kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические Рекомендации на тему "Метод координат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод координат

 

В тестах ЕГЭ задания части 1 (В1–В14) и заданиях С1, С2 являются стандартными с точки зрения школьной программы. Помимо заданий практико-ориентированного блока здесь предлагаются задачи на понимание основных фактов и идей школьного курса математики, а также задачи, где нужно решить уравнения, найти элементы пространственной фигуры, исследовать функцию и т.д. Для решения заданий С2 необходим очень большой багаж знаний по геометрии, а также умение изображать пространственные фигуры на плоскости. Я остановлюсь только на одном виде решений задач С2. Это метод координат. Иногда он очень удобен для нахождения углов между плоскостями, между прямыми, между прямой и плоскостью и т.п. Для решения таких задач нам понадобятся уравнения плоскости и прямой.

1. а) Уравнение плоскости

,

где А (x1; y1; z1), B (x2; y2; z2), C (x3; y3; z3) – точки данной плоскости.

б) Уравнение прямой

,

где M (x1; y1), N (x2; y2) – точки данной прямой.

Зная уравнения плоскостей, мы можем найти угол между ними по формуле

 

если α – угол между плоскостями

=0    и    =0.

Зная уравнения прямых, мы можем найти угол между ними по формуле

если α – угол между прямыми с направляющими векторами ) и ).

Рассмотрим некоторые задания С2, где можно использовать метод координат.

Задача 1.  В правильной четырехугольной призме ABCDA1B1C1D1. Стороны основания равны 3, а боковые ребра равны 5. На ребре DD1 отмечена точка F так, что DF : FD1 = 2:3. Найдите угол между плоскостями ADC и AFC1.

 

Решение

 

Введем прямоугольную систему координат. Вершины А(3; 0; 0); B(0; 0; 0); C(0; 3; 0) принадлежат плоскости (ABC).

Можем составить уравнение этой плоскости.

;   

 

 

 

Упростим и получим уравнение плоскости (ABC): 

Вершины А(3; 0; 0); F(3; 3; 2); C1(0; 3; 5) принадлежат плоскости (AFC1). Можем составить уравнение этой плоскости.

,

упростим и получим уравнение  .

Теперь найдем косинус угла между этими плоскостями

 

Часто ответы в этих задачах дают через тангенсы. Можно найти tgα по формуле ;  и  .

Ответ: .

Примечание: вычислить определитель третьего порядка можно по формуле

 

Можно эту формулу записать по-другому

.

 

Задача 2.    В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 сторона основания равна 2, высота равна 3. В треугольнике ABC проведена биссектриса AM. Найдите косинус угла между прямыми A1M и B1C.

 

Решение

 

Введем прямоугольную систему координат. Векторы  и  являются направляющими векторами прямых AC1 и B1C. Найдем координаты этих векторов. Сначала находим координаты точек A1; M; B1; C.

А1 (0; 0; 3); B1 (; 1; 3); С (0; 2; 0);              M (; ; 0).

Теперь координаты направляющего вектора  находим по следующему правилу: чтобы найти координаты вектора, надо из координат конца вычесть координаты начала. (; ; –3) и также  (; 1; –3).

А теперь находим косинус угла между прямыми A1M и B1C по формуле

 

 

Ответ:  .

 

2. Рассмотрим формулу нахождения угла между прямой и плоскостью.

 

если α – угол между прямой и плоскостью

,    ( – направляющий вектор.

 

Задача 3.    В прямоугольном параллелепипеде MNPQM1N1P1Q1 ребра MN=15, MQ=MM1=8. Найдите угол между QP1 и плоскостью QPN1.

 

Решение

 

Введем прямоугольную систему координат. Вектор  направляющий для прямой QP1. Найдем его координаты.

Q (15; 8; 0); P1 (0; 8; 8);  (–15; 0; 8).

Теперь найдем уравнение плоскости (QPN1).

Q (15; 8; 0); P (0; 8; 0); N (0; 0; 8).

 ;             

Теперь найдем угол между  и плоскостью

 

 

Ответ:

 

Задача 4.    В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 высота равна 4, AB=4. Найдите угол между прямой AC1 и плоскостью ACD1.

 

Решения

Введем прямоугольную систему координат. Для прямой AC1 направляющий вектор  .

А (; –2; 0); C1 (0; 4; 4);  (; –6; 4).

Составим уравнение плоскости (ACD1). А(; –2; 0); C(0; 4; 0); D1(; 6; 4).

 ;    

 

 

 

 

 

Теперь найдем угол между прямой AC1 и плоскостью (ACD1).

 

 

Ответ:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические Рекомендации на тему "Метод координат" »

Метод координат


В тестах ЕГЭ задания части 1 (В1–В14) и заданиях С1, С2 являются стандартными с точки зрения школьной программы. Помимо заданий практико-ориентированного блока здесь предлагаются задачи на понимание основных фактов и идей школьного курса математики, а также задачи, где нужно решить уравнения, найти элементы пространственной фигуры, исследовать функцию и т.д. Для решения заданий С2 необходим очень большой багаж знаний по геометрии, а также умение изображать пространственные фигуры на плоскости. Я остановлюсь только на одном виде решений задач С2. Это метод координат. Иногда он очень удобен для нахождения углов между плоскостями, между прямыми, между прямой и плоскостью и т.п. Для решения таких задач нам понадобятся уравнения плоскости и прямой.

1. а) Уравнение плоскости

,

где А (x1; y1; z1), B (x2; y2; z2), C (x3; y3; z3) – точки данной плоскости.

б) Уравнение прямой

,

где M (x1; y1), N (x2; y2) – точки данной прямой.

Зная уравнения плоскостей, мы можем найти угол между ними по формуле


если α – угол между плоскостями

=0 и =0.

Зная уравнения прямых, мы можем найти угол между ними по формуле

если α – угол между прямыми с направляющими векторами ) и ).

Рассмотрим некоторые задания С2, где можно использовать метод координат.

Задача 1. В правильной четырехугольной призме ABCDA1B1C1D1. Стороны основания равны 3, а боковые ребра равны 5. На ребре DD1 отмечена точка F так, что DF : FD1 = 2:3. Найдите угол между плоскостями ADC и AFC1.


Решение


Введем прямоугольную систему координат. Вершины А(3; 0; 0); B(0; 0; 0); C(0; 3; 0) принадлежат плоскости (ABC).

Можем составить уравнение этой плоскости.

;




Упростим и получим уравнение плоскости (ABC):

Вершины А(3; 0; 0); F(3; 3; 2); C1(0; 3; 5) принадлежат плоскости (AFC1). Можем составить уравнение этой плоскости.

,

упростим и получим уравнение .

Теперь найдем косинус угла между этими плоскостями


Часто ответы в этих задачах дают через тангенсы. Можно найти tgα по формуле ; и .

Ответ: .

Примечание: вычислить определитель третьего порядка можно по формуле


Можно эту формулу записать по-другому

.


Задача 2. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 сторона основания равна 2, высота равна 3. В треугольнике ABC проведена биссектриса AM. Найдите косинус угла между прямыми A1M и B1C.


Решение


Введем прямоугольную систему координат. Векторы и являются направляющими векторами прямых AC1 и B1C. Найдем координаты этих векторов. Сначала находим координаты точек A1; M; B1; C.

А1 (0; 0; 3); B1 (; 1; 3); С (0; 2; 0); M (; ; 0).

Теперь координаты направляющего вектора находим по следующему правилу: чтобы найти координаты вектора, надо из координат конца вычесть координаты начала. (; ; –3) и также (; 1; –3).

А теперь находим косинус угла между прямыми A1M и B1C по формуле


Ответ: .


2. Рассмотрим формулу нахождения угла между прямой и плоскостью.


если α – угол между прямой и плоскостью

, ( – направляющий вектор.


Задача 3. В прямоугольном параллелепипеде MNPQM1N1P1Q1 ребра MN=15, MQ=MM1=8. Найдите угол между QP1 и плоскостью QPN1.


Решение


Введем прямоугольную систему координат. Вектор направляющий для прямой QP1. Найдем его координаты.

Q (15; 8; 0); P1 (0; 8; 8); (–15; 0; 8).

Теперь найдем уравнение плоскости (QPN1).

Q (15; 8; 0); P (0; 8; 0); N (0; 0; 8).

;

Теперь найдем угол между и плоскостью



Ответ:


Задача 4. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1 высота равна 4, AB=4. Найдите угол между прямой AC1 и плоскостью ACD1.


Решения

Введем прямоугольную систему координат. Для прямой AC1 направляющий вектор .

А (; –2; 0); C1 (0; 4; 4); (; –6; 4).

Составим уравнение плоскости (ACD1). А(; –2; 0); C(0; 4; 0); D1(; 6; 4).

;






Теперь найдем угол между прямой AC1 и плоскостью (ACD1).



Ответ:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические Рекомендации на тему "Метод координат"

Автор: Николаева Вера Михайловна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Географические координаты- конспект урока в 6классе "
    ["seo_title"] => string(57) "gieoghrafichieskiie-koordinaty-konspiekt-uroka-v-6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "205910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430054843"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методические рекомендации к практическим работам"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "348313"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476193073"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа углубленного изучения геометрии 11 "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-ughlubliennogho-izuchieniia-ghieomietrii-11"
    ["file_id"] => string(6) "133693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416568863"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "9 класс рабочая программа по геометрии "
    ["seo_title"] => string(44) "9-klass-rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "222913"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436954922"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства