kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения

Современному обществу требуются люди, максимально развившие свои задатки, имеющие высокий интеллектуальный и нравственный потенциал, определившие к окончанию основной школы сферу своих жизненных интересов, целенаправленное развитие тех собственных качеств, умений, свойств, которые потребуются при получении дальнейшего образования.Решению данных задач способствует введение ФГОС начального и основного общего образования, в котором большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий,  обеспечивающих  умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Формировать у обучающихся основные УУД позволяет метод проектов.Технология дифференцированного обучения представляет собой  совокупность организационных решений, средств и методов обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.В существующей классно-урочной системе уместно использовать внутреннюю дифференциацию, при которой индивидуальные особенности обучающихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке.Использование данной технологии позволяет достичь целевые ориентиры дифференцированного обучения: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп обучающихся, таким образом реализовать ст.48 Закона об образовании.Обучение математики в системе общего  образования занимает ведущее место среди предметов в силу той роли, которую он играет в жизни общества, в становлении и развитии личности ребенка. Поэтому необходимо  «создавать  оптимальные условия для того,  чтобы каждый ребенок смог сделать свое «маленькое открытие».[3] Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности  каждого ученика, с присущими только ему особенностями, как личности. Значит, исходный пункт в организации дифференцированного обучения – раскрытие индивидуальных особенностей каждого ученика в развитии. В распоряжении учителя должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбрать собственный путь усвоения знаний, способы учебной работы.«Возникает острая потребность для каждого современного учителя продумывать соответствующую партитуру каждого урока, опираясь на закономерности протекания познавательных процессов при осуществлении целенаправленного учения». [5]Наиболее сложной методической задачей учителя, решить которую возможно с помощью различных методов и приемов, является учет индивидуальных особенностей учащихся при организации дифференцированного обучения  на уроках математики.Проблема изучения личности каждого ученика чрезвычайно важна, так как это позволяет оптимизировать учебный процесс, добиться более качественной организации учебной деятельности для каждого ребенка.В данной ситуации необходимо тесное сотрудничество учителя с классным руководителем и психологом. «В таблице характеристик психолого-педагогических особенностей  учащихся (составляются в каждом классе совместно с психологом), имеющих влияние на выбор учителем тех или иных средств педагогического воздействия, такие признаки обучаемости, как пол, фактический возраст, состояние здоровья, темперамент, скорость реакции, особенности ведущего канала восприятия, должны учитываться учителем всегда». [5]Особый смысл для учителя имеют данные об индивидуально-психологических проблемах учени­ков: «память,вни­мание, тревожность, мелкая моторика, вну­шаемость — невнушаемость, агрессивность — депрессивность, а так­же данные социометрии, которые характеризуют самочувствие уче­ника в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость». [4]Определенные характеристики влияют на выбор форм, методов обучения.Знание индивидуальных типологических особенностей учащихся помогает педагогу сформировать учебные группы с учетом бесконфликтности и результативности, использовать интерактивные технологии на уроках математики. Естественно, что  «перечень индивидуально-психологических проблем и социометричес­ких данных по каждому учащемуся в классе позволит учителю при подготовке к уроку определить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка, создать для него ситуацию успеха». [5] Дифференцированное обучение является оптимальной технологией для формирования универсальных учебных действий.В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в технологии дифференцированного обучения  большое внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность каждого ребенка ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия  по результату и по способу действия.При формировании коммуникативных универсальных учебных действий большое внимание уделяется развитию у обучающихся  умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать собеседника и вступать в диалог, полилог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.  В области развития личностных универсальных учебных действий технология дифференцированного обучения позволяет учитывать  индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно - познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках.  В результате даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе обучающихся появляется вера в себя, в собственные достижения, желание быть успешным. Индивидуальный подход посредством использования дифференцированного обучения  позволяет  обеспечивать качественное усвоение материала, побуждает к самостоятельному творческому добыванию знаний.   В целях  развития познавательных универсальных учебных действий  приоритетное внимание уделяется поиску и выделению нужной  информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне.          Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей.   Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого  ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы. Достижения обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по предмету будут свидетельствовать  о том, что применение технологии дифференцированного обучения способствует формированию личности, способной  к самоактуализации, личности, наиболее успешной в современном мире.Литература:

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897);
  3. В. В.Давыдов «Теория развивающего обучения», - М.: Интор, 1996.
  4. М.М.Поташник, М.В.Левит «Как подготовить и провести открытый урок», - Москва, 2003.
  5. М.М.Поташник «Требования к современному уроку». - Москва, 2008.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения »

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения

Современному обществу требуются люди, максимально развившие свои задатки, имеющие высокий интеллектуальный и нравственный потенциал, определившие к окончанию основной школы сферу своих жизненных интересов, целенаправленное развитие тех собственных качеств, умений, свойств, которые потребуются при получении дальнейшего образования.

Решению данных задач способствует введение ФГОС начального и основного общего образования, в котором большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Формировать у обучающихся основные УУД позволяет метод проектов

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

В существующей классно-урочной системе уместно использовать внутреннюю дифференциацию, при которой индивидуальные особенности обучающихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке.

Использование данной технологии позволяет достичь целевые ориентиры дифференцированного обучения: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп обучающихся, таким образом реализовать ст.48 Закона об образовании.

Обучение математики в системе общего образования занимает ведущее место среди предметов в силу той роли, которую он играет в жизни общества, в становлении и развитии личности ребенка. Поэтому необходимо «создавать оптимальные условия для того, чтобы каждый ребенок смог сделать свое «маленькое открытие».[3]

Проектирование дифференцированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика, с присущими только ему особенностями, как личности. Значит, исходный пункт в организации дифференцированного обучения – раскрытие индивидуальных особенностей каждого ученика в развитии. В распоряжении учителя должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбрать собственный путь усвоения знаний, способы учебной работы.

«Возникает острая потребность для каждого современного учителя продумывать соответствующую партитуру каждого урока, опираясь на закономерности протекания познавательных процессов при осуществлении целенаправленного учения». [5]

Наиболее сложной методической задачей учителя, решить которую возможно с помощью различных методов и приемов, является учет индивидуальных особенностей учащихся при организации дифференцированного обучения на уроках математики.

Проблема изучения личности каждого ученика чрезвычайно важна, так как это позволяет оптимизировать учебный процесс, добиться более качественной организации учебной деятельности для каждого ребенка.

В данной ситуации необходимо тесное сотрудничество учителя с классным руководителем и психологом.

«В таблице характеристик психолого-педагогических особенностей учащихся (составляются в каждом классе совместно с психологом), имеющих влияние на выбор учителем тех или иных средств педагогического воздействия, такие признаки обучаемости, как пол, фактический возраст, состояние здоровья, темперамент, скорость реакции, особенности ведущего канала восприятия, должны учитываться учителем всегда». [5]

Особый смысл для учителя имеют данные об индивидуально-психологических проблемах учени­ков: «память,вни­мание, тревожность, мелкая моторика, вну­шаемость — невнушаемость, агрессивность — депрессивность, а так­же данные социометрии, которые характеризуют самочувствие уче­ника в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость». [4]

Определенные характеристики влияют на выбор форм, методов обучения.

Знание индивидуальных типологических особенностей учащихся помогает педагогу сформировать учебные группы с учетом бесконфликтности и результативности, использовать интерактивные технологии на уроках математики.

Естественно, что «перечень индивидуально-психологических проблем и социометричес­ких данных по каждому учащемуся в классе позволит учителю при подготовке к уроку определить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка, создать для него ситуацию успеха». [5]

Дифференцированное обучение является оптимальной технологией для формирования универсальных учебных действий.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность каждого ребенка ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия по результату и по способу действия.

При формировании коммуникативных универсальных учебных действий большое внимание уделяется развитию у обучающихся умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать собеседника и вступать в диалог, полилог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

В области развития личностных универсальных учебных действий технология дифференцированного обучения позволяет учитывать индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно - познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках. В результате даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе обучающихся появляется вера в себя, в собственные достижения, желание быть успешным. Индивидуальный подход посредством использования дифференцированного обучения позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, побуждает к самостоятельному творческому добыванию знаний.

В целях развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется поиску и выделению нужной информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне.

Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.

Достижения обучающихся в учебной и внеучебной деятельности по предмету будут свидетельствовать о том, что применение технологии дифференцированного обучения способствует формированию личности, способной к самоактуализации, личности, наиболее успешной в современном мире.

Литература:

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897);

  3. В. В.Давыдов «Теория развивающего обучения», - М.: Интор, 1996.

  4. М.М.Поташник, М.В.Левит «Как подготовить и провести открытый урок», - Москва, 2003.

  5. М.М.Поташник «Требования к современному уроку». - Москва, 2008.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Замураева Людмила Валерьевна

Дата: 26.06.2015

Номер свидетельства: 221504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Новый образовательный стандарт - мой творческий поиск"
    ["seo_title"] => string(54) "novyi_obrazovatiel_nyi_standart_moi_tvorchieskii_poisk"
    ["file_id"] => string(6) "374844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483275461"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства