Практические работы по географии и заполнение классных журналов.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать характер практических работ для достижения планируемых результатов в соответствии с программой.
Организация и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии. Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время в методике преподавания географии, пожалуй, трудно найти более многозначный термин, чем практическая работа. Они бывают тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры. Если подходить к определению практической работы по географии как к понятию, то все перечисленные выше признаки — варьирующие. Есть и минимум два существенных: это работы программные, т.е. указанные в программе учебного курса и обязательно оцениваемые учителем. За практическую работу должны стоять отметки в классном журнале, причем колонкой, каждому ученику. По количеству таких колонок ведутся учет проведенных работ и осуществляют контроль выполнения программы. Но есть сложности. В программах разных авторов и авторских коллективов количество и темы практических работ существенно различаются. Кроме того, ни в одной программе нет общей нумерации работ, поэтому их приходится считать самим учителям, и несмотря на кажущуюся простоту подсчета итоговые суммы нередко получаются разными. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению. С этой целью в календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы – обучающая, тренировочная, итоговая. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.
Что такое «практическая работа»
Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география.
Содержание школьной географии обеспечивает возможность практической деятельности — работы на местности, наблюдения в природе и производстве, решения конкретных задач по планам и картам, работы со статистико-экономическими показателями — как бы в противовес словесным формам: «прочитай и перескажи параграф». Практические работы, включенные в программы по географии в 70-е годы, отличались именно такой практической направленностью.
Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Для географии — это умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, производстве, работа со статистико-экономическими показателями и пр. Примером практической работы может служить использование учениками метеоприборов при наблюдении за погодой, измерение расстояний при изучении темы «План и карта» и т.п.
Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на производстве; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.
«Методика обучения географии в средней школе» под ред. А.Е. Бибик и др. (М.: Просвещение, 1975 г.) Глава 19. Практические и самостоятельные работы по географии. с. 306, 308
К практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.
^ В.А. Коринская. «Самостоятельные работы учащихся по географии материков». Книга для учителя. (М.: Просвещение, 1983 г.) С. 6
С годами изменялись программы по географии и, как следствие, содержание предмета, причем не всегда в лучшую сторону. Естественно, что претерпел изменения и сам перечень включенных в программу практических работ, и их содержание. Постепенно произошла некая трансформация: название практическая работа осталось, но первоначальный смысл его частично утратился. Процесс трансформации содержания упоминаемых в программе и обязательных для выполнения работ зашел так далеко, что программной практической работой стало называться чуть ли не любое по форме учебное задание, рекомендуемое к выполнению авторами программ: — Составление фотоальбомов о жизни животных своей местности. — Описание традиционных видов деятельности отдельных народов. — Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях. — Учебная дискуссия. «Свободные экономические зоны Дальнего Востока». — Составление таблицы «Как люди открывали Землю».
— Подготовка сообщений по темам «…» — Подготовка рефератов по темам «…»
Виды практических работ Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся: • репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу; • частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями; • творческий. При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назватьстепенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу: а) по предоставленному ему учителем готовому плану; б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать; в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.
В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.
По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах. По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться не только дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности. Различия указанных в программах практических работ по продолжительности времени на их выполнение столь же велики. Например, на выполнение работ «Определение географических координат точки на глобусе» или «Определение по карте крайних точек материка на примере Африки» при наличии у учащихся требуемых умений (работы-то итоговые!) потребуется одна-две минуты, хотя в определенных случаях можно растянуть их на 20—25 минут и более. На, подготовку рефератов по темам “Глобальные проблемы человечества”, “Современное мировое хозяйство” и др.» в 10-м классе потребуется уже несколько часов. Возможно выделение видов работ по источнику информации. Здесь необходимо уточнить, что под информацией понимается сообщение, осведомление, сведения о чем-либо, в то время как знаниями является отражение объективной действительности в сознании человека. Среди современных школьников встречаются хорошо информированные, но мало знающие. Практические работы могут выполняться: • без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.); • на основе одного источника, например, географической карты или текста; • на основе нескольких источников. Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.
Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы; статистические материалы; натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства. Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров. Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.
Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы. Еще один вопрос — форма представления результата практической работы: • Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы.
• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности. •Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д. • Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм. • Фотографии, видеоматериалы. • Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты.
Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов. По форме речи практические работы могут быть устными и письменными. Далеко не полное перечисление классификаций видов практических работ лишь укрепляет во мнении о многозначности термина «практическая работа по географии».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к практическим работам»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ».
План.
Нормативно-правовое обеспечение преподавания географии, тематики и проведения практических работ в 2014-2015уч.г.
Практические работы по географиии заполнение классных журналов.
Оценивание практических работ.
Приложение.
Примерное содержание обязательных/оценочных практических работ в 5 классе по УМК И.И. Баринова , А.А.Плешаков, Н.И. Сонин «География. Начальный курс»
Нормативно-правовое и информационное обеспечение организации и проведения практических работ по географии в 2014-2015уч.г.
1.- Примерные программы основного общего и среднего (полного) образования по географии (см. сайт Министерства образования и науки - http://mon.gov.ru/work/obr/dok); М. изд-во «Просвещение» 2011г.
3.- Федеральный компонент федерального базисного учебного плана (далее - ФК ФБУПа) для основного общего и для среднего (полного) общего образования 2004-2009 г. – опубликованы в указанных брошюрах.
5. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
6. КрыловаHYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html"HYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html"О. В.HYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html" Система практических работ по географии в 6-10 классахHYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html".
7.. HYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html"КоринскаяHYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html"HYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html"HYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html"В.АHYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html". «Самостоятельные работы учащихся по географии материков». Книга для учитHYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html"еHYPERLINK "http://do.gendocs.ru/docs/index-194303.html"ля. М.: Просвещение, 1983 г.
Практические работы по географии и заполнение классных журналов.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Учитель имеет право выбирать характер практических работ для достижения планируемых результатов в соответствии с программой.
Организация и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии. Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время в методике преподавания географии, пожалуй, трудно найти более многозначный термин, чем практическая работа. Они бывают тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры. Если подходить к определению практической работы по географии как к понятию, то все перечисленные выше признаки — варьирующие. Есть и минимум два существенных: это работы программные, т.е. указанные в программе учебного курса и обязательно оцениваемые учителем. За практическую работу должны стоять отметки в классном журнале, причем колонкой, каждому ученику. По количеству таких колонок ведутся учет проведенных работ и осуществляют контроль выполнения программы. Но есть сложности. В программах разных авторов и авторских коллективов количество и темы практических работ существенно различаются. Кроме того, ни в одной программе нет общей нумерации работ, поэтому их приходится считать самим учителям, и несмотря на кажущуюся простоту подсчета итоговые суммы нередко получаются разными. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. В журнале учитель записывает лишь отдельные практические работы по своему усмотрению. С этой целью в календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы – обучающая, тренировочная, итоговая. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.
Что такое «практическая работа»
Термин практическая работа по географии возник в условиях господства объяснительно иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания предмета география.
Содержание школьной географии обеспечивает возможность практической деятельности — работы на местности, наблюдения в природе и производстве, решения конкретных задач по планам и картам, работы со статистико-экономическими показателями — как бы в противовес словесным формам: «прочитай и перескажи параграф». Практические работы, включенные в программы по географии в 70-е годы, отличались именно такой практической направленностью.
Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Для географии — это умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, производстве, работа со статистико-экономическими показателями и пр. Примером практической работы может служить использование учениками метеоприборов при наблюдении за погодой, измерение расстояний при изучении темы «План и карта» и т.п.
Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на производстве; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.
«Методика обучения географии в средней школе» под ред. А.Е. Бибик и др. (М.: Просвещение, 1975 г.) Глава 19. Практические и самостоятельные работы по географии. с. 306, 308
К практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.
^ В.А. Коринская. «Самостоятельные работы учащихся по географии материков». Книга для учителя. (М.: Просвещение, 1983 г.) С. 6
С годами изменялись программы по географии и, как следствие, содержание предмета, причем не всегда в лучшую сторону. Естественно, что претерпел изменения и сам перечень включенных в программу практических работ, и их содержание. Постепенно произошла некая трансформация: название практическая работа осталось, но первоначальный смысл его частично утратился. Процесс трансформации содержания упоминаемых в программе и обязательных для выполнения работ зашел так далеко, что программной практической работой стало называться чуть ли не любое по форме учебное задание, рекомендуемое к выполнению авторами программ: — Составление фотоальбомов о жизни животных своей местности. — Описание традиционных видов деятельности отдельных народов. — Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях. — Учебная дискуссия. «Свободные экономические зоны Дальнего Востока». — Составление таблицы «Как люди открывали Землю».
— Подготовка сообщений по темам «…» — Подготовка рефератов по темам «…»
Виды практических работ Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся: • репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу; • частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями; • творческий. При этом нередко выпускается из виду важная особенность проведения работы, которую можно назватьстепенью познавательной самостоятельности. Например, ученик работает индивидуально, но при этом выполняет работу: а) по предоставленному ему учителем готовому плану; б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать; в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.
В описанных случаях работа ученика является лишь частично самостоятельной. Если, получив задание, текст которого не содержит прямых инструкций по выполнению, ученик сам определяет способы выполнения работы и не получает помощи в процессе ее выполнения, то тогда он действительно работает самостоятельно.
По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах. По месту выполнения работы могут быть «классными», т.е. выполняться непосредственно на уроке. Домашние работы могут выполняться не только дома, а также в библиотеке, в музее, в компьютерном клубе и т.д., наконец, бывают практические работы на местности. Различия указанных в программах практических работ по продолжительности времени на их выполнение столь же велики. Например, на выполнение работ «Определение географических координат точки на глобусе» или «Определение по карте крайних точек материка на примере Африки» при наличии у учащихся требуемых умений (работы-то итоговые!) потребуется одна-две минуты, хотя в определенных случаях можно растянуть их на 20—25 минут и более. На, подготовку рефератов по темам “Глобальные проблемы человечества”, “Современное мировое хозяйство” и др.» в 10-м классе потребуется уже несколько часов. Возможно выделение видов работ по источнику информации. Здесь необходимо уточнить, что под информацией понимается сообщение, осведомление, сведения о чем-либо, в то время как знаниями является отражение объективной действительности в сознании человека. Среди современных школьников встречаются хорошо информированные, но мало знающие. Практические работы могут выполняться: • без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.); • на основе одного источника, например, географической карты или текста; • на основе нескольких источников. Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить на текстовые и нетекстовые.
Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы; статистические материалы; натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства. Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров. Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.
Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы. Еще один вопрос — форма представления результата практической работы: • Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы.
• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности. •Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д. • Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм. • Фотографии, видеоматериалы. • Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты.
Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов. По форме речи практические работы могут быть устными и письменными. Далеко не полное перечисление классификаций видов практических работ лишь укрепляет во мнении о многозначности термина «практическая работа по географии».
В связи с этим на заседаниях предметных МО рекомендовано рассмотреть следующий примерный перечень итоговых/ оценочных практических работ.
5 класс
«классическая линия учебников по географии» УМК И.И. Баринова ,А.А.Плешаков, Н.И. Сонин «География. Начальный курс» в соответствии с ФГООС ООО
1.Географические открытия древности и средневековья.
2.Важнейшие географические открытия
3.Ориентирование по компасу
4.Составление простейшего плана местности.
УМК под редакцией В.П. Дронова в соответствии с ФГООС ООО В.П.Дронов, Л.А. Савельева «География. Землеведение»
1.Работа с картами
2.Характеристика видов движений Земли и их географических последствий.
3.Составление планов местности способом глазомерной съемки.
4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
5. Определение горных пород и описание их свойств.
6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
6класс
УМК «классическая линия» Т.П.Герасимова Н.П.Неклюкова «География. Начальный курс» в соответствии с ФГООС ООО
1.Изображение здания школы в масштабе.
2.Составление плана местности методом маршрутной съемки.
4.Определение географических координат объектов и объектов по географическим координатам.
5.Составление описания форм рельефа.
6. Составление описания внутренних вод.
7.Определение климатических показателей по картам, графикам и схемам.
8. Составление характеристики природного комплекса.
УМК под редакцией В.П. Дронова в соответствии с ФГООС ОООВ.П.Дронов, Л.А. Савельева «География. Землеведение»
1.Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
2. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
3.Определение состава/строения почвы.
6 класс
УМК Т.Г. Герасимовой Начальный курс физической географии(с краеведческим модулем).
1.Определение направлений, расстояний и высот точек на глобусе, карте полушарий и карте России.
2.Определение географических координат точек и точек по географическим координатам.
3.Описание гор/равнин по физической карте по типовому плану.
4.Нанесение на контурную карту частей Мирового океана
5.Характеристика ФГП океана/моря, реки/озера по типовому плану.
6.Обозначение на контурной карте крупнейших государств и их столиц.
7.Составление диаграмм типов погоды, розы ветров, осадков по среднемесячным данным.
8.Описание почв/растительности/животного мира участка своей местности.
7 класс
УМК Душина И.В. , Коринская В.А., Щенев В.А.
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.
Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору)
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых(Африка)
Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни страны(Африка).
Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Сравнение рельефа Африки и Южной Америки.
Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни страны(Южная Америка).
Сравнение климата отдельных частей материка (Северная Америка).
Определение типов климата Евразии по климатограммам.
Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40°с.ш.
Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни страны (Евразия)
Характеристика географического положения России/Сравнение географического положения России и других стран.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
Объяснение зависимости рельефа и полезных ископаемых и строения земной коры (на примере отдельных территорий).
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек.
Сравнительная характеристика двух природных зон России.
Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России.
«Природные уникумы России».
9 класс
УМК В.П. Дронов, В.Я.Ром (автор программы В.П. Дронов)
Определение демографических показателей на основе анализа карт и статистических материалов.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди/алюминия.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур/районов животноводства.
Размещение народных промыслов Центральной России.
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном хозяйстве.
Пути решения экологических проблем Урала.
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Если учитель работает по УМК, которого нет в предложенном списке, он сам выбирает тематику практических работ, учитывая, что изучение каждой большой темы должно сопровождаться одной оценочной/проверочной практической работой.
В средней школе, каждый учитель выбирает оценочные/проверочные работы в соответствии со спецификой класса и УМК, по которому он работает. Каждая тема сопровождается проверочной/оценочной практической работой.
3.Оценивание практических работ.
Для того, что бы выполнение практических работ было осознанным и приносило ожидаемые результаты, обучающиеся должны быть ознакомлены с требованиями ко всем видам учебной деятельности, в том числе и к практической работе.
Требования к работе в контурных картах
Каждую контурную карту подписывают.
При выполнении практической работы в контурных картах подписывают название и дату выполнения практической работы(в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Надписи на контурной карте делают черной/синей пастой мелко, четко, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия крупных по площади географических объектов подписывают параллельно рамке карты или параллелям, так что бы название занимало всю территорию/акваторию объекта. Шрифт должен быть близким к шрифту соответствующей карты атласа.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках/легенде карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, то карту раскрашивает цветным карандашом, а затем уже подписываем географические названия.
В начале учебного года работы в контурных картах выполняют простым карандашом, потому что была возможность исправить свои ошибки.
Работать в контурных картах фломастерами, маркерами, красками и пр. не допускается.
При оценке работы с контурной картой учитывается не точное копирование карты атласа, а правильности выполнения предложенных заданий.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильности и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполнение заданий может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Критерии оценки контурных карт.
Отлично
Выставляется в том случает, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов, задания выполнены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Хорошо
Выставляется в том случает, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки/неточности/незначительные ошибки.
Удовлетворительно
Выставляется в том случает, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно выполнены основные задания.
Неудовлетворительно
Выставляется в том случает, если контурная карта заполнена неверно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ
Отлично
Практическая/самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения работы источники знаний, самостоятельно применяли практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Приведена верная последовательность шагов решения.
Хорошо
Практическая/самостоятельная работа выполнена в полном объеме с нарушение последовательности шагов выполнения, которые не повлияли на правильность выполнения работы. Использованы указанные учителем источники знаний. Допущена небрежность и неточности в оформлении результатов работы.
Удовлетворительно
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или других учеников. На выполнение работы затрачено много времени(можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся испытывают затруднения в работе с картами атласа , статистическими материалами, географическими инструментами и пр.
Неудовлетворительно
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено отсутствие необходимых знаний и умений. Руководство учителя/ учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Приложение.
Примерное содержание обязательных/оценочных практических работ в 5 классе по УМК И.И. Баринова , А.А.Плешаков, Н.И. Сонин «География. Начальный курс»
Тема урока: Географические открытия древности и Средневековья.
Результат урока: Формирование предметного умения работать с контурной картой. Выполнение практической работы №1.
Практическая работа №1.Важнейшие открытия древности и Средневековья.
Используя текст $ 5 учебника, заполните таблицу.
Важнейшие открытия древности и Средневековья
Ученый, путешественник
Где и когда побывал
Географические открытия
Геродот
Пифей
Эратосфен
Марко Поло
Бартоломеу Диаш
Васко да Гама
Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века подчеркните зеленым цветом.
Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья.
Вопросы и задания:
1.Какие путешествия совершили финикийские моряки.
2.В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?
3.Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?
Практическая работа №2 Важнейшие географические открытия.
1. Используя текст $ 6 учебника, заполните таблицу.
Важнейшие географические открытия.
Ученый, путешественник
Где и когда побывал
Географические открытия
Христофор Колумб
Фернан Магеллан
Джеймс Кук
Ф.Ф.Белинснаузен и М.П.Лазарев
2. Обозначьте на контурной карте маршруты великих путешественников. Подчеркните название материков, открытых этими путешественниками.
3. Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?
Вопросы и задания:
1.Опишите маршрут путешествия А.Никитина.
2.В чем заслуга С.И.Дежнева?
3.Как называется пролив между Азией и Америкой?
4.Как были открыты северо-западные берега Северной Америки?
Уроки 23-24 Обобщение знаний по разделу «Виды изображения Земли»
Практическая работа № 3. Ориентирование по компасу.
Рассмотрите компас. Установите его на ровную поверхность и научитесь фиксировать и отпускать стрелку компаса специальным рычажком.
Отпустите стрелку компаса, дайте ей успокоиться, затем совместите главный конец стрелки с буквой «С». Теперь компас ориентирован.
Определите, где находится юг. Запишите предметы или объекты, находящиеся на юге.
Определите, где находятся восток и запад. Запишите предметы или объекты, находящиеся на западе; востоке.
Выберите какой-либо объект и определите направление на него.
Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.
1. Выберите масштаб:
а) определите размер участка в метрах;
б) насколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке, - так вы определили масштаб плана;
в) определите, чему будут равны длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.
2. Начертите контуры участка на листке.
а) определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой направление «север-юг»;
б)изобразите на плане здание школы, пришкольный сад, спортивную площадку при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.