Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках математики
Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках математики
По мнению знаменитого российского психолога С.Л. Рубинштейна: "Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять."Сегодня практически каждый преподаватель общеобразоватеьных дисциплин в профессиональной организации пытается понять, как ему строить работу на уроке. с обучающимися, которые не могут работать с дробями, строить графики элементарных функций. Как формировать ОК у таких детей? Поэтому цель работы - представление опыта работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими обучающимися на уроках математики»
Система работысо слабоуспевающими обучающимися преподавателя математики
Слайд 1. Педагогическая гостиная. «Система работы со слабоуспевающими по дисциплине «Математика». Формирование общих компетенций».
Слайд 2. ПРОСМОТР отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» - (3 мин.)
— Добрый день, уважаемые коллеги. Как вы уже, наверное, поняли сегодня мы пригласили вас поучаствовать в педагогической гостиной по обмену опытом работы с детьми, для которых невыученные уроки — это явление вполне обычное, с обучающимися, имеющими слабую учебно-познавательную мотивацию.
Слайд 3.
— По мнению знаменитого российского психолога С. Л. Рубинштейна,«Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять…». Вот сегодня практически каждый преподаватель общеобразовательных дисциплин в профессиональной организации пытается понять, как ему строить работу на уроке, организовывать внеуадиторную деятельность обучающихся, которые элементарно не умеет возводить в степень, работать с дробями, извлекать корни, строить графики. Как формировать общие компетенции у таких детей?
— Поэтому мы и решили предложить коллегам для обсуждения проблему формирования общих компетенций конкретно у слабоуспевающих и неуспевающих детей.Цель нашей секции по направлению «Математика» будет, таким образом, обозначена как — представление опыта работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках математики.
—Каждый день мы решаем задачу по подготовке квалифицированных специалистов из тех детей, от которых в школе, мягко говоря, отказались. Устранить все пробелы в знаниях за один годсложно, и возможно только при условии больших трудозатрат преподавателя и четко выстроенной системы работы с такой категорией обучающихся.
— как было верно ранее отмеченона пленарном заседании, в работе преподавателя общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях СПО имеется особенность:
Мы должны детей слабых, иногда с полным отсутствием не только знаний, но и умения учиться, думать, работать с книгой, информацией, не умеющих зачастую выстраивать конструктивные отношения, мы их должны в течение года сделать способными к восприятию профессиональнойинформации, профессиональных знаний, к овладению спецпредметов.
Отсюда необходима именно система работы, которая бы позволяла не только устранять пробелы в знаниях, но и помогла бы студентам «научиться учиться».
Слайд 4. Представляя ту систему работы, которая сложилась у меня, как у преподавателя математик, я не претендую на абсолютную правильность. Сейчас я говорю о том, как у нас это происходит.
— Итак, любая педагогическая система состоит из нескольких элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, методы, средства и формы обучения… Все эти элементы проявляются непосредственно на разных этапах в образовательном процессе.
Система работы с «неуспевающими»
Схематично и общо мы этот процесс представили в следующих этапах таким образом:
1 этап. Выявление «неуспевающих»
2 этап. Планирование.
3 этап. Обучение. Корректировка знаний, восстановление пробелов.
Работа на уроке
Внеурочная деятельность
4 этап: контроль — корректировка действий преподавателя и обучающегося
Необходимо отметить, что, на наш взгляд, вся система работы с такими детьми будет иметь цикличный характер: после этапа «контроля—корректировки» преподаватель, выявив свои и студента пробелы, вновь приступает к работе по их устранению по уже заданному маршруту.
Прежде чем начнем говорить о каждом этапе подробно, сделаем небольшое отступление от построения работы с неуспевающими, от нашей системы. Необходимо сделать оговорку по тому, кого мы вообще называем неуспевающими. Под общим названием «неуспевающие» для меня «скрываются» 3 группы детей, разделенных так в зависимости от того, по каким причинам они не успевают.
Слайд.Давайте посмотрим на основные причины, в результате которых обучающийся может отставать в обучении(вывести на экран):
пропуски занятий по болезни; 2) слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; 3) задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; 4) педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных обще-учебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; 5) неблагополучная семья.
Слайд.
В результате работы с обучающимися, можно выделить три основные группы: 1) студенты, которые пропускают занятия по состоянию здоровья; 2) обучающиеся со слабой мотивацией в связи со своим поведением на уроке; 3) педагогически- запущенные дети.
Итак, вернемся к поэтапной работе с этими тремя группами «неуспевающих».
Первое: Выявление «неуспевающих»
Чтобы предупредить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Думаю, что работа по выявлению таких детей ведется у каждого преподавателя. Для этого уже вначале учебного года, в первую неделю сентября проводятся диагностические работы по математике, с целью выявления пробелов и подготовки учащихся к новому учебному году.(тематическая папка «Контрольно-измерительные материалы для текущего контроля»). Входной контроль позволяет получить общее представление о пробелах в знаниях. Однако более полное представление о трудностях обучающегося, позволяющее, грубо говоря, определить его в ту или иную группу, можно составить чуть позже, уже проведя несколько занятий.
После того как были определены среди неуспевающих «группы», то уместно к каждой группе представить цели работы:
профилактика неуспеваемости,
ликвидация пробелов.
выравнивание уровня обученности до обязательного минимума
Далее начинается работа с учащимися, получившими статус слабоуспевающий, индивидуально. В связи с этим составляем план работы на год, а также ведем обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.
Это 2 этап, выделенный нами, планирование.
Согласовано
Зам. директора по учебной работе
____________С.П. Баландина
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАОУ СПО
«ОТТ имени А.И.Стеценко»
_________ В.И. Горшенин
« » _____________ 2013г.
План работы со слабоуспевающимиобучающимися на 2013–2014 учебный год
№
Мероприятия
Сроки
1
Проведения контрольного среза знаний обучающихся группы по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения:
а) определение фактического уровня знаний обучающихся;
б) выявление в знаниях пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
Сентябрь
2
Установление причин отставания обучающегося через беседы с обучающимися, классным руководителем
Сентябрь
3
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающих обучающихся
Сентябрь
4
Поурочная работа: использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке.
Развитие мотивации обучающихся к освоению математических знаний через: занимательную математику; прикладную математику. Отражение индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися в специальных тетрадях по предмету.
в течение года
5
Внеурочная работа:
Поставить в известность родителей обучающегося о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок( посещать родительские собрания)
Проводить индивидуальные дополнительные занятия со слабоуспевающими. Учить обучающихся навыкам самостоятельной работы ( консультационный пункт- постоянно действующий).
Привлекатьслабоуспевающихобучающихся к внеклассной работе по математике
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся
в течение года
6
Контроль.
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся, проводить систематический мониторинг качества знаний и успеваемости.
Анализ результатов в виде теста в конце полугодия
Разработка дидактического материала для слабоуспевающих
в течение года
Вывод: План включает два направления работы – аудиторная и внеаудиторная, которые отличаются своим содержанием, методами, формами работы.
Этап реализации самой работы с обучающимися.
Первое, как уже было сказано, это проведение входной контрольной работы, где выявляются учащиеся, относящиеся к неуспевающим, затем составляются списки и намечается индивидуальная работа — РАССКАЗАТЬ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИД.РАБОТОЙ.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: КОНСУЛЬТАЦИИ + КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Проводятся беседы (в основном на родительском собрании) с родителями тех учащихся, с которыми необходима дополнительная работа. Дополнительная работа представляет собой работу консультативного пункта (каждый вторник после двух) и кружковая работа (по четвергам), направленная на подготовку к ЕГЭ. Консультационные занятия предусматривают индивидуальную работу с учащимися: заводится папка, где отмечаются посещения учащихся с указанием цели прихода, заводится индивидуальная тетрадь учащегося, где разбираются темы, делаются работы над ошибками, задаются домашние работы (в основном это следующий вариант) ( показать наработки)
РАБОТА НА УРОКЕ.
ПРИНЦИПЫ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ! ВСЕГДА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ!Главным моим принципом в преподавании стало разграничение заданий по сложности. Что мне это дает? Первое — реализуется принцип посильности. ПОСТЕПЕННОЕ усложнение материала — и как результат, я могу создать ситуацию успеха.Разграничение заданий по сложности позволяет мне легко ориентироваться в отслеживании результатов не группы в целом, а каждого студента. При этом успеваемость становиться динамическим процессом, который можно корректировать не по результатам контрольных срезов, а здесь и сейчас.
Для реализации принципа дифференциация обучения я разрабатываю карточки, в которых прослеживаются многоуровневые задания, решив которые троечник может получить «4» и наоборот. Формирую карточки индивидуального плана ( 5-6 шт на урок), которые можно раздать не только сильным учащимся, но и более слабым.
Второе. Задания для обучающихся я делю не на три-четыре-пять уровней, а условно выделяю 2. Первый уровень — это «критический минимум», не преодолев который обучающийся «зачисляется» в группу «неуспевающих». Когда студент добился уровня «критический минимум», для меня звучит сигнал, что студент владеет только базовыми знаниями. А второй уровень — «обязательный минимум» для студента 1 курса.
ТЕХНОЛОГИИ.
Для того чтобы сформировать интерес и мотивацию к предмету, стараюсь на уроке прибегать к различным технологиям, отличающихся не только большими обучающими возможностями, но и мотивацией к изучению предмету, повышению интереса: учебный проект, проблемной ситуации. Но больше всего уделяю игровой технологии, так как наши учащиеся – это в первую очередь дети. К мероприятиям, проведенным с использованием игровой технологии, я отношу: математическое лото, математическую эстафету, математический бой.Также на уроке применяю технологию Триз, фрагмент которой вы наблюдали в самом начале. (можно продемонстрировать несколько задач).
ВЫВОД: применение на уроках математики технологий ТРИЗ, проблемной, проектной, игровой приводит меня к следующим результатам:
я добиваюсь повышения интереса со стороны обучающихся, в том числе и неуспевающих.
Данные технологии позволяют вести работу над формированием ОК, универсальных учебных действий. Это отличное подспорье для развития математического мышления, логики, умения анализировать, критического мышления, сравнения, и прочего.
МЕТОДЫ.
На уроке применяются методы: работа парами; групповая работа при отработке практических навыков: в каждой группе присутствуют 1 или 2 более или менее сильных ученика. При такой работе применяется взаимоконтроль Практически каждую пару провожу проверочные самостоятельные работы небольшие по объему, цель которых не столько выставление отметок, сколько выявление учащихся, которые что-то не поняли.
Накапливается текстовый материал с последующей самопроверкой или взаимопроверкой, стараюсь, чтобы в конце проверки появилось или слово, или какая-нибудь известная дата.(показать наработки после каждого пункта)
Значимым инструментом, средством в мотивации студента к устранению пробелов в своих знаниях стала профессиональная ориентация учебного материала. Когда студенты видят математику, применение знаний с моего предмета уже в своей профессиональной деятельности, происходит осознание ими практической значимости тех знаний, которые они получили или не получили на уроке и которые им нужно восстановить.
Отсюда, я стараюсь на уроке включать задания, которые непосредственно связывают математику с профессией. Для этого и разработан сборник по прикладной математике, где собраны задачи по разным темам и для разных профессий.
Однако принцип «профессионализации» математики не сработает только за счет включения математических задач профессиональной направленности. Как преподавателю общеобразовательных дисциплин в школе, возможно, этого было бы и достаточно для демонстрации прикладного характера дисциплины. Преподавателю общеобразовательных дисциплин в профессиональном образовании уже надо ориентироваться на:
тот стандарт, согласно которому строится обучение в конкретной группе. Да, требования к результату конкретно по математике (ООД, а не ЕН) там мы не найдем, но мне нужно знать, какой учебный материал по математике будет лежать в основе при изучении профессиональных дисциплин. Например, я знаю, что специалистам, обучающимся по специальности «Банковское дело», мне нужно больше часов уделить на вычислении процентов, а по специальности «Сварочное производство» — расчеты и тригонометрия, …..
на общие требования : в части формирования общих компетенций.Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. В связи с этим основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций.
Например, для газовиков
1. ОК.2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
2. ОК.4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
3. ОК.6.Работать в коллективе и команде, корректно общаться с коллегами, руководителями и потребителями.
Отсюда, я включаю в работу такие методы, которые направлены на формирование ОК: коллективное целеполагание в начале урока или перед решением задачи; коллективное подведение итогов и оценивание; метод проб и ошибок; учебные задачи с избытком условий; уебные задачи с недостающим условием, требующие дополнительногй информации задания на упорядочение действий; ролевые, деловые, организационно- деятельностные игры; мозговой штурм.
Конечно, за один урок я не смогу сформировать данные ОК, но если это проводить систематически, то можно добиться достойного результата.
На втором уроке в группе обучающихся по специальности «Монтаж и эксплуатация газового оборудования» я попытаюсь продемонстрировать как на практике происходит формирование общих компетенций:
ОК.2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
2. ОК.4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
3. ОК.6.Работать в коллективе и команде, корректно общаться с коллегами, руководителями и потребителями.
Таким образом, я коротко осветила особенности практического этапа, этапа реализации плана работы с неуспевающими. Озвучила, принципы, методы, технологии и рассказала об организационных моментах, как выстраиваю саму работу.
Следующий этап.
КОНТРОЛЬ.
Четвертое. Конечно, в нашей работе не обойтись без контрольных работ: входной контроль ( с целью выявления учащихся со слабой мотивацией), текущий контроль ( с целью увидеть на сколько понятен материал данной темы, глубину знаний), промежуточный контроль и итоговый ( проверить на сколько глубоко усвоен обязательный материал). Контрольные работы состоят в основном из двух вариантов и двух уровней сложности, обязательного и дополнительного. Контрольная работа всегда сопровождается критериями оценки уровня знаний, чтобы учащийся мог сам выбрать ту оценку, на которую он претендует. Слабоуспевающие решают уровень, соответствующий обязательным программным требованиям, им разрешается пользоваться справочным материалом. Если работа написана на «2», то учащийся обязан сделать работу над ошибками на консультации, а затем выполнить другой вариант. С некоторыми учащимися работа повторяется.
Благодаря систематической работе со слабоуспевающими, у них повышается мотивация к предмету, появляется уверенность в себе и своих знаниях, доверительное отношение к учителю ,позитивные эмоции. Все это позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков по математике. При работе с неуспевающими учащимися необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию и мечту.
В целом я коротко представила свою систему работы с неуспевающими.
Спасибо за внимание. Буду рада вашим вопросам, предложениям.
После перемены – вторая, практическая часть. Открытый урок.
Справка по результатам фронтально-обзорного контроля по математике
Тема проверки: «Особенности организации учебного процесса на уроках математики со слабо мотивированными и неуспевающими учащимися»
Цель: система работы учителей математики по предупреждению неуспевающих по предмету.
Вид контроля: фронтально-обзорный
Формы контроля: посещение уроков с последующим анализом, собеседование с учителями.
Контроль осуществлялся зам. директора по МР Синотовой Т.А.. с 14 января по 1 апреля 2014 года. В рамках внутритехникумовского контроля была произведена проверка системы опроса и организации урочной и внеурочной работы учителей математики ... со слабоуспевающими учащимися. Из анализа посещённых уроков, проверки классных журналов и индивидуальных бесед было выявлено, что учителя с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих обучающихся используют следующие формы работы:
• уроки, консультации, дополнительные занятия;
• дифференцированные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной);
• индивидуально - групповые задания с приложением карточек-инструкций с подробным описанием всех действий.
Учителя математики имеют список слабо мотивированных и неуспевающих учащихся, знают имеющиеся пробелы в знаниях конкретного ученика, поддерживают связь с родителями, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.
На уроках в процессе контроля за подготовленностью слабоуспевающих учащихся учителя математики создают атмосферу особой доброжелательности при опросе, снижают темп опроса, разрешат дольше готовиться у доски, предлагают учащимся примерный план ответа, разрешают пользоваться наглядными пособиями, стимулируют оценкой, подбадриванием, похвалой