Доклад на тему
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»
В течение нескольких лет я работаю над вопросом активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.
Требование активной познавательной деятельности учащихся имеет два аспекта: внутренний( психолого-педагогический) и внешний( организационный).
Психолого-педагогический аспект активной учебной деятельности школьников заключается в том, что активность определяется такими условиями как интерес к учению, инициативность в учебной работе, самостоятельность, напряжение физических и умственных сил для решения поставленной задачи. Развитие этих компонентов и составляет необходимое условие активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Организационный аспект активной учебной деятельности школьников заключается в том, что в эту деятельность необходимо вовлечь всех учащихся данного класса. В условиях классно-урочной системы это требование может быть существенно лишь с помощью умелого сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной учебной работы учащихся .
Применение различных методов должно быть рациональным, продуманным ,чтобы служить наибольшей активизации учебно-познавательной активности школьников. Это могут быть различные методы. Если вопрос, рассматриваемый на уроке ,позволяет учащимся самим «открывать» новое, то лучший метод -эвристическая беседа, если материал сложный, требует обширных математических выкладок, серьёзных рассуждений, разумнее применить рассказ, лекцию учителя или использовать учебник.
Очень эффективны различные практические , лабораторные работы, моделирование. Развивают творческую активность учащихся различные виды самостоятельных работ, практическое применение полученных знаний в повседневной деятельности.
В любой момент урока мысль ученика должна активно работать.
Разнообразие методов -успех активизации мыслительной деятельности.
В целях повышения познавательной активности учащихся широко применяются различные самостоятельные работы. Тщательное изучение теории по определённому разделу курса математики предшествует выработке практических навыков. Затем материал разбивается на
на тематически законченные части. Объяснение нового материала чаще идёт путём эвристической беседы.
После совместной коллективной работы учащимся предлагается просмотреть данный материал по учебнику. И теперь начинается отработка практических навыков на применение изученного материала. На первых порах очень подробно разбираются типичные примеры. Каждое своё действие при решении примеров или задач учащийся подробно объясняет. Решение примеров у доски чередуется с самостоятельным решением в тетрадях с последующей проверкой сразу же после решения.
Самостоятельные работы тренировочного характера проводятся на каждом уроке, основная часть этих работ носит обучающий характер.
Обычно вызывает затруднения активизация работы слабоуспевающих учеников.
Они стесняются задавать постоянно вопросы, а сами ,зачастую, справиться не могут.
Для этих целей в кабинете есть достаточное количество открывающихся досок, на которых одновременно могут работать несколько учеников. Во время самостоятельной работы основной массы учащихся класса слабые ученики приглашаются к доске для выполнения индивидуальной работы. Учитель наблюдает за правильностью выполнения их заданий и в нужный момент оказывает помощь. Такой вид работы активизирует мыслительную деятельность учащихся.
После выполнения работы учащимся предлагается выписать ответы заданий самостоятельной работы на листочки бумаги и сдают их учителю,. Затем на интерактивную доску проецируются правильные ответы или подробное решение того или иного примера, ученик сравнивает свои решения с теми, которые на доске, отмечает 1 балл за каждое верно выполненное задание или 0 баллов- за неверно выполненное , после чего переводит число баллов в оценку .
Ученики любят такой вид работы, т.к. во – первых оценка известна на уроке, а во-вторых можно найти ошибку и разобраться с неверно выполненным заданием.
Использование интерактивной доски на уроке прекрасно активизирует учащихся, кроме того, экономит время на подготовку различного вида самостоятельных работ, помогает
осуществлять обратную связь, выполнять рисунки по геометрии.
Всё это активизирует мыслительную деятельность учащихся на уроке.