Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии
Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии
Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому, на мой взгляд, способствует внедрение в учебную деятельность проектного метода обучения. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, отвечает требованию системности (т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций). Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Э.А. Ковалевский определяет познавательную активность, как проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса. А по определению Г.И. Щукиной «Познавательная активность – качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания».
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Мы предлагаем в учебном процессе применять метод проектов. Как практика показывает, из курса школьной математики больше всего для проектирования подходит геометрия.
По применению метода проектов мы придерживались работы Е. С. Полата. И по определению Полата метод проектов это метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени
Для проектной деятельности учащихся могут быть предложены разные темы. В качестве примера предлагаются примерные темы по геометрии с 7 по 11 классы.
Признаки равенства треугольников
Четырехугольники
Теорема Пифагора
Декартовы координат на плоскости
Площади фигур
Многогранники
Объемы и поверхности тел вращения
Основными целями проведения занятий с элементами метода проектов это:
развить познавательную активность учащихся;
развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка;
привитие навыков самостоятельной деятельности; получение прочных знаний и навыков;
приобретение навыков сотрудничества, совместной деятельности в процессе работы над проектом.
развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте;
совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.
повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии;
Чем отличается структура организации традиционного урока от проектного?
Проект
Класс
1. Самостоятельное обучение – выполнение обязательной программы, но в последовательности, выбранной учеником. Плюс получение дополнительной информации в зависимости от интереса.
1. Объяснение материала учителем. Выполнение программы строго по страницам учебника.
2. Индивидуальное обучение – каждый ученик имеет собственную программу обучения и собственный способ ее реализации.
2. Общее обучение – весь класс выполняет одинаковую программу, данную учителем.
3. Учитель выступает в роли консультанта.
3. Учитель является преподавателем.
4. Подготовка к самостоятельной жизни реализуется в том, что ученики проектной деятельности сами строят процесс обучения, сами учатся, сами представляют проект.
4. Обычная преподавательская работа реализуется через передачу материала учителем детям.
6. «Погружение» в предмет – работа над проектом, рассчитанная на несколько часов.
6. Преподавание осуществляется следующим образом: учитель объясняет тему, ученики конспектируют, решают примеры (применяют знания на практике). Рамки времени строго ограничены.
В чем плюсы проектной деятельности.
1. Развивает чувство ответственности, обязательности, серьезного отношения к учебе.
2. Создает для ученика «ситуацию успеха»; учащийся чувствует себя значимым, успешным, нужным, способным преодолевать различные трудности.
3. Ученик получает знания самостоятельно, становится в роли «добытчика знаний».
4. Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах доверия, сотрудничества. При такой организации деятельности ученик чувствует себя самостоятельным, развивает свои организаторские, творческие, коммуникативные способности.
Методические рекомендации по проведению проектных уроков
I. Вводный этап:
Формирование проектных групп, постановка целей, задач проектных работ, формулировка гипотезы и проблемы исследования, составление индивидуальных планов работы над проектами. Если учащиеся знакомы с методом проектов, то можно предложить в качестве домашнего задания подумать над основополагающим вопросом, названием проекта и направлениями исследования, а на следующем уроке обсудить это и определиться с выбором.
II. Поисковый этап:
1. Поиск информации, имеющей отношение к проблеме исследования, систематизация материалов, подбор иллюстраций.
2. Промежуточные сообщения учащихся о ходе работ.
3. Индивидуальные или групповые консультации: помощь в систематизации и обобщении материалов, помощь в оформлении проекта.
III. Обобщающий этап.
1. Проверка результатов.
2. Оформление работы.
3. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
4. Репетиционно - консультационное занятие:
- "предзащита" проектов.
- подготовка к публичной защите проектов
IV. Защита (презентация проектов) - представление результатов деятельности. Для этого используются различные формы урока или занятия. Оценка работы по проекту.
Критерии оценивания результатов работы учащихся
Для рейтинговой оценки перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции.
Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:
85 – 100 баллов – «5»;
70 – 85 баллов – «4»;
50 – 70 баллов – «3»;
менее 50 баллов – «2».
Достигнутый результат
(из 15 баллов)
Оформление
(из 15 баллов)
Защита
Процесс проектирования
Представление
(из 15 баллов)
Ответы на вопрос
(из 15 баллов)
Интеллектуальная
(из 10 баллов)
(из 10 баллов)
деятельность
(из 10 баллов)
Умение работать
в команде
(из 10 баллов)
Коллеги по команде
Для реализации применения метода проектов проведены уроки в 8 классе, в котором 18 учащихся (6 мальчиков, 12 девочек). Обучение ведется по учебнику «Геометрия 7-11 класс» А.В. Погорелова.
Тема проекта: Четырехугольники
Подготовительная работа: за неделю до проведения урока класс делится на 5 групп, каждая из которых получает задание. Работа в группах начинается с распределения должностей: ведущий, докладчик, содокладчик, верстальщик.
Задания:
• дать определение, признаки и свойства четырехугольника, результаты представить в виде презентации;
• изготовить модели четырехугольника;
• подобрать задачи, связанные с четырехугольником;
• представить загадки, стихотворения, кроссворд, связанные с четырехугольником в виде презентации;
• продемонстрировать рисунки, фотографии из мира природы, жизни человека с использованием четырехугольника.
Результаты этой работы будут представлены на уроке.
Продукт проекта: презентации, модели фигур.
Рекомендуемая литература:
Учебники по геометрии 8 класс
Дидактические материалы по геометрии, 8 класс
Интернет ресурс
Школьные газеты
Мат. Энциклопедия и т.д.
После проведения уроков с элементами метода проектов выявлено, что применение метода проектов развивает познавательную активность учащихся – они более активно работали на уроках, когда защищали свой проект. Особенно было видно во внеурочное время, выполняя задания, они стремились прийти к правильному результату, старались найти нужные информации самостоятельно, ходили в библиотеку, сидели после уроков в сети Интернет; подходили и спрашивали то, что им было не понятно, сплоченно работали в команде.
Систематическое применение метода проектов на уроках геометрии является активным средством активизации познавательной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков.
В заключение следует отметить, что метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.
Такое значение проектному обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции.
Уроки должны строиться на деятельностном подходе. И этого же требует ФГОС второго поколения. Для реализации этого подхода в процессе обучения математике могут использоваться как уже хорошо зарекомендовавшие себя исследовательский и проектный методы, так и другие методы (технологии) активного обучения математике, позволяющие развивать мышление учащихся и формировать умения самостоятельного приобретения знаний.
Ковалевский Э.А. Познавательная деятельность в процессе обучения. 1979. – 259с.
2. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / - М.: Академия, 2000. - 272 с.
Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998г. №4.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. / Г.И. Щукина. – М.:1979г. - 160с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому, на мой взгляд, способствует внедрение в учебную деятельность проектного метода обучения. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, отвечает требованию системности (т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций). Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Э.А. Ковалевский определяет познавательную активность, как проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса. А по определению Г.И. Щукиной «Познавательная активность – качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания».
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Мы предлагаем в учебном процессе применять метод проектов. Как практика показывает, из курса школьной математики больше всего для проектирования подходит геометрия.
По применению метода проектов мы придерживались работы Е. С. Полата. И по определению Полата метод проектов это метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени
Для проектной деятельности учащихся могут быть предложены разные темы. В качестве примера предлагаются примерные темы по геометрии с 7 по 11 классы.
Признаки равенства треугольников
Четырехугольники
Теорема Пифагора
Декартовы координат на плоскости
Площади фигур
Многогранники
Объемы и поверхности тел вращения
Основными целями проведения занятий с элементами метода проектов это:
развить познавательную активность учащихся;
развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка;
привитие навыков самостоятельной деятельности; получение прочных знаний и навыков;
приобретение навыков сотрудничества, совместной деятельности в процессе работы над проектом.
развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте;
совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.
повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии;
Чем отличается структура организации традиционного урока от проектного?
Проект
Класс
1. Самостоятельное обучение – выполнение обязательной программы, но в последовательности, выбранной учеником. Плюс получение дополнительной информации в зависимости от интереса.
1. Объяснение материала учителем. Выполнение программы строго по страницам учебника.
2. Индивидуальное обучение – каждый ученик имеет собственную программу обучения и собственный способ ее реализации.
2. Общее обучение – весь класс выполняет одинаковую программу, данную учителем.
3. Учитель выступает в роли консультанта.
3. Учитель является преподавателем.
4. Подготовка к самостоятельной жизни реализуется в том, что ученики проектной деятельности сами строят процесс обучения, сами учатся, сами представляют проект.
4. Обычная преподавательская работа реализуется через передачу материала учителем детям.
6. «Погружение» в предмет – работа над проектом, рассчитанная на несколько часов.
6. Преподавание осуществляется следующим образом: учитель объясняет тему, ученики конспектируют, решают примеры (применяют знания на практике). Рамки времени строго ограничены.
В чем плюсы проектной деятельности.
1. Развивает чувство ответственности, обязательности, серьезного отношения к учебе.
2. Создает для ученика «ситуацию успеха»; учащийся чувствует себя значимым, успешным, нужным, способным преодолевать различные трудности.
3. Ученик получает знания самостоятельно, становится в роли «добытчика знаний».
4. Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах доверия, сотрудничества. При такой организации деятельности ученик чувствует себя самостоятельным, развивает свои организаторские, творческие, коммуникативные способности.
Методические рекомендации по проведению проектных уроков
I. Вводный этап:
Формирование проектных групп, постановка целей, задач проектных работ, формулировка гипотезы и проблемы исследования, составление индивидуальных планов работы над проектами. Если учащиеся знакомы с методом проектов, то можно предложить в качестве домашнего задания подумать над основополагающим вопросом, названием проекта и направлениями исследования, а на следующем уроке обсудить это и определиться с выбором.
II. Поисковый этап:
1. Поиск информации, имеющей отношение к проблеме исследования, систематизация материалов, подбор иллюстраций.
2. Промежуточные сообщения учащихся о ходе работ.
3. Индивидуальные или групповые консультации: помощь в систематизации и обобщении материалов, помощь в оформлении проекта.
III. Обобщающий этап.
1. Проверка результатов.
2. Оформление работы.
3. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
4. Репетиционно - консультационное занятие:
- "предзащита" проектов.
- подготовка к публичной защите проектов
IV. Защита (презентация проектов) - представление результатов деятельности. Для этого используются различные формы урока или занятия. Оценка работы по проекту.
Критерии оценивания результатов работы учащихся
Для рейтинговой оценки перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, а затем и самим учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции.
Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:
85 – 100 баллов – «5»;
70 – 85 баллов – «4»;
50 – 70 баллов – «3»;
менее 50 баллов – «2».
Достигнутый результат
(из 15 баллов)
Оформление
(из 15 баллов)
Защита
Процесс проектирования
Представление
(из 15 баллов)
Ответы на вопрос
(из 15 баллов)
Интеллектуальная
активность
(из 10 баллов)
Творчество
(из 10 баллов)
Практическая
деятельность
(из 10 баллов)
Умение работать
в команде
(из 10 баллов)
Самооценка
Педагог
Коллеги по команде
(классу)
Для реализации применения метода проектов проведены уроки в 8 классе, в котором 18 учащихся (6 мальчиков, 12 девочек). Обучение ведется по учебнику «Геометрия 7-11 класс» А.В. Погорелова.
Тема проекта: Четырехугольники
Подготовительная работа: за неделю до проведения урока класс делится на 5 групп, каждая из которых получает задание. Работа в группах начинается с распределения должностей: ведущий, докладчик, содокладчик, верстальщик.
Задания:
дать определение, признаки и свойства четырехугольника, результаты представить в виде презентации;
изготовить модели четырехугольника;
подобрать задачи, связанные с четырехугольником;
представить загадки, стихотворения, кроссворд, связанные с четырехугольником в виде презентации;
продемонстрировать рисунки, фотографии из мира природы, жизни человека с использованием четырехугольника.
Результаты этой работы будут представлены на уроке.
Продукт проекта: презентации, модели фигур.
Рекомендуемая литература:
Учебники по геометрии 8 класс
Дидактические материалы по геометрии , 8 класс
Интернет ресурс
Школьные газеты
Мат. Энциклопедия и т.д.
После проведения уроков с элементами метода проектов выявлено, что применение метода проектов развивает познавательную активность учащихся – они более активно работали на уроках, когда защищали свой проект. Особенно было видно во внеурочное время, выполняя задания, они стремились прийти к правильному результату, старались найти нужные информации самостоятельно, ходили в библиотеку, сидели после уроков в сети Интернет; подходили и спрашивали то, что им было не понятно, сплоченно работали в команде.
Систематическое применение метода проектов на уроках геометрии является активным средством активизации познавательной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков.
В заключение следует отметить, что метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.
Такое значение проектному обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции.
Уроки должны строиться на деятельностном подходе. И этого же требует ФГОС второго поколения. Для реализации этого подхода в процессе обучения математике могут использоваться как уже хорошо зарекомендовавшие себя исследовательский и проектный методы, так и другие методы (технологии) активного обучения математике, позволяющие развивать мышление учащихся и формировать умения самостоятельного приобретения знаний.
Литература:
Ковалевский Э.А. Познавательная деятельность в процессе обучения. 1979. – 259с.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / - М.: Академия, 2000. - 272 с.
Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998г. №4.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. / Г.И. Щукина. – М.:1979г. - 160с.