Учитель: Какой образ создал композитор в этой песне?

Дети: Яркий образ защитников родной земли, которые готовы заплатить любую цену за победу.

Звучит «Песенка об открытой двери» Б.Окуджавы

Учитель: В чем смысл этой песни? Почему поэт призывает «открыть двери» перед человеком?

Дети: Сегодня в современных квартирах на входных дверях люди устанавливают коды, крепкие замки-заглушки. Душа человека должна быть открыта для других людей. Сам Окуджава прожил трудную жизнь, прошел войну и знает цену гостеприимства. Он был добрым, с открытой душой, человеком.

Учитель предлагает разучить «Песенку об открытой двери», добиваясь искренности и безыскусности ее исполнения учащимися. Простита, и в то же время значительность песни, должна выражаться в интонации, простой и доверительной.

Учитель: Почему песни Б.Окуджавы были очень популярными в последние десятилетия 20 века? Почему именно на Арбате, в Москве, поставили памятник музыканту и поэту Булату Окуджаве?

Внимание привлекается к творческой тетради. На стр.30 учащиеся видят фрагмент памятника.

Учитель: Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочиненные в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране. В чем же ценность авторской песни?

Дети: Это искренность, доверие, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей, доступность для исполнения и восприятия любым человеком. В своих стихах-песнях авторы пишут о том, что их волнует, размышляют о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Они хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, осознали себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя, в первую очередь, и мир.

Итог урока:

Учитель: Авторская песня возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности и отдает предпочтение поэзии, выразительному слову. Ей не нужны украшения и спецэффекты, стадионы и Дворцы спорта. Она должна идти от сердца к сердцу. Надеюсь, вы сегодня на уроке это почувствовали.

Звучит песня «Милая моя» Ю.Визбора

Просмотр фрагмента телепередачи о Юрии Визборе



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка урока авторская песня вчера и сегодня

Автор: Савичева Наталья Владимировна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства