Рабочая программа создана на основе программы Рапацкой, к учебнику Мировая художественная культура дл 10 класса, содержит в себе краткие поурочные разработки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мировая художественная культура»
02-04
Р А С С М О Т Р Е Н О
на заседании МО:
Протокол № ___
от «___» ______________ 2019 г
Руководитель МО
У Т В Е Р Ж Д Е Н О:
заместитель директора по УВР
МБОУ СШ № 121
_______(___________________)
«_____ » _________________ 2019 г
У Т В Е Р Ж Д Е Н О:
Директор МБОУ СШ № 121
_____________ Ненастьева О.Ю..
Педсовет № ___ от «___» __________ 2019 г
Приказ №____ от «____» ___________ 2019 г
М П
Рабочая программа
По ______Мировой Художественной Культуре____________________________________________
Класс ____10_______
Количество часов: в год _34____ , в неделю _1____
Планирование составлено на основании: программы для общеобразовательных учреждений, программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010». .
Учебник__Мировая художественная культура. для образоват. учреждений: 10 класс. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.
Рабочую программу составила ____Марова Елена Владимировна ______________
Красноярск, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету Мировая художественная культура для 11 класса разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений, программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы, автор Л.А. Рапацкая.
Рабочая программа является составной частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 121 на 2019-2020 учебный год. Расчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы .Мировая художественная культура, допущен Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Гуманитарный издательский центр «Владос» .Москва. 2010 год
Мировая художественная культура. для образоват. учреждений: 10 класс. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.
Цели и задачи рабочей программы
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. В содержательном плане программа по МХК следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения мировой художественной культуры в 11 классе ученик должен
знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной ультуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
-участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Виды практической деятельности на уроках Мировой художественной культуры
Основной формой проведения занятий является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия.
Данная рабочая программа, также предусматривает чередование уроков индивидуальной работы, коллективной творческой деятельности или групповой.
№
название раздела
всего часов
1
Введение. Художественная культура Древнего и Средневекового Востока
8
2
Художественная культура Европы: становление христианской традиции
12
3
Духовно-нравственные основы Русской художственной культуры: у истоков национальной традиции (10-18 вв)
14
всего
34
Содержание программы учебного курса
РАЗДЕЛ I. ВОСТОЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ — ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ ( 8 часов)
Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность.(2). Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства.
Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.(2) Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.
Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.(2) Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.
Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья.(2)Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.
Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.(2) Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ (12 часов)
Тема 6. Античность — колыбель европейской художественной культуры.(2) Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета.
Тема 7. От мудрости Востокакевропейскойхудожественной культуре: Библия.(2)Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа.
Тема 8. Художественная культураевропейского Средневековье и Возрождение: освоение христианской образности. (2) Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема 9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.(2) Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения.
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. (2) Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании.
Тема 11. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.(2) «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера.
Тема 12. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.(2) Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.
РАЗДЕЛ III. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ( 14 часов)
Тема13. Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2). Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение.
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2). Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона.Творчество Феофана Грека.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2). Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова
Тема16. Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2). Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2). Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. ости. Шедевры храмовой музыки.
Календарно – тематическое планирование
№
темы
Дата
Причина
корректировки
По плану
По факту
10а
10б
10а
10б
1
Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.Египетское изобразительное искусство и музыка.
2
Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции. Храмовое зодчество Индии.
3
Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений. Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.
4
Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.
5
Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.
6
Античность: колыбель европейской художественной культуры. Римская художественная культура.
7
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия. Ветхий Завет. Новый Завет.
8
Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности.«Пламенеющая готика» европейских соборов.
9
Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма. Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.
10
Северное Возрождение: в поисках правды о человеке. Художественная культура Франции.
11
Художественная культура XVII .:многоголосие школ и стилей. Художественная культура Италии и Франции XVII в. .
12
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума. «Венская классическая школа»
13
Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства. Музыкальное искусство и литература Киевской Руси
14
Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты. Новгородская живопись и музыкальное искусство.
15
От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.
16
Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.Музыка и изобразительное искусство XVII в.
17
Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.Музыка и изобразительное искусство XVIII в.