Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дистанционной подготовки учащихся к олимпиаде по мировой художественной культуре «Решение заданий по МХК» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Володинская средняя общеобразовательная школа»
Кривошеинский район Томская область
Образовательная программа
дистанционной подготовки учащихся к олимпиаде
по мировой художественной культуре
«Решение заданий по МХК»
Составила: Сабова Тамара Ивановна,
учитель высшей категории
мировой художественной культуры
и изобразительного искусства.
Володино 2013г
Пояснительная записка
Курс разработан по дисциплине «Мировая художественная культура». По программе Даниловой Г.А.
Курс называется «Решение заданий по МХК» и предназначен для дистанционной подготовки школьников к олимпиаде 9-10 классов по предмету МХК.
Цель курса: познакомить углубленно с основными темами по МХК.
Задачи курса:
познакомиться с кратким содержанием тем и изучить их;
просмотреть презентации и видеофильмы для глубокого понимания содержания курса;
решить тестовые задания;
обсуждать темы наиболее трудных, малоизученных тем
Структура курса включает в себя 29 основных тем в 10 классе, 18 тем в 9 классе.
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется МХК, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Участие школьников в олимпиадах разного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем»при поступлении в ВУЗ.
Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий
Траектория подготовки к олимпиаде по МХК
Система подготовки:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Условия реализации программы:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
МХК 9 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Цивилизация и культура
2ч.
2
Единство и многообразие культуры
2ч.
3
Особенности художественной культуры Древнего Египта.
2ч
4
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.
2ч.
5
Греция – «колыбель европейской цивилизации»
2ч.
6
Художественные достижения доколумбовой Америки.
2ч.
7
Идеал человека в культуре народов мира.
2ч.
8
Герой и защитник Отечества.
2ч.
9
Образ женщины-матери сквозь века.
2ч.
10
Человек в мире природы.
1ч.
11
Человек. Общество. Время.
2ч.
12
Героический эпос народов мира.
2ч.
Праздники и обряды народов мира
2ч.
14
Своеобразие архитектурных традиций.
2ч.
15
Изобразительное искусство народов мира
2ч.
16
Своеобразие музыкальной культуры.
2ч.
17
Театр народов мира.
2ч.
18
Самобытность танцевальной культуры.
1ч.
Содержание
1.Цивилизация и культура (2ч.)
Соотношение понятий «цивилизация « и «культура». Что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира.
Контроль по теме: тест
2.Единство и многообразие культуры (2ч.)
Единство мировой культуры. Мировое древо как отражение единства мира. Многообразие и национальная самобытность культуры..
Контроль по теме: тест
3.Особенности художественной культуры Древнего Египта. (2ч.)
Жизнь человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности « богов и фараонов.
Контроль по теме: написание эссе
4.Своеобразие художественной культуры Древнего Востока. (2ч.)
Символический характер искусства. Природа и человек - славная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве.
Контроль по теме: тест
5.Греция – «колыбель европейской цивилизации» (2ч.)
«Страна героев и богов». Прогулка по Афинскому Акрополю. В поисках человека.
Контроль по теме: составить маршрут экскурсии по Афинскому акрополю.
6.Художественные достижения доколумбовой Америки. (2ч.)
Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты ацтеков.. особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.
Контроль по теме: сделать сравнительную таблицу культуры ольмеков, ацтеков, майя, инков.
7.Идеал человека в культуре народов мира. (2ч.)
Понятие об идеале. Идеал человека в религиях мира. Святые и святость.
Контроль по теме: сделать сравнительную таблицу идеала человека в религиях мира
8.Герой и защитник Отечества. (2ч.)
Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства. Александр Невский – патриот Земли русской.
Контроль по теме: тест
9.Образ женщины-матери сквозь века. (2ч.)
«Венеры» первых художников Земли. Священный лик Богоматери. Мадонны Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова. Женщина – мать в искусстве XX века.
Контроль по теме: написание эссе
10.Человек в мире природы. (2ч.)
Человек и Природа. Взгляд через века.
Контроль по теме: написание эссе
11.Человек. Общество. Время. (2ч.)
Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек «в центре мира»(эпоха Возрождения). Человек нового времени.
Контроль по теме: задание на соответствие
12.Героический эпос народов мира(2ч.).
Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народов эпоса. Карело-финский эпос «Калевала»
Контроль по теме: написание эссе
13.Праздники и обряды народов мира(2ч.)
Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира. Карнавалы.
Контроль по теме: составить сценарий праздник
14.Своеобразие архитектурных традиций. (2ч.)
Особенности храмового зодчества. Дом- жилище человека..
Контроль по теме: диктант по архитектуре
15.Изобразительное искусство народов мира(2ч.)
Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры. Скульптура Тропической и Южной Африки.
Контроль по теме: тест
16.Своеобразие музыкальной культуры. (2ч.)
Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки.
Контроль по теме: эссе
17.Театр народов мира. (2ч.)
Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра.
Контроль по теме: анализ драматического произведения
18.Самобытность танцевальной культуры. (1ч.)
Фламенко..Радуга русского танца. Искусство индийского танца.. Под звуки тамтамов. (танцы народов Африки)
Контроль по теме: тест
МХК 10 класс
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Искусство первобытного человека.
1
2.
Художественная культура Древней и Передней Азии.
1
3.
Архитектура Древнего Египта.
1
4.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.
1
5.
Художественная культура Мезоамерики.
1
6.
Эгейское искусство.
1
7.
Архитектурный облик Древней Эллады.
1
8.
Изобразительное искусство Древней Греции.
2
9.
Архитектурные достижения Древнего Рима.
1
10.
Изобразительное искусство Древнего Рима.
1
11.
Театр и музыка Античности.
1
12.
Мир византийской культуры.
1
13.
Архитектура западноевропейского Средневековья.
1
14.
Изобразительное искусство Средних веков.
1
15.
Театр и музыка Средних веков.
1
16.
Художественная культура Киевской Руси.
2
17.
Развитие русского регионального искусства
2
18.
Искусство единого Российского государства.
3
19.
Театр и музыка.
1
20.
Художественная культура Индии.
1
21.
Художественная культура Китая.
1
22.
Искусство Страны восходящего солнца.
1
23.
Художественная культура исламских стран.
1
24.
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.
1
25.
Архитектура итальянского Возрождения.
1
26.
Титаны Высокого Возрождения.
2
27.
Мастера венецианской живописи.
1
28.
Искусство Северного Возрождения.
1
29.
Музыка и театр эпохи Возрождения.
1
Содержание
1.Искусство первобытного человека.
Первые художники земли. Древнейшие сооружения человечеств.
Музыка, танец и пантомима.
Контроль по теме: тест
2.Художественная культура Древней и Передней Азии.
Шедевры архитектуры. Особенности изобразительного искусства. Литература и музыка.
24.Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.
Джотто - «лучший в мире живописец». Живопись Раннего Возрождения. В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло.
Контроль по теме: тест
25.Архитектура итальянского Возрождения.
Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения.
Контроль по теме: тест
26.Титаны Высокого Возрождения.
Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль – «первый среди великих»
Контроль по теме: написание эссе
27.Мастера венецианской живописи.
Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто.
Контроль по теме: тест
28.Искусство Северного Возрождения.
Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. В мире фантасмагорий Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.
Контроль по теме: тест
29.Музыка и театр эпохи Возрождения.
Музыкальная культура. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира.
Контроль по теме: написание эссе
Рекомендуемая литература для учащихся и учителей:
1. Учебники и пособия:
Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура. 6-7 классы. Учебник для образовательных учреждений. – М., 2001.
Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура. 8 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М., 2002.
Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Мировая художественная культура. 9 класс. Учебник для образовательных учреждений. – М., 2002.
Бреева Т.М., Гаврилин К.Н. Искусство Древнего мира. М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008.
Горбунова Т.В. Изобразительное искусство в истории культуры. – СПб., 1997.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый уровень). – М., 2008.
Данилова Г.И Мировая художественная культура. От истоков до 17 века, 10 класс, базовый уровень.- М,:Дрофа,2013.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9 классы. - М,:Дрофа,2013.
Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М., 2003.
Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России. – М., 2007.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. – М., 2007.
2. Энциклопедии, словари, справочники
Божества и герои греческой мифологии. – Флоренция: Casa Editrice Bonechi, 1998.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь: В 3 т. - СПб., 1995-1997.
История мировой культуры: Справочник школьника. - М., 1996.
Кассу Ж. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. – М., 1998.
Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. - СПб., 1998.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века – М., 1999.
Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. – М., 1996.
Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 1997.
Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиаде по МХК
МХК
http://www.art.ioso.ru
Интернет-олимпиада по МХК
МХК
http://www.kafedramhk.ru/
Задания олимпиады по МХК прошлого учебного года
МХК
http://www.artprojekt.ru
Энциклопедия искусства – галереи, история искусства,
дополнительные темы
МХК
http://www.witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html
Сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства,
сгруппированных по периодам
МХК
http://www.artcyclopedia.com
Иллюстрированная энциклопедия по искусству
МХК
http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=236
(для учителей) Положение о Всероссийской Олимпиаде,
порядок проведения школьного тура
On-line ресурсы
Российский общеобразовательный портал - http:// www.school.edu.ru