kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:Урок углубления знаний – подготовка к путешествию на Грушинский фестиваль.

Цели урока: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ

Цели урока:

- по достижению личностных результатов: воспитывать чувство  любви к Родине,  к русской культуре;  формировать эмоционально-нравственное отношение учащихся к миру, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью, формирование потребности в общении с музыкой  для дальнейшего духовно- нравственного развития.

            - по достижению метапредметных результатов: выражать свои мысли; развитие навыков речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

             - по достижению предметных результатов: познакомить учащихся с понятием авторской (бардовской) песни, историей возникновения этого жанра в русской культуре, его особенностями,  представителями жанра, с традициями Грушинского фестиваля авторской песни, развивать творческие и исполнительские способности, формулировать своё отношение к изучаемому  произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Оборудование: медиапроектор, компьютерная презентация, компьютер, записи авторских песен.

Ход урока:   

Организационная часть:

Итак, тема нашего урока «Авторская песня» и поэтому,  сегодня мы будем готовиться к путешествию на Грушинский фестиваль, фестиваль авторской песни. Для этого я попросила вас разделиться на группы, ведь перед поездкой  на такое серьезное мероприятие нужно и подготовиться серьезно. Нам нужно будет вспомнить то, что вы знали раньше об авторской песне, запомнить то, что услышите сегодня, да и самим приготовиться к выступлению.

 Давайте вспомним, что такое авторская песня?

(Учитель выслушивает ответы учеников и подводит итог).

Авторская песня – это песня, которую создают «поющие поэты» - авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно ее исполнителями. Их ещё называют бардами. Новый жанр авторской песни зародился в России в середине 20 века.  Основоположниками его стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий.

Изложение нового материала:

Авторские песни поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, в студенческих общежитиях и предназначались для узкого круга слушателей. Авторская песня называлась ещё туристической, походной,  студенческой, гитарной, самодеятельной.

Со временем некоторые из авторов начали выступать с публичными концертами (чаще всего неофициальными), еще больше расширили их аудиторию магнитофонные записи. Поющих поэтов стали слушать (и петь) тысячи незнакомых им людей во всей стране. Главное проявление барда – это умение выразить общие настроения, чувства и мысли современников.

Исполнение песни «Алые паруса» В.Ланберга.

Знакомство с творчеством Булата Окуджавы.

 Б.Окуджава – признанный основоположник авторской песни. Родился 9 мая 1924 г в Москве на Арбате. И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символический характер. Почему?

9 мая закончилась война

Арбат в лирике поэта сделался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры.

        Знакомство с творчеством Владимира Высоцкого

            А теперь послушаем фрагмент песни автора, которого невозможно не узнать. Ребята слушают песню «Он не вернулся из боя»,  - называют имя и фамилию Владимира Высоцкого. После этого фотографии с изображением поэта появляются на экране.

            Имя и судьба В.Высоцкого стали легендарными еще при  жизни. Он сыграл много ролей в фильмах (26), в спектаклях театра на Таганке, где он работал, но сегодня мы о нем будем говорить как о поэте-песеннике. Сам Высоцкий считал эту свою работу очень важной. «Если на две части весов бросить мою работу: на одну – театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то я вас уверяю, песня перевесит!» - говорил Высоцкий.

    Прослушивание песни «Он не вернулся из боя».

Знакомство с творчеством Александра Городницкого.

            Следующий автор-исполнитель не так популярен, как Высоцкий, хотя тоже достаточно известный. На экране его портрет.

Исполнение песни «Атланты».

            Александр Городницкий – ученый-океанолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук. Значительная часть его жизни прошла в экспедициях. Был на Памире, на дрейфующей станции «Северный полюс», ходил на паруснике «Крузенштерн», погружался на океанское дно. Этот автор не только одни из создателей авторской песни, но и одни из первых ее историков.

Авторская песня возникла как альтернатива «советской массовой песне».

 Как вы думаете, за что мы любим эстрадную песню?

(За музыку или за исполнителя.)

 А что имеет значение в авторской песне?

(Прежде всего стихотворный текст).

Какие же особенности авторской песни? В чём её ценность?

- Это искренность, доверительность звучания.

- В своих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Эти песни отмечены социальной честностью, отзывчивостью, проникновенностью, обаянием, оригинальностью. Их авторы печалятся от неизбежности утрат и не теряют надежды.

-  Это доступность для восприятия и исполнения любым человеком.

- Скупыми средствами (только гитара и голос человека) авторская песня выражает глубокие чувства человека.

Вам, наверное, известны имена некоторых современных бардов, например, Александра  Розенбаума, Олега Митяева, Юрия Шевчука? А где мы сейчас можем услышать современные авторские песни?

 Что же это за фестиваль – Грушинский – и почему он так называется?

            (выслушиваются  предполагаемые ответы,  учитель дополняет).

 Грушинский фестиваль посвящен памяти студента самарского(в то время Куйбышевского) авиационного института Валерия Грушина. Что же это за человек – Валерий Грушин? Легенда о его подвиге вошла в сознание целого поколения.  Валерий - наш земляк, был очень талантливым человеком,  сочинял стихи, исполнял их под гитару, был участником ансамбля самодеятельной песни. Со своим ансамблем «Поющие бобры» Валерий выступал перед студентами самарских институтов, пели до хрипоты. Друзья очень любили Валерия. Он всегда был командиром в туристических походах. В каких только горах не побывал со своими друзьями? Во время одного из таких походов  Валерий совершил подвиг. В августе 1967 года во время туристического похода на плотах по горной реке Уде в Восточных Саянах, ребята остановились на метеостанции, чтобы пополнить продовольствие. Утром начальник станции отправлял двоих детей на лодке в школу, в лодку от сильного волнения зачерпнуло воду, она перевернулась. Дети стали тонуть. Валерий, не раздумывая, бросился в ледяную воду, спас детей. Но сам уже не смог выплыть.

Ребята долго горевали, потеряв товарища, и вот друзья Валерия собрались через год в жигулёвских горах, пели песни, вспоминали Валерия, их было около 600 человек. Это и был первый Грушинский фестиваль. Он быстро стал популярным и вскоре на него съезжалось уже более 100 тысяч любителей авторской песни.

 Со временем Грушинский фестиваль стал всесоюзным, проходит он уже 43 года  в месте между Самарой и Тольятти рядом с Волгой и Жигулями в начале июля.

Почти все, кто приезжает сейчас на фестиваль никогда не видели Валерия. Грушин стал для них символом мужества и жертвенности. Почему же это имя не затерялось в бушующем потоке времени, а осталось высеченным в сердцах незнакомых ему людей. Потому, что его имя стало символом исполнения великой заповеди о любви к ближнему, жертвенности.

 Есть на свете такая страна
Без названия и без столицы,
Где негромкой гитары струна
Служит пропуском через границу.
В той стране с незапамятных пор
Есть обычай – найдёшь ли чудесней –
В царстве рек, подземелий и гор
Петь свои самодельные песни.

Г.Васильев

Для того, чтобы стать полноправными участниками фестиваля нам необходимо выучить одну песню.  Этой песней начинается и заканчивается всегда ночной концерт на гитаре – кульминация Грушинского фестиваля. Это песня о Валерии Грушине «Как здорово». В это время все встают. А написал её Олег Митяев. Давайте исполним её все вместе, потренируемся, представим, будто мы являемся участниками праздника. Подготовимся к поездке.             Исполнение песни «Как здорово».                                                                                         Разгадывание кроссворда: Ребята, Грушинский фестиваль-это конкурс, на котором каждый год отбирается самая лучшая новая песня, причём, членом жюри становится каждый из слушателей. Каким же образом? Как мы, сидящие на горе, сможем выразить свои симпатии? Для этого нам в поездку необходимо будет взять один предмет. Что же это такое вы узнаете, разгадав кроссворд:

  1. Инструмент, под аккомпанемент которого звучит авторская песня?
  2. Как называют автора-исполнителя?
  3. Назовите имя человека, в честь которого был основан фестиваль авторской пени.
  4. Назовите имя барда, голос которого  узнает  любой человек в нашей стране.
  5. Автор знаменитой песни о Грушинском фестивале «Как здорово».
  6. Основоположник авторской песни.
  7. Как по-другому называют музыкальный конкурс?

 Учитель благодарит учеников за активное участие в подготовке к поездке на Грушинский фестиваль.

Подведение итогов.

Постановка домашнего задания: прослушать несколько песен авторов-исполнителей, поделиться своими впечатлениями в тетради.

Выставление оценок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня"»

Урок музыки в 6 классе


Тема урока: «Авторская песня»

Тип урока:Урок углубления знаний – подготовка к путешествию на Грушинский фестиваль.

Цели урока: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ

Цели урока:

- по достижению личностных результатов: воспитывать чувство любви к Родине, к русской культуре; формировать эмоционально-нравственное отношение учащихся к миру, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью, формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.


- по достижению метапредметных результатов: выражать свои мысли; развитие навыков речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов: познакомить учащихся с понятием авторской (бардовской) песни, историей возникновения этого жанра в русской культуре, его особенностями, представителями жанра, с традициями Грушинского фестиваля авторской песни, развивать творческие и исполнительские способности, формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Оборудование: медиапроектор, компьютерная презентация, компьютер, записи авторских песен.

Ход урока:

Организационная часть:

Итак, тема нашего урока «Авторская песня» и поэтому, сегодня мы будем готовиться к путешествию на Грушинский фестиваль, фестиваль авторской песни. Для этого я попросила вас разделиться на группы, ведь перед поездкой на такое серьезное мероприятие нужно и подготовиться серьезно. Нам нужно будет вспомнить то, что вы знали раньше об авторской песне, запомнить то, что услышите сегодня, да и самим приготовиться к выступлению.

Давайте вспомним, что такое авторская песня?

(Учитель выслушивает ответы учеников и подводит итог).

Авторская песня – это песня, которую создают «поющие поэты» - авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно ее исполнителями. Их ещё называют бардами. Новый жанр авторской песни зародился в России в середине 20 века. Основоположниками его стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Городницкий.

Изложение нового материала:

Авторские песни поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, в студенческих общежитиях и предназначались для узкого круга слушателей. Авторская песня называлась ещё туристической, походной, студенческой, гитарной, самодеятельной.

Со временем некоторые из авторов начали выступать с публичными концертами (чаще всего неофициальными), еще больше расширили их аудиторию магнитофонные записи. Поющих поэтов стали слушать (и петь) тысячи незнакомых им людей во всей стране. Главное проявление барда – это умение выразить общие настроения, чувства и мысли современников.

Исполнение песни «Алые паруса» В.Ланберга.

Знакомство с творчеством Булата Окуджавы.

Б.Окуджава – признанный основоположник авторской песни. Родился 9 мая 1924 г в Москве на Арбате. И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символический характер. Почему?

9 мая закончилась война

Арбат в лирике поэта сделался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры.

В 1937 году был репрессирован и расстрелян отец Окуджавы, сослана мать, ему самому чудом удалось избежать отправки в детский дом в качестве сына «врага народа». Из 9-ого класса московской школы он ушел на фронт.

После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета. Тогда и родилась его первая песня:

Неистов и упрям,

Гори, огонь, гори.

На смену декабрям

Приходят январи.


Нам всем дано сполна –

И горести, и смех.

Одна на всех луна,

Весна одна на всех.

Прожить лета б дотла,

А там пускай ведут

За все мои дела.

На самый страшный суд.

Пусть оправданья нет.

И даже век спустя…

Семь бед – один ответ,

Один ответ – пустяк.

Неистов и упрям,

Гори, огонь, гори.

На смену декабрям

Приходят январи.

После университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 г. в Калуге вышел его первый поэтический сборник «Лирика». Окуджава переезжает в Москву, куда вернулась после реабилитации его мама. Вскоре приходит известность, потому, что поэт обращается не к массам, а к личности.

Он написал около 150 песен. Они о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере и торжестве мудрости.

Прослушивание песни Б.Окуджавы «Под музыку Вивальди».

Знакомство с творчеством Владимира Высоцкого

А теперь послушаем фрагмент песни автора, которого невозможно не узнать. Ребята слушают песню «Он не вернулся из боя», - называют имя и фамилию Владимира Высоцкого. После этого фотографии с изображением поэта появляются на экране.

Имя и судьба В.Высоцкого стали легендарными еще при жизни. Он сыграл много ролей в фильмах (26), в спектаклях театра на Таганке, где он работал, но сегодня мы о нем будем говорить как о поэте-песеннике. Сам Высоцкий считал эту свою работу очень важной. «Если на две части весов бросить мою работу: на одну – театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то я вас уверяю, песня перевесит!» - говорил Высоцкий.

В 1981 г. Только после смерти вышла первая книга стихов Высоцкого – «Нерв». От составителя и автора предисловия выступил Р.Рождественский.

«Ты жил, играл, и пел с усмешкою,

Душа российская и рана,

Ты в черной рамке не уместишься,

Тесны тебе людские рамки», - сказал А.Вознесенский.


По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютное большинство знает Высоцкого, а около 70 процентов ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

В Москве было установлено три памятника Высоцкому: на ваганьковском кладбище, где он похоронен, во дворе театра на Таганке и на Страстном бульваре «У Петровских ворот». Круглый год могила поэта утопает в цветах.

Прослушивание песни «Он не вернулся из боя».

Знакомство с творчеством Александра Городницкого.

Следующий автор-исполнитель не так популярен, как Высоцкий, хотя тоже достаточно известный. На экране его портрет.

Исполнение песни «Атланты».

Александр Городницкий – ученый-океанолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской Академии естественных наук. Значительная часть его жизни прошла в экспедициях. Был на Памире, на дрейфующей станции «Северный полюс», ходил на паруснике «Крузенштерн», погружался на океанское дно. Этот автор не только одни из создателей авторской песни, но и одни из первых ее историков.

Авторская песня возникла как альтернатива «советской массовой песне».

Как вы думаете, за что мы любим эстрадную песню?

(За музыку или за исполнителя.)

А что имеет значение в авторской песне?

(Прежде всего стихотворный текст).

Какие же особенности авторской песни? В чём её ценность?

- Это искренность, доверительность звучания.

- В своих песнях авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви и воспевали дружбу. Эти песни отмечены социальной честностью, отзывчивостью, проникновенностью, обаянием, оригинальностью. Их авторы печалятся от неизбежности утрат и не теряют надежды.

- Это доступность для восприятия и исполнения любым человеком.

- Скупыми средствами (только гитара и голос человека) авторская песня выражает глубокие чувства человека.


Вам, наверное, известны имена некоторых современных бардов, например, Александра Розенбаума, Олега Митяева, Юрия Шевчука? А где мы сейчас можем услышать современные авторские песни?

Что же это за фестиваль – Грушинский – и почему он так называется?

(выслушиваются предполагаемые ответы, учитель дополняет).

Грушинский фестиваль посвящен памяти студента самарского(в то время Куйбышевского) авиационного института Валерия Грушина. Что же это за человек – Валерий Грушин? Легенда о его подвиге вошла в сознание целого поколения. Валерий - наш земляк, был очень талантливым человеком, сочинял стихи, исполнял их под гитару, был участником ансамбля самодеятельной песни. Со своим ансамблем «Поющие бобры» Валерий выступал перед студентами самарских институтов, пели до хрипоты. Друзья очень любили Валерия. Он всегда был командиром в туристических походах. В каких только горах не побывал со своими друзьями? Во время одного из таких походов Валерий совершил подвиг. В августе 1967 года во время туристического похода на плотах по горной реке Уде в Восточных Саянах, ребята остановились на метеостанции, чтобы пополнить продовольствие. Утром начальник станции отправлял двоих детей на лодке в школу, в лодку от сильного волнения зачерпнуло воду, она перевернулась. Дети стали тонуть. Валерий, не раздумывая, бросился в ледяную воду, спас детей. Но сам уже не смог выплыть.

Ребята долго горевали, потеряв товарища, и вот друзья Валерия собрались через год в жигулёвских горах, пели песни, вспоминали Валерия, их было около 600 человек. Это и был первый Грушинский фестиваль. Он быстро стал популярным и вскоре на него съезжалось уже более 100 тысяч любителей авторской песни.

Со временем Грушинский фестиваль стал всесоюзным, проходит он уже 43 года в месте между Самарой и Тольятти рядом с Волгой и Жигулями в начале июля.

Почти все, кто приезжает сейчас на фестиваль никогда не видели Валерия. Грушин стал для них символом мужества и жертвенности. Почему же это имя не затерялось в бушующем потоке времени, а осталось высеченным в сердцах незнакомых ему людей. Потому, что его имя стало символом исполнения великой заповеди о любви к ближнему, жертвенности.



Есть на свете такая страна
Без названия и без столицы,
Где негромкой гитары струна
Служит пропуском через границу.
В той стране с незапамятных пор
Есть обычай – найдёшь ли чудесней –
В царстве рек, подземелий и гор
Петь свои самодельные песни.

Г.Васильев

Для того, чтобы стать полноправными участниками фестиваля нам необходимо выучить одну песню. Этой песней начинается и заканчивается всегда ночной концерт на гитаре – кульминация Грушинского фестиваля. Это песня о Валерии Грушине «Как здорово». В это время все встают. А написал её Олег Митяев. Давайте исполним её все вместе, потренируемся, представим, будто мы являемся участниками праздника. Подготовимся к поездке. Исполнение песни «Как здорово». Разгадывание кроссворда: Ребята, Грушинский фестиваль-это конкурс, на котором каждый год отбирается самая лучшая новая песня, причём, членом жюри становится каждый из слушателей. Каким же образом? Как мы, сидящие на горе, сможем выразить свои симпатии? Для этого нам в поездку необходимо будет взять один предмет. Что же это такое вы узнаете, разгадав кроссворд:

  1. Инструмент, под аккомпанемент которого звучит авторская песня?

  2. Как называют автора-исполнителя?

  3. Назовите имя человека, в честь которого был основан фестиваль авторской пени.

  4. Назовите имя барда, голос которого узнает любой человек в нашей стране.

  5. Автор знаменитой песни о Грушинском фестивале «Как здорово».

  6. Основоположник авторской песни.

  7. Как по-другому называют музыкальный конкурс?

Учитель благодарит учеников за активное участие в подготовке к поездке на Грушинский фестиваль.

Подведение итогов.

Постановка домашнего задания: прослушать несколько песен авторов-исполнителей, поделиться своими впечатлениями в тетради.

Выставление оценок.

















  1. Когда зародилась авторская песня?


  1. Кто является основоположником авторской песни?


  1. Как вы думаете, почему излюбленный музыкальный инструмент бардов гитара?


  1. Как ещё называли авторскую песню?


  1. Имена каких современных бардов вы знаете?


  1. Кто написал песню «Как здорово», каждый год открывающую грушинский фестиваль?


  1. В честь кого был основан грушинский фестиваль?


  1. Каковы особенности жанра авторской песни?



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня"

Автор: Долинина Марина Геннадьевна

Дата: 12.12.2015

Номер свидетельства: 265353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "конспект урока по теме "Авторские колыбельные песни""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_tiemie_avtorskiie_kolybiel_nyie_piesni"
    ["file_id"] => string(6) "348372"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476204586"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект интегрированного урока (музыка+информатика) "Мир композитора" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-muzyka-informatika-mir-kompozitora"
    ["file_id"] => string(6) "102166"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483071"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока и презентация. 4 класс.Мастерство исполнителя.Музыкальные инструменты (гитара). "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-4-klass-mastierstvo-ispolnitielia-muzykal-nyie-instrumienty-ghitara"
    ["file_id"] => string(6) "142704"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418330531"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока "Опера самый значительный жанр вокальной музыки" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-opiera-samyi-znachitiel-nyi-zhanr-vokal-noi-muzyki-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "236586"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444121443"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства