kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по МХК для 10 класса (углубленный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах.  Содержание курсов нацелено на основные мировоззренческие положения, гуманитарные ценности, ориентиры демократического общества и является фактором самоидентификации и консолидации обучающихся. При объективизированном освещении исторических событий предусматривается включение элементов историографического и методологического характера, изложение различных научных подходов, взглядов и оценок (многоперспективность), что обеспечивает условия для приобретения школьниками личного опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию у них ценностного отношения к социальному  опыту, культурному наследию  человечества. Курс по мировой художественной культуре позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивныхжизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.

Рабочая программа изучения курса мировой художественной культуры в 10 «Э» классе (1  группа)  составлена на основе учебно-методического комплекта издательства «Дрофа» для 10-11 классов[1].

Программа учитывает особенности современной системы образования в полной (средней) школе и отвечает требованиям:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) образования,
  • примерной программы по мировой художественной культуры,
  • фундаментального ядра содержания общего образования, 
  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

[1] Данилова Г. И. Мировая Художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений.  – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 366 с.; Данилова Г. И. Мировая Художественная культура: от XVII в. До современности. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений.  – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 366 с.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по МХК для 10 класса (углубленный уровень) »

Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа изучения курса мировой художественной культуры в 10 «Э» классе (1  группа) составлена на основе учебно-методического комплекта издательства «Дрофа» для 10-11 классов1.

Программа учитывает особенности современной системы образования в полной (средней) школе и отвечает требованиям:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) образования,

  • примерной программы по мировой художественной культуры,

  • фундаментального ядра содержания общего образования,

  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


  1. Цели и задачи рабочей программы.

В соответствии с п. 1.3—1.5 Устава школы, основными целями Образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Образовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает самоопределение личности, создает условия для её самореализации, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Основным предметом деятельности Образовательного учреждения является реализация общеобразовательных программ начального общего образования; начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по немецкому языку; начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам художественно-эстетического цикла; дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей различных направленностей. Важнейшим компонентом содержания современных курсов мировой художесвенной культуры я в основной школе выступают функциональные идеи и понятия, придающие знанию системно-ценностный вид.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Содержание курсов нацелено на основные мировоззренческие положения, гуманитарные ценности, ориентиры демократического общества и является фактором самоидентификации и консолидации обучающихся. При объективизированном освещении исторических событий предусматривается включение элементов историографического и методологического характера, изложение различных научных подходов, взглядов и оценок (многоперспективность), что обеспечивает условия для приобретения школьниками личного опыта самостоятельных оценочных суждений, способствует формированию у них ценностного отношения к социальному опыту, культурному наследию человечества. Курс по мировой художественной культуре позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивныхжизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.

Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;

  • овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения.

Учебная дисциплина «Мировая художественная культура» входит в школьный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования и изучается на профильном уровне. По учебному плану ГБОУ СОШ № 303 с углублённым изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера на изучение МХК в 10 классе выделено 3 часа в неделю, 105 часов в год.


  1. Информацию о внесённых изменениях.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой. Изменения в программу не вносились. Программа составлена с учетом специфики класса.

10 «Э» класс (1 группа) состоит из 12 человек. Половина учеников проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. В организации работы с этой группой обучающих учтён тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Четверть обучающихся — дети со средним уровнем подготовки, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. В классе можно выделить несколько человек, мотивированных в гораздо меньшей степени. У них возникают трудности с самостоятельным формулированием целей, отсутствует ориентация на поиск разных способов действия, а их учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу и инструкции.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методик работы.


  1. Информация об используемом УМК.

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ для базового изучения предмета «Мировая художественная культура». В УМК входит учебник «Мировая Художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень» под ред. Г. И. Даниловой


  1. Информация о количестве учебных часов.

На профильном уровне изучения курса в старшей школе отводится не менее 105 часов на изучение курса мировой художественной культуры. В том числе программой предусматривается 10 часов повторения и обобщения, а также контрольных работ — 5, лабораторно-практических работ — 3, семинаров — 5.


  1. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков. Систематизации учебного материала способствуют применение обобщенных алгоритмов-памяток анализа художественных произведений; задания на самостоятельное составление учащимися тезисных планов, логических схем, сравнительных таблиц и т.д., тестовые задания. Проблемность и вариативность изложения материала обеспечивают рубрики учебников, например, «Художественная мастерская», дополнительные тексты в параграфах, справочные материалы, например, список дополнительной литературы и Интернет–ресурсов, генеалогические таблицы и т.д.

Образовательный процесс также характеризует организация работы с иллюстративным материалом, научной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсами и др. При этом важнейшее место отводится формированию информационно-коммуникативной компетентности, применению умений и навыков поиска нужной информации в источниках различного типа, созданных в различных знаковых системах (карта, таблица, схема, график, диаграмма, видеоряд и др.), выделения основной информации, критического оценивания ее достоверности (факты и мнения, теории и гипотезы), аргументации суждений, установления межпредметных связей мировой художественной культуры с другими предметами, прежде всего, историей, литературой и др. Реализация деятельностного подхода в обучении требует организации выполнения учащимися творческих работ (подготовка докладов, рефератов, проектов, презентаций и т.д.).

Вышесказанное обуславливает выбор форм уроков, перечень которых выглядит следующим образом: а) Традиционный урок; б) Урок взаимообучения; в) Урок – лекция; г) Урок – диспут; д) Урок – диалог; е) Урок – зачет; ж) Лекция – диалог.


  1. Виды и формы текущего, промежуточного, итогового контролей.

Текущий контроль предназначен для контроля освоения изучаемого материала и осуществляется в виде самостоятельных работ, устных и письменных опросов по теме урока, карточек индивидуальной работы. В соответствии с п. 2.20 Устава школы, текущий контроль успеваемости обучающихся в Образовательном учреждении осуществляется учителями по 5-балльной системе (минимальный балл — 2 «два», максимальный балл — 5 «пять»). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет отметку в классный журнал.

Промежуточный контроль проводится в результате изучения отдельной главы в виде контрольной работы. В соответствии с п. 2.20 Устава школы, в процессе обучения выставляются промежуточные отметки успеваемости по 5-балльной системе за освоение учебных дисциплин за триместр или полугодие. В конце учебного года выставляются годовые отметки (промежуточные итоговые отметки) по 5-балльной системе на основании отметок, полученных обучающимся при прохождении промежуточной аттестации, а также на основании промежуточных отметок успеваемости, выставленных за триместры или полугодия.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс «Мировая художественная культура, 10-11 класс» и осуществляется в ходе проведения итоговой работы по МХК за курс 11 класса.

Кроме того, в соответствии с п. 2.21 Устава школы, по предмету может быть проведена промежуточная аттестация в конце учебного года. Система отметок при промежуточной аттестации — по 5-балльной системе (минимальный балл — 2 «два», максимальный балл — 5 «пять»). Формы проведения аттестации: зачёт, собеседование, защита реферата, защита творческой работы, тестирование, итоговая контрольная работа и т.п.



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “Мировая художественная культура” на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей.


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать/понимать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.


3) Учебно-методический комплекс


Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

«Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс»

Данилова Г. И.

2009

М.: «ДРОФА»



Литература для учителя

Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. М.: ТИД «Русское слово РС», 2006.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 классы. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа, 2004.

Каратавцева М.И. Чернышева И.С. Уроки МХК. Воронеж, 2003.

Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М. 1987.

Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,   кроссворды/ О.К. Разумовская. М.: Айрис-пресс, 2007.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. М., Народное образование, 1998.

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992.


Литература для учащихся:


Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб., 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб., 2007.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века. М., 2003.

Андреева Е.Ю. Постмодернизм. СПб., 2007.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000.

Герман М.Ю. Модернизм. СПб., 2005.

Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ. М., 2000.

Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. СПб., 2000.

Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. М., 2000.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. М., 2005.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. М., 2001.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2005.

Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период. СПб., 2007.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - любое издание

Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия. СПб., 2007.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. М., 2000.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000.

Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. М., 2003.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства. М. 2001.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М., 2001.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века. СПб., 2005.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век. СПб., 2007.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.


Интернет-ресурсы


Коллекция «Мировая художественная культура». http://artclassic/edu.ru

Музыкальная коллекция. http://music.edu.ru

Архитектура России. http://www.archi.ru

«Культура России». http://www.russianculture.ru

Музеи России. http://www.museum.ru

Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии. http://www.greekroman.ru

Archi-tec.ru– история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура. http://www.archi-tec.ru

ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств. http://www.artyx.ru

Belcanto.Ru– в мире оперы. http://www.belcanto.ru

Классическая музыка. http://www.classic-music.ru

Мировое искусство. http://www.world.art

Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению. http://e-project.ru/mos/

Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. http://petrov-gallery.narod.ru

Виртуальный каталог икон. http://www.wco.ru/icons/

Виртуальный музей живописи. http://www.museum-online.ru

Виртуальный музей Лувр. http://louvre.historic.ru

Государственный Русский музей. http://www.rusmuseum.ru

Государственная Третьяковская галерея. http://www.tretyakov.ru

Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org20.

Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК. http://www.mhk.spb.ru

Замки Европы http://www/castles.narod.ru

Импрессионизм http://.impressionism.ru

История изобразительного искусства. http://www.arthistory.ru/

Московский Кремль: виртуальная экскурсия. http://www.moscowkremlin.ru

Музеи Московского Кремля. http://www.kremlin.museum.ru

Народы и религии мира. http://www.cbook.ru/peoples/

Репин Илья Ефимович. http://www.ilyarepin.org.ru

Российская история в зеркале изобразительного искусства. http://www.sgu.ru/rus_hist/

Современная мировая живопись. http://www.wm-painting.ru

Энциклопедия Санкт-Петербурга. http://www.encspb.ru


3) Тематическое планирование

п/п

Содержание

Кол-во часов

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

19 часов


Художественная культура Античности

20 часов

Художественная культура Средних веков

26 часов

Художественная культура средневекового Востока

14 часов

Художественная культура Возрождения

25 часов




Поурочно-тематическое планирование (105 часов) 10Э2




урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Практика

Формы контроля

ИКТ-поддержка

Планируемые результаты обучения

Тема 1: „Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

1,2

1.


Вводный урок

Мировая художественная культура – единство в многообразии. Художественный образ – основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления.

Практическая работа с учебником.

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Компьютерная презентация

Знать термины «культура», «художественная культура», «искусство», умение отличать их друг от друга. Представлять место и роль культуры и искусства в жизни человека и общества.

2.

3.

3.


Первые художники Земли. Изобразительное искусство

Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о реализме в искусстве. Произведения изобразительного искусства. Техника выполнения живописных и графических изображений. Наиболее популярные сюжеты росписей. Произведения скульптуры. «Палеолитические Венеры». Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме.

Работа с иллюстративным материалом.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Знать периодизацию истории первобытного общества. Выделять и распознавать основные характерные черты изобразительного искусства верхнего палеолита. Знать основных памятников палеолитического искусства.

4.

4.


Зарождение архитектуры

Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалиты – первые сооружения архитектуры, их основные разновидности: дольмены, менгиры и кромлехи. Мегалитические сооружения на острове Пасхи (Чили), Стоунхендж (Великобритания)

Работа с иллюстративным материалом.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Знать термины «мегалит», «менгир», «дольмен», «кромлех». Понимать проблемы невозможности точного определения функционала первых построек.

5.

5.


Театр, музыка, танец в первобытном искусстве

Театр, музыка и танец. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Предпосылки для возникновения танца. Воинственные и погребальные танцы, связанные с магическими ритуалами, танцы-заклинания. Охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски – основные виды театрального искусства.

Прослушивание аудиофрагментов, просмотр видеофрагментов

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Аудио- и видеофрагменты

Умение сопоставлять искусство первобытных людей с искусством традиционных обществ. Понимание синкретической сути первобытного искусства

6.

6.


Пирамиды – «жилища вечности» фараонов

Мировое значение египетской цивилизации. Идея Вечной жизни – основа древнеегипетской культуры. Периодизация искусства Древнего Египта. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. История их возведения, назначение, внешний облик и внутреннее строение пирамид. Саркофаг – «жилище вечности» фараона

Практическая работа с картой.

Работа в парах.

Компьютерная презентация.

Актуализировать знания из курса истории. Характеризовать первые архитектурные постройки Древнего Египта. Знание истории их создания и назначения. Понимать основу религиозного культа египтян – идею вечной жизни. Знать иконографию основных египетских богов.

7.

7,8.


Скальные гробницы и храмы Древнего Египта

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы-святилища бога. Архитектурные комплексы, особенности их внешнего и внутреннего облика.

Работа с иллюстрациями в учебнике, картой.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация.

Знать основные скальные гробницы и храмы, быть способными показать их на карте. Перечислить новые архитектурные элементы – колонны, пандусы, пилоны.

8.

9.

9.


Скульптурные памятники Египта

Скульптурные памятники Египта, их ритуальное назначение и связь с культом умерших. Стремление к портретному сходству – характерная особенность египетской пластики. Главные принципы скульптурного канона. Сфинкс – знаменитый страж пирамид в Гизе. Сочетание элементов человеческой фигуры и животного. Особенности изображения фараона.

Работа с иллюстрациями.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация.

Знать особенности создания скульптурных изображений. Представлять иконографию изображения фараона.

10.

10.


Рельефные и фресковые украшения саркофагов и гробниц

Рельефные и фресковые композиции, их значение. Расположение регистрами, символическая раскраска – характерные особенности композиций. Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, бальзамирование, оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров. Сцены из повседневной трудовой жизни Египтян. Картины пиров и развлечений правителей. Пейзажи с животными и растениями.

Работа с иллюстрациями.

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Компьютерная презентация

Узнавать основные сюжеты фресковых и рельефных изображений. Уметь анализировать эти изображения. Выявлять особенности композиционного построения, технику выполнения. Видеть различия в колорите. Интерпретировать основные сюжеты.

11.

11.


Сокровища гробницы Тутанхамона

Сокровища гробницы Тутанхамона. Открытие английского археолога Г. Картера. Художественные достижения амарнского периода. Предметы декоративно-прикладного искусства в гробнице Тутанхамона.

Работа с иллюстрациями

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Компьютерная презентация

Знать историю открытия гробницы Тутанхамона. Понимать значение этого открытия для исторической науки. Описывать исторические события амарнского периода. Выявлять связь политической истории Египта с искусством. Знать основные культурные достижения этого периода.

12.

12.


Музыка Древнего Египта

Музыка Древнего Египта. Картины музыкальной жизни в настенных изображениях и поэтических произведениях. Барельефы и фресковые росписи с группами арфистов, флейтистов, танцоров, певцов. Наиболее популярные музыкальные инструменты (арфы, флейты, систры и барабаны). Особая роль профессиональных музыкантов в жизни древнеегипетского общества.

Прослушивание аудиофрагментов

Работа в группах

Аудиофрагменты

Характеризовать росписи на стенах гробниц как основной источник знаний о древнеегипетской музыкальной культуре. Распознавать изображения различных музыкальных инструментов.

13.

13.


Художественная культура Древней Передней Азии. Архитектура

Значение и важнейшие достижения художественной культуры Древней Передней Азии. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала. «Эпос о Гильгамеше» как выдающийся памятник мировой литературы. Прославление силы и могущества человека – ведущая тема искусства. Архитектура. Зиккураты – важнейшие архитектурные сооружения, их внешний облик и назначение. Зиккурат в городе Уре. Архитектурные сооружения Вавилона (ворота Иштар).

Работа с исторической картой

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Показывать на карте регион Передней Азии и Месопотамии. Знать особенности политической истории региона. Понимать влияние истории на культуру и искусство. Применять термин «зиккурат» при характеристике архитектурных памятников.

14.

14.


Художественная культура Междуречья. Изобразительное искусство и музыка

Изобразительное искусство. Рельефы с изображением батальных сцен. Эпизоды из придворной жизни царя и его приближённых, торжественные процессии с подношением даров. Мозаичный штандарт из Ура (сцены военных сражений и пира по случаю одержанной победы). Скульптурные произведения. Адоранты - изображения людей, совершающих обряд почитания божества. Музыкальное искусство. Особая роль храмовых музыкантов-жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки – доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Популярные музыкальные инструменты.

Работа с иллюстративным материалом.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Знать основные темы и сюжеты изобразительного искусства. Распознавать разные типы скульптурных изображений. Представлять функции музыкального искусства.

15.

15,16


Искусство доколумбовой Америки. Культура ацтеков

Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, её характер. Утверждение могущества и величия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной знати – главные темы искусства. Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико), дворцы ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер. Погребальные маски ацтеков, реализм в передаче лиц

Практическая работа с картой.

Работа на уроке.

Компьютерная презентация.

Представлять особенности религиозных верований и общественного строя народов Центральной и Южной Америки и их связь с искусством. Характеризовать искусство ацтеков, знать его отличительные черты.

16.

17.

17.


Искусство доколумбовой Америки. Культура майя

Художественная культура майя. Достижения архитектуры: Величественные пирамиды и дворцы, обсерватории, колоннады, стелы. Многообразие архитектурных форм: астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы. Характерные черты изобразительного искусства. Строгое следование канону. Памятники скульптуры, уникальные фресковые росписи, произведения декоративно-прикладного искусства, резьба по дереву, кости и перламутру. Художественная культура инков. Древнейшие легенды о возникновении империи инков. Пирамиды как место коллективных захоронений. Храм Солнца. Скульптурные памятники и керамика.

Практическая работа с картой.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация. Видеоряд

Знать основные культурные достижения племени майя. Определение каноном изобразительного искусства. Представлять разнообразные техники создания художественных произведений.

18.

18,19


Обобщение по теме „Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций”

См. элементы уроков №№ 1-19.


Текущий индивидуальный контроль.

Тест.

Компьютерная презентация

Понимать роль мифа в культуре;

Уметь распознавать связь искусства с религиозными представлениями человека.

Знать основные памятники культуры первобытного общества, цивилизаций Древнего Египта и Междуречья, народов Центральной и Южной Америки. Представлять основные направления развития художественной культуры этих народов.

Выделять способы отражения мифологических представлений в культуре.


19.


Тема 2: «Художественная культура античности»

20.

1,2.


Эгейское искусство

Истоки крито–микенской культуры и её значение. Эгейское искусство – «прекрасная прелюдия» греческой художественной культуры. Архитектура, изобразительное искусство. Кносский дворец – выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах, их внешний облик, использование «циклопической» кладки, символические рельефные изображения. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.

Работа с исторической картой.

Работа на уроке

Компьютерная презентация

Понимать географические особенности региона Средиземноморья. Выявлять их отражение в художественной культуре.

Знать особенности эгейского искусства

21.

22.

3,4.


Золотой век Афин

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Афины – центр греческой цивилизации, крупнейший политический и культурный центр Эллады. «Век Перикла» - золотой век Афин. Развитие понятия о греческой ордерной системе. Афинский Акрополь. Парфенон. Храм Ники Аптерос. Статуя Афины Промахос. Храм Эрехтейон. Театр Диониса – место для театрализованных представлений из жизни богов и людей.

Работа с иллюстративным материалом, схемами.

Фронтальный опрос.

Компьютерная презентация

Знать периодизацию античной культуры. Понимать особенности общественного строя Афин. Знать особенности религиозных и мифологических представлений в Древней Греции. Определять понятие «ордерная система». Отличать разные ордеры друг от друга. Знать основные архитектурные памятники Афин.

23.

24.

5.


Искусство древнегреческой вазописи

Искусство вазописи. Развитие понятия о «геометрическом» стиле. Чернофигурная и краснофигурная вазопись, техника нанесения рисунка, наиболее популярные сюжеты. Эксекий – крупнейший мастер чернофигурной керамики, интерес художника к мифологическим сюжетам и образам. Евфроний и Дурис – выдающиеся мастера краснофигурной живописи.

Работа с иллюстрациями

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Понимать различие между чернофигурной и краснофигурной вазописью. Уметь определить основные сюжеты и орнаменты.

25.

6.


Скульптура архаики

Куросы и коры периода архаики. Однообразие и статичность поз, оригинальнсть причесок и орнаментальных узоров одежды. Неразгаданная тайна загадочных улыбок.

Работа с иллюстративным материалом. Видеоряд.

Фронтальный опрос.

Компьютерная презентация. Видеоряд

Знать особенности скульптурных изображений эпохи архаики.

26.

7.

Скульптурные шедевры классики

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Творения Скопаса и Праксителя. Высочайшее художественное мастерство и виртуозная техника обработки мрамора в произведениях Скопаса. Статуя Менады.

Работа с иллюстративным материалом.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация.

Выявлять особенности скульптурных изображений классической эпохи. Умение сравнивать их с куросами и корами. Знать имена великих мастеров скульпторов и их работы.

27.

8.


Выдающиеся мастера поздней классики

Лисипп и Леохар - мастера поздней классики. Фигуры богов, мифологические персонажи, могучие атлеты и суровые олимпийцы – главные герои Лисиппа. Классический идеал красоты в творчестве Леохара. Статуя аполлона Бельведерского.

Работа с иллюстративным материалом.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Отличать скульптуру поздней классики от работ предшествующих периодов. Знать имена великих мастеров-скульпторов и их работы

28.

9.


Скульптура эллинизма

Скульптура эпохи эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов. Скульптура крылатой богини Ники Самофракийской. Скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора.

Работа с иллюстративным материалом.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Знать исторические особенности эпохи эллинизма, понимать их влияние на художественную культуру. Определение основных тем творчества скульпторов. Знать имена великих мастеров-скульпторов и их работы

29.

10.


Римский Форум

Значение древеримской художественной культуры, ее периодизация. Архитектура как отражение величия Древнего Рима. Форум – центр деловой и общественной жизни. Причины асимметричной планировки главной площади.

Просмотр видеофрагментов

Работа в группах.

Видеофрагменты.

Приобрести навыки командной работы. Знать периодизации культуры Древнего Рима, отличительные черты каждого из периодов. Представлять себе повседневную жизнь римского общества. Знать особенности планировки Форума.

30.

11.


Пантеон – «храм всех богов»

Пантеон – «храм всех богов». Грандиозность купольного перекрытия. Основные элементы, определяющие внешний облик храма. Богатство и изысканность его внутренней отделки (глубокие ниши, пилястры, кессоны, особенности освещения).

Практическая работа со схемами, иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Компьютерная презентация

Характеризовать внутреннее и внешнее устройство Пантеона. Знать и применять термины «пилястры», «кессоны».

31.

12.


Зрелищные и общественные сооружения Древнего Рима

Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Внешний архитектурный облик сооружения. Организация внутреннего пространства амфитеатра. Дальнейшая историческая судьба Колизея. Триумфальные арки, воздвигнутые в честь победы в военных походах. Общественные архитектурные сооружения. Водопроводы – акведуки, огромные каменные мосты и дороги . Термы – неотъемлемая часть городской жизни, место отдыха и развлечений.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Работа на уроке

Компьютерная презентация

Уметь выявлять связи между общественными нуждами населения Рима и их архитектурным воплощениям. Знать основные типы построек и их характерные особенности.

32.

12.


Изобразительное искусство этрусков

Изобразительное искусство этрусков; керамика, ювелирное искусство. Техника бронзового литья. «Капитолийская волчица» - скульптурный символ «вечного города».

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Компьютерная презентация

Различать основные техники создания художественных произведений этрусками. Анализировать изображение скульптуры «Капитолийская волчица. Знать сюжет, символику этого изображения.

33.

13.


Римский скульптурный портрет

Римский скульптурный портрет; история создания и эволюция. Портретное сходство, сложность соотношения между физическим и внутренним миром человека. Реалистические портреты простых людей.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Выявлять различия между греческой и римской скульптурой. Знать особенности римского скульптурного портрета.

34.

14.


Искусство мозаики и фрески

Мозаичные и фресковые композиции Рима, Помпей и Геркуланума. Композиции, сюжеты, приёмы. Искусство римской мозаики, его особая популярность.

Практическая работа с документам, картой.

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Компьютерная презентация

Знать историю гибели Помпей и Геркуланума. Характеризовать особенности мозаик и росписей, найденных там. Выделять основные сюжеты и технические приёмы.

35.

15,16.


Рождение античного театра и его выдающиеся мастера

Рождение греческого театра. Выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра. Трагедии Софокла и их отличительные особенности: увеличение количества исполнителей, сокращение хоровых партий, изобретение театральных декораций. Внимание к изображению внутреннего мира героев. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Театральные представления, пантомимы, цирковые зрелища.

Практическая работа с отрывком из драматического текста.

Работа в парах.

Компьютерная презентация

Определять причины появления древнегреческого театра, его связь с религиозными представлениями. Характеризовать структуру и организацию театральных представлений. Видеть основные составные части античного театра. Знать знаменитых драматургов и их произведения. Уметь анализировать драматический текст.

36.

37.

17.

Музыкальная культура античности

Музыкальная культура Древней Греции. Популярные музыкальные инструменты. Роль музыки в античной трагедии и комедии. Особое значение музыки в жизни общества. Музыка как важнейшее средство воспитания и воздействия на нравственный мир человека.

Прослушивание аудиофрагментов.

Работа на уроке

Аудиофрагменты.

Знать особенности музыкальной культуры античности. Уметь определять на слух различные музыкальные инструменты.

38.

18,19.


Обобщение по теме „Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций”

См. элементы уроков №№ 20-39

Работа в группах

Семинарское занятие.

Видеоряд

Знать характерные особенности и основные этапы развития художественной культуры античности.

Определять  архитектурные ансамбли греческой цивилизации;

Описывать основные особенности греческого театра;

Находить отражение реальной жизни римлян в театрализованных действах.


39.

Тест “Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций”

Индивидуальный контроль

Промежуточный контроль.

Тест.

Компьютерная презентация

Тема 3. “Художественная культура Средних веков”

40.

1.


Мир византийской культуры. Архитектура

Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Византийский стиль архитектуры, сочетание элементов античного и восточного зодчества.

Мозаика. Основные темы и сюжеты, их смысл.

Работа с исторической картой, иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Работа на уроке

Компьютерная презентация

Знать общественного, политического устройства Византии. Использовать периодизацию истории Византии. Выявлять и обосновывать возникновение противоречий в Византийском искусстве. Знать основные темы и сюжеты в творчестве художников.

41.

2.


Искусство византийской мозаики

Искусство мозаики. Использование античной технологии и разработка собственных оригинальных способов ее создания. Основные темы и сюжеты, их глубокий смысл. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Сравнивать технику античной мозаики и византийской. Знать основные сюжеты и темы. Отличать мозаику церкви Сан-Витале в Равенне.

42.

3.


Византийская иконопись

Иконопись. История происхождения икон, период иконоборчества. Роль Иоанна Дамаскина в утверждении искусства иконописи. «Владимирская Богоматерь» - прославленный шедевр мирового искусства; история создания и последующая судьба иконы.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Знать канонические правила создания иконы. Помнить основные сюжеты Священного Писания. Определять изобразительные особенности каждого из сюжетов.

43.

4.


Музыкальное искусство Византии

Музыка Византии. Сила эмоционального воздействия церковной музыки на человека. Канон – музыкально – поэтическая композиция, особенности её исполнения и построения. Введение нотного письма.

Прослушивание аудиофрагментов

Работа в группах

Компьютерная презентация. Аудиофрагменты

Знать основные музыакльные жанры. Описывать исторические корни появления нотного письма.

44.

5.


Архитектурный облик Древней Руси

Основные черты древнерусского зодчества. Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Выделять основные архитектурные школы на территории Древней Руси. Знать их принципиальные различия между ними.

45.

5, 6


Архитектура Великого Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества

Архитектура Великого Новгорода и ее архитектурные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Знать характерные черты и основные памятники архитектуры Великого Новгорода.

46.

47.

7, 8.


Архитектура Московского княжества

Архитектура Московского княжества. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос.

Компьютерная презентация

Знать характерные черты и основные памятники архитектуры Московского княжества..

48.

49.

9.


Деревянное зодчество

Деревянное зодчество Древней Руси. Технология возведения памятников деревянного зодчества. Кижский архитектурный ансамбль.

Работа с иллюстративным материалом

Индивидуальная работа

Компьютерная презентация

Роль деревянного зодчества в создании архитектурного облика Древней Руси. Место деревянных храмов в архитектуре .

50.

10.


Мозаики и фрески Киевской Софии

Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Фресковые росписи Софийского собора, их религиозное и светское содержание.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Сравнивать технику \византийской мозаики и Киевской. Знать основные сюжеты и темы.

51.

11.


Новгородская живопись. Творчество Феофана Грека

Новгородская школа живописи. Творчество Феофана Грека. Отличительные черты художественного стиля: энергичная и стремительная манера письма, мастерство колорита, использование светотени, объемность изображения.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Компьютерная презентация

Сравнивать мозаики Софийского собора в Киеве с творениями Феофана Грека

52.

12,13.


Изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества. Творчество Андрея Рублева и Дионисия.

Изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества.

Декоративное убранство Дмитриевского собора во Владимире. Творчество Андрея Рублева. «Звенигородский Спас». «Троица» как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Особенности композиции и символика цвета. Творчество Дионисия. Художественное значение фресковых росписей Кирилло-Белозерского монастыря в Ферапонтове.

Работа с иллюстративным материалом

Работа в группах

Компьютерная презентация

Отличать творческую манеру Андрея Рублева и Дионисия. Определять, что символизируют те или иные цвета и образы.

53.

54.

14.


Музыкальная культура Древней Руси

Музыкальная культура Древней Руси. Языческие и христианские традиции древнерусской музыкальной культуры. Музыка как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев – основа древнерусского певческого искусства.

Прослушивание аудиофрагментов

Работа в группах

Компьютерная презентация. Аудиофрагметы

Знать разновидности светского и церковного музыкального искусства Древней Руси. Знать последовательность обрядов православной церковной службы. Определять роль музыки в каждой из них

55.

15.


Романский стиль западноевропейского Средневековья

Жизнь средневекового города. Возрождение античных традиций, создание романского и готического стилей зодчества. Романский стиль архитектуры. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Базилика – господствующий тип храма. Его структура, особенности освещения. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни как типичный образец романских храмов.

Работа с иллюстративным материалом.

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать понятие «стиля» в культуре. Выделять определяющие черты романского и готического стилей. Знать основные типы построек и названия знаменитых памятников архитектуры. Понимать термин «базилика»

56.

16.

В замке феодала

Феодальные замки: суровые и надежные крепости, средоточие средневековой культуры. Особые требования к выбору ландшафтной среды. Структура замка, сложность его планировки.

Работа с иллюстративным материалом

Работа в группах

Компьютерная презентация

Знать структуру замка и назначение отдельных построек. Связывать функционал различных частей постройки в ее архитектурными особенностями.

57.

17, 18.

Секреты готического мастера

Эстетика готики. Готические соборы – центры общественной и духовной жизни средневекового города. Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, Италия, Испания) Собор Нотр-Дам в Париже и собор в Кельне: внешние контрасты вертикалшьных ритмов

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Выделять определяющие черты готического стиля. Выявлять релиональные различия между отдельными постройками. Знать основные типы построек и названия знаменитых памятников архитектуры.

58.

59.

19.


Средневековое изобразительное искусство. Романский стиль

Скульптура романского стиля. Условный характер изобразительного искусства, его зависимость от церковного влияния. Библейские сюжеты и образы – основа живописных композиций. Возрождение круглой скульптуры, стремление к подчинению человеческого тела архитектурным формам собора. Орнаментальные изображения фантастических существ. Скульптура королевского портала Нотр-Дам в Шартре.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Выделять определяющие черты романского стиля. Выявлять релиональные различия между отдельными постройками. Знать названия знаменитых памятников архитектуры и скульптуры

60.

20.


Скульптура готики

Скульптура готики, её связь с архитектурой. Преобладание религиозной тематики, обращенность к духовному миру средневекового человека. Удлинённость пропорций, симметричность форм. Сцены Священного Писания в скульптуре Реймского собора.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация

61.

21.


Искусство витража

Техника витражной живописи, ее основное назначение. «Роза» - излюбленный орнамент витражных окон готики. Витражный ансамбль Шартрского собора.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать термин «витраж» и области его распространения в Европе. Знать основные сюжеты и формы

62.

22,23.


Театральное искусство и музыка Средних веков

Литургическая драма, ее возникновение и популярность в средние века. Популярные сюжеты: евангельские повествования о рождении Христа, злодействе Ирода и Воскресении Христа. Зрелищность театральтного действа, использование технических приспособлений. Средневековый фарс, причины его возникновения и дальнейшие пути развития. Отношение церковных властей к комическим представлениям, высмеивающим недостатки и пороки общества.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Выявлять общность и различие средневековых культур разных стран и регионов. Знать эволюцию развития театрального искусства в Средние Века. Понимать сложность взаимоотношений театра и власти, и причины такого положения. Знать основные сюжеты пьес

63.

64.

24.


Достижения средневековой музыкальной культуры

Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Понятие о григорианском хорале. Мелодический слад и особенности его исполнения. Появление и развитие многоголосия, его основные жанры (кондукт и мотет). Появление первых профессиональных композиторов. Музыкально-творческое творчество трубадуров и миннезингеров. Связь с французскими, немецкими народными традициями. Разнообразие жанров песенного творчества (альба, пасторали, плачи, танцевальные баллады).

Прослушивание музыкальных фрагментов

Работа на уроке

Аудиофрагменты

Знать разновидности светского и церковного музыкального искусства Средних веков. Знать основные жанры.

65.

25, 26.


Обобщение по теме «Художественная культура Средних веков»

Элементы уроков №№ 40 – 64. Индивидуальная творческая работа «Стили средневекового искусства».

Практическая работа с учебником.

Индивидуальная работа

Компьютерная презентация

Знать и понимать особенности эстетической доктрины Средневековья. Знать понятия, персоналии, исторические события, относящиеся к этому периоду

66.

Тест «Художественная культура Средних веков».


Текущий индивидуальный контроль.

Тест.


Тема 4: «Художественная культура средневекового Востока»

67.

1.


Индия – «страна чудес». Шедевры зодчества

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, ее назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Карли) и храм Кандарья Махадевы в Кхаджурахо

Работа с иллюстративным материалом

Работа на уроке

Компьютерная презентация

Знать уникальные особенности эстетической концепции культуры Индии. Выделять отличительные черты индийского зодчества.



68.

2.


Изобразительное искусство Индии

Искусство живописи. Роспис в пещерных храмах Аджанты – синтез архитектуры, скульптуры и жзивописи. Эпизоды из жищзни Будды и джайтаки – главные темы изобразительного искусства. Миниатюрная живопись Индии – иллюстрации буддийских книг и индийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна». Богатство оттенков, точность и четкость рискунка.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать основные памятники изобразительного искусства и литературы.

69.

3.


Музыкальное и театральное искусство Индии

Музыкальное и театральное искусство Индии. Рага – основа индийской музыки, результат обработки народных мелодий. Особенности исполнения, соотнесенность с чувствами и переживаниями человека. Спектакль как единство музыки, пения и танца. Искусство индийского танца.

Прослушивание аудиофрагменты

Семинарское занятие. Работа в групах

Аудиофрагменты

Знать термин «рага». Выделять особенности музыкального и театрального искусства Индии. Искать и презентовать информацию группе.

70.


4.


Художественная культура Китая. Шедевры архитектуры

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Взаимодействие инь и ян – основа китайской архитектуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.

Шедевры архитектуры. Типичные архитектурные сооружения: монастыри, пещерные храмы и пагоды, роскошные дворцовые комплексы императоров. Великая Китайская стена – шедевр мирового зодчества. Мемориальная башня пагода, простота и оригинальность ее внешнего облики. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Работа с иллюстративным материалом Китая в храме Неба в Пекине. Садово-парковое искусство. Комплекс Бейхай в «Запретном городе» Пекина.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Компьютерная презентация

Знать уникальные особенности эстетической концепции культуры Китая.Знать основные типы построек и их архитектурные особенности. Анализировать соотношение ландшафта и архитектуры

71.

5.


Скульптура Китая

Скульптура Китая. Погребальный комплекс в провинции Шаньси. Войско императора, реализм и экспрессия. Скульптурные изображения Будды и святых (бодхисатв).

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать основные памятники скульптуры Китая

72.

6.


Жанры китайской живописи

Живопись Китая. Техника выполнения живописных произведений. Органическое слияние поэзии и живописи. Многообразие жанров: пейзаж, портрет, историко-бытовая живопись. Изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей – главные темы портретной живописи.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать основные памятники живописи Китая. Выявлять особенности техники и жанры живописи

73.

7.


Искусство Страны восходящего солнца. Шедевры архитектуры

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Буддийский монастырь Хорюдзи в городе Нара как первая из сохранившихся деревянных построек. Золотой павильон в Киото – классический образец японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать основные памятники архитектуры Японии. Анализировать соотношение ландшафта и архитектуры

74.

7.


Мастера японского изобразительного искусства.

Мастера японской гравюры «Укиё-э» - одно из самых значительных явлений в изобразительном искусстве. Разнообразие тем и сюжетов. Женские образы в творчестве Китагава Утомаро. Серия картин Кацусико Хокусая «36 видов Фудзи». Скульптура нэцкэ, её традиционное назначение. Мастера японской гравюры.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать основные памятники живописи Японии. Выявлять особенности техники и жанры живописи

75.

8.


Театральное искусство Японии

Театральное искусство. Традиции национального театра Но, восходящие к мифологии, бытовым обрядам и религиозным ритуалам. Условный характер игры актеров и организации сценического действа. Японский народный театр Кабуки, его значение в истории мирового театрального искусства.

Просмотр видеофрагментов

Работа в парах

Видеофрагменты

Выделять особенности театрального искусства Японии

76.

9.


Художественная культура ислама. Шедевры архитектуры

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Типичные сооружения: мечети, минареты, медресе, дворцы, караван-сараи, крытые рынки. Строение мечети, особенности оформления фасада. Соборная мечеть в Кордове (Испания). Медресе как одна из разновидностей мечети. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан). Дворец Альгамбра (Испания), его принадлежность к мавританскому стилю архитектуры, сложность композиционного решения дворцового ансамбля. Мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия).

Работа с картой.

Работа в парах

Компьютерная презентация

Знать историю появления и распространения ислама в мире. Знать особенности строения мечети и ее символику. Знать основные типы архитектурных сооружений

77.

10.


Изобразительное искусство ислама

Изобразительное искусство ислама. Орнамент, каллиграфия, книжная миниатюра. Арабеска как одна из ранних форм орнаментального искусства. Искусство каллиграфии. Куфическое письмо.

Работа с иллюстративным материалом


Компьютерная презентация

Знать основные памятники изобразительного искусства ислама. Выявлять особенности техники и жанры живописи

78.

11.


Литература и музыка Арабского Востока

Литература Востока. Любовная лирика народов Востока и её непреходящее мировое значение. Рудаки – основоположник персидской литературы и его поэма «Шахнамэ». Поэзия Омара Хайяма. Своеобразие музыкальной культуры ислама.

Чтение литературных фрагментов

Работа в парах

Компьютерная презентация

Знать основные памятники литературы Арабского Востока.. Определять жанр литературного произведения

79,80.

12.


Обобщение по теме «Художественная культура средневекового Востока»

Урок - дискуссия «Восток глазами Запада».

Практическая работа с учебником.

Работа на уроке

Компьютерная презентация

Уметь мыслить критически. Сравнивать эпохи культуры между собой. Выявлять влияние искусства прошлого на современность. Уметь доказывать и аргументировать свою точку зрения


13.

Лабораторная работа « Сравнительный анализ культур востока».

Тест «Художественная культура средневекового Востока»


Индивидуальная работа.

Текущий контроль. Тест

Компьютерная презентация

Сравнивать, анализировать информацию на основе известных фактов.

Тема 5: «Художественная культура Возрождения»

81.

1.


Флоренция – «колыбель итальянского Возрождения». Чудо Брунеллески

Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения. Флоренция – родина итальянского Возрождения. Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийской чудо Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Оригинальность и новизна конструктивного решения.

Работа с картой. Работа с иллюстративным материалом

Работа на уроке

Компьютерная презентация

Понимать термин «Ренессанс», знать периодизацию эпохи Возрождения. Ориентироваться в исторических регионах Италии. Знать основные архитектурные памятники Флоренции.

82.

2.


Прославленные скульпторы и живописцы Флоренции

Скульптурные шедевры Донателло. Библия – главный источник сюжетов и образов. Творения Мазаччо. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая».

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать основные сюжеты творчества художников и скульпторов. Знать имена мастеров флорентийского ренессанса и их работы

83.

3.


В мире образов С. Боттичелли

Боттичелли. Интерес к образам античной мифологии. Картины «Весна» и «рождение Венеры». Судьба художника, значение его творчества.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания


Знать творческую биографию Леонардо да Винчи. Знать основные шедевры мастера.

84.

4.


Мастера Проторенессанса

Проторенессанс в живописи. Художественное переосмысление христианской истории, светское начало, внимание к исторической тематике. Творчество Чимабуэ («Мадонна с младенцем и ангелами»).

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать понятие проторенессанса в культуре и его основные черты.

85.

5.


Джотто – «лучший в мире живописец»

Данте и Боккачо о творчестве Джото. Естественная жизнь человека, проникновение в мир его чувств и переживаний, следование реалистическим традициям. Фрески в капелле Санта Мария дель Арена в Падуе.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать персоналии Боккачо и ДпнтеЗнать творческую биографию Леонардо да Винчи. Знать основные шедевры мастера. Различать работы живописцев эпохи Средневековьяи Ренессанса

86.

6.


Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве.

Характерные черты живописи раннего Возрождения. Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Основные задачи художника – владение законами преспективы, теорией пропорций, умение передавать объем на плоскости, знание строения человеческого тела. Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве. Экспериментальные поиски. Особенности трактовки библейских сюжетов в произведениях Андреа Мантеньи, Фра Беато Анджелико и Пьеро делла Франческа . Искусство портрета. Популярность профильных портретов.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

На основе анализа изображений выделять новшества, появившиеся в искусстве Возрождения. Сравнивать эпоху Возрождения с эпохой Средневековья. Знать имена художников, относящихся к этой эпохе и их основные работы.

87.

7.


Золотой век Возрождения и его художественные принципы

Художественные принципы Высокого Возрождения. Идеалы гуманизма, непоколебимой веры в творческие возможности гармонично развитого человека. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Постижение универсальных законов бытия, обобщение явлений реальной жизни, повышенный интерес к личности Человека.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Понимать идейную основу искусства Высокого Возрождения и ее проявление в творчестве титанов Возрождения

87.

8.


Проторенессанс в литературе

Проторенессанс в литературе (Д. Алигьери «Новая жизнь»)

Чтение литературных текстов

Работа в парах

Компьютерная презентация

Знать основные темы творчества Д. Алигьери

88.

9.


Золотой век Возрождения

Архитектурные творения Д. Браманте. Использование им традиций античной культуры и достижений Брунеллески, выработка собственного стиля. Церковь Санта-Мария делла Грация в Милане. Работа над проектом и возведением собора святого Петра в Риме.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Гл. 26

89.

10.


Мир Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи. Судьба художника и основные этапы творческой деятельности. Фреска «Тайная вечеря» в церкви Санта-Мария делла Грация, особенности трактовки сюжета, передача внутреннего мира героев. «Джоконда», «Мадонна Лита» и «Мадонна Бенуа».

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать творческую биографию Леонардо да Винчи. Знать основные шедевры мастера.

90.

11.


Бунтующий гений Микеланджело.

Микеланджело. Судьба художника и основные этапы творческой деятельности. «Пьета», «Давид» и «Моисей» - скульптурные шедевры Микеланджело. Идея трагического бессилия человека перед несокрушимой силой времени.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Ориентироваться в творческой биографии Микеланджело. Знать основные шедевры скульптуры, созданные мастером

91.

12.


Рафаэль – «первый среди великих»

Рафаэль. Судьба художника и основные этапы творческой деятельности. «Мадонна Констабиле» и «Сикстинская Мадонна». Фресковая живопись во дворце Ватикана. «Афинская школа», «Парнас», «Диспута», «Юриспруденция» - лучшие фресковые работы художника. Портретное творчество художника. «Преображение Господне» - последнее произведение художника.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Ориентироваться в творческой биографии Рафаэля. Знать основные шедевры живописи, созданные мастером

92.

13.


Возрождение в Венеции. Архитектурный облик города

Венеция – столица позднего Возрождения. Архитектурный облик Венеции. Венецианские дворцы, церкви и общественные здания. Площадь Сан-Марко. Андреа Палладио – крупнейший зодчий Венеции и теоретик архитектуры.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать отличительные черты творческой манеры художников, принадлежащих к венецианской школе архитктуры

93.

13.


Художественный мир Тициана

Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. «Автопортрет». Мифологические сюжеты в творчестве («Персей и Андромеда», «Похищение Европы», «Венера и Адонис»). «Венера Урбинская» - восторженный гимн женской красоте и целомудрию. Библейская тематика («Коронование терновым венцом», «Святой Себастьян»). Галерея портретных образов, творческая эволюция жанра («Портрет Ипполито Ринальди»).

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Ориентироваться в творческой биографии Тициана. Знать основные шедевры живописи, созданные мастером

94.

14.


Мастера венецианской живописи

Творчество Джорджоне. Мечты о счастье, о безмятежной жизни человека на лоне природы, гармоня чувств и поступков человека («Гроза», «Сельский концерт», «Три философа», «Юдифь»).

Паоло Веронезе – «певец праздничной Венеции». Монументально-декоративные композиции в интерьерах церквей, во дворцах и виллах дожей. Многолюдные пиры и праздненства – излюбленные сюжеты художника. Библейская тематика произведений («Брак в Кане», «Пир в доме Левия», «Пир у Симона фарисея»). Мифологическая тематика («Венера и Адонис», «Марс и Нептун», «Похищение Европы»)

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать отличительные черты творческой манеры художников, принадлежащих к венецианской школе живописи.

95.

15.


Трагический мир Тинторетто

Якопо Тинторетто. Мастерство в создании монументальных композиций. Яркий реализм.ю интерес к изображению простых людей, экспрессивность обраов и глубина проникновения во внутренний мир человека. Интерес к мифологической и библейской тематике. «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие».

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Ориентироваться в творческой биографии Тинторетто. Знать основные шедевры живописи, созданные мастером

96.

16.


Северное Возрождение. Ренессанс в архитектуре

Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Дворцы и замки в долине реки Луары. Замок Шамбор. Дворец Лувр в Париже – пример синтеза искусств. Своеобразие архитектуры Нидерландов и Германии. Строение и внешний облик городского дома бюргера.

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Отличать творческую манеру художников северного Возрождния от итальянского

97.

17.


Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Художественные достижения нидерландских и немецких мастеров. Братья ван Эйки – основоположники нидерландской школы живописи; усовершенствование технологии масляной живописи. Гентский алтарь Яна ванн Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Искусство портрета и его характерные особенности. Обращение к сюжетам евангельской истории. Картина Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста».

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Знать особенности искусства германии и Нидерландов.

98.

18.


В мире художественной фантасмагории Босха

Многогранность творческого дарования Босха. Триптих «Сад земных наслаждений».

Работа с иллюстративным материалом

Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания

Компьютерная презентация

Понимать своеобразие творческой манеры художника. Знать своеобразную трактовку канонических тем сотворения мира. Уметь выявлять символическую основу произведения. Актуализировать знание сюжетов Священного писания.

99.

19.


Творчество Брейгеля

Семинар: «Загадочные сюжеты Брейгеля». Творческие искания Брейгеля. «Страна лентяев», «Вавилонская башня», «Слепые», «Калеки». Семинар: «Загадочные сюжеты Брейгеля»

Практическая работа с иллюстративным материалом.

Семинарское занятие.

Компьютерная презентация

Уметь распознавать основные черты творчества Брейгеля. Знать основные работы художника. Объяснять и применять термин «аллегория», уметь выявлять и трактовать аллегорические сюжеты на картинах.

100

20.


Альбрехт Дюрер

Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Мастерство Дюрера-гравера. Творческие искания художника («Автопортреты»). Портретное творчество «Портрет Освольта Креля», Портрет венецианки»). Античная мифология и Библия – основа сюжетов. «Меланхолия», сложность и метафоричность замысла.

Работа с иллюстративным материалом.

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Компьютерная презентация

Знание основных этапов биографии Дюрера. Умение атрибутировать живописные графические работы автора. Понимать и применять при описании художественного произведения термины «гравюра», «эстамп», «оттиск», «литография». Знать технику выполнения гравюры, ее основные разновидности. Актуализировать знание сюжетов античной мифологии, Евангелия. Умение применять их для анализа живописного произведения.

101.

21.


Музыка эпохи Возрождения

Роль музыки в нравственном воспитании общества. Музыкальная культура Возрождения. Основные музыкальные жанры (мессы, мотеты, гимны и псалмы). Церковное и светское, божественное и человеческое как главное организующее начало музыкальных сочинений. Творчество О. Лассо. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Светская музыка эпохи Возрождения. Мадригалы на стихи Данте, Ф. Петрарки, Т. Тассо. Начало профессионального композиторского творчества.

Прослушивание аудиофрагментов.

Работа в группах.

Аудиофрагменты.

Знать и применять понятия «полифония», «гармония», «мотет», «гимн», «псалм», «полифония», «фроттола», «шансон», «мадригал». Понимание разницы между профессиональным творчеством и любительским. Умение определять на слух жанр музыкального произведения, распознавать его особенности. Способность провести простой анализ музыкального произведения (жанр, композиция, темп, ритм, характер музыки)

102.

22.


Итальянская комедия дель арте

История возникновения комедии дель арте и значение для дальнейшего развития ее сценических традиций. Демократический характер итальянского театра масок. Излюбленные персонажи комедии дель арте. Импровизация актерской игры - основа сценического действа. Спектакли – синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения.

Просмотр видеофрагментов

Фронтальный опрос. Работа на уроке.

Компьютерная презентация. Видеофрагменты.

Знание истории и особенностей комеди дель арте. Умение определить и охарактеризовать основных персонажей (Арлекин, Пульчинелла, купец Панталоне, доктор Бригелла, Капитан, Коломбина).

103.

23.


Театр Шекспира

Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра XVI в. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. Устройство театра «Глобус». Творческая работа: «Художественный мир Шекспира»

Анализ поэтического произведения. Просмотр видеофрагментов

Работа в группах.

Видеофрагменты.

Знание основных вех творческой биографии Шекспира. Понимание сути проблемы установления авторства знаменитых литературных произведений. Установление ключевых отличий творчества Шекспира от творчества его современников. Знание содержания основных произведений автора. Умение проанализировать отрывок поэтического текста. На основании просмотра видеофрагментов, понимание особенностей экранизации литературного произведения.

104.

24, 25.


Обобщение по теме: «Художественная культура Возрождения»

Дискуссия на тему «Интерпретация античности в культуре Возрождения».


Практическая работа с учебником.

Семинарское занятие.

Компьютерная презентация

Обобщать полученные знания о культуре Возрождения. Знание эстетической доктрины эпохи Возрождения. Умение отличать художников Северного Возрождения от Итальянского. Знать основные памятники архитектуры, изобразительного искусства, музыки и литературы Возрождения и их создателей.

105.

Итоговый контроль. Тест «Художественная культура Возрождения»


Итоговый контроль. тест






1 Данилова Г. И. Мировая Художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 366 с.; Данилова Г. И. Мировая Художественная культура: от XVII в. До современности. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 366 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа по МХК для 10 класса (углубленный уровень)

Автор: Грознова Татьяна Юрьевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175877

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства