ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе программы:
Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.Ф.Бутузов. М.: Просвещение,2011.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. – М.: «Просвещение», 2011.
Рабочие программы по геометрии:7-11 классы/Составитель Н.Ф.Гаврилова.-М.: ВАКО, 2011.
Рабочая программа по геометрии. 9 класс. Сост. Г.И.Маслакова. – М.:ВАКО, 2014.
Преподавание ведется по учебнику:
Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2005-2012г., входящему в федеральный перечень учебников, утвержденных МОиН РФ.
Уровень усвоения программы алгоритмический, а так же частично творческий.
Цели обучения:
создание условий для достижения учащимися результатов, предусмотренных ФГОС;
овладение системой математических знаний и умений, необ¬ходимых для применения в практической деятельности, изу¬чения смежных дисциплин, продолжения образования;
приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Целью изучения курса геометрии 9 класса является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование геометрических представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение).
Задачи обучения:
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
совершенствование навыков решения задач на доказательство;
отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности;
подготовка к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах;
развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации;
воспитание убежденности в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Общая характеристика учебного курса
Глава
Тема Кол-во часов (всего) Контрольные работы
Повторение курса геометрии 8 класса 2 (проверочная
работа)
IX Векторы 12 1
X Метод координат 10 1
XI Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 14 1
XII Длина окружности и площадь круга 12 1
XIII Движения 10 1
Итоговое повторение 8 1
Итого 68 6
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Векторы. Метод координат.
Понятие вектора. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Радиус-вектор. Простей¬шие задачи в координатах (координаты середины отрезка, вычисление длины вектора по координатам, расстояние между двумя точками). Угол между векторами. Уравнения окружности и прямой.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Свойства скалярного произведения. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника.
Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Формула для вычисления площади правильного n-угольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и дуги. Площадь круга и кругового сектора. Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона.
Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Примеры движений фигур. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На¬ложения и движения. Подобие фигур.
Повторение. Решение задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
умение распознавать логически некорректные высказывания;
представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, её этапах, значимости для развития цивилизации;
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания курса геометрии 9 класса;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять геометрическую терминологию и символику;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 00 до 1800; определять значения тригонометрических функций по значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длин ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Метапредметные:
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию для решения геометрических проблем, представлять её в понятной форме;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян и др. – М.:Просвещение, 2011.
Геометрия. 9 класс. 148 диагностических вариантов./ В.И. Панарина. – М.: Национальное образование, 2013.
Геометрия. Тематические тесты.9 класс/Т.М.Мищенко, А.Д. Блинков.- М.: Просвещение, 2008.
Геометрия. 9 класс. Рабочая тетрадь. : учебно-методическое пособие/ под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
Задачи и упражнения на готовых чертежах.7–9 классы. Геометрия./Е.М. Робинович.-М.: ИЛЕКСА, 2010.
Изучение геометрии в 7 – 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя/ Л.С.Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 8 класс./ Сост.Н.Ф. Гаврилова. – М.:ВАКО, 2011.
Контрольные работы по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9»/Н.Б.Мельникова. –М.: «Экзамен», 2010.
Поурочные разработки по геометрии: 9 класс/ Н.Ф. Гаврилова. – М.:ВАКО, 2005.
Тематический контроль по геометрии:9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др./Н.Б. Мельникова, Н.М. Лепихова.- М.: Интеллект-Центр, 2009.
Тесты по геометрии: 9 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др./А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2010.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2011.
Геометрия. 9 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян и др. – М.: Просвещение, 2010.
Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия. 9 класс. / А.П. Ершова. – М.: ИЛЕКСА, 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.