kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочно-тематическое планирование по Искусству в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочно-тематическое планирование по предмету "Искусство" в 5 классе (также соответствует предмету "МХК" в 5 классе)

Планирование написано в соответствии с  учебником Г.И.Даниловой "Искусство". Для работы в соответствии с данным планированием также необходима рабочая тетраль "Искусство" (автор Г.И.Данилова), комплекс контрольных и проверочных работ, наглядный материал (репродукции, видео-фрагменты, схемы, таблицы), музыкальные аудиозаписи.

Планирование составлено в виде таблицы: тема урока, основные элементы содержания, типы уроков (в соответствии с требованиями ФГОС), планируемые УУД, планируемые сроки/дату проведения.

Программа отвечает требованиям ФГОС и включает в себя универсальные учебные действия (УУД).

Надеюсь, данное планирование поможет в работе учителя.

Просмотр содержимого документа
«Поурочно-тематическое планирование по Искусству в 5 классе »

Поурочно- тематическое планирование тем в 5 классе

Искусство 5 класс. Вечные образы искусства. Мифология (68 ч)

п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Типы уроков

Планируемые УУД

Планируемые сроки /дата проведения

I. СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ (40 ч)

1

Введение. В мире

античной мифологии

Мифология как система образов и представлений о жизни.

Урок изучения нового материала

Личностные: актуализация сведений из личного жизненного опыта.

Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану

Познавательные: развитие читательских умений, поиска нужной информации. Формирование понятий:«Главное, что мы должны понять и запомнить…"

Коммуникативные: формирование умений вступать в учебный диалог с учителем


2

Сотворение мира


Мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров. Ответы на вопросы: как удалось сохранить жизнь Зевсу? Что мы узнаем о его детстве из картины французского художника Н.Пуссена? В чем оригинальность авторского замысла и особенности его художественного воплощения?

Урок изучения нового материала

Личностные: стимулирование к саморазвитию, развитие готовности и способности к самостоятельной деятельности

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, соотносить уже усвоенные знания с новыми

Познавательные: поиск нужной информации в повествовательном и описательном тексте. Развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, навык работы с художественными произведениями, их понимание и осмысление.

Коммуникативные: организовывать работу в группах уже во время изучения новой темы



3

Сотворение мира


Сюжет сотворения мира в произведениях искусства. Первые божества. Заполнение таблица «Сотворение мира».

Урок закрепление

Личностные: Понимать, что привычные вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь

Регулятивные: формирование умения сличать результат действия с заданным эталоном

Познавательные: Развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак. Навык систематизации информации.

Коммуникативные: Умение работы парами, формулирование совместного ответа и представление общей работы.



4

Бог-громовержец Зевс

Распределение сфер влияния между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов

Урок изучения нового материала

Личностные: формирование навыков самоорганизации, умение слушать и выделять главное.

Регулятивные: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Познавательные: навык работы с художественным текстом как источником информации: чтение и понимание

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения


5

Бог-громовержец Зевс

Художественное воплощение образа Зевса в искусстве. Ответ на вопрос: какую роль сыграл Зевс в схватке богов и титанов? Работа со словарем. Просмотр отрывка из мультфильма «Возвращение с Олимпа» (1969 г. Режиссер Снежко-Блоцкая)


Урок повторение

Личностные: умение эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства

Регулятивные: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели

Познавательные: Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл. Навык работы со словарем.

Коммуникативные: сотрудничать в группе в ходе решения задач, использовать групповое разделение труда, вести диалог. Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников



6

Окружение Зевса

Двенадцать богов-олимпийцев и место их обитания. Исполните-

ли воли Зевса. Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Фи-

лемоне и Бавкиде. Наказание Тантала. Выполнение задания-прочитать текст и вставить пропущенные слова. Составление «портретной галереи» богов-олимпийцев

Урок изучения нового материала

Личностные: Самостоятельно собирать информацию, формирование навыка самоорганизации

Регулятивные: установление причинно-следственных связей.

Познавательные: различать тему, сюжет и содержание произведения искусства.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью и оказывать ее другим





7

Окружение Зевса

Возлюбленные Зевса. Миф о Данае. Похищение Европы. Изучение картины Ж.Д. Энгра «Юпитер и Фетида» и ответы на вопрсы: какой миф был положен в основу картины и что вы можете рассказать об атрибутах Зевса, изображенных на картине?

Урок закрепление

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений

Регулятивные: анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства

Познавательные: ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства

Коммуникативные: развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка)


8

Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий»

Миф о титане духа и воли. Заслуги Прометея перед человечеством. Прослушивание отрывка из партитуры А.Скрябина симфонии «Прометей»

Урок изучения нового материала

Личностные: соотнесение изученного материала с личным опытом решения различных задач

Регулятивные: выдвигать учебные версии -пути решения поставленной задачи в рамках изучаемого предмета

Познавательные: сопоставление различных мифов, навык работы с музыкальным источником информации: умение слушать и воспринимать

Коммуникативные: умение формулировать краткие высказывания для ведения диалога в группе


9

Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий»

Характер конфликта между Прометеем и Зевсом и его отражение

в искусстве. Просмотр мультфильма «Прометей» (1974, реж. А. Снежко-Блоцкая), обсуждение зрительских впечатлений в группе

Урок закрепление

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом в рамках изучаемого предмета

Регулятивные: контроль выполнения поставленной задачи

Познавательные: практическая работа в рамках изобразительного искусства

Коммуникативные: умение четко и по существу задавать вопросы учителю, другим ученикам, умение вести учебный диалог


10

Контрольная работа «Греческая теогония»

Индивидуальная работа, включающая тестовые задания и развернутые ответы на вопросы.

Урок проверки знаний

Личностные: умения самостоятельной работы с тестом, самостоятельное обобщение полученных навыков и знаний

Регулятивные: самостоятельное формулирование темы урока, контроль за соблюдением всех этапов

Познавательные: структурирование информации, ее правильное формулирование

Коммуникативные: умение оценивать знания одноклассников,


11

Посейдон — владыка морей

Особенности воплощения образа Посейдона

в произведениях искусства

Характеристика Посейдона и его свиты. Спор Зевса и Посейдона. Работа с картиной У.Крейна «Кони Нептуна» 1982г. Сравнение Зевса и Посейдона.

Урок изучение нового материала

Личностные: поиск нестандартного решения поставленных задач в рамках изучаемого предмета

Регулятивные: Умение работать с литературой, решать творческие задачи

Познавательные: изучение различных произведений искусства, их сравнение, выделение различных и общих черт

Коммуникативные: представление результатов своей деятельности, оценивание результатов деятельности одноклассников, умение вести учебный диалог с одноклассниками



12

Бог- огня Гефест

Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Сравнительная работа с картинами

Диего Веласкеса «Кузница Вулкана» 1630г. И Луки Джордано «Кузнаца Вулкана» 1660г.

Урок изучение нового материала

Личностные: работа над собственным опытом решения поставленных задач

Регулятивные: формирование умения сличать результат действий с поставленной задачей на различных этапах урока

Познавательные: умение сопоставлять различные сферы жизни человека с произведениями искусства

Коммуникативные: ведение диалога в паре для сбора и систематизации новой информации


13

Бог - огня Гефест

Гефест и боги-олимпийцы. Как складывалась жизнь Гефеста на Олимпе? Что и как об этом рассказывают произведения живописи и литературы? Работа с картиной П.Рубенса «Вулкан выковывает меч для Юпитера» 1636г. Ответы на вопросы.

Урок закрепление

Личностные: составление собственного мнения о художественном произведении и сравнение с общепринятой точной зрения

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, исследование позиций игры как выигрыш или проигрыш, анализ различных партий игры

Познавательные: развитие умений работы с различными источниками информации: текст, рисунок, знак, опорная информация

Коммуникативные: Умение высказывать собственное отношение к произведению искусства, отстаивать свою точку зрения в результате учебного спора


14

Афина — богиня мудрости

и справедливой войны

Культ Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед на-

родом. Миф о рождении Афины. Почему Афина была одной из наиболее почитаемых богинь Олимпа? Что мы знаем и ее чудесном рождении из произведений искусства. Смысл символических атрибутов богини Афины в двух скульптурных портретах Фидия.

Урок изучение нового материала

Личностные: формирование умений освоения новых знаний в непривычной ситуации

Регулятивные: понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена деятельностное обучение

Познавательные: ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусств

Коммуникативные: умение представлять собственно наработанный материал в рамках изучаемого предмета


15

Афина — богиня мудрости

и справедливой войны

Образ богини в античной пластике. Афина Паллада — покровительница справедливых войн. Сравнительная работа с иллюстрациями статуй Афины Паллады в нижнем парке Петергофа и Афины Памахос в Национальном архиологическом музее в Неаполе

Урок закрепление

Личностные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Регулятивные: составление плана действий, поиск ошибок в плане действий и поиск их решения, корректное изменение на различных этапах урока

Познавательные: описывать предметы через их признаки, составные части

Коммуникативные: умение совершенствовать навыки общения на заданную тему.


16

Афина — богиня мудрости

и справедливой войны

Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне. Спор Аполло-

на, Афины и Марсия. Тест-игра «Как попасть в царство Афины?»

Урок формирование новых умений и навыков.


Личностные: осознание собственных трудностей при изучении новой темы, поиск рения для достижения наилучшего результата

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала и сопоставление своих результатов с уровнем других учеников в классе

Познавательные: умение составлять тезисы, отвечать на вопросы четко и кратко

Коммуникативные: поиск различных моделей представления своей работы другим.


17

Лики Аполлона

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Аполлон как олицетворение силы, мужества и красоты. Миф о победе Аполлона над Пифоном. Различия в художественных интерпретациях образа бога. Работа с картиной Х.Риберы «Аполлон и Марсий». Чем можно обьяснить различия художественного воплощения облика Аполлона в произведениях искусства.

Урок изучение нового материала

Личностные: соотнесение изученного материала с личным опытом решения различных задач

Регулятивные: прогнозирование будущих целей и задач в рамках изучаемого предмета

Познавательные: навык работы с различными источниками, поиск и систематизация информации в соответствии с заданной моделью

Коммуникативные: аргументация своей точки зрения на выбор критериев для сбора информации, умение отвечать на вопросы.


18

Лики Аполлона

Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобеи и состязании Аполлона и Марсия. Возлюбленные Аполлона. Прекрасная Дафна. Работа с картиной Ф.Альбани «Аполлон и Дафна» 1615г

Урок формирование умений и навыков

Личностные: составление собственных целей и задач, отражающих собственные интересы в рамках курса

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать вместе с учителем результат своих действий

Познавательные: владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках курса

Коммуникативные: оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации для решения задач в группе


19

Аполлон и музы Парнаса

Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Образное воплощение темы в произведениях искусства

Окружение Аполлона. Девять муз, их отличительные атрибуты.

Парнас — место обитания Аполлона и муз. Художественная ин-

терпретация темы в различных видах искусства. Работа с гимнами.

Урок закрепление

Личностные: развитие способности и готовности к саморазвитию

Регулятивные: установление причинно-следственных связей, навык работы с новой литературой

Познавательные: сбор и систематизация информации на основе общей темы в различных видах искусства

Коммуникативные: умение отстаивать собственную точку зрения в результате учебного спора, умение делать выводы



20

Контрольная работа «Аполлон и музы Парнаса»

Работа с текстом, выполнение творческого задания.

Урок проверки знаний

Личностные: умения самостоятельной работы с тестом, самостоятельное обобщение полученных навыков и знаний

Регулятивные: самооценка собственных знаний,

Познавательные: структурирование информации, ее правильное формулирование

Коммуникативные: умение оценивать знания одноклассников.


21

Орфей и Эвридика

Миф об Орфее и Эвридике и его отражение в произведениях искусства. Работа с фрагментами из оперы К.В.Глюка «Орфей»

Урок изучение нового материала

Личностные: оценка и классификация собственной деятельности на основе полученной критической оценки

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль

Познавательные: ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусств, рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства

Коммуникативные: умение строить самостоятельное речевое высказывание, отвечающее поставленной задаче в рамках урока


22

Орфей и Эвридика

Миф об Орфее и Эвридике и его отражение в произведениях искусства. Работа с картиной А.Сеона «Плач Орфея» 1896г, выполнение творческого задания

Урок формирования умений и навыков

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений

Регулятивные: развивать способности к новому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий

Познавательные: рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства

Коммуникативные: умение адекватно оценить поведение окружающих, сотрудничество с учителем и одноклассниками при распределении целей и задач


23

Артемида — покровитель-

ница охоты

Характеристика вечно юной и прекрасной Артемиды (Дианы)

и ее атрибуты. Работа с изображением скульптуры Дианы (мрамор, II век), ответы на вопросы.

Урок изучение нового материала

Личностные: уверенная работа с информацией, полученной нестандартным способом

Регулятивные: планировать необходимые действия, операции, действовать по плану

Познавательные: работа с новыми источниками информации, сбор собственной мини-базы по заданной теме

Коммуникативные: развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка). Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников


24

Диана (Артемида) – покровительница охоты


Отражение культа богини в произведениях искусства. Кому и как она покровительствует? Легенда об Актеоне. Работа со скульптурой русского художника И.Прокофьева «Актеон, преследуемый собаками» и сравнение ее с росписью античного кратера. Какое художественное воплощение получил миф о любви Артемиды к прекрасному юноше Энтимиону в картине Н.Калмакова?

Урок закрепление

Личностные: умение эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

Познавательные: навык воплощения информации различными способами: текст, рисунок, схема

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли по заданному вопросу



25

Арес — неукротимый бог

войны

Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны, его окружение и атрибуты. Сравнение одноименных картин «Марс» художников С.Торелли и Д.Веласкеса. Работа с текстом

Урок изучение нового материала

Личностные: критическое отношение к усваиваемой информации

Регулятивные: оценка успешности освоения

Познавательные: анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой

Коммуникативные: навык работы в группе для изучения нового материала, умение слушать, сравнивать и оценивать ответы других


26

Арес — неукротимый бог

войны

Особенности изображения Ареса в произведениях искусства. Широкое распространение культа Марса в римской мифологии. Отражение образа Марса в архитектурных памятниках Санкт-Петеребурга. Сравнтельный анализ марсового поля Санкт-Петербурга и Парижа

Урок формирования умений и навыков

Личностные: формирование этических норм при работе с художественными произведениями

Регулятивные: установление причинно-следственных связей

Познавательные: навык самостоятельной работы с различными источниками информации

Коммуникативные: умение высказывать собственное отношение к произведению искусства, основанное на изучении учебной литературы, корректно отвечать на вопросы.


27

Триумф Диониса

Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса), его место среди олимпийских богов. Воспитатели и спутники Диониса. Работа со стихотворением А.Майкова «Вакх».

Урок изучения нового материала

Личностные: ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции

Регулятивные: Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче

Познавательные: Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения


28

Культ бога Диониса


Художественная

интерпретация образа Вакха в изобразительном искусстве. Какую роль в судьбе Диониса сыграла Ариадна? Как интерпретировал этот сюжет итальянский художник Тициан? В чем заключается символический смысл его произведений?

Урок закрепление

Личностные: получение позитивного опыта работы с художественными произведениями

Регулятивные: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Познавательные: структурирование необходимой для работы информации

Коммуникативные: применять полученные знания на практике при работе в группе, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации для решения общих задач


29

У истоков театрального

искусства

Дионисийские празднества и их отражение в изобразительном

искусстве Античности. Работа с текстом. Подготовка сценки, рассказывающей о вымышленном событии, которое могло бы произойти во время празднования Великих Дионисий.

Урок изучение нового материала

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений

Регулятивные: умение определять понятия, правильно ими оперировать в различных ситуациях

Познавательные: работа с различными произведениями изобразительного искусства: подведение итогов, умение собирать информацию, изучать исторический материал, выделять главное

Коммуникативные: сотрудничество в ходе решения задач со сверстниками


30

У истоков театрального

искусства

Свита Диониса. Истоки возникновения

греческого театра. Маски — неотъемлемый атрибут древнегреческого театра.

Урок формирования умений и навыков

Личностные: развитие художественной культуры

Регулятивные: формирование умения сличать результат деятельности с эталоном

Познавательные: планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели, поиск ошибок, их исправление

Коммуникативные: умение собирать информацию, изучать исторический материал


31

Афродита – богиня любви и красоты.


Гармония духа и красоты, воплощенная в образе Афродиты (Венеры). Культ богини в Древней Греции и его воплощение в произведениях античного искусства. Миф о рождении Афродиты.

Урок изучение нового материала

Личностные: стимулирование к саморазвитию, развитие готовности и способности к самостоятельной деятельности

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, соотносить уже усвоенные знания с новыми

Познавательные: поиск нужной информации в повествовательном и описательном тексте. Развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак

Коммуникативные: организовывать работу в группах уже во время изучения новой темы


32

Образ Афродиты в произведениях искусства


Образы Афродиты Пандемос и Афродиты Урании как отражение

двойственной сущности богини. Миф об Адонисе. Сравнительный анализ скульптуры Венеры Капитолийской (римская копия II век) и картиной С.Ботичелли «Рождение Венеры» 1485г

Урок закрепление

Личностные: установление связей между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: установление причинно-следственных связей

Познавательные: усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе

Коммуникативные: контроль и коррекция действий при работе в паре


33

Нарцисс и Эхо

Как был наказан за эгоизм Нарцисс? В чем поучительный смвсл этого мифа? Сопоставление известных картин на сюжет о Нарциссе художников Н.Пуссена и К.Брюллова с фрагментами из «Метаморфоз» Овидия.


Урок изучение нового материала

Личностные: умение эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства

Регулятивные: самостоятельное формулирование основной и промежуточных целей урока

Познавательные: развитие читательских умений поиска нужной информации на основе различных источников

Коммуникативные: Умение рассуждать в группе о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;


34

Нарцисс и Эхо в произведениях искусства


Художественное воплощение мифа о Нарциссе и нимфе Эхо, разнообразие его интерпретаций. Сравнительный анализ одноименных картин «Нарцисс» К. Брюллова 1819г и О.Домье. Какое впечатление они производят, почему? Какого эмоциональное состояние главного героя и чем оно вызвано?

Урок закрепление

Личностные: умение формировать собственную точку зрения и сравнивать ее с общепринятыми канонами

Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля

Познавательные: Умение различать тему, сюжет и содержание произведения искусства

Коммуникативные: развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка)



35

Контрольная работа «Греческие и римские боги»

Работа состоящая из тестовых заданий и вопросов с развернутым ответом

Урок проверка знаний

Личностные: умения самостоятельной работы с тестом, самостоятельное обобщение полученных навыков и знаний

Регулятивные: самооценка собственных знаний, оценка успешности освоения программы на данном этапе

Познавательные: структурирование информации, ее правильное формулирование

Коммуникативные: умение оценивать знания одноклассников, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



36

В сетях Эрота

Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афроди-

той. Неоднородность трактовок его образа в произведениях искусства Сюжет о воспитании и наказании Амура Афродитой.

Традиционные атрибуты и окружение Амура. В чем особенность распространения культа Эрота в античную эпоху?

Урок изучение нового материала

Личностные: формирование собственного опыта работы с различными точками зрения

Регулятивные: составление плана и последовательности действий для достижения общих и индивидуальных целей в рамках урока

Познавательные: изучение новой информации и ответ на вопрос с отражением собственной позиции по данной теме; Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства

Коммуникативные: оценивание ответов своих одноклассников и умение задавать вопросы, давать конструктивную критику


37

Амур и Психея в произведениях различных жанров


Художественное воплощение мифа об Амуре и Психее, разнообразие его интерпретаций

Урок закрепление

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности

Регулятивные: прогнозирование целей, контроль за их достижением

Познавательные: ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике

Коммуникативные: формулировать групповую точку зрения, уметь ее представить


38

Богиня цветов Флора

Флора — италийская богиня цветения колосьев, распускающих-

ся цветов и садов. Распространение культа богини в Италии. Сравнительный анализ скульптуры Флоры Фарнезе Ivв. до н.э. и картиной Э. де Морган «Флора» 1984г

Урок изучение нового материала

Личностные: соотнесение изученного материала с личным опытом решения различных задач

Регулятивные: систематизация информации исходя из географического критерия

Познавательные: умение видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох

Коммуникативные: подбор соответствующих аргументов для ведения спора в рамках заданной темы


39

Богиня цветов Флора

Аллегорическое воплощение образа Флоры в истории мирового искусства. Миф о Зефире и Флоре. Сбор информации о постановках балета «Зефир и Флора», осуществленных французским балетмейстером Ш.Дидло. Просмотр отрывка записи балета «Зефир и Флора»

Урок закрепление

Личностные: умение эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства

Регулятивные: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Познавательные: знакомство с новыми терминами, навык работы с ними

Коммуникативные: умение сформулировать вопросы в группе


40

Контрольно-обобщающий урок по теме «Античная мифология»


Викторина


Урок проверки знаний

Личностные: умения самостоятельной работы с тестом, самостоятельное обобщение полученных навыков и знаний

Регулятивные: самооценка собственных знаний, исследование позиций игры как выигрыш или проигрыш, анализ различных партий игры

Познавательные: структурирование информации, ее правильное формулирование

Коммуникативные: участие в совместных играх, навыки коммуникации для достижения высокого результата, навык распределения функций, обязанностей участников группы.




II. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН (28ч)

41

Введение

Что такое славянская мифология? Понятие язычества. Почему славянская мифология называется языческой? Работа с картиной Н.Рериха «Идолы» 1901г. Почему нам интересна славянская мифология? Как она объясняет народные представления о жизни?

Урок изучения нового материала

Личностные: умение эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства

Регулятивные: постановка целей и задач урока

Познавательные: чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности

Коммуникативные: умение четко и и по-существу задавать вопросы в рамках темы урок.


42

Образ Мирового Древа

Идеи, связанные с Мировым Древом. Исследователь славянской культуры А.Афанасьева и его книга «Древо жизни» . Стихотворение К.Бальмонта «Славянское древо». Какое отражение нашли традиции древних славян в орнаменте народного костюма, узорах на полотенцах, резьбе по дереву?

Урок изучения нового материала

Личностные: формирование навыков самоорганизации при изучении нового материала

Регулятивные: контроль за этапами урока, планирование последовательности шагов алгоритма для достижения наилучшего результата

Познавательные: работа с различными источниками информации, подбор материала по теме урока

Коммуникативные: умение представить свою точку зрения при работе в группе


43

Мифы древних славян – исторические истоки славянкой культуры

Языческая славянская мифология в истории русской духовной

культуры, ее связь с античной мифологией. Какие известные народные обряды, праздники и игры до сих пор напоминают о языческих верованиях древних славян? Обращение к произведениях фольклора (песни, пословицы, поговорки, сказки и былины)

Урок изучение нового материала

Личностные: формирование собственной точки зрения по спорным вопросам

Регулятивные: постановка и контроль этапов урока, корректировка

Познавательные: умение проводить связи между различными источниками информации, уметь делать выводы

Коммуникативные: умения давать четкие умозаключения, подводить итоги в работе парами


44

Мифы древних славян – исторические истоки славянкой культуры

Пантеон славянских

языческих богов. Почему после принятия христианства на Руси ослабевает значение языческих верований? Какой символический смысл имело для славянских народов понятие Мировое Древо.

Урок повторение

Личностные: осознание собственных ошибок в решении различных задач, поиск их устранения для достижения наилучшего результата

Регулятивные: формирование умения сличать результат с эталоном, подводить итоги

Познавательные: выявление метапредметных связей между различными изучаемыми в школе предметами: искусство, история, литература, музыка

Коммуникативные: умение подводить итоги, делать умозаключения, представлять их в рамках работы в группе


45

Перун — бог грома

и молнии

Перун-громовержец — верховный бог славянского пантеона и его

связь с Зевсом (Юпитером). Работа с картиной Н.Кукеля «Перун-бог грома и молнии». Почему Перун был особо почитаемым божеством

древних славян? Как на Руси распространялся культ Перуна и почему он был утрачен после принятия христианства? Работа со сравнительной таблицей.

Урок изучение нового материала

Личностные: формирование собственного способа познания учений, противоречащих собственной точке зрения

Регулятивные: постановка индивидуальных задач в рамках урока, контроль за их достижением

Познавательные: выявление связей между пройденным ранее материалом и новой информацией, работа с собственными записями

Коммуникативные:. поиск ,сбор и обмен информацией для ответа на вопрос


46

Перун — бог грома

и молнии

Причины поклонения Перуну после

принятия христианства. Характерные особенности изображения

языческого божества. Работа с картиной А.Клименко «Перун». Работа с музыкальным произведением «Славься, Перун!» в исполнении группы «Светлояр»

Урок закрепление

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений

Регулятивные: оценка собственных результатов деятельности за урок, сравнение их с поставленными задачами, ответ на вопрос: достигнута ли цель

Познавательные: изучение работ изобразительного искусства, индивидуальная систематизация информации

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника


47

Перун — бог грома

и молнии

Связь между Перуном, Ильей Пророком и богатырем Ильей Муромцем. Работа с народными пословицами, поговорками, приметами связанными с днем Ильи-пророка.

Урок формированиу умений и навыков

Личностные: формирование самооценки собственных работ на основе критериев ее успешности

Регулятивные: умение сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, контроль способа решения

Познавательные: осуществление способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, умение работать с различными художественными текстами, определять их достоверность.

Коммуникативные: владение способами разрешения конфликта : выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения, принятие решения и его реализация.


48

Велес

Велес — покровитель домашнего скота, символ богатства и благополучия. Чествование бога в Масленицу (Власьев день). Работа с иллюстрацией А.Клименко «Велес».

Урок изучение нового материала

Личностные: формирование доброжелательного отношения к конструктивной критике собственных трудов

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Познавательные: поиск и систематизация информации на основе национальных традиций, художественных текстов, рассказа одноклассника.

Коммуникативные: умение доброжелательного ведения диалога, поиск решения спорных вопросов


49

Велес

Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху. Почему в христианскую эпоху имя Велеса было соотнесено со святым Власием? Какое воплощение нашел культ этого святого в древнерусском зодчестве и иконописи? Работа с кроссвордом. Изучение воплощений образа Велеса в различных произведениях искусства.

Урок закрепление

Личностные: формирование способа самоопределения, умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев с точки зрения веры

Регулятивные: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Познавательные: понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

Коммуникативные: ведение учебного диалога с целью получения необходимой информации


50

Велес – символ богатства и благополучия


Черты сходства с олимпийским богом Аполлоном и Паном. Велес как противник Перуна, воплощение существа змеиной породы.

Урок повторение

Личностные: соотнесение изученного материала с личным опытом решения различных задач, установление связи между целью учебной деятельности и ее результатом

Регулятивные: навык работы с дополнительным литературным источником, выбор наиболее эффективного способа решения задач

Познавательные: использование, понимание знаково -символической системы

Коммуникативные: активное участие в учебной игре, ее организация


51

Дажьбог

Версии о происхождении имени бога. Народные легенды о Дажь-

боге и их символический смысл.

Урок изучение нового материала

Личностные: формирование собственного мнения о различных произведениях искусства, поиск наиболее комфортного самовыражения

Регулятивные: перенесение навыка построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную, умение прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик

Познавательные: осуществление выбора вида чтения в зависимости от поставленной задачи

Коммуникативные: умение ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации


52

Дажьбог

Слияние языческого божества с фольклорным образом Солнца. Почему в произведениях народного творчества имя Даждьбога соотносилось с образом Солнца? Работа с текстом «Слова о полку Игореве» с обращением Ярославны к «пресветлому Солнцу».

Урок закрепление

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений

Регулятивные: цель, вспомнить, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение. Планирование и оценка своих действий

Познавательные: ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства

Коммуникативные: владение способами управления поведения партнера: контроль, корректировка, оценка его действия


53

Образ Дажьбога в произведениях

Мифы о Дажьбоге. Работа с загадками и народными приметами, в которых упоминается солнышко. Какие качества Даждьбога нашли отражение в некоторых народных загадках.

Урок закрепление

Личностные: стимулирование к саморазвитию, развитие готовности и способности к самостоятельной деятельности

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, соотносить уже усвоенные знания с новыми

Познавательные: поиск нужной информации в повествовательном и описательном тексте. Развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак

Коммуникативные: организовывать работу в группах уже во время изучения новой темы



54

Макошь

Макошь — богиня хорошего урожая, судьбы и удачи, ее традиционные атрибуты. Версии о происхождении имени. Работа с картиной В.Королькова «Макошь»

Урок изучение нового материала

Личностные: развитие навыков изучения нового материала при самостоятельной работе

Регулятивные: освоение способов итогового, пошагового контроля по результату

Познавательные: навык работы с различными точками зрения в рамках одного вопроса: поиск, сравнение, выводы

Коммуникативные: поддержание разговора на интересную для ученика тему


55

Макошь

Особенности

изображения образа в произведениях декоративно-прикладного

искусства, народных обрядах и праздниках. Параскева Пятница. Выполнение творческого задания.

Урок закрепление

Личностные: формирование осознанного и уважительного отношения к собственному и чужому мнению

Регулятивные: способность построение внутреннего плана действий при игровой деятельности

Познавательные: умение объединять информацию по определенным признакам, поиск и систематизация информации из различных источников, навык самостоятельной работы с современными источниками информации

Коммуникативные: умение ставить и задавать учебные вопросы для наиболее быстрого и полного сбора информации по заданной теме


56

Лада

Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и браку.

Версии о происхождении имени. Заполнение таблицы. Работа с эскизом костюма к балету И.Стравинского «Весна священная» Н.Рериха «Леля, дочь Лады».

Урок изучения нового материала

Личностные: умение эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства

Регулятивные: умение прогнозировать результат и уровень усвоения знания, его временных характеристик.

Познавательные: навык работы с дополнительными источниками информации

Коммуникативные: следование морально-этическим и психологическим нормам общения


57

Лада

Особый культ богини в Киеве,

характерные особенности ее изображения. Образ Лады в произведениях устного народного творчества. Лада и Леля. Работа с Палехской миниатюрой В.Липницкого «Песня Леля». Работа с отрывком из оперы-сказки Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» 1882

Урок закрепление

Личностные: соотнесение изученного материала с личным опытом решения различных задач

Регулятивные: освоение правил планирования, контроля процесса

Познавательные: принятие методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: навык позитивного общения при решении конфликта, умения отстаивать собственную точку зрения, поиск компромисса


58

Главные персонажи зимних языческих праздников


Языческие божества в народных обрядах, поверьях и праздниках.

Урок формирования умений и навыков

Личностные: осмысление мотивов собственных действий при изучении нового материала

Регулятивные: развитие навыка итогового, пошагового контроля по результату

Познавательные: систематизация знаний на основе народных традиций, осуществление сравнения по заданным критериям, умение проводить причинно-следственные связи

Коммуникативные: способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия


59

Главные персонажи летних языческих праздников


Языческие божества в народных обрядах, поверьях и праздниках

Урок закрепления

Личностные: осмысление мотивов собственных действий при решении заданий на основе собственного опыта

Регулятивные: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Познавательные: умение работать с таблицей, развитие внимания, мышления и зрительной памяти

Коммуникативные:ведение диалогической формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


60

Купало, Ярило, Кострома

Купало, Ярило и Кострома — главные персонажи народных

праздников и покровители земного плодородия. Сравнительный анализ одноименных картин «Ночь на Ивана Купалу» К.Лебедева и И.Соколова, ответы на вопросы

Урок изучение нового материала

Личностные: осознание собственных трудностей и создание путей их решения

Регулятивные: выделение ориентиров действия при изучении нового учебногоматериала

Познавательные: соотнесение нового материала со знаниями, полученными на других уроках

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение обсуждать возникшие проблемы и правила совместной работы


61

Купало, Ярило, Кострома

Версии о проис-

хождении их имен. Разделение функций между божествами.Проводы русалок и их символический смысл. Отражение мифологических образов русалок в стихотворениях «Русалка» А. С. Пушкина и м. ю. Лермонтова и в картине И. Н. Крамского

«Русалка». Символическое значение образов цветущего папоротника и разрыв-травы. Обряд «похорон Костромы» в праздник Петрова дня.

Урок закрепление

Личностные: формирование умения получать новые знания в новой ситуации

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, умение планировать, выделять свою учебную задачу

Познавательные: ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства

Коммуникативные: ведение монологической формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


62

Купало, Ярило, Кострома

Отражение языческих божеств в народных обрядах, поверьях и праздниках. Символический смысл сжигания соломенных кукол Ярилы, Купалы и Костромы в праздник Ивана Купалы. Просмотр музыкального мультфильма «Кострома» реж. И.Ковалевской 1989г

Урок повторение

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: структурирование учебного материала, прогнозирование результатов деятельности

Познавательные: различать тему, сюжет и содержание художественных произведений, владеть отдельными специальными терминами в рамках изучаемого предмета

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности


63

Световид

Световид — верховный бог западных славян, хранитель и продолжатель рода, давший свет, жизнь. Четыре лица Световида и его главные атрибуты, запечатленные в Збручском идоле. Световид как прорицатель народной судьбы. Святки — символические игры в честь Световида. Смысл подношений в виде огромных пирогов, скота и военных трофеев

Урок изучение нового материала

Личностные: умение эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства

Регулятивные: составлять пан решения учебной задачи, планировать последовательность шагов алгоритма для достижения наилучшего результата

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новую информацию от уже изученной

Коммуникативные: развитие социальных и практических навыков с целью изменения асоциального поведения



Мифология древних славян

Работа со словарем, Повторение уже изученных терминов и нового материала

Урок повторение

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, самоопределение

Регулятивные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Познавательные: моделирование преобразование объекта, умение выражать литературный образ в художественном воплощении

Коммуникативные: способность договариваться, учитывая интересы других, работа в группе по принципу «лидер-подчиненный», смена ролей


65

Контрольно-обобщающий урок по теме «Мифология древних славян»

Контрольная работа по теме «Мифология древних славян»


Урок проверки знаний

Личностные: умения самостоятельной работы с тестом, самостоятельное обобщение полученных навыков и знаний

Регулятивные: самооценка собственных знаний,

Познавательные: структурирование информации, ее правильное формулирование

Коммуникативные: умение оценивать знания одноклассников,


66

Обобщающий урок по теме «Мифы народов мира»


Итоговое повторение, работа с кроссвордом, художественными произведениями, таблицами, ответы на вопросы и выполнение творческого задания . Постановка целей и задач работы на следующий год.

Урок проверки знаний

Личностные: формирование положительного отношения к дальнейшему обучению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

Регулятивные: исследование позиций игры как выигрыш или проигрыш, анализ различных партий игры

Познавательные: умение использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему

Коммуникативные: умение ставить вопросы для инициативного сотрудничества в ходе совместной работы


67

Работа над проектом «Мифы народов мира»


Работа над проектом «Мифы народов мира» Этапы проекта, подготовка

Урок повторение

Личностные: постановка собственных задач для работы в следующем году

Регулятивные: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Познавательные: обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями

Коммуникативные: обсуждение в ходе совместной деятельности возникающих проблем и способов их решения


68.

Защита проекта «Мифы народов мира»

Защита проекта.

Урок проверки знаний

Личностные: формирование собственного опыта решения различных проблем на примере изученного материала

Регулятивные: систематизация и обобщение знаний по основным темам курса искусство 5 класса

Познавательные: ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать вопросы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поурочно-тематическое планирование по Искусству в 5 классе

Автор: Бушуева Екатерина Павловна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228831

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства