kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Древние соборы России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мировая художественная культура

Класс: 8

Учебная программа составлена на основе  учебно-методического  комплекта Л.А. Рапацкой (базовый уровень) и Г.И.Даниловой  (базовый уровень).

Учебная тема: Художественная культура древней Руси.

Тема занятия  «Древние соборы России»

Цели деятельности учителя: Совершенствовать  знания учащихся об устройстве храма древнего города.

Задачи:

Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма

Метапредметные:      регулятивные: организуют самопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.

Личностные: признают собственные ошибки; умеют слышать  и слушать друг друга

Тип : занятие по сообщению нового учебного материала.

Вид учебного занятия:

Литература:

 http://www.kremlin.museum.ru Музей Московского кремля

http://www.archi-tec.ru   история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура.

http://www.archi.ru   «Архитектура России»

Учебник Рапацкой Л.А. МХК 10 класс.

Оборудование:для учителя: макет, методическая таблица «Архитектура собора», репродукции;

для учащихся: гуашь, кисти, бумага, клей, картон

Тема урока: «Древние соборы России»

Зрительный ряд:

Репродукции – Соловецкий монастырь

                       Преображенская церковь, Кижи

                       Успенский собор в Москве

                       Покровский собор

                       Колокольня Ивана Великого

Литературный ряд: Отрывок стихотворения М. Просянникова.

Незнакомые слова:

Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава, апсида, алтарь, иконостас, оклад, Аристотель Фиораванти, Барма, Постник,

Друзья, урок начнём,

  И разговор наш поведём

   О соборах Древней Руси –

    Гордости нашей страны.

Технологическая карта урока


пп

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1Организационный момент.

2.Проверка готовности детей к уроку.

цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаш.

Тетради, учебник

Проверяют свою готовность к уроку.

3.Сообщение темы и постановка целей занятия

Читает отрывок стихотворения М. Просянникова.

Где обычно строили древнерусское городище?

 Обычно  для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.

Вступительная беседа.

Как начиналось строительство каждого древнего поселения?

Какое жильё использовали древние славяне?

Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов  «городили», «огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался  За крепостной стеной помещалось очень многое: рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный.  Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться,  то очень широко.

4.Изучение новой темы

Что строили в центре поселения?

Для чего строили храмы в поселениях?

Храм – архитектурное сооружение.

Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.

Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные. В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм.На Руси храмы стали строить  с принятием христианства. Храм для  людей  - Дом Божий.  Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.

Запись в тетрадь.

5.Опыты и наблюдения.

– Рассмотрите иллюстрации. Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме стр.

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.

Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.

6.Физминутка.

Инструктаж и практическая работы.

1 группа готовит модель и сообщение о соборе.

2 группа – модель и сообщение о колокольне.

План работы:

1) выбор шаблонов. Подбор цвета

2). Выполнение

Критерии оценки:

Правильное построение геометрических фигур;
Подбор цветовых сочетаний;
Аккуратность и правильность выполнения работы.

7.Анализ и оценка работ.

– Что получилось?
– Что не получилось?
– Что понравилось больше всего?
– Что бы хотелось изменить?
– Довольны ли полученным результатом?

Совместно с учителем анализируют свои работы и работы своих товарищей.

8.Уборка рабочих мест.

Учитель осуществляет контроль.

ученики убирают свои рабочие места.

.

Просмотр содержимого документа
««Древние соборы России» »

Мировая художественная культура

Класс: 8

Учебная программа составлена на основе учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой (базовый уровень) и Г.И.Даниловой (базовый уровень).

Учебная тема: Художественная культура древней Руси.

Тема занятия «Древние соборы»




Цели деятельности учителя: Совершенствовать знания учащихся об устройстве храма древнего города.

Задачи:

Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма

Метапредметные: регулятивные: организуют самопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.

Личностные: признают собственные ошибки; умеют слышать и слушать друг друга

Тип : занятие по сообщению нового учебного материала.

Вид учебного занятия:

Литература:

http://www.kremlin.museum.ru Музей Московского кремля

http://www.archi-tec.ru история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура.

http://www.archi.ru «Архитектура России»

Учебник Рапацкой Л.А. МХК 10 класс.


Оборудование:

для учителя: макет, методическая таблица «Архитектура собора», репродукции;

для учащихся: гуашь, кисти, бумага, клей, картон



Тема урока: «Древние соборы»


Зрительный ряд:


Репродукции – Соловецкий монастырь

Преображенская церковь, Кижи

Успенский собор в Москве

Покровский собор

Колокольня Ивана Великого


Литературный ряд:

Отрывок стихотворения М. Просянникова.

Незнакомые слова:

Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава, апсида, алтарь, иконостас, оклад, Аристотель Фиораванти, Барма, Постник,


Друзья, урок начнём,

И разговор наш поведём

О соборах Древней Руси –

Гордости нашей страны.

Технологическая карта урока


пп

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Организационный момент.

 

 

2.

Проверка готовности детей к уроку.

цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаш.

Тетради, учебник


Проверяют свою готовность к уроку.

3.

Сообщение темы и постановка целей занятия

Читает отрывок стихотворения М. Просянникова.

Где обычно строили древнерусское городище?

 Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.


 

Вступительная беседа.

Как начиналось строительство каждого древнего поселения?














Какое жильё использовали древние славяне?





Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.


Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили»,

«огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.

Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).


За крепостной стеной помещалось очень многое: рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.

Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.


4.

Изучение новой темы

Что строили в центре поселения?









Для чего строили храмы в поселениях?






Храм – архитектурное сооружение.

Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.

Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные.




В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм.

На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.


Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.



Запись в тетрадь.

5.

Опыты и наблюдения.

– Рассмотрите иллюстрации. Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме стр.

Отвечают на вопросы учителя,


Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.

Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.




6.

Физминутка.


Инструктаж и практическая работы.


1 группа готовит модель и сообщение о соборе.

2 группа – модель и сообщение о колокольне.

План работы:

1) выбор шаблонов. Подбор цвета

2). Выполнение

.

Критерии оценки:

Правильное построение геометрических фигур;
Подбор цветовых сочетаний;
Аккуратность и правильность выполнения работы.






7.

Анализ и оценка работ.

– Что получилось?
– Что не получилось?
– Что понравилось больше всего?
– Что бы хотелось изменить?
– Довольны ли полученным результатом?

Совместно с учителем анализируют свои работы и работы своих товарищей.

8.

Уборка рабочих мест.

Осуществляет контроль.

Убирают свои рабочие места.



.

















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Древние соборы России»

Автор: Матвеева Ольга Карповна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Россия в злате куполов "
    ["seo_title"] => string(24) "rossiia-v-zlatie-kupolov"
    ["file_id"] => string(6) "228915"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441548676"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Технологическая карта по ИЗО "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ. НОВГОРОД. ПСКОВ. ВЛАДИМИР И СУЗДАЛЬ. МОСКВА.""
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaiakartapoizozolotoiekoltsorossiinovgorodpskovvladimirisuzdalmoskva"
    ["file_id"] => string(6) "259873"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448835015"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Разговор на заданную тему "Русь! Россия! Родина моя""
    ["seo_title"] => string(45) "razghovornazadannuiutiemurusrossiiarodinamoia"
    ["file_id"] => string(6) "280617"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453394577"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Владимиро - Суздальская Русь". "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vladimiro-suzdal-skaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "177123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424584894"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства