программа курса Мировая художественная культура 10-11 классы
Программа курса Мировая художественная культура 10-11 классы
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом дисциплина «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности.
Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса да?т возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость.
Особое внимание обращается на конструирование содержания регионального модуля «Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фотосъ?мка, запись фольклора и «устных историй», создание презентаций, сайта, выставок и т.д.)
Курс мировой художественной культуры является завершающим в образовательной области «Искусство»: систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике е? развития в исторической перспективе, о е? месте в жизни общества и каждого человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа курса Мировая художественная культура 10-11 классы »
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района Иркутской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тамтачетская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Согласовано Утверждено
Руководитель ММО ЗД по УВР директор МКОУ
Тамтачетской СОШ
_________ Сулименко ТН _______АА Свенторжицкая
_________ Дата Приказ № от
Дата
Рабочая программа учебного предмета
Мировая художественная культура
Класс 10 - 11 (базовый уровень)
Автор Безруких Елена Георгиевна
Должность учитель 1 квалификационная категория
Год разработки 2014
Пояснительная записка
Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 69 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и рассчитана на 35 в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом дисциплина «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи,стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности.
Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даѐт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость.
Особое внимание обращается на конструирование содержания регионального модуля «Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фотосъѐмка, запись фольклора и «устных историй», создание презентаций, сайта, выставок и т.д.)
Курс мировой художественной культуры является завершающим в образовательной области «Искусство»: систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике еѐ развития в исторической перспективе, о еѐ месте в жизни общества и каждого человека.
Изучение МХК направлено не только на усвоение определенной системы знаний культурологического характера, но на формирование умений выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; на развитие самостоятельного художественного творчества.
Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века» 10 класс, Дрофа, М., 2012.
Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности» 11 класс, Дрофа, М., 2012.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). Составитель Данилова Г.И., Дрофа, М., 2009.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя МХК
1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403): http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект): http://standart.edu.ru и www.isiorao.ru. Эл. версия: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/duh_nrav_lab.asp
5. Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство в школе. – 2002. - № 4.
6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2004. - №8.
7. Образовательный стандарт основного общего образования по искусству // Вестник образования. – 2004. - №13, 15.
8. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.
9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.
10. Типовые программы (УМК) по «Мировой художественной культуре».
11. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в 2011-2012 учебном году в
общеобразовательных учреждениях.
Характеристика стандартов второго поколения и преподавание МХК
Федеральные государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативного правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к сфере образования.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это, в частности, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.
Характеристика видов контроля качества знаний по МХК
При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Необходимо учитывать и достижения детей в конкурсах, олимпиадах, викторинах..
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий.
Перечень обязательного оборудования, необходимого для реализации
общеобразовательных программ на базовом по предметам инвариантной части учебного плана (по ступеням обучения).
Огромное значение для продуктивного преподавания МХК имеет кабинет: современные аудиовизуальные средства, компьютерная техника, систематизированные материалы по искусству. Кабинет обеспечивает возможность не только демонстрации художественных материалов, но и размещение сменных экспозиций творческих работ учащихся; хранения банка медиаресуров, сформированных педагогами и обучающимися.
Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам.
При разработке системы работы по МХК с одаренными детьми, при подготовке к олимпиадам, конкурсам следует обратить внимание на создание оптимальных психолого-педагогических, организационных условий для выявления развития и реализации способностей одаренных детей: объединение усилий педагогов гуманитарного, художественно- эстетического циклов по формированию познавательных и творческих способностей учащихся, склонных к научно-исследовательской работе гуманитарной направленности; максимальное использование материально- технической базы образовательного учреждения.
Необходимо обеспечить преемственность в формировании углубленных знаний, терминологии по истории отечественной и зарубежной культуры; аналитических, практико-ориентированных навыков в атрибуции (описании, определении значимости) памятников истории и культуры, в том числе и регионального характера; креативного опыта при разработке проектов, связанных с проблематикой художественной культуры России.
При подготовке к олимпиадам целесообразно использовать содержание ныне действующих стандартов, заложенных в базовым уровне, дополнив его углубленным изучением истории мировой культуры. Необходимо предусмотреть готовность обучающихся к выполнению заданий следующего характера: тестов (на выявление теоретических знаний, понятий, шедевров мировой, русской, региональной культуры); частично-поискового характера (на умение сравнивать, выделять общее и частное, соотносить понятия) и творческих заданий, имеющих практико-ориентированный характер (разработать содержание выставки, рекламных материалов и т.п.).
При работе с одаренными детьми возможно использовать: систему экстерната при изучении отдельных тем; возможности дистанционных олимпиад, ИКТ; педагогический потенциал высшей школы, системы дополнительного образования, учреждений культуры; личностно- ориентированное, развивающее обучение; расширение самостоятельной работы учащихся в условиях выбора дополнительных образовательных услуг; индивидуальном консультировании.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
основные средства выразительности разных видов искусства;
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Характеристика учебного кабинета или учебного помещения
Помещение кабинета МХК должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно- коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Выбор помещения и его рациональная организация определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2. 4. 2. 17)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
1. Мультимедийные обучающие программы и учебники (Д Д)
Могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно- тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять возможность для построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся, в том числе в форме тестового контроля.
2. Электронные базы данных и справочные материалы по МХК (Д Д)
Электронная библиотека. База данных Электронные библиотеки включают комплект Информационно - справочных материалов и ориентированы на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую и проектную работу. В состав этих библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты культурологических и исторических источников и текстов из научно-популярных изданий (таблицы, схемы, диаграммы, графики, иллюстрации, аудио и видео материалы. Электронные библиотеки могут размещаться на компакт-дисках либо в сетевом варианте
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
Мультимедийный компьютер
1.Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет.
2.Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ текстовых, табличных, графических, презентационных, художественных и музыкальных.
3. Экран
4. Мультимедиа проектор
5. Сканер
6. Копировальный аппарат
7. СD/DVD-проигрыватели
8. Коллекция презентаций
10 класс
Тематическое планирование (35 ч)
Раздел учебника
Тема и количество часов на её изучение
1. Древние цивилизации.
7 часов
Первые художники Земли. 1
Архитектура страны фараонов. 2
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 2
Художественная культура Древней Передней Азии. 1
Искусство доколумбовой Америки. 1
2. Культура античности.
4 часа
Культура античности. Эгейское искусство. Золотой век Афин. Выдающиеся скульпторы Древней Греции. 1
Архитектура Древнего Рима. Изобразительное искусство Древнего Рима. 1
Театральное и музыкальное искусство античности. 1
Мир византийской культуры. 1
Средние века.
13 часов
Мир византийской культуры. 1
Культурный облик Древней Руси. 4
Культура западноевропейского Средневековья. 4
Искусство Средних веков стран Востока. 3
Искусство исламских стран в Средние века. 1
Возрождение.
9 часов
Золотой век Возрождения. 5
Северное Возрождение. 2
Музыка и театр эпохи Возрождения. 1
Заключительный урок. 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС.
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Тип урока
Оборудование
Глоссарий
Домашнее задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (7 часов)
1
Неделя 1
Первые художники Земли
1
Знание и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме». Зарождение архитектуры. Театр, музыка и танец.
Лекция.
Иллюстрации по теме.
Пантомима, интонация, дольмены, менгиры, кромлехи
Подготовить м/м презентации о первых художниках Земли.
2, 3
Неделя 2,3
Архитектура страны фараонов.
2
Рассмотреть основные направления архитектуры: Абу-Сигебел – жемчужина египетского зодчества; архитектурные сооружения позднего времени.
Конференция.
Иллюстрации по теме.
Зодчество.
Выписать из учебника основные понятия по теме. Выучить их.
4,5
Неделя 4,5
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
2
Рассмотреть главные темы искусства Древнего Египта: скульптурные памятники Египта; рельефы и фрески. Сокровища и гробницы Тутанхамона. Музыка Древнего Египта.
Урок-путешествие.
Иллюстрации по теме.
Рельефы, фрески, гробницы.
Подготовить доклады на предоставленные темы.
6
Неделя 6
Художественная культура Междуречья.
1
Раскрыть представление об архитектуре междуречья; изобразительном искусстве междуречья.
Урок-лекция.
Иллюстрации по теме.
Закончить работу с учебником. Подготовить сообщения на выбранную тему.
7
Неделя 7
Искусство доколумбовой Америки.
1
Рассказать о художественной культуре классического периода; об искусстве ацтеков; о художественной культуры майя; об искусстве инков.
Урок-конференция.
Ацтеки, майя, инки.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовиться к итоговой работе по разделу.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (4 часа)
8
Неделя 8
Золотой век Афин.
1
Рассмотреть Афины как столицу греческой цивилизации; провести прогулку по афинскому Акрополю; раскрыть искусство вазописи. Раскрыть понятия куросы и коры периода архаики; рассмотреть скульптурные творения Снопаса и Праксителя; рассмотреть мастеров поздней классики Лисиппа и Леохара; рассмотреть скульптуры эллинизма.
Урок-путешествие.
Куросы, архаика, коры, эллинизм.
м/медия, иллюстрации по теме. Портреты Снопаса, Праксителя, Липа, Леохара
Подготовить выступление о выдающихся скульпторах Древней Эллады.
9
Неделя 9
Архитектура Древнего Рима.
1
Рассмотреть исторические памятники Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Их художественное и архитектурное своеобразие. Рассмотреть изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции.
Урок-конференция.
Этруски.
м/медия, иллюстрации по теме.
Доделать работу, начатую на уроке.
10
Неделя 10
Театральное и музыкальное искусство античности.
1
Проследить рождение греческого театра, выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра; театральное и церковное искусство Древнего Рима; музыкальное искусство Древней Греции.
Урок-исследование.
Трагик, искусство.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать дополнительный материал в учебнике.
11
Неделя 11
Мир византийской культуры
Урок-путешествие.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13 часов)
12
Неделя 12
Мир византийской культуры.
1
Рассмотреть византийскую архитектуру; искусство мозаики, искусство иконописи, музыку Византии.
Урок-лекция.
Иконопись.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовить доклад об искусстве иконописи в византийской культуре.
13,14
Неделя 13,14
Архитектурный облик Древней Руси.
2
Рассмотреть Архитектуру Киевской Руси, архитектуру Великого Новгорода, архитектуру Владимиро-Суздальского княжества, архитектуру московского княжества, деревенское зодчество.
Урок-семинар.
Зодчество.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать об особенностях архитектуры Древней Руси. (учебник + доп.материал).
15,16
Неделя 15, 16
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.
1
Рассмотреть мозаику и фрески Киевской Софии; новгородскую живопись; творчество Феофана Грека; изобразительное искусство Владимиро-Суздальского княжества; творчество Андрея Рублёва и Дионисия; музыкальную культуру Древней Руси.
Урок-семинар.
м/медия, иллюстрации по теме.
Портрет Андрея Рублёва, Дионисия, Феофана Грека.
Прочитать в учебнике дополнительный материал.
17,18
Неделя 17,18
Архитектура западноевропейского средневековья.
1
Дать представление о романском стиле в архитектуре; совершить заочное путешествие в замок феодала; раскрыть секреты готического мастерства.
Урок-исследование.
Готика.
м/медия, иллюстрации по теме.
Ответить на вопросы, записанные в тетради на уроке.
19
Неделя 19
Изобразительное искусство средних веков.
1
Рассмотреть скульптуры романского стиля; скульптуры готики; искусство витранса.
Урок-лекция.
Витранс.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовиться к семинару.
20
Неделя 20
Театральное искусство и музыка средних веков.
1
Дать понятие о литургической драме; средневековом фарсе; рассказать о достижениях музыкальной культуры; музыкально-песенное творчество трубадуров и миннезингов.
Урок-семинар.
Трубадуры, миннезинги.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать в учебнике о достижениях музыкальной культуры.
21
Неделя 21
Индия – «страна чудес».
1
Рассмотреть шедевры индийского зодчества; искусство живописи; музыкальное и театральное искусство Индии; искусство индийского танца.
Урок-конференция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовить доклад на тему «Искусство индийского танца».
22
Неделя 22
Художественная культура Китая.
1
Рассмотреть шедевры китайской архитектуры; скульптуры Китая; жанры китайской живописи; пекинская музыкальная драма.
Урок-лекция.
Скульптура.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовиться к семинару. Распределить темы.
23
Неделя 23
Искусство страны восходящего солнца (Япония).
1
Рассмотреть шедевры японской архитектуры; садово-парковое искусство; мастерская японской гравюры; скульптуры цэцкэ; театральное искусство.
Урок-семинар.
Цэцке.
м/медия, иллюстрации по теме.
Прочитать в учебнике про скульптуры цэцкэ.
24
Неделя 24
Художественная культура ислама.
1
Рассмотреть шедевры исламской архитектуры; изобразительное искусство ислама; литература Арабского Востока; своеобразие музыкальной культуры ислама.
Урок-лекция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Дать оценку музыкальной культуре ислама. (сочинение-миниатюра)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (10 часов)
25
Неделя 25
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.
1
Рассмотреть флорентийское чудо Брукеллески; скульптурные шедевры Донателло; рассмотреть настоящий переворот в живописи (Мозаччо); в мире образов Боттичелли.
Урок-семинар.
м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты Брукеллески, Донателло, Мозаччо.
Подготовиться к семинару.
26
Неделя 26
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.
1
Рассказать о мастерах Проторенессанса; рассмотреть личность Джотто как лучшего в мире живописца; живопись Раннего Возрождения.
Урок-лекция.
Проторенессанс.
м/медия, иллюстрации по теме.
Потрет Джотто.
Прочитать в учебнике про живопись Раннего Возрождения.
27, 28
Неделя 27, 28
Золотой век возрождения.
2
Рассмотреть архитектурные творения Брамонте; мир Леонардо да Винчи; Микеланджело – бунтующий гений; Рафаэль – первый среди великих.
Урок-конференция.
м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью.
Подготовить проекты на предложенную тему.
29, 30
Неделя 29,30
Возрождение в Венеции.
2
Архитектурный облик Венеции; Джорджоне и мастера венецианской живописи; художественный мир Тициана; Веронзе – певец праздничной Венеции. Трагический мир Тинторетто.
Круглый стол.
м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью.
Прочитать дополнительный материал (учебник + доп.литература)
31, 32
Неделя 31, 32
Северное Возрождение.
2
Рассмотреть ренессанс в архитектуре Северной Европы; живопись нидерландских немецких мастеров; побывать в мире фантасмагорий Баха; рассмотреть творческие искания Брейгеля; рассмотреть личность Дюрера как художника, достойного бессмертия.
Урок-семинар.
Ренессанс.
м/медия, иллюстрации по теме.
Портреты художников. Альбомы с их живописью.
Написать сочинение на предложенную тему.
Подготовить сообщение на тему «Дюрер – художник, достойный бессмертия».
33,34
Неделя 33, 34
Музыка и театр эпохи Возрождения.
2
Рассмотреть музыкальную культуру Возрождения; итальянскую комедию дель арте; театр Шекспира «Глобус».
Урок-лекция.
Урок - концерт
Дель арте.
м/медия, иллюстрации по теме.
Подготовить сообщения об итальянской комедии.
35
Неделя 35
Заключительный урок
11 класс
Тематическое планирование (34 ч)
Раздел
Тема и количество часов на её изучение
Художественная культура XVII – XVIII вв.
13 часов
Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. 2
Архитектура барокко. 1
Изобразительное искусство барокко. 1
Классицизм в архитектуре Западной Европы. 1
Шедевры классицизма в архитектуре России. 2
Изобразительное искусство классицизма и рококо. 1
Реалистическая живопись Голландии. 1
Русский портрет XVIII века. 1
Музыкальная культура барокко. 1
Композиторы Венской классической школы. 1
Театральное искусство XVII – XVIII вв. 1
Художественная культура XIX в.
9 часов.
Романтизм. 1
Изобразительное искусство романтизма. 1
Реализм – художественный стиль эпохи. 1
Изобразительное искусство реализма. 1
«Живописцы счастья» (художники импрессионизма). 1
Многообразие стилей зарубежной музыки. 1
Русская музыкальная культура. 1
Пути развития западноевропейского театра. 1
Русский драматический театр. 1
Художественная культура XX в.
12 часов.
Искусство символизма. 1
Триумф модернизма. 1
Архитектура: от модерна до конструктивизма. 1
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. 1
Мастер русского авангарда. 1
Зарубежная музыка XX века. 1
Русская музыка XX столетия. 1
Зарубежный театр. 1
Русский театр XX в. 1
Становление и рассвет мирового кинематографа. 2
Обобщение по темам курса. 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 11 КЛАСС.
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Тип урока
Оборудование
Словарь
Домашнее задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII-XVIII ВВ. (12 часов)
1
Неделя 1
Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.
1
Рассмотреть возникновение новых стилей и Возрождение; человек и новая картина мира; взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.
Рассмотреть характерные черты архитектуры барокко; шедевры итальянского барокко; «дивное узорочье» московского барокко; архитектурные творения В.В. Растрелли.
Урок лекция.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Барокко.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
4
Неделя 4
Изобразительное искусство барокко.
1
Рассмотреть скульптурные шедевры Л. Бернини; живопись барокко; Рубенс – король живописи.
Круглый стол.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Барокко.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
5
Неделя 5
Классицизм в архитектуре Западной Европы.
1
Рассмотреть архитектурные творения К.Рена; прогулки по Версалю.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Классицизм в искусстве; архитектура.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
6
Неделя 6
Шедевры классицизма в архитектуре России.
1
Рассмотреть «Архитектурный театр» Москвы; «строгий, стройный» вид Петербурга.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
7
Неделя 7
Изобразительное искусство классицизма и рококо.
1
Н.Пуссен – основоположник классицизма; мастера «галантного жанра»; скульптурные шедевры классицизма.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Классицизм и рококо; скульптура.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
8
Неделя 8
Реалистическая живопись Голландии.
1
Рассмотреть многообразие жанров голландской живописи; творчество Рембрандта – вершина реализма.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Реалистическая живопись.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
9
Неделя 9
Русский портрет XVIII в.
1
Рассмотреть истоки портретного искусства; шедевры русских портретистов; мастеров скульптурного портрета.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Портрет, портретист.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
10
Неделя 10
Музыкальная культура барокко.
1
Рассмотреть «взволнованный стиль» барокко в итальянской опере; Бах и Гендель – музыканты барокко; русская музыка барокко.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
11
Неделя 11
Композиторы Венской классической школы.
1
Рассмотреть классический символизм Гайдна; Глюк – реформатор оперного стиля; музыкальный мир Моцарта.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Символизм.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
12
Неделя 12
Театральное искусство XVII – XVIII вв.
1
Рассмотреть западноевропейский театр барокко; «золотой век» французского театра классицизма; пути развития русского драматического театра.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX В. (9 часов)
13
Неделя 13
Феникс романтизма.
1
Рассмотреть историю происхождения термина «романизм».
Урок-лекция.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Романтизм.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
14
Неделя 14
Изобразительное искусство романтизма.
1
Рассмотреть героя романтической эпохи; история глазами романтиков.
Урок – лекция.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
15
Неделя 15
Реализм – художественный стиль эпохи.
1
Рассмотреть художественные принципы реализма; романтизм и реализм, их связь и отличие; реализм и натурализм.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Реализм в искусстве.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
16
Неделя 16
Изобразительное искусство реализма.
1
Рассмотреть интерес к жизни человека простого сословия. Бытовые картины жизни.
Рассмотреть западноевропейскую музыку романтизма; музыка импрессионализма.
Круглый стол.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
19
Неделя 19
Русская музыкальная культура.
1
Рассмотреть русскую музыку романтизма; М.И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики; «Могучая кучка».
Круглый стол.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Музыкальная классика.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
20
Неделя 20
Пути развития западноевропейского театра.
1
Рассмотреть «порыв духа и страсти души» в театре романтизма; «торжество правды и истины» в реалистическом театре.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
21
Неделя 21
Русский драматический театр.
1
Рассмотреть театр драматизма; русский реалистический театр.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Драматический театр.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (13 часов)
22
Неделя 22
Искусство символизма.
1
Рассмотреть художественные принципы символизма; мастера живописи символизма.
Урок-лекция.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
23
Неделя 23
Триумф модернизма.
1
От символизма к модернизму; модерн в изобразительном искусстве.
Урок-лекция.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Модернизм.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
24
Неделя 24
Архитектура: от модерна до конструктивизма.
1
Рассмотреть идеи и принципы архитектуры начала XX века; мастера и шедевры зарубежной архитектуры; архитектурные достижения России.
Урок – лекция.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Модерн, конструктивизм.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
25
Неделя 25
Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.
1
Рассмотреть разнообразие художественных направлений изобразительного искусства.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
26
Неделя 26
Зарубежная музыка XX в.
1
Рассмотреть музыкальный мир XX века. Стили и направления; искусство джаза и его истоки; рок-музыка.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Джаз, рок-музыка.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
27
Неделя 27
Мастера русского авангарда.
1
Рассмотреть абстракционализм В. Кандинского; супрематизм К.Малевича; «Аналитическое искусство»; В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Авангард.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
28
Неделя 28
Русская музыка XX столетия.
1
Рассмотреть традиции романтизма и символизма в творчестве А.Н. Скрябина; многообразие творческого наследия И.Ф. Стравинского; дух новаторства в творческом наследии С.С. Прокофьева; музыкальное творчество Д.Д. Шостаковича.
Урок – лекция.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
29
Неделя 29
Зарубежный театр XX столетия.
1
Рассмотреть интеллектуальный театр и новую драматургию; экспрессионализм на театральной сцене Германии; творческие новации Г. Крэга; сюрреализм в театральном искусстве Франции; театр абсурда; эпический театр Б. Брехта; творческие эксперименты П.Брука; зарубежный театр последних лет.
Урок – лекция.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
30
Неделя 30
Русский театр XX века.
1
Рассмотреть работу К.С. Станиславского и В.И. Немирович-Данченко как основоположники театрального искусства; модерн в балете М.М. Фокина; театральный авангард В.Э. Мейерхольда; камерный театр А.Я. А.Я. Таирова; театр в годы ВОВ; отечественный театр последних лет.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
31, 32
Неделя 31,32
Становление и расцвет зарубежного кинематографа.
2
Рассмотреть рождение и первые шаги кинематографа; выдающиеся достижения американского кино; великий немой; рождение звукового кино; киноавангард XX в; неореализм итальянского кино; рождение национального кинематографа; режиссеры американского кино (по выбору).
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Кинематограф.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
33
Неделя 33
Шедевры отечественного кино.
1
Рассмотреть первые шаги отечественного кино; картина С.М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»; феномен советской музыкальной комедии; фильмы о ВОВ; кинематограф последних лет.
Семинар.
м/м проектор; иллюстрации, репродукции по теме.
Подготовиться к семинару. (смотри тетрадь).
34
Неделя 34
Заключительный урок
Содержание
Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.
Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.
Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре, канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.
Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.
Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).
Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство.
Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.
Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.
Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма. София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев). Освоение западноевропейских традиций.
Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).
Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.
Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).
Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.
Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Эстетика и главные темы искусства барокко. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусстворококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).
Эстетикаклассицизма.Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.
«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Каза-кова. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров).
Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетикаромантизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.
Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.
Художественные принципыреализма. Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).
Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С.Щепкин, театр А.Н.Островского и А.П.Чехова).
Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.
Художественные принципысимволизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).
Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).
Основные стили и творческие направления искусства XX века (модернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Становление и расцвет мирового кинематографа.
Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века.
При подготовке к урокам рекомендуется использовать Интернет- ресурсы:
Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября»
http://www.ndce.ru/ - Электронный каталог учебных изданий; http://www.prosv.ru - Издательство «Просвещение»;
http://www.vlados.ru/ - Гуманитарный издательский центр Владос (Книжная лавка Университета РАО).
Перечень учебно-методических средств обучения и дополнительная литература:
1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
4. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. М., 2005 г.
5. Поурочное планирование по учебнику МХК Рапацкой Л.А. М., 2006 г.
6. Картавцева М.И. Чернышева И.С. Уроки МХК. Практическое пособие. ТЦ «Учитель», Воронеж 2003 г.
7. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
9. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
10. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
11.История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
12. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
13. СД. Шедевры русской классики.
14. Использование ранее подготовленных материалов и презентаций учащихся.
15. Интернет-ресурсы.
Использованная литература:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). Составитель Данилова Г.И., Дрофа, М., 2009.
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2008
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От XVII века до современности» 11 класс, Дрофа, М., 2012.
ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. – «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003
Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Мультимедиа-центр, 2003
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003
Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003