kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Географические координаты- конспект урока в 6классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель:Лабунская Александра Ивановна

Урок по географии по теме "Географические координаты" (6е класс)

I. Учебно-методический комплекс урока.

  1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9, 10-11 классы., - М., Просвещение 2009.

  2. Учебник «География. Природа и люди» под редакцией Алексеева А.И., - М., Просвещение 2007.

  3. Николина В.В. География 6 кл. Методические рекомендации. – М., Просвещение 2007.

  4. Николина В.В. Мой тренажер. – М., Просвещение 2007.

  5. Гусева Е.Е. География 6 кл. «Конструктор» текущего контроля. – М., Просвещение 2008.

  6. Физическая карта полушарий, физическая карта России.

  7. Глобусы.

  8. Учебник»Начальный курс географии»под редакцией Т.П Герасимовой.

II. Цели урока:

а) образовательные: в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;

б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;

в) воспитательные:

учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;

проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;


 

Задачи урока:в результате урока учащиеся научатся определять:

  • географическую широту;

  • географическую долготу;

  • географические координаты.

III. Методы обучения:

  1. По источнику знания:
    а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;
    б) наглядные – работа с рисунками № 18, 20 в учебнике; с картами на экране, глобусом, презентации урока.
    в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

  2. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

  3. По степени самостоятельности:
    а) с учителем при получении нового знания;
    б) в паре при решении пробного упражнения;
    в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

IV. Формы обучения:

Практическая работа.

V. Формы организации работы в классе:

  1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;

  2. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.


 

VI. Ход урока:

1 этап: Организационный момент.Учитель :Послушайте отрывок из стихотворения и скажите о чем пойдет речь на уроке.

На карте - огромная планета Земля
Реки и горы, равнины, моря
Точка на карте зовется «объект» -
Такое понятие ввел человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом
Чтобы ее отыскать в целом мире
Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры - его долготой.

Учитель:«На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. Вспомним элементы градусной сетки,на экране вопросы,читаете и отвечаете.Учитель:Будем учиться определять географические координаты.Учитель: поиграем в игру,» Морской бой»

а

б

в

г

1

+

2

+

3

+

4

+

Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Вопросы:

  1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) полюсом;
    г) меридианом.

  2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) тропиком;
    г) меридианом.

  3. Направления запад → восток показывают:
    а) параллели;
    б) меридианы.

  4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: 
    а) 90°;
    б) 360°;
    в) 180°.


Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учащиеся:Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

2. Основной этап. Введение нового материала.

Учитель:Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.

Учитель:Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.

Учитель:Что значит определить географическую широту? Откройте учебник на странице 30 рис. 18. Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.). Так как наша страна находится к северу от экватора, то все географические объекты в нашей стране имеют северную широту.(Работа с презентацией)

Учитель:Определяем географическую широту:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

  3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.

Учащиеся:Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географическую широту городов Лондон,Санкт-Петербург.рис.18 стр.30.
Вывод:Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.

Учащиеся: работают с тренажером(Презентация «Географические координаты»)

Учитель:Что значит определить географическую долготу?

Работа с рис. 20 стр. 33 учебника.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Учитель: Определим долготу г.Санкт-Петербурга и Лондона.Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

  3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.20 в учебнике).

Учащиеся работают с рисунком 20 учебника.

Учитель:Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г Лондона. Дадим определение понятия «географические координаты».Презентация.

Учащиеся:работа с таблицей «Сравнение географических координат» Учитель:Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.

Учащиеся:самостоятельно выполняют задания,работая с текстом учебника.
3.Подведение итогов.

4. Задание на дом §12-13

 

Просмотр содержимого документа
«Географические координаты- конспект урока в 6классе »

Учитель:Лабунская Александра Ивановна

Урок по географии по теме "Географические координаты" (6е класс) I. Учебно-методический комплекс урока.
  1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9, 10-11 классы., - М., Просвещение 2009.

  2. Учебник «География. Природа и люди» под редакцией Алексеева А.И., - М., Просвещение 2007.

  3. Николина В.В. География 6 кл. Методические рекомендации. – М., Просвещение 2007.

  4. Николина В.В. Мой тренажер. – М., Просвещение 2007.

  5. Гусева Е.Е. География 6 кл. «Конструктор» текущего контроля. – М., Просвещение 2008.

  6. Физическая карта полушарий, физическая карта России.

  7. Глобусы.

  8. Учебник»Начальный курс географии»под редакцией Т.П Герасимовой.

II. Цели урока:

а) образовательные: в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;

б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;

в) воспитательные:

учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;

проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;



Задачи урока:в результате урока учащиеся научатся определять:

  • географическую широту;

  • географическую долготу;

  • географические координаты.

III. Методы обучения:
  1. По источнику знания:
    а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;
    б) наглядные – работа с рисунками № 18, 20 в учебнике; с картами на экране, глобусом, презентации урока.
    в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

  2. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

  3. По степени самостоятельности:
    а) с учителем при получении нового знания;
    б) в паре при решении пробного упражнения;
    в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

IV. Формы обучения:

Практическая работа.

V. Формы организации работы в классе:
  1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;

  2. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.



VI. Ход урока:

1 этап: Организационный момент.Учитель :Послушайте отрывок из стихотворения и скажите о чем пойдет речь на уроке.

На карте - огромная планета Земля
Реки и горы, равнины, моря
Точка на карте зовется «объект» -
Такое понятие ввел человек.

Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом
Чтобы ее отыскать в целом мире
Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры - его долготой.


Учитель:«На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. Вспомним элементы градусной сетки,на экране вопросы,читаете и отвечаете.Учитель:Будем учиться определять географические координаты.Учитель: поиграем в игру,» Морской бой»


а

б

в

г

1



+


2




+

3

+




4

+




Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Вопросы:

  1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) полюсом;
    г) меридианом.

  2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) тропиком;
    г) меридианом.

  3. Направления запад → восток показывают:
    а) параллели;
    б) меридианы.

  4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: 
    а) 90°;
    б) 360°;
    в) 180°.


Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учащиеся:Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.

2. Основной этап. Введение нового материала.

Учитель:Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.

Учитель:Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.

Учитель:Что значит определить географическую широту? Откройте учебник на странице 30 рис. 18. Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.). Так как наша страна находится к северу от экватора, то все географические объекты в нашей стране имеют северную широту.(Работа с презентацией)

Учитель:Определяем географическую широту:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

  3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.

Учащиеся:Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите географическую широту городов Лондон,Санкт-Петербург.рис.18 стр.30.
Вывод:Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.

Учащиеся: работают с тренажером(Презентация «Географические координаты»)

Учитель:Что значит определить географическую долготу?

Работа с рис. 20 стр. 33 учебника.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку.

Учитель: Определим долготу г.Санкт-Петербурга и Лондона .Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

  1. Найти объект на карте.

  2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

  3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.20 в учебнике).

Учащиеся работают с рисунком 20 учебника.

Учитель:Таким образом, мы установили географические координаты (географическую широту и географическую долготу) г. Санкт-Петербурга и г Лондона. Дадим определение понятия «географические координаты».Презентация.

Учащиеся:работа с таблицей «Сравнение географических координат» Учитель:Вы научились определять географические координаты точек и по заданным координатам находить местоположение объекта.

Учащиеся:самостоятельно выполняют задания ,работая с текстом учебника.
3.Подведение итогов.

4. Задание на дом §12-13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Географические координаты- конспект урока в 6классе

Автор: Лабунская Александра Ивановна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Тема "Глобус. Градусная сеть. Географические координаты" "
    ["seo_title"] => string(59) "tiema-globus-gradusnaia-siet-gieoghrafichieskiie-koordinaty"
    ["file_id"] => string(6) "132075"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416282834"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока географии в 6 кл. "Система географических координат" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-kl-sistiema-ghieoghrafichieskikh-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "108025"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403537412"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Практическая работа "Определение направлений, географических координат" "
    ["seo_title"] => string(82) "praktichieskaia-rabota-opriedielieniie-napravlienii-ghieoghrafichieskikh-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "129720"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415738529"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Географические координаты" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-gieoghrafichieskiie-koordinaty"
    ["file_id"] => string(6) "132168"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416302401"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока  "Рельеф Африки "-7 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-riel-ief-afriki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142316"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418271440"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства