kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа изучения курса «Мировая художественная культура» для 10-11 класса  разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».

 

Цель курса «Мировая художественная культура » — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих­ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса 19-20вв.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МХК 10-11»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа изучения курса «Мировая художественная культура» для 11-11 класса разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».


Цель курса «Мировая художественная культура » — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих­ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса 19-20вв.


Задачи курса:

  • раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности, вобравший в себя исторический опыт народов мира, отразивший религиозные, нравственные, философские, эстетические установки разных эпох;

  • показать духовно-нравственный смысл основных течений и направлений художественной культуры, их интерпретацию в творчестве русских и зарубежных мастеров;

  • научить анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах разви­тия русской художественной культуры, выявить закономерно­сти ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура»» отводится в 10-11 классах 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено 34 часа, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.


Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).
















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЮЩИХСЯ

10-11 КЛАССОВ

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).



Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.


формы и средства контроля:


Формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнение художественно-практических заданий и написание сочинений (эссе). Тексты из пособия для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова: Учитель, 2008., стр36; стр46.

Будут учитываться и достижения учащихся в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах и фестивалях.









ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.


Основная литература.


Русская художественная культура. 11класс. : (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.


Дополнительная литература.

  • Поурочные разработки по учебнику Л. Рапацкой «Мировая художественная литература»10, 11 классы. Составитель А.В. Хорошенкова Волгоград «Корифей» 2008г.


  • Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.



Оборудование и приборы.


Печатные пособия: Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы «Импрессионизм», «Художественная культура России19-20 века»


Аудиозаписи и фонохрестоматии:

Фрагменты музыкальных произведений; CD-диски, отражающие творчество великих художников в соответствии с содержанием обучения:

1.Шедевры русской живописи.

2.Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». 3.Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.






Учебно-тематический план

10 класс


№№ п\п


Раздел программы

Всего часов

Теория

Количество практических работ

1

Введение

1

1

-


2

Восточные художественные культуры – верность заветам предков


5


5


-

3

История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции

14

14

-

4

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры

12

12

-

5

Итоговый повторительно-обобщающий урок

1

-

1

6

Итого

34

33

1





Просмотр содержимого документа
«МХК тем план 10 кл»

Тематическое планирование

по МХК

10 класс


  • Программа курса 10-11 классы Л.А. Рапацкая

Издательство ГИЦ «Владос» 2010г.

  • Учебник «Мировая художественная культура» издательство ГИЦ «Владос» 2008г.

  • Поурочные разработки по учебнику Л.А.Рапацкой

  • «Мировая художественная литература 10кл» 2008 г.

Количество уроков в год – 34 часа , количество часов в неделю – 1 час


Учитель Астафимова Людмила Владимировна


№№

п/п


№ в теме

Раздел, тема урока

Оборудование

Понятия, персоналии

Время проведения


1






2





3








4







5.





6








№№ п/п



1






1





2








3







4





5









№№ в теме


Введение. Культура человека и общества.



РАЗДЕЛ I. Восточные художественные культуры-верность заветам предкам


Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.



Художественная культура Древней и средней Индии.






Художественная культура Древнего и среднего Китая






Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты




Японская художественная культура







Раздел, тема урока










презентация 11-1 «Древний Египет»




презентация 11-2,

11-3, 11-4

диск №34





презентация 11-5

Диск № 34






презентация 11-10






презентация 11-11







Оборудование

культура материальная и духовная








религия, «Книга мёртвых», Хефрен, Хеопс,Микерен,скульп-тура, архитектура, Тутанхамон, Хатшепсут, Луксор, Нефертитти



хараппская цивилиза-

ция, Магадхи, брахманизм,индийский эпос, «Махабхарата»,

«Рамаяна», буддизм,

чайтья, вихары,ступа, династия Гуптов,



Лао Цзы, даосизм, Конфуций, Цинь Шихуанди, Ханьская империя, эпоха Тан, Янь Либэнь, У Даоцзы, Ли Чжау-дао. каллиграфия





Ислам, Мухамед




эпоха Хэйан, Моно-но-

аварэ,танка, ямато-э, икэбана, чаепитие тя-но-ю, сад камней Рёандзи, театр кукол (дзёрури), театр кабуки

Магомет, мечеть,минарет,







Понятия, персоналии




06.09.14







13.09.14





20.09.14








27.09.14







04.10.14




11.10.14









Время проведения









7



8




9










10






11




12




13







14






№№п\п









1



2




3










4






5




6




7







8






№№ в теме



Раздел 2. История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции.


Античность- колыбель европейской художественной культуры.


Античные идеалы как основа представлений о красоте в европейском искусстве.



От мудрости Востока- к библейским заветам. Библия.










Художественная культура европейского средневековья






Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма




Северное Возрождение





Художественная культура Европы XVII века: многоголосие школ и стилей.





XVII век как « переходная эпоха»в художественной культуре европейской традиции, Барроко в архитектуре.(Д.Л.Бернини)




Раздел, тема урока








презентация 11-7




презентация 11-7

Диск № 34

урок «Древняя Греция»


презентация 11-8











Диск № 34

урок «Художественная культура европейского средневековья»


презентации11-11,

11-12, 11-13




презентации 11-15,

11-16




презентация 11-20






Диск № 34






Оборудование










мифология,архаика,

крито-микенская культура,

эпоха Гомера, ордер,



Сократ, Платон, Еврипид,

Аристофан,Перикл, Фидий,

Мирон, Скопас, Пракситель,

эллинизм, Пантеон


Бытие, Шестиднев,10

заповедей, Псалтырь

Новый Завет, католицизм и

православие, Святая София,

Г. Равенне, крестово-

купольный храм, литургия,

всенощное бдение,Роман

Сладкопевец,Иоанн

Кукузель, дороманский,

романский и готический

стили,храм-базилика



Данте Алигьери, Франческо

Петрарка,

мадригал,Джованни

Боккаччо, Ренессанс,Андреа

Палладио,



Леонардо да

Винче, Рафаэль

Санти,Микеланджело

Буанаротти


Нидерланды, Ян ванн Эйк,

Иероним Босх, Питер

Брейгель, А.Дюрер,



барокко, Уильям Шекспир,

С. Сервантес,Эль Греко,

Д.Веласкес, Пауль Рубенс,А.

ванн Дейк,Ян ВемерХ.

Рембрандт


,

Лоренцо Бернини, Клод

Перро, Жюль Ардуэн-

мансар,Николо Пуссен






понятия, персоналии










18.10.14




25.10.14




01.11.14












15.11.14






22.11.14





29.11.14





06.12.14






13.12.14







Время проведения


15






16



17






18




19






20









21







22






23







24




25





26



27



28




29





30



31




32









33



34













9






10



11






12




13






14









1







2






3







4




5





6



7



8




9





10



11




12









13



14


Расцвет светского музыкального искусства. Титаны муз. искусства И.С. Бах, И Г.Ф. Гендель . Органная и клавирная музыка.



Классицизм как общеевропейский стиль. Франция - родина классицизма.


Изобразительное искусство XVII в.

(Эль Греко, П. Рубенс, Д. Веласкес, А. ван Дейк, Рембрант )


Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культуры разума.


Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы.

Архитектура эпохи Просвещения, роль античного ордера.


Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена.


Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры


Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей

Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли.



Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси





Продолжение традиций древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода и Пскова.




Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества.



Расцвет худож. культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства



Облик Московского Кремля. Шатровое зодчество.


Церковная реформа и её культурные последствия.



Русская художественная культура в эпоху Просвещения


Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский» вопрос.


Скульптура- новый вид искусства в России.


Классицизм. Творцы дворцов и общественных зданий


Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры.






Повторительно-обобщающий урок


Контрольный урок







Портреты композиторов,

Папка «Лучшая классика»

Диск №34




Презентация 11- 19




Диск №34





Диск №34





Диск №34






Презентация «Венский музыкальный классицизм»







Презентация «Культура Древнерусского государства»






Презентация «Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси



Презентация «Культура древнего Новгорода и Пскова»





Презентация «Культура Владимиро-Суздальского княжества»



Диск № 34




Презентация «Облик Московского кремля»


Презентация «Церковная реформа Никона



Диск № 34



Диск № 34

Презентация «Художники-передвижники»



















проверочные тесты




Контрольные тесты












И.С.Бах, «Хорошо темперированный клавир», «Страсти по Матфею», Г.Гендель






классицизм




Эль Греко,Франсиско Сурбаран, Диего Родригес Веласкес, Антонис ванн Дейк, Рембрандт




рококо, Д. Дидро,Ж.Ж. Руссо, Э.М.Фальконе,Д. Дефо,



Франсуа Буше,Оноре Фрагонар






венская классическая школа,Г.В.Гайдн, А.В.Моцарт,Л. Бетховен







обряд, «голосить», язычество,Перун.Сварог, Даждьбог, Хорс, Ярила Велес Стрибог


Десятинная церковь, храм Святой Софии, мозаика ,знаменное пение,певцы-сказители, былины,




берестяные грамоты ,Георгиевский собор, иконопись, фрески, станковая живопись, Феофан Грек,



Церковь Покрова на Нерли, церковь Ризоположения, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Дмитриевский собор, владимиро-суздаоьская живопись, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, «Предвозрождение», Андрей Рублёв,




Успенский и Архангельский соборы, Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый,

Филовей,



шатровое зодчество Барма и Постник, Грановитая и Оружейная палаты





детинец, шатровый стиль



Никон, Аввакум




И.П.Зарудный, Ж.Б.Леблон,М.Г.Земцов,П.М.Еропкин, В.В.Растрелли,Д.Ухтомский, А.Кокоринов,А.Ринальди, В.И. БаженовФ.Казаков, Дж.Кваренги, И.Е.Старов,Ф.Рокотов,Ф.Волков, Д.Боротянский


Н.Маковский.,В.Перов, И.Шишкин, И.Левитан, Саврасов





















































Диск №






Диск №



Диск №



Диск №

















11



12



13


14


15


16




17






18








19



20


21



22





23



24


25




п\п


2



3



4


5


6


7




8






9








10



11


12



13





14



15


16




в теме


Художественная культура пореформенной России.


Переоценка ценностей в художественной культуры «серебряного века»

Символизм в русской культуре


Ранний русский авангард


Неоклассицизм


Творческое объединение «Мир

искусства». Художники В.Серов, Я.Рерих, Б.Кустодиев


Романтическая образность изобразительного искусства; лирико-психологическое настроение полотен И.Левитана, К.Коровина


Духовная насыщенность и национальная характерность музыки С.Рахманинова


Раздел III.Европа и Америка: художественная культура XX века


Музыкальное искусство в нотах и без нот


Театр и киноискусство XXв.: культурная дополняемость


Художественная культура Америки: обаяние молодости


Своеобразие архитектурного облика Америки. Статуя Свободы, памятник А.Линкольну в Вашингтоне- символы Америки.


Киноискусство США.Голливуд.

Классика американского кино.


Музыка «чёрной Америки».


Своеобразие худож. культуры стран латинской Америки. Праздники, карнавалы, фестивали


Раздел, тема урока



Диск №



Диск №




Диск №



Диск №


Диск №




Диск №





Диск №







Диск №



Диск №



Диск №



Диск №





Диск №



Диск №


Диск №




Оборудование














































Время проведения





26




27





28



29




30




31



32






33



34





17




18





19



20




21




22



23






24



25


Раздел IV. Русская художественная культура XX века.


Социалистический реализм: глобальная политизация худож. культуры


Смысл высокой трагедии: образцы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй пол.XX века


«Русская тема» в советском искусстве


Диссидентское движение в период «отката оттепели».Нравственные идеи А.Д.Сахарова


Киноискусство. Творчество А.Тарковского, Э.Рязанова, М.Захарова


Развитие театральной режиссуры( П.Фоменко, М.Захаров, Н.Михалков и др.)

Противостояние злу: первые шаги возвращения к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей. Восстановление храмов


Повторение и обобщение



Контрольный урок





Диск №




Диск №





Диск №



Диск №

презентации уч-ся



Диск №




Диск №



Презентации уч-ся




Просмотр содержимого документа
«тематич план МХК 11клас»



Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

11 класс














1.






2




3.






4



5




6





7.







8



9





10




11



12





13





14


15








16









17





18



19



20






21




22



23











Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX начала XX в.( 7 ч.)



Романтизм в художественной культуре Европы XIX в., открытие «внутреннего человека»




Импрессионизм - поиск ускользающей красоты



Действительность сквозь призму страха и пессимизма.

( экспрессионизм)

Эстетика реализма



Экспрессионизм в музыкальном искусстве и живописи


Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIXначала XXвв.



Фовизм в изобразительном искусстве французских мастеров. А. Матисс



Творчество Пабло Пикассо




Раздел II. Художественная культура Росс XIX – начала XX вв. ( 9 час.)


А.С. Пушкин и его роль в развитии русской художественной культуры


Завершение этапа классицизма в русской архитектуре. А. Воронихин, А.Захаров, К. Росси



Развитие жанровой живописи. В Тропинин, А. Веницианов



Творческое объединение «Мир искусства»


Лирико-психологическое настроение полотен И.Левитана и Коровина





Духовная насыщенность и национальная характерность музыки С. Рахманинова



Музыкальное искусство в нотах и без нот.


Театр и кино XX века: культурная дополняемость



Раздел III. Художественная культура Америки: обаяние молодости


Художественная культура Америки





Раздел IV. Русская художественная культура XXвека: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам


Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры




Архитектура конструктивизма



Отечественная культура в военные годы.(Литература, поэзия, театр)


Великая Отечественная война глазами художников и скульпторов







Кинематография военного времени




Музыкальное искусство военных лет


Повторительно-обобщающий урок»Великая Отечественная война в советской культуре»












ЦОР диск № 34,

№ 35

ко всем урокам курса



























































































Презентация «Великая Отечественная война глазами художников и скульпторов»










Проверочные тесты





































































Романтизм, синтез искусств, Т. Жерико, Эжен Делакруа




Импрессионизм, пленед, Клод Моне, Альфред Сислей, Огюст Ренуар










Экспрессионизм




Сюрреализм, Сальвадор Дали, символизм, Гюстав Моро, А. Врубель, Борис Мусатов








Кубизм, «Авиньонские девицы», «Герника»










Карл Росси, «Александрийский театр», А.Д.Захаров «Адмиралтейство»


В Тропинин, А. Веницианов



мирискуссники



И.Левитан, «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «У омута», «Владимирка»





Второй фортепианный концерт, «Скупой рыцарь»





Бернард Шоу, Эдвард Гордон, «театр абсурда», эпитеческий театр Брехта, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко





Теодор Драйзер, Эрнест Хеменгуэй, Луи Армстронг, киноискусство Голливуда





Георгий Ряжский, Митрофан Греков, ОСТ( общество станковистов), К. Петров-Водкин

М. Сарьян,


А. Щусев, В. Мухина




Окна РОСТа, Кукрыниксы, А. Пластов, А. Дейнека, С. Герасимов, П. Корин, Е. Вучетич




Г. Чухрай,А.Новиков,



Я. Френкель, А. Островский, В. Мурадели, В Соловьёв-Седой, Д. Шостакович, О. Ефремов, Ю.Любимов





























06.09.13






13.09.14






20.09.14





27.09.14




04..10.14






11.10.14




18.10.14






25.10.14




01.11.14



























24




25




26




27




28





29





30



31



32



33-34


Общечеловеческие ценности в советском искусстве периода «оттепели».


Диссидентское движение. А.Д.Сахаров, А.И. Солженицин, М. Ростропович


Поэты-«шестидесятники»(Е.Евтушенко, А.Вознесенский,Р.Рождественский)


«Авторская песня» Б.Окуджавы, А.Галича, В. Высоцкого



Перестройка 80-х годов. Литература. Творчество М.Н. Кураева, Ю.М. Полякова



Отечественная культура на пороге III тысячилетия, её гуманистические ценности( литература, музыка, поэзия)


Развитие живописи и архитектуры на пороге XXI века.


Повторительно-обобщающий урок по урокам 26-30


Контрольное тестирование



Мировая культура XX века (турнир знатоков)





А.Тарковский, Л. Леонов, Э. Рязанов, Ю.Любимов



Диссиденты, А.Д.Сахаров, А.И. Солженицин, М. Ростропович



Шестидесятники, А. Вознесенский, Р. Рождественский



Б.Окуджава, А.Галич,

В. Высоцкий


М. ШемякиН. А. Градский, А. Макаревич, Б. Гребенщиков






Просмотр содержимого документа
«Титульный лист»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МХК

для 11 класса

учителя Астафимовой Людмилы Владимировны

УМК:

  • Программа курса 10-11 классы Л.А. Рапацкая

издательство ГИЦ «Владос» 2010г.

  • Учебник «Мировая художественная культура» 11 класс издательство ГИЦ «Владос» 2008г

  • Поурочные разработки по учебнику Л.А. Рапацкой



Количество часов в год: 34

Количество часов в неделю: 1

Количество практических работ 4



201-2015 учебный год




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа по МХК

Автор: Астафимова Людмила Владимировна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа МХК 10 класс 2019 - 2020 уч.г."
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_mkhk_10_klass_2019_2020_uch_g"
    ["file_id"] => string(6) "555212"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1596101417"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа по МХК, 10-11 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-mkhk-10-11-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "253158"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447526164"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "МХК 11 класс. Рабочая программа "
    ["seo_title"] => string(34) "mkhk-11-klass-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "122506"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414259482"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по МХК для 11 класса Под ред. Г.И.Данилова"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_po_mkhk_dlia_11_klassa_pod_red_g_i_danilova"
    ["file_id"] => string(6) "474340"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1530018617"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по МХК для 10 класса"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_proghramma_po_mkhk_dlia_10_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "378694"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484247748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства