Учебная программа составлена на основе учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой (базовый уровень) и Г.И.Даниловой (базовый уровень).
Учебная тема: Художественная культура древней Руси.
Тема занятия «Древние соборы России»
Цели деятельности учителя: Совершенствовать знания учащихся об устройстве храма древнего города.
Задачи:
Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма
Метапредметные: регулятивные: организуют самопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.
Личностные: признают собственные ошибки; умеют слышать и слушать друг друга
Тип : занятие по сообщению нового учебного материала.
Вид учебного занятия:
Литература:
http://www.kremlin.museum.ru Музей Московского кремля
http://www.archi-tec.ru история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура.
Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.
Вступительная беседа.
Как начиналось строительство каждого древнего поселения?
Какое жильё использовали древние славяне?
Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили», «огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался За крепостной стеной помещалось очень многое: рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.
4.Изучение новой темы
Что строили в центре поселения?
Для чего строили храмы в поселениях?
Храм – архитектурное сооружение.
Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.
Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные. В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм.На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.
Запись в тетрадь.
5.Опыты и наблюдения.
– Рассмотрите иллюстрации. Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме стр.
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.
Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.
Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.
Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.
Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.
Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.
6.Физминутка.
Инструктаж и практическая работы.
1 группа готовит модель и сообщение о соборе.
2 группа – модель и сообщение о колокольне.
План работы:
1) выбор шаблонов. Подбор цвета
2). Выполнение
Критерии оценки:
Правильное построение геометрических фигур;
Подбор цветовых сочетаний;
Аккуратность и правильность выполнения работы.
7.Анализ и оценка работ.
– Что получилось?
– Что не получилось?
– Что понравилось больше всего?
– Что бы хотелось изменить?
– Довольны ли полученным результатом?
Совместно с учителем анализируют свои работы и работы своих товарищей.
8.Уборка рабочих мест.
Учитель осуществляет контроль.
ученики убирают свои рабочие места.
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Древние соборы России» »
Мировая художественная культура
Класс: 8
Учебная программа составлена на основе учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой (базовый уровень) и Г.И.Даниловой (базовый уровень).
Учебная тема: Художественная культура древней Руси.
Тема занятия «Древние соборы»
Цели деятельности учителя: Совершенствовать знания учащихся об устройстве храма древнего города.
Задачи:
Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма
Метапредметные: регулятивные: организуют самопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.
Личностные: признают собственные ошибки; умеют слышать и слушать друг друга
Тип : занятие по сообщению нового учебного материала.
Вид учебного занятия:
Литература:
http://www.kremlin.museum.ru Музей Московского кремля
http://www.archi-tec.ru история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура.
http://www.archi.ru «Архитектура России»
Учебник Рапацкой Л.А. МХК 10 класс.
Оборудование:
для учителя: макет, методическая таблица «Архитектура собора», репродукции;
Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.
Вступительная беседа.
Как начиналось строительство каждого древнего поселения?
Какое жильё использовали древние славяне?
Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.
Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили»,
«огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.
Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).
За крепостной стеной помещалось очень многое: рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.
Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.
4.
Изучение новой темы
Что строили в центре поселения?
Для чего строили храмы в поселениях?
Храм – архитектурное сооружение.
Архитектура – вид изобразительногоискусства, зодчество, искусство проектировать истроить.
Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные.
В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм.
На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.
Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.
Запись в тетрадь.
5.
Опыты и наблюдения.
– Рассмотрите иллюстрации. Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме стр.
Отвечают на вопросы учителя,
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!
Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.
Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.
Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.
Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.
Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.
Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.
6.
Физминутка.
Инструктаж и практическая работы.
1 группа готовит модель и сообщение о соборе.
2 группа – модель и сообщение о колокольне.
План работы:
1) выбор шаблонов. Подбор цвета
2). Выполнение
.
Критерии оценки:
Правильное построение геометрических фигур; Подбор цветовых сочетаний; Аккуратность и правильность выполнения работы.
7.
Анализ и оценка работ.
– Что получилось? – Что не получилось? – Что понравилось больше всего? – Что бы хотелось изменить? – Довольны ли полученным результатом?
Совместно с учителем анализируют свои работы и работы своих товарищей.