Рабочая программа по МХК. 11 класс. /Г.И. Данилова/.
Рабочая программа по МХК. 11 класс. /Г.И. Данилова/.
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И.- М.:Дрофа, 2011 г.
2.Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
3. Концепции художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
5.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р).
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК. 11 класс. /Г.И. Данилова/. »
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2011 г.
2.Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
3. Концепции художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
5.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р).
Структура рабочей программы
- Титульный лист.
- Разделы рабочей программы:
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание учебного курса.
Раздел IV. Тематический поурочный план.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Раздел VI. Нормы оценивания результатов обучающихся.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы.
- Лист изменений.
Специфика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры является завершающим в образовательной области «Искусство»: систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике еѐразвития в исторической перспективе, о еѐ месте в жизни общества и каждого человека.
Изучение МХК направлено не только на усвоение определенной системы знаний культурологического характера, но на формирование умений выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; на развитие самостоятельного художественного творчества.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Цели и задачи
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Содержание учебно-методического комплекта
Программа (авторская)
Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы
Составитель Г.И. Данилова - М.:Дрофа, 2011 г.
Учебник
Г.И. Данилова «Мировая художественная литература» 11 класс М «Дрофа» 2010 г.
Место предмета в учебном плане
(филология, кол-во часов и т.д. как в авторской программе)
Раздел II. Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
1
Художественная культура нового времени.
12
2
Художественная культура XIX в.
9
3
Художественная культура конца XIX - XX в.
13
4
35
Раздел II1. Содержание учебного курса
Художественная культура нового времени:
Художественная культура барокко.
Архитектура барокко.
Изобразительное искусство барокко.
Реалистические тенденции в живописи Голландии.
Музыкальная культура барокко.
Художественная культура классицизма и рококо.
Классицизм в архитектуре Западной Европы.
Изобразительное искусство классицизма и рококо.
Композиторы Венской классической школы.
Шедевры классицизма в архитектуре России.
Искусство русского портрета.
Художественная культура XIX в:
Неоклассицизм и модернизм в живописи.
Художественная культура романтизма: живопись.
Романтический идеал и его отражение в музыке.
Зарождение русской классической музыкальной школы.
Реализм – направление в искусстве второй половины XIX в.
Социальная тематика в западно -европейской живописи реализма.
Русские художники – передвижники.
Развитие русской музыки во второй половине XIX в.
Художественная культура конца XIX - XX в:
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.
Формирование стиля модерн в европейском искусстве.
Символ и миф в живописи и музыке.
Художественные течения модернизма в живописи.
Русское изобразительное искусство XX в.
Архитектура XX в.
Театральная культура XX в.
Шедевры мирового кинематографа.
Музыкальная культура России XX в.
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.
Раздел 1V. Тематический поурочный план
№ урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Художественная культура нового времени. 12 часов.
1
Художественная культура барокко.
Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ).
Знать:
- художественные стили и направления в искусстве.
Уметь:
- разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма.
2
Архитектура барокко.
исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов.
Знать:
- характерные черты архитектуры барокко, шедевры итальянского, русского барокко.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
3
Изобразительное искусство барокко.
Работа с текстом живописного произведения. исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов.
Знать:
- особенности живописи барокко, основную тематику.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
4
Реалистические тенденции в живописи Голландии.
Сочинение-эссе о впечатлениях от живописных произведений Рембрандта.
Знать:
- многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
5
Музыкальная культура барокко.
Создание творческих портретов композиторов, подготовка конкурса знатоков русской духовной музыки.
Знать:
- шедевры музыкальной культуры барокко
Уметь:
- узнавать изученные произведения
6
Художественная культура классицизма и рококо.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
-художественную культуру классицизма и рококо.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
7
Классицизм в архитектуре Западной Европы.
Исследовательская работа по созданию маршрута заочной экскурсии по Версалю.
Знать:
- характерные черты архитектуры классицизма.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.
8-9
Изобразительное искусство классицизма и рококо.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
- шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
10
Композиторы Венской классической школы.
Визуализация впечатлений от оперной музыки Глюка, используя памятка из справочного отдела учебника.
Знать:
- разнообразие наследия Венской классической школы.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
11
Шедевры классицизма в архитектуре России.
Подготовка рефератов и эссе по персоналиям Казакова и Баженова.
Знать:
- шедевры классицизма в архитектуре России.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.
12
Искусство русского портрета.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
- шедевры русских портретистов.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
Художественная культура XIX в. 9 часов.
13
Неоклассицизм и модернизм в живописи.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
- творчество Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
14
Художественная культура романтизма: живопись.
Описание понравившихся картин русских художников-романтиков, используя памятку из справочного раздела учебника.
Знать:
-многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.
Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.
Уметь:
- узнавать изученные произведения
15
Романтический идеал и его отражение в музыке.
Описание понравившихся картин русских художников-романтиков, используя памятку из справочного раздела учебника.
Знать:
- импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
16
Зарождение русской классической музыкальной школы.
Описать произведение композитора по памятке.
Знать:
- зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирёв, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
17
Реализм – направление в искусстве второй половины XIX в.
Сделать подборку произведений живописи, отражающих бытовые картины жизни народа (оформить в виде слайд-шоу, стенда, альбома).
Знать:
- эстетика реализма и натурализм;
- художественные принципы реализма.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
18
Социальная тематика в западно -европейской живописи реализма.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
- основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье);
- натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя);
- реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе);
- интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе,О. Домье.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
19-20
Русские художники – передвижники.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
- Творчество И.Е.Репина, В.И.Сурикова
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
21
Развитие русской музыки во второй половине XIX в.
Описать произведение композитора по памятке.
Знать:
- Шедевры музыкальной культуры: композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
Художественная культура конца XIX - XX в. 13 часов.
22
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
- импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства;
- русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь).
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
23
Формирование стиля модерн в европейском искусстве.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
- художественные принципы модерна и идея синтеза искусств;
- модерн в архитектуре и изобразительном искусстве;
- национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
24
Символ и миф в живописи и музыке.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
-художественные принципы символизма;
- символ и аллегория в искусстве;
- поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества;
- мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.);
- символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
25
Художественные течения модернизма в живописи.
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.
Знать:
- основные стили и творческие направления искусства XX века.
Уметь:
- узнавать изученные произведения
26 - 27
Русское изобразительное искусство XX в.
Оформить выставку-стенд по теме: «Мастера русского авангарда».
Знать:
- абстракционизм в. Кандинского. Супрематизм К. Малевича.
Уметь:
- узнавать изученные произведения
28
Архитектура XX в.
Описать одно из архитектурных сооружений 20 века, которое произвело наибольшее впечатление.
Знать:
- идеи и принципы архитектуры начала XX в.
- мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер;
- архитектурные достижения России;
- творчество Ф. О. Шехтеля;
- модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
29
Театральная культура XX в.
Сравнить театральные системы Станиславского и Мейерхольда, написать рецензию на одну из современных пьес современных драматургов.
Знать:
- К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства;
- эпический театр Б. Брехта.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
30 - 31
Шедевры мирового кинематографа.
Пользуясь справочной литературой охарактеризовать некоторые популярные жанры современного кино.
Знать:
- рождение и первые шаги кинематографа;
- великий немой Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли;
- рождение звукового кино.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
32 - 33
Музыкальная культура
России XX в.
Прослушать некоторые романсы Рахманинова, и поделиться впечатлениями в небольшом сочинении-эссе
Знать:
- творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
34
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.
Дать определения новых видов музыкального искусства по словарям.
Знать:
- музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений.
Уметь:
- узнавать изученные произведения.
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
основные средства выразительности разных видов искусства;
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Раздел VI. Нормы оценивания обучающихся
Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.
Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.
Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.
Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение программы
Список цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
http://ru.wikipedia.org/- обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира. http://www.artprojekt.ru- энциклопедия искусства – галереи, история искусства. http://www.smirnova.net/- гид по музеям мира и галереям. http://mifolog.ru/- подробная энциклопедия по мифологии с текстами. http://fashion.artyx.ru/- «Иллюстрированная энциклопедия моды». http://100oper.nm.ru/- книга «100 опер». http://www.encspb.ru- энциклопедия Санкт-Петербурга. http://www.greekroman.ru- электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. http://www.cbook.ru/peoples/- электронная энциклопедия «Народы и религии мира». http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html- сайт с ресурсом ссылок по истории искусства. http://www.huntfor.com/arthistory/- обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений. http://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки. http://notes.tarakanov.net/— нотная библиотека. http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству. http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству. http://www.most-spb.ru/- Мосты Санкт-Петербурга.
Коллекции
http://www.erarta.com/gallery/about-gallery/ - сайт музея Эрарта - самого крупного негосударственного музея современного искусства в России.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/35/- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке (русской и зарубежной). http://jivopis.ru/gallery/- 15 картинных галерей и биографии русских художников. http://leit.ru/- история и культура Японии. http://onfoot.ru/- сайт посвящен достопримечательностям Москвы. http://www.artrussia.ru/russian/- галерея русских и современных русских художников. http://rusarh.ru/- «Архитектура России». http://www.artlib.ru/- сборник галерей живописи – русские художники от Иванова до Поленова. http://art.rin.ru/- «Изобразительное искусство и фотография». http://www.art-education.ru/AE-magazine/- электронный журнал «Педагогика искусства». http://www.art-education.ru/- официальный сайт института художественного образования РАО. http://sobory.ru/- «Народный каталог православной архитектуры». http://www.if-art.com/- галереи живописи, фотографии и скульптур конца XIX – XX вв. http://www.artwoman.info/- на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте. http://www.wonder.moost.ru/- «Семь чудес света». http://midiclassic.narod.ru/- «Классическая музыка» - портреты, биографии, термины. http://www.classical.ru/r/- архив классической музыки в формате Real Audio. http://www.maestroes.com/- тексты о композиторах XX века. http://www.archi-tec.ru- статьи по истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы) – по России, новости и события в архитектуре, архитектурные термины.
http://www.belcanto.ru- сайт посвящен оперному искусству. http://www.classic-music.ru- бесплатная музыка в mp3 и биографии композиторов и исполнителей. http://www.world-art.ru- коллекция живописи. http://e-project.redu.ru/mos/- материалы по Москвоведению, фотографии Московских памятников архитектуры, архитектурный словарь, небольшие статьи по архитектурным стилям и московским архитекторам. http://www.wco.ru/icons/- «Виртуальный каталог икон». http://www.museum-online.ru- online-музей живописи. Биографии и коллекции картин.
http://www.castles.narod.ru- сайт посвящен эпохе средневековья. http://www.impressionism.ru- сайт посвящен импрессионизму от предпосылок во французском искусстве XIX века до постимпрессионизма.
http://www.arthistory.ru/- история изобразительного искусства от ренессанса до модерна.
http://www.sgu.ru/rus_hist/- «Русская история в зеркале изобразительного искусства
http://www.wm-painting.ru- «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи. http://www.middleeast.org.ua/— информационный центр "Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока). http://www.visaginart.narod.ru/— галерея ИЗО по эпохам и стилям. http://www.ethnology.ru/— сайт предоставляет доступ к Интернет-ресурсам по этнографии России. http://www.hellados.ru/— мифология Древней Греции (сюжеты, герои, керамика, художественная галерея). http://www.abash.netfirms.com/— абашевская игрушка (история, каталог, образцы). http://www.wga.hu/— интернет-ресурсы живописи и скульптуры готики, ренессанса и барокко. http://www.artnet.com/— ссылки на сайты галерей всего мира, каталог художников. http://www.tvkultura.ru/— сайт телеканала "Культура”.
http://www.rosculture.ru/— сайт Федерального агентства по культуре и кинематографии.
http://www.gramma.ru/— культура письменной речи.
http://www.smallbay.ru/— галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, библиотека, фото. http://www.culturemap.ru/— культура регионов России.
http://www.celtic.ru/— портал сайтов по культуре кельтов в России.
http://www.mify.org/— мифология древней Греции.
http://www.opera-class.com/— "Классическая опера” (либретто, биографии композиторов, музыкальные термины). http://www.flamenco.ru/— сайт, посвященный фламенко (история танца и гитары, техника танца, техника игры на гитаре, исполнители). http://www.hypermusic.ca/— история классической музыки, история джаза, музыкальные инструменты. http://www.musicals.ru/— сайт, посвященный мюзиклу (история жанра, популярные мюзиклы, их постановки, фото). http://www.wroubel.ru/- сайт, посвященный творчеству Михаила Врубеля. http://www.bocsh.org.ru/index.html- сайт, посвященный творчеству Иеронима Босха. http://daliworld.narod.ru/- сайт, посвященный творчеству Сальвадора Дали.