Применение здоровьесберегающих технологий в преподавании математики
Доклад подготовила
учитель математики
Недригайлова Л.И.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Болезнь – это медицинская категория. А здоровье – мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические и духовно – нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности в школе, а именно:
Строгая дозировка учебной нагрузки;
Построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности;
Соблюдение гигиенических требований: свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота, наличие/ отсутствие монотонных звуковых раздражителей;
Благоприятный эмоциональный настрой;
Проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
С первых минут урока, с приветствия, стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у обучающихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока.
Еще один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Еще на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещенность, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных. Перед уроком, на перемене, требую, чтобы дежурные вымыли доску, проветрили классную комнату. На своем месте находились влажная тряпка и мел. Если недостаточно кислорода, то дети запоминают 30 % материала, изучаемого на уроке, если гигиенические условия нормальные, то дети запоминают 70 % материала. Для очистки воздуха в классе имеются цветы: традесканция, хлорофитум, герань. Утомляемость школьников в немалой степени зависит от соблюдения этих простых условий.
На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской.
К началу урока я делаю все необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, план работы на уроке, готовлю таблицы, дидактические материалы, раздаточный материал. Четкая организация урока способствует выработке у обучающихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительный аспект в проведении урока оказывает применение разнообразных форм работы с учащимися на уроках – это работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы, так как это способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Нормой считаю 4 -7 видов за урок: устный опрос теоретического материала, устный счет, работа с книгой, письменное решение задач, примеров, уравнений и т.д. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7 – 10 минут.
Каждый урок начинаю с устного счета. В 5-6 классах учащиеся имеют нестойкое внимание. В этом случае провожу математическую эстафету. Соревнуются учащиеся первого и второго рядов. Это стимулирует детей, вызывает особый эмоциональный подъем, они выходят по очереди к доске, что снимает утомляемость при длительном сидении. Очень часто уроки в 6-8 классах начинаю с викторины, которая выполняет роль устной работы. Викторина состоит из трех групп вопросов, соответствующих трем уровням знаний обучающихся. Преимущества викторины перед обычным устным счетом велика. Во-первых, в работе участвует весь класс. Если слабый ученик не может решить задание из первого столбика, то третий столбик он решает и пытается решить примеры из второго. Всем на уроке комфортно. Если все те же задания написать подряд, то слабые ученики обычно не проявляют интереса к их решению, а постоянное принуждение к решению записанных на доске упражнений разрушает здоровье детей и изматывает учителей.
Число использованных видов преподавания не менее трех за урок. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. Использую следующие виды: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие.
Нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя,степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит в частности в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления. На моих уроках учащиеся постоянно ощущают этот психофизический комфорт.
Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Некоторым детям трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто обучающийся, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4)круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.
Обращаю внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Предлагаю следующие упражнения для глаз:
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальные – вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока черчу какую-либо кривую (спираль, окружность, дугу), предлагаю глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном , а затем в другом направлении, часто использую указку на конце с «бабочкой».
6) «раскрашивание»: предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой белый экран; необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом, например, сначала желтым, потом оранжевым, затем зеленым, закончить желательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.